Целевые ориентиры дошкольного образования. Дети с особенностями поведения. Юлия Геннадьевна Жижченко, старший воспитатель, педагог-психолог ГБДОУ 5 Петродворцового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или.
Advertisements

Бурова Светлана Анатольевна, учитель русского языка ГБОУ СОШ НО 410 СВАО г.Москвы.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван: 1. Противоречивыми требованиями предъявляемыми.
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ. Что такое гиперактивность? Гипер... (от греч. Hyper над, сверху) составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово.
Факторы, понижающие уровень риска и обеспечивающие безопасность ребенка: профилактика жестокого обращения с детьми: как работать с агрессивными детьми.
Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
Агрессия детей: ее причины и предупреждение Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не.
Чрезмерно подвижные дети впервые были описаны в середине 19 века, а в 60-х годах 20 века врачи определили это состояние как патологическое – ненормальное.
К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. Н.С.ЛЕЙТЕС. Н.С.ЛЕЙТЕС.
Рекомендации для родителей по профилактике табакокурения и употребления ПАВ, агрессивного поведения детей и подростков.
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Адаптация первоклассников. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга.
Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
Р ОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Детская агрессия и пути её преодоления» Разработка учителя начальных классов Епифановой Е.П. МБОУ «СОШ8» г. Бийск.
Консультация «Особенности подбора игр и приемов при взаимодействии с агрессивными и тревожными детьми» Подготовил: Педагог-психолог МБДОУ 22 А.И. Карпиевич.
Родительское собрание Детская агрессия. Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен.
(синдром дефицита внимания) – нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком Нагля Марина Николаевна Учитель-логопед ГДОУ 116 Выборгского района 2008.
учебный год ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА БУРМЕТОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА БУРМЕТОВА.
Транксрипт:

Целевые ориентиры дошкольного образования. Дети с особенностями поведения. Юлия Геннадьевна Жижченко, старший воспитатель, педагог-психолог ГБДОУ 5 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Психологические особенности детей дошкольного возраста 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет мышление Наглядно- действенное Наглядно- образное Наглядно- образное, начало формирования образно- схематичного Элементы логического, развиваются на основе наглядно- образного речь Словосочета ния, понимает глаголы Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли Формирозвание планирующей функции речи Развитие внутренней речи произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные начинает развиваться произвольное запоминание в игре Развитие целенаправленного запоминания Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Психологические особенности детей дошкольного возраста 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Физиологи ческая чувствительность Высокая чувствительность к физическом у дискомфорт у Высокая чувствительность к дискомфорту Уменьшение чувствительности к дискомфорту Индивидуально, у большинства низкая Объект познания Непосредст венно окружающие предметы, их внутреннее устройство Непосредствен но окружающие предметы, их свойства и назначения Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые Предметы и явления, непосредственно не Воспринимае мые, нравственные нормы Причинно- Следственные связи между предметами и явлениями Способ познания Манипулиро звание предметами, их разбизвание Эксперименти- розвание,конструирозвание Рассказы взрослого, экспериментирозвание Общение со взрослыми, сверстниками, самостоятельна я деятельность, экспериментро- звание Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми сверстниками

Психологические особенности детей дошкольного возраста 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Условия успешности Разнообрази е развивающей сферы Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, умелость в каком- либо деле Форма общения Ситуативно- личное Ситуативно- деловое Внеситуативно - деловое Внеситуативно- деловое + внеситуативно- личностное Внеситуативно- личностное Отношения со сверстника ми Мало интересен Интересен как партнер по сюжетной игре Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтения в общении Собеседник, партнер деятельности

Психологические особенности детей дошкольного возраста 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству Источник информации Источник информации, собеседник Источник эмоциональной поддержки Наличие конфликтов со взрослыми ( «Я- сам») со взрослыми как продолжение ( «Я- сам») отсутствуют кризис, смена социальной роли Эмоциисильной модальность и, резкие переходы сильной модальностьи, резкие переключения более ровные. старается контролировать Преобладание оптимистического настроения Развитие высших чувств Игровая деятельность Предметно- манипулятивная, игра «рядом» Партнерская со взрослыми, индивидуальна я с игрушками; игровое действие Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Возраст 3-4 года Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3 лет. Формирозвание «системы Я». Развитие воображения через развития функции замещения одного предмета другим. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно - познавательным. Удерживает внимание 7-8 минут. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я). Может вести себя некоторое время нормально (хорошо). Способен играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры. Может помогать взрослым. Может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других. Допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Возраст 3-4 года Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения. Нормальное (плохое) поведение: Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми. Не хочет заботиться о других. Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным. Истерики, слезы, крик.

Возраст 3-4 года Цели и задачи для взрослых: Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо. Формирозвание умения действовать по правилам. Формировать умение сопереживать, сочувствовать, а также эмоциональную отзывчивость. Способность формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым. Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (3-4 года) Говорите малышу о любви к нему как можно чаще. Целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности. Избегайте ситуации, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле. Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребенка. Сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

Возраст 4-5 лет Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра. Ведущая функция – наглядно-образное мышление. Особенности возраста: Речь начинает выполнять контролирующую функцию. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). Повышенная познавательная активность. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником. Интерес к другому ребенку, к своему окружению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. Усложнение сюжетно-ролевой игры. Появление осознанности собственных действий. Ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время. Способен к сотрудничеству со сверстниками. Может соблюдать правила очередности. Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Возраст 4-5 лет Новообразования: Контролирующая функция речи. Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. Проявление элементов произвольности. Проявление внеситуативно - личностной формы общения со взрослыми. Нормальное (плохое) поведение: Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых. Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

Возраст 4-5 лет Цели и задачи для взрослых: Создавать условия для развития творческого воображения. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил. Создавать условия для проявления познавательной активности. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (4-5 лет): Проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша. Не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил. Отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общении. В случаях попыток малыша наладить с вами отношения. Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

Возраст 5-6 лет Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Особенности возраста: Проявление элементов произвольности всех психических процессов. Общение с взрослым внеситуативно - личностное. В общение со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно - деловой. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. Половая идентификация. Ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ. Соблюдает распорядок дня. Может ориентироваться во времени по часам. Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Возраст 5-6 лет Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная функция речи. Внеситуативно – деловая форма общения со сверстником. Нормальное (плохое) поведение: Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил. Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом. Ябедничает на сверстников

Возраст 5-6 лет Цели и задачи для взрослых: Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (5-6 лет): Не обещайте ребенку того, чего не сможете выполнить наверняка. Не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников. Обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать своё отношение к провинившемуся. Внимательно выслушайте претензии ребенка к вам – они могут быть справедливыми.

Возраст 6-7 лет Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Особенности возраста: Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа. Переход к младшему школьному возрасту. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение). Повышенная чувствительность. Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. Теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой. Способен подчинять свои эмоции не очень отдаленным целям. Удерживать принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели. Начинает осознавать свои переживания. Активно интересуется отношением окружающих к себе. Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Возраст 6-7 лет Новообразования: Внутренний план действий. Произвольность всех психических процессов. Возникновние соподчинения мотивов. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. Возникновение первой целостной картины мира. Появление учёбно-познавательного мотива. Нормальное (плохое) поведение: Лжет в целях самозащиты. Непоседлив и возбудим. Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже. Допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

Возраст 6-7 лет Цели и задачи для взрослых: Способствовать формированию учебно-познавательного мотива. Способствовать развитию мышления. Формировать произвольность всех психических процессов. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интеграцию структуры деятельности. Продожать формировать этические представления. Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка. Будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях. Давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом). Жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много. Выполняйте монотонные операции вместе с ребенком – достаточно просто вашему присутствия рядом.

Что такое гиперактивность. Причины. Пики. Что такое гиперактивность. Причины. Пики. «Активный» - лат. «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы.

Причины гиперактивности минимальная мозговая дисфункция (ММД). патология беременности, родов (85% случаев), инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Признаки гиперактивных детей. Высокая двигательная активность Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо) Ерзает на месте Находится в постоянном движении Очень говорлив Спит намного меньше, даже в младенчестве

Признаки гиперактивных детей. Дефицит активного внимания Непоследователен в поведении. Имеет трудности в организации. Многие дела начинает и не заканчивает. Не слышит, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его. Теряет вещи. Избегает задач, которые требуют умственных усилий, и скучных заданий. Часто бывает забывчив.

Признаки гиперактивных детей. Импульсивность Не может регулировать свои действия. Не умеет подчиняться правилам. Отвечает до того, как его спросят. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях. Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего. Плохо сосредотачивает внимание. Не может отложить что-то ожидаемое приятное в будущем. Ведет себя по-разному (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

Пики Пики проявления синдрома гиперактивности совпадают с пиками психоречевого развития: 1-2 года (закладываются навыки речи) 3 года (увеличивается словарный запас) 6-7 лет (формируются навыки чтения и письма) К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и невнимательность остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве синдром гиперактивности.

бессилие злость на ребенка злость на родителей чувство вины беспомощность желание уйти с работы раздражение гнев желание помочь Чувства и трудности, которые испытывают педагоги при работе с гиперактивными детьми.

Чувства, которые испытывают гиперактивные дети. злость обида чувство собственной неполноценности гнев

Трудности в поведении гиперактивных детей. Способы и методы коррекции. Стройте индивидуальную работу с гиперактивным ребенком. Игнорируйте вызывающие поступки ребенка и поощряйте его хорошее поведение. Ограничьте отвлекающие факторы. Оптимальный выбор места за столом – в центре группы, напротив доски.

Трудности в поведении гиперактивных детей. Способы и методы коррекции. Стройте занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку. Научите гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем.

Трудности в поведении гиперактивных детей. Способы и методы коррекции. На определенный отрезок времени давайте только одно задание. В течение дня необходима двигательная «разрядка»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком Отвлечь ребенка от его капризов. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. Не приказывать, а просить. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья). Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания ).

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Предоставлять ребенку возможность выбора. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Игры, в которые играют гиперактивные дети Клубочек Что нового Разговор с руками Разговор с телом Говори Море волнуется Футбол с ватными шариками

Разговор с руками

Что такое агрессивность? Слово агрессия произошло от латинского agressio, что означает нападение, приступ. Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Причины появления агрессии у детей: некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. характер наказаний. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Что такое агрессивность? Портрет агрессивного ребенка нападает на детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, агрессия отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. не имеет представления, как другим способом можно бороться за выжизвание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. подозрителен и насторожен, перекладывает вину за затеянную ими ссору на других. не может сам оценить свою агрессивность. не замечает, что вселяет в окружающих страх и беспокойство. Замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Что такое агрессивность? Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Что такое агрессивность? Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность 1520 баллов. Средняя агрессивность 714 баллов. Низкая агрессивность 16 баллов.

Что такое агрессивность? Как помочь агрессивному ребенку 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирозвание способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Тревожные дети Слово тревожный отмечается в словарях с 1771 года. Слово тревога означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника. Тревожность: это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Тревожные дети Причины: 1. Противоречивые требования, предъявляемые родителями, либо родителями и детским садом. 2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). 3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожные дети Критерии определения тревожности у ребенка 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Тревожные дети Признаки тревожности 1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. Суммируйте количество плюсов, чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность 1520 баллов Средняя 714 баллов Низкая 16 баллов.

Тревожные дети Как помочь тревожному ребенку 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.