Проблемы оценки качества Жебровская О.О., руководитель ОЭР olga.zhebrovskaya@gmail.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Advertisements

Методика оценки эффективности образовательной деятельности в рамках проекта «Политехническая школа»
Мониторинг качества образования Сентябрь, 2008 г. Совещание со специалистами муниципальных органов управления образованием.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Доклад директора МОУ «Яблоницкая СОШ» Т.А.Козловой
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга Состояние и перспективы Санкт- Петербургской региональной системы оценки качества образования (СПб.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
План работы Научно – методического центра в учебном году.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
МОУ СОШ 2 ЮРЬЕВЕЦ 2010 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление директора школы 185 Поповой О.В. на окружной стажировочной площадке 8 ноября 2011 года.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Федеральный государственный стандарт второго поколения Принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны.
Транксрипт:

Проблемы оценки качества Жебровская О.О., руководитель ОЭР

Из Конвенции ООН о правах ребёнка «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». ons/childcon.shtml

Приоритеты образовательной политики Минобрнауки: публичная декларация целей и задач

Ключевые события 1. Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей (январь 2014 г.) 2.17 апреля 2014 г. парламентские слушания в Совете Федерации «О состоянии и перспективах развития системы ДОД в РФ» 3.15 мая утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.» августа 2014 г. на заседании Правительства Санкт- Петербурга обсуждался вопрос о реализации «дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в Санкт-Петербурге на годы. 5. Городской педагогический совет Санкт-Петербурга «Петербургская школа: прогресс и инновации», 26 августа 2014 г. 6. Педагогическая конференция Приморского района 28 августа 2014 г.

28 августа 2014 года Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов провел Общероссийское родительское собрание. Мероприятие прошло в формате видеоконференции с российскими регионами на базе московской школы 91, которая известна такими выпускниками как лауреат Филдсовской премии по математике Максим Концевич, легендарный программист, создатель знаменитой игры «Тетрис» Алексей Пажитнов.

Основные идеи: 1. Качество образования, приоритет семьи и семейных ценностей. 2. Повышение привлекательности труда учителя, в т.ч., за счет повышения уровня заработной платы (эффективный контракт), создание новой системы повышения квалификации и аттестации на основе профессионального стандарта. 3. Дополнительное образование детей – в сочетании основного и дополнительного образования. 4. Спорт и здоровый образ жизни, нормы ГТО. 5. Развитие инклюзивного образования. 6. Продолжение работы над электронными учебниками и информатизацией школы, в т.ч., контроль над контентом и информационная безопасность. 7. Снижение документооборота за счет повышения требований к сайтам образовательных организаций. Подробная информация – здесь

Реализация «Дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в Санкт-Петербурге на годы 19 августа 2014 года на заседании Правительства Санкт- Петербурга обсуждался вопрос о реализации «дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в Санкт- Петербурге на годы. Информация – на сайте Комитета по образованию Санкт- Петербурга.на сайте Комитета по образованию Санкт- Петербурга. Видео -

Городской педагогический совет 26 августа 2014 г. С отчетным докладом выступила председатель Комитет по образованию Ж.В. Воробьева. С отчетным докладом выступила председатель Комитет по образованию Ж.В. Воробьева. Содоклады представили А.А. Третьяков - директор Санкт-Петербургского Губернаторского физико-математического лицея N30, В.А. Никитин - директор Морского технического колледжа, О.Н. Катренко - учитель истории школы N340 Невского района, Е.Г. Водолазкин - писатель и Е.И. Казакова - профессор Санкт-Петербургского государственного университета. В работе педсовета принимали участие временно исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и председатель законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров. Информация – на сайте Комитета по образованию Санкт- Петербурга. Информация – на сайте Комитета по образованию Санкт- Петербурга. На сайте Комитета по образованию размещен публичный доклад «Петербургская школа в 2013 – 2014 учебном году»

Основные идеи: 1. Качество образования. 2. Инновационное развитие системы образования Санкт- Петербурга на рациональной основе. Изменение нормативной основы инновационной деятельности. 3.«Паспорт петербургского школьника» – материал для портфолио. 4. Развитие дополнительного образования. 5. Возможность стажировки петербургских учителей в других городах и за рубежом.

Образование высшего качества Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Р. Киплинг …Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю.А.Конаржевский

Основные идеи Новая философия постоянного улучшения качества и производительности (преодоление барьеров: нежелание меняться, страх перед неудачей, страх перед неизвестным). Преодоление зависимости от массовых проверок как способа достижения качества (сделать качество неотъемлемым свойством продукции) Ориентация на потребителя.

Глоссарий Качество образования – это качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие: качество образовательной программы; качество организации образовательного процесса; качество управления; качество педагогических кадров; качество ресурсов; качество воспитания; качество здоровья; качество взаимодействия; качество обучающихся; качество результатов образования. Технологии оценки качества образования – ряд специально организованных процедур, позволяющих измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся.

Качество образования Результат ПроцессУсловия Оценка качества образования Управление качеством образования Обеспечение качества образования Методика надзора и контроля Методика рейтинга и стимулирования

1. Постоянная ориентация на удовлетворенность потребителя образовательными результатами. Продукция = выпускник, обладающий определенными качествами и умениями. Потребитель = обучающийся + родители + местное сообщество 2. Соотношение цели и результата, мера достижения целей при условии, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. 3. Мера соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого – либо возрастного периода возможностям для развития, содержащимся в культуре. 4. Единство качества условий, процесса и качества результата. Социальный заказ: требования к образовательным результатам, установленные обществом, родителями, правительством Образовательная программа: Управление качеством: создание условия и их совершенствование для достижения результатов Качество образования

Многоаспектность: качество конечного результата образования и качество потенциала образовательной системы, обеспечивающей достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения; знаниевая и деятельностная компоненты качества образования. Многоуровневость: конечный результат качества на каждой отдельной ступени (классе) получения образования. Многосубъектность: оценка качества образования осуществляется учащимися, выпускниками, педагогами, родителями, обществом, государственными органами и т.д. Многокритериальность: существует набор критериев оценки качества образования.

Построение образовательной среды, которая в одинаковой степени стимулирует учителя и ребенка к продуктивной деятельности, соответствующей их индивидуальным особенностям и потребностям. Трансформация требований к образовательным результатам ребенка в Миссию учителя. Удовлетворение не только актуальных потребностей общества и личности, но и выход на формирование потребностей, еще не осознанных обществом, задающих перспективу развития социально – экономической системы.

Необходимое условие достижения целей нового образования – система ценностей педагога. Транслируя ценности и организуя образовательный процесс в соответствии с ними, педагоги содействуют удовлетворению основных психологических потребностей ребенка движение в сторону самоактуализации личности. Ценностно компетентные педагоги направляют устремления своих учеников к высшим ценностям, которые содействуют становлению креативной, гуманистической и целостной личности.

Ориентация на внутренний процесс самоанализа и самооценки, внутренний аудит всех действий по созданию условий, направленных на достижение намеченных образовательных целей и результатов. Учет мировых тенденций развития образования и использование современных образовательных технологий в учебном процессе. Устойчивость и воспроизводимость всех параметров и процессов образовательной среды, способствующих достижению требуемых образовательных результатов, куда входит и система управления качеством. Способность образовательной системы к изменениям и самосовершенствованию.

1. Общественное управление 2. Философия школы 3. Общие педагогические ценности, разделяемые всеми членами педагогического коллектива 4. Содержание образования в соответствии с социальным заказом или компетентностный портрет выпускника 5. Новые методы обучения 6. Новые способы оценивания образовательных результатов 7. Совершенствование педагогического мастерства 8. Социальное партнерство 9. Внутренняя и внешняя экспертиза 10. Мониторинг условий и результатов

Способы оценки качества образования Способы оценки Самообследование, самоанализ Мониторинг Внешняя экспертиза

Современное понимание образовательных достижений Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность)

Мониторинг качества образования Мониторинг качества образования - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на региональном и муниципальном (включая школы) уровнях. Частью системы мониторинга качества образования являются следующие элементы: 1. контроль и диагностика - установление стандарта и определение стандартов; операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины); установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; 2. сбор данных и оценка - сбор данных; оценка результатов на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений; 3. действия - принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами и функциями управления, ориентированными на информационное обеспечение управления и его эффективность.

Процессы, входящие в область мониторинга качества образования Развитие Воспитание Обучение

Цель мониторинга создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений для достижения качественного образования.

Уровни и условия мониторинга качества образования Мониторинг качества образования осуществляется на региональном, муниципальном и на уровне образовательного учреждения и предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, оценка результатов, хранение и использование информации

Организация мониторинга качества образования Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации и категории участников мониторинга качества образования определяются и устанавливаются Министерством образования (в случае необходимости федеральными службами, учреждениями и организациями), органами образования муниципальных образований и администрацией общеобразовательных учреждений.

Ключевые вопросы: 1. C какой целью будет использоваться создаваемая система мониторинга? Что будет оцениваться? 2. Насколько объективными, надежными и валидными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация? 3. Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов? 4. Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки качества образования?

Системы мониторинга I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся ("цель - результат") II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации; III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход - выход"; IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

Ученик 1. Состояние здоровья 2. Образовательные достижения. 3. Уровень предметной обученности. 4. Уровень сформированности ключевых компетенций. Образовательный процесс 1. Соблюдение прав участников образовательного процесса. 2. Выполнение образовательных стандартов. 3. Выполнение санитарных правил и норм. 4. Безопасность. 5. Удовлетворенность участников образовательного процесса. Учитель 1. Обобщение опыта 2. Аттестация 3. Курсовая переподготовка. 4. Участие в конкурсах профессионального мастерства. 4. Публикации. Общественная экспертиза Профессиональная экспертиза

Основные пользователи результатов мониторинга Ученики Родители Учителя Администрация школы Учредитель

Мониторинг, диагностика, новации и инновации Педагогические кадры: обучение, деятельность, результат Участники образователь- ного процесса Сетевое взаимодейст вие и диссемина- ция опыта Система электрон- ного делопроиз- водства и СААД* СААД* - система автоматизации административной деятельности, в процессе разработки Центр управления качеством образования 32

Примеры видов мониторинга: мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в том числе в новой форме); мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов (в том числе, ЕГЭ); единое тестирование... классов с целью оценки динамики качества образования мониторинг качества образования на основе результатов государственной аттестации образовательных учреждений создание стандартизованных средств оценки учебных достижений (КИМ) формирование независимой объективной информации мониторинг качества условий, которые предоставляются образовательным учреждением для получения образования мониторинг качества образовательного процесса в гимназии мониторинг и диагностика учебных и внеучебныхдостижений учащихся

Основные мероприятия 1. Конференция «Технологии формирования и оценки качества образования» Выступление на районном семинаре «Подведение итогов реализации первого этапа проекта «Создание районного центра управления качеством образования» в СПб НИУ ИТМО г. 3. Городская конференция «Создание школьной модели оценки качества образования» г. 4. Районный семинар «Развитие кадрового потенциала профессиональной среды ОУ работе с современными образовательными технологиями и технологиями оценки качества образования» Городская научно-практическая конференция «Технологии формирования и оценки качества образования» г. 6. Международная научно-практическая конференция «Воспитать Человека…» Семинар «Создание районной системы управления качеством образования» г. 8. Городская научно-практическая конференция «Автоматизированная система индивидуального обучения» Семинар «Технология тестирования в режиме сетевого эксперимента» Научно-методический семинар «Разработка автоматизированной системы оценки контроля результатов обучения школьников»

Основные мероприятия: Постоянно действующий семинар «Проблемы формализованных и неформальных процедур оценки качества образования». 17 сентября «Использование средств информатизации для создания и реализации рабочих программ по учебным предметам, оценки качества образования (комплекс «Соната-ПРО» и программа PREZI)». 15 октября «Международные сравнительные исследования качества образования» 12 ноября «Международные исследования качества образования. Математическая и естественнонаучная грамотность. Проблемы самооценки и самоанализа в системе учебной деятельности обучающихся как надпредметных результатов обучения». 11 декабря «Неформальные процедуры оценки качества образования: портфолио, олимпиадная и конкурсная деятельность, формирующее оценивание и др.»

Научные публикации и тезисы Труды Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2011». – СПб: СПб ГУИТМО, том – С Материалы городского обучающего семинара «Создание школьной модели оценки качества образования». – СПб: Гимназия 631, Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – – 6 (76). – С Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур – – 4 (13). – С Материалы городской научно-практической конференции «Технологии формирования и оценки качества образования». – СПб: Гимназия 631, ИМЦ Приморского района Материалы городской научно-практической конференции «Технологии формирования и оценки качества образования». – СПб: Гимназия 631, ИМЦ Приморского района Материалы городской научно-практической конференции «Технологии формирования и оценки качества образования». – СПб: Фалконт-Принт Труды III научно-методической конференции «Школа-вуз-предприятие». – СПб: БГТУ «Военмех»

Методические материалы Дистанционное и виртуальное обучение. – – 2. – С Кластерный подход в образовании. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Гимназия 631, Уроки иностранных языков на основе требований ФГОС нового поколения Учебно-методическое пособие. – СПб.: Гимназия 631, Научно-методическое пособие «Петербургские школы-лаборатории: творческий поиск». – СПб., СПб АППО, – С «Письма в Эмиссия Оффлайн» (электронный журнал). – – 3 – С Материалы научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие в условиях открытой школы» – СПб.: Школа 328, С. Научное издание «Инновации в образовании». – Выпуск 4. – СПб,, СПБ АППО, – С. 7-9 Научно-методическое пособие «Петербургские школы лаборатории: творческий поиск». – СПб., СПб АППО, – С. 7 – 16 Публикации 2013 – 2014 гг. 37

1. Разработка системы управления на основе модели Центра оценки качества образования. 2. Значительное повышение качества педагогических кадров. 3. Определение проблем педагогических работников и способов решения этих проблем на основе создания условий для развития кадрового потенциала (диагностика, повышение квалификации, научно-методическое сопровождение, коворкинг и т.д.). 4. Огромное количество продуктов педагогической деятельности, возможностей для партнерства и кросс-инновационной деятельности. 5. Высокий уровень качества образования в гимназии, улучшение имиджевых характеристик, повышение конкурентоспособности. 38 Результаты и социальные эффекты

39

40 Развитие дидактической компетентности учителей (на основе современных дидактических концепций)

Взаимосвязь кадрового потенциала и результатов учебной деятельности Максимальное значение – 3 условных балла, указано по вертикали, по горизонтали номерами обозначены полугодия (с 2010 г. по 2013 гг.). 41

Литература 1. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. - М., Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М., Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. - М., 2001

Спасибо за внимание!