Кафедра СГД Ст.преподаватель Шорманбаева Д.Г. Ст.преподаватель Хмельницкая О.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор : Чумадина Алина, 11 класс Отклоняющееся поведение.
Advertisements

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. «дэвиацио» отклонение) - поведение, не соответствующее официально.
8 Отклоняющееся поведение Девиантное поведение Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от норм и стандартов, принятых в данном обществе. Проявляется:
Д ЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПРИЧИНЫ. Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение ) это устойчивое поведение личности, отклоняющееся.
Обществознание 11 класс Профильный уровень Автор : Лукашкин С. С. ГОУ СОШ 86 Петроградского района Санкт - Петербурга.
Социальный контроль система социальной регуляции поведения людей и поддержка общественного порядка.
План урока 1.Социальные нормы 2.Социальный контроль 3.Отклоняющееся (девиантное) поведение 4.Преступность.
«С ОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ». Ц ЕЛЬ Сформировать представление об особенности социального контроля, увидеть значимость норм и санкций для поддержания общественного.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.. Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕЛИ УРОКА СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. СПЕЦИФИКА. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ)
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Социальный контроль
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Тип урока – урок с элементами проектной деятельности.
Социальные н ормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы Норма (от лат) - правило, образец. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют.
Выполнил: Паутов О.Г Отклоняющееся поведение система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным.
Задания по теме «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Взаимодействие людей в обществе Необходимость придания этому взаимодействию упорядоченного характера Выработка обществом социальных норм.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Социальные нормы и отклоняющееся поведение
«Социальный контроль» Презентацию подготовил: Студент 1 курса, Ефимов Максим ФИСЭУ. Группа 3601.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Новиков А.
В переводе с латинского руководящее начало, правило, образец.
Транксрипт:

Кафедра СГД Ст.преподаватель Шорманбаева Д.Г. Ст.преподаватель Хмельницкая О.М.

Введение; Понятие социальной нормы и девиации социологии; Теории девиантного поведения; Социальный контроль и социальные санкции; Выводы; Список использованной литературы.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией, что является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе.

Социальные нормы общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Социальные нормы обычаи и традиции моральные нормы правовые нормы нормы этикета религиозные нормы политические нормы корпоративные нормы эстетические нормы

Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм поведении.

Девиантное В узком смысле это отклонение, не влекущее уголовного наказания Относительно у лиц и групп людей Делинквентное Это серьезное правонарушение – преступление, влекущее уголовную ответственность Абсолютно по отношению к закону Отклоняющееся поведение

Родители считают, что наиболее распространенным видом девиантного поведения среди сверстников своих детей являются:

Биологические Причины отклонения поведения индивида от принятых в обществе социальных норм в его биологическом складе. Психологические Причины девиантного поведения связаны с различными психическими отклонениями, вызванными психологическими конфликтами, проблемами, психическими травмами, особенно пережитыми в детстве Социологические Причины девиации в его социальных и культурных факторах Культурологические Сторонники культурологических теорий делают акцент на анализе культурных ценностей

считал, что выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, сниженная чувствительность к боли являются характерными признаками человека, склонного к криминальному типу поведения. связал предрасположенность индивида к делинквентному поведению с физиологическим строением его организма XIXв. итальянский врач Ч. Ломброзо Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации,сделал вывод, что наиболее склонны к девиации люди, чье тело отличается силой и стройностью, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. связывал девиантное поведение с особенностями строения тела Американский психолог, врач Х. Шелдон

связывал девиацию с «умственными дефектами», «дегенеративностью», «психопатией» применительно к объяснению криминогенного поведения он ввел понятие «преступники с чувством вины». Это люди, которые хотят чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению». Они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. Основоположник психоанализа З. Фрейд

разработал теории аномии (от греч. «аномос»- беззаконный, безнормный), где объяснил социологическое объяснение девиации считал, что аномия – это такое состояние общества, при котором старые нормы себя изжили, а новые еще не сложились. Результатом отсутствия в обществе общепринятых норм и ценностей становится его социальная дезорганизация. Лишенные целей и смысла жизни люди становятся равнодушными, отчужденными, подверженными стрессам и тревожности, что приводит к распространению девиантного поведения. Э. Дюркгейм видел причину зарождения аномии в обществе в появлении значительного числа индивидов, которые не могут следовать тем социальным нормам, которые они одобряют. полагал, что социальная дезорганизация общества ведет к разрыву между культурными целями и нормами общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Р. Мертон

считали, что корни девиации следует искать в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Селин, Миллер, Сутер-Ленд Джордж Миллер

люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду. теорию подражания французского социолога Г. Тарда развивая мысль Г. Тарда, он подчеркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т.е. от того, кто именно его учит и чему. Эти две теории объединяются под общим названием «теория культурного переноса девиации». теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда девиация определяется не столько поведением или содержанием конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций. теория стигматизации или навешивание ярлыков американского социолога Г. Беккера

Девиантное поведение Положительное Героизм Альтруизм Высочайшая преданность Отрицательное Преступность Пьянство Наркомания Предательство Вандализм

Большинство девиаций имеет относительный характер. Например, в некоторых примитивных обществах каннибализм является нормой, тогда как европейского человека он приводит в ужас, однополая любовь в СССР каралась тюремным заключением, в настоящее время эта мера отменена, да и общество к таким проявлениям относится более терпимо.

Социальный контроль целенаправленная деятельность по поддержанию общественного порядка. Социальный контроль включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть (управление, регулирование) и подразделяется на два вида: внутренний контроль, или самоконтроль(совесть); внешний контроль.

соизмерение (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными (нормативными); использование средств и процедур, направленных на оценку проделанной работы, выявление отклонений и их причин, их предупреждение, применение санкций для устранения выявленных отклонений.

Изоляция установление непроходимых перегородок между девиантном (т. е. человеком, нарушающим социальные нормы) и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его. Обособление ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм. Реабилитация процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Социальные санкции это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм (согласие с ними, с общепринятыми порядками), и наказаний за отклонение от них. Они являются главным регулятором общества, обеспечивающим под- держание общественных норм.

Санкции Позитивные (поощрения)Негативные (наказания) Формальные (официальные) Медали и ордена, степени и дипломы, стипендии и премии, титулы, грамоты Штрафы, арест, разжалование, конфискация имущества, тюремное заключение, казнь Неформальные (неофициальные) Похвала, одобрение, комплименты, слава, хорошие отзывы, аплодисменты, улыбка Оскорбительный тон, насмешка, ругательства, устный выговор, демонстративное игнорирование, бойкот

Таким образом, для того чтобы человечество не отходило от норм поведения, необходимо вовремя доносить до детей отрицательные стороны жизни. Ведь именно в детстве закладывается основа поведения. Многое зависит от таких факторов, как воспитание, образование, социальное положение в обществе, обстановка в семье. Поэтому главной целью родителей должно быть чтобы дети были образованы, воспитаны, культурны и умели себя вести в обществе.

1. Понятие девиации. 2. Понятие социальной нормы. 3. Какие теории девиации вы можете выделить. 4. Отличие девиации от делинквенции. 5. Понятие социальных санкций. 6. Виды социальных санкций.

1. Л.Г. Матвеенкова, Е.Н. Ивлева Основы социологии учебное пособие. - Караганда: Изд-во КарГТУ, 2013 г. 94 с. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально- политический журнал. – Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, kontrol-v-obshchestve.html socialnyh-norm.html. socialnyh-norm.html