Словарь художественных терминов. Абстракционизм Абстракционизм - (от латинского abstractus - отвлеченный) модернистское течение, принципиально отказавшееся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Учитель: Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
Advertisements

ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись важное средство.
Виды Жанры Жанры. Виды o Живопись o Графика o Скульптура o Архитектура o Декоративно-прикладное искусство.
Художественные инструменты и материалы Художественный образ.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Виды и жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства: Живопись (англ. Painting : «живописать» - писать живо, писать как в жизни, изображать.
Виды и жанры изобразительного искусства Абдульманов П.А.
Виды и жанры искусства. Выполнила: Алехина Ю.Ю. учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2006г.
Презентация на тему:ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Выполнила Ученица 9 класса М-Качкарской ОШ Гавриш Диана.
Виды искусств «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле» Брехт.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
ГРАФИКА Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление.
Искусство – Искусство – посредник посредник того, чего нельзя того, чего нельзя высказать. высказать. Гете Гете.
Цвет в произведениях живописи Не можешь – узнай, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, Ищи, Свершай, Достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней.
Урок изобразительного искусства 6 класс учитель Алтынник Антонина Николаевна МОУ «Вейделевская СОШ»
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно.
ВИТРАЖ Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна ГБОУ СОШ 591 Невского района.
Скульптура (от латинского) высекать, вырезать - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и.
Подготовила Екатерина Чижова, ученица 9 «б» класса.
Виды искусств «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле» Брехт. Брехт.
Транксрипт:

Словарь художественных терминов

Абстракционизм Абстракционизм - (от латинского abstractus - отвлеченный) модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Возникло в г. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Дж. Поллок. Номер 8. Деталь г.

Автогравюра Автогравюра - (от греческого autos - сам и гравюра) гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции. В. Фаворский. Портрет Ф. Достоевского г., ксилография.

Акварель Акварель - (от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода) краски (обычно на растительном клее), растворимые водой, а также живопись этими красками. А. В. Фонвизин. Портрет Д. В. Зеркаловой г., акварель. Студенческая работа, акварель

Алла прима Алла прима - («в первый миг») - живопись по сырому: техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок. Студенческая работа, акварель

Античное искусство Античное искусство - (от латинского antiquus - древний) название древнегреческого и древнеримского искусства с 1000 г. до н. э. до 500 г. н. э. Пережило наивысший расцвет в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. в эпоху рабовладельческой демократии. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце. Ника Самофракийская. II век до н. э., мрамор

Арабеска Арабеска - (от итальянского arabesco) европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

Арттерапия Арттерапия – 1. Использование искусства с психотерапевтическими целями. 2. Метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в способностях и качествах личности детей, испытывающих трудности в процессе своего развития.

Ассоциация Ассоциация ( от лат.associatio - соединение) – связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями ( ощущениями, представлениями, идеями и т. п. ),при которой актуализация одного из них влечёт за собой появление другого.

Барельеф Барельеф - (от французского bas-relief - низкий рельеф) вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема, распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства, украшаются также постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, геммы. Барельеф. Охота на львов. Деталь рельефа из дворца Ашшурнасирапала в Кальху. Алебастр.

Батальный жанр Батальный жанр - (от французского bataille - битва) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место занимают сцены (в том числе морских) сражений и военных походов современности или прошлого. А. Дейнека «Оборона Севастополя»

Блик БЛИК отблеск света, в шкале градаций светотени самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов.

Витраж Витраж - (от латинского vitrum - стекло) орнамент, сюжетная декоративная композиция или картина на стекле, из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Появился в Древнем Египте около 2000 г. до н. э., в Древнем Риме - с I века н. э. В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре) и Германии (собор в Аугсбурге) появились сюжетные витражи из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленных свинцовыми полосками. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Гиберти, Паоло Уччело, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но все чаще витраж представлял собой живопись на стекле. Богоматерь с младенцем. Франция. Витраж.

Воображение Воображение – психический процесс, выражающийся в построении образов объектов, средств и конечного результата деятельности, программы поведения и проч.; является составляющей любой творческой деятельности (художественной, конструкторской, научной).

Восприятие художественное Восприятие художественное – 1. Восприятие произведений искусства как продукта художественного творчества. 2. Особое отражение, чувственное познание в живых художественных образах.

Восприятие эстетическое Восприятие эстетическое – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии прекрасного в жизни и искусстве, сопровождающийся эстетическим переживанием.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - метод передачи удаления предметов на основе зрительного опыта, путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и т. п. ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Возрождение, Ренессанс Возрождение, Ренессанс - (от французского Renaissance) эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторый стран Восточной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.). Основные отличительные черты: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Донателло. Давид е гг., бронза.

Восковая живопись Восковая живопись - вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск. Произведения выполненные в этой технике в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита и фактуру красочного слоя. Начало применения - в Древнем Египте с XIV века до н. э. для окраски фасадов храмов. Технология наиболее прочной восковой живописи - так называемый горячий способ (энкаустика) была разработана в Древней Греции в V веке до н. э. Портрет братьев из Фаюма. II век. Энкаустика.

Выразительность детского рисунка Выразительность детского рисунка – воспроизведение средствами рисунка образного переживания явлений действительности (передача волнения чувств, мыслей, психических состояний ребёнка, его оценка людей, событий, а также природы и предметного мира).

Гамма красочная, гамма цветовая Гамма красочная, гамма цветовая - в изобразительном и декоративном искусстве ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующим), используемый при создании художественного произведения. Различают теплую, светлую, холодную и др Коровин К. В.

Горельеф Горельеф - (от французского haut- relief высокий рельеф, выпуклость) вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Часто использовался в архитектуре. Л. Гиберти. Автопортрет. Райские врата. Двери флорентийского баптистерия. Около гг., бронза.

Городецкая роспись Городецкая роспись - русский народный художественный промысел развивавшийся с середины XIX века в районе г. Городец (ныне в области Нижнего Новгорода России). Яркая, лаконичная роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Гравюра Гравюра - (от французского gravure) 1. Печатный оттиск на бумаге с доски (дерево, линолеум, камень, металл), на которой нанесен рисунок (с помощью ножей, стамесок или резцов - штихелей). 2. Вид искусства графики, включающей многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Нередко к гравюре относят и литографию. Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. Дюрер «Апостол» Гравюра на дереве Гравюра на дереве

Градация Градация («ступень ; усиление») – в живописи – постепенное изменение какого-либо цвета, а также тона и светотени.

Граттаж Граттаж - (от французского gratter - скрести, царапать) способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Ю. Слепцов. Граттаж.

Графика Графика - (от греческого grapho - пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюра, литография, монотипия и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. В основе искусства графики лежит линия, контраст белого и черного или нюансное соотношение, используются штрих и пятно, фон листа. Стилистические средства разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов, до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура). Художники: Леонардо до Винчи, Микеланджело, Рембрандт, А. А. Иванов, Н. Пуссен, А Ватто, Э. Дега, О. Роден, Ф. Гойа, Ж. Калло, О. Домье, Ж. Грос, Кукрыниксы, У. Хогарт, Ф. Мазерель, В. А. Фаворский и многие другие. Дюрер «Этюд 93-летнего старика»

Гуашь Гуашь - (от итальянского guazzo - водяная краска) краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно- клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстин и др.) и примесью белил, а также произведения искусства, выполненное этими красками. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шелку, кости. Студенческие работы, гуашь Сёмина Ксения, 8 лет, «Осень» Готфирт Александра, 4 года, «Ночь в лесу»

Декоративное искусство Декоративное искусство - область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Подразделяется на монументально-декоративное (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, парковой скульптуры), декоративно- прикладное (создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. п.).

Дизайн Детский дизайн – художественно-декоративная деятельность детей по оформлению и созданию художественно-эстетической среды; непосредственное участие детей в эстетизации своего быта. Дизайн – проектная художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметной среды (жилой, производственной, социокультурной), разработке промышленных и культурно- бытовых изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами.

Дополнительные цвета Дополнительные цвета – в спектральном круге при оптическом единении два цвета, расположенные примерно друг против друга, могут дать белый цвет. Например оранжевый и синий, зелёно-жёлтый и фиолетовый. Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга. Художник должен использовать эти свойства для придания выразительности создаваемому образу.

Дымковская игрушка Дымковская игрушка (вятская, кировская) - русский народный художественный промысел (ныне на территории г. Киров). Лепится из глины, обжигается и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперой (геометрический узор), украшается сусальным золотом. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные и бытовые сцены; отличается обобщенными, несколько гротескными формами.

Елецкое кружево Елецкое кружево - вид русских кружев ручного плетения (г. Елец Липецкой области России, с начала XIX века). Плетется на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной, шелковой пряжи. Отличается мягким контрастом мелкого узора и тонкого ажурного фона.

Живопись Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом). Используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду и др. В силу своих обширных художественных возможностей является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями. Может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер. Различают: монументально-декоративную (стенные росписи, панно, диорамы), декорационную (росписи, эскизы), станковую (картина, иконопись, миниатюра). К. П. Брюллов. Итальянский полдень г.

Жостовская роспись Жостовская роспись - русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области России. Возник в начале XIX века. Декоративная живопись на металлических подносах (покрываемых затем лаком), изображающая букеты, фрукты; выполняемая энергичными мазками яркими масляными красками на черном или цветном фоне.

Изобразительное искусство Изобразительное искусство - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику, а также фотоискусство. В основе лежит наглядный, узнаваемый образ самой действительности. В зависимости от специфики различные виды воспроизводят такие визуально воспринимаемые, объективно существующие качества реального мира, как объем, цвет, пространство, а также материальную форму предметов и световоздушную среду. Многие произведения содержат временное развитие событий, более или менее развернутое повествование, динамичное действие. Может раскрывать духовный облик человека, передавать психологическое и эмоциональное содержание изображенной ситуации. Таким образом, не только чувственный облик эпохи, но и ее духовная сущность, политические, философские, эстетические и этические идеи становятся содержанием изобразительного искусства. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветом. Около 1478 г.

Иконопись Иконопись, писание икон - вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте и др.) первоначально в технике энкаустики, затем главным образом темперы, а с XVIII века масляной живописи. Обычно входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно- прикладным искусством, включались в ансамбль иконостаса. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощались общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительными произведениями искусства. Дионисий. Распятие г., яичная темпера.

Иллюстрация Иллюстрация - (от латинского illustratio - освещение, наглядное изображение) изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. Развитие искусства тесно связано с историей книги. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики. Входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы). Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появились в Китае в VI-VII вв.

Исторический жанр Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Основные виды произведений - исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни г. Эволюция жанра во многом обусловлена развитием исторических мировоззрений, социально- политических взглядов, а периоды его подъема связаны с усилением социальных конфликтов, возникновением общественных и революционных движений, ростом классового и национального самосознания, со стремлением воплотить в искусстве и донести до зрителя передовые общественные идеалы. Зачатки жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.

Карандаш Слово карандаш тюркского происхождения (kapa чёрный», tаs «камень»). Графитный стержень изготовляется из графита, пластичной огнеупорной глины и связующих веществ; стержень цветных карандашей из каолина, бентонита, талька, связующих веществ и различных красителей.

Карандашная манера Карандашная манера - разновидность пунктирной манеры углубленной гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углем, сангиной или пастелью. Эффекты достигаются нанесением мелкозернистых штрихов и пятен на загрунтованную доску (с помощью рулеток или чекана) с последующим травлением. Была распространена в XVIII веке (граверы Ж. Демарто и Л. М. Бонне во Франции) как репродукционная техника. Louis-Marin Bonnet. Marie-Rosalie Vanloo

Катарсис Катарсис ( от греч. кatarsis – очищение, извержение) – по Л.С. Выготскому – взрывной разряд нервной энергии в эстетической реакции, кульминация творческого акта.

Кисти Кисти - основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи и графике, а также в каллиграфии. Изготовляют из обезжиренного и прокаленного волоса или шерсти различных животных. Жесткие щетинные кисти (круглые или плоские) применяют в масляной живописи, с более длинным волосом - в клеевой живописи, фреске. Круглые остроконечные мягкие (беличьи, барсучьи ) используют в акварели, темпере и тоновой графике. Колонковые кисти применяют для работы любыми красками.

Классицизм Классицизм - (от латинского classicus - образцовый) художественный стиль в европейском искусстве XVII- начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Сложился во Франции в XVII веке, отразив подъем абсолютизма. В XVIII веке был связан с Просвещением и выразил гражданские идеалы, бурж.-революционные устремления. Основывался на идеях философии рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов (главные темы - конфликт общественных и личных начал, долга и чувства), к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем, были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). Ж. Л. Давид. Клятва Горациев г., х., м.

Книжная графика Книжная графика – работа художника, которая расширяет и дополняет текст зрительными образами, помогая глубже понять изложенный материал. Юрий Васнецов

Когнитивная (познавательная ) функция рисования Когнитивная (познавательная ) функция рисования – рисование как способ познания и отражения объективного мира.

Коллаж Коллаж (фр., «наклеивание») – вид изобразительного искусства, получивший распространение в начале XX в.; техника коллажа заключается в строго обдуманном наклеивании на основу плоских (фрагменты печатной продукции, ткани…) или объёмных (верёвки, жестяные фрагменты фабричной продукции и т. П.) материалов. Коллаж ввели французские художники П. Пикассо и Ж. Брак.

Колорит Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими. Иногда термин «колорит» употребляют в смысле цветовой гаммы рисунка, общей его тональности, когда все цвета подчиняются одному, передавая его оттенки, например: голубой колорит, розовый и т. п. Колорит может быть холодным, тёплым, серовато- серебристым, красноватым, зеленоватым и т.д.

Композиция Композиция (лат. «сочинение, составление; соединение, связь») – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением, расположением, взаимосвязь его частей (деталей), линий, пятен света и цвета, чтобы в конечном итоге произведение обладало прекрасным качеством целостности, т.е. каждая деталь была бы на своём месте – ни убавить, ни прибавить. Как правило, композиция строится на сопоставлении всех деталей с главным сюжетно- тематическим центром. Сирень. К. Коровин

Креативность Креативность ( от лат. greative – создание) – способность к творчеству, созидательная способность. Креативная функция детского рисования – рисование как средство реализации и развития творческих способностей ребёнка.

Ксилография Ксилография, гравюра на дереве - (от греческого xylon - дерево и grapho - пишу, рисую) один из видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. "Обрезной" (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и черного, обобщенность рисунка. В "торцевой" (где на досках поперечного распила из твердых пород дерева прорезаются штихелем тонкие, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования произведений живописи и тонального рисунка. А. П. Остроумова-Лебедева. Крюков канал г.

Лепка Лепка - создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы. Один из первичных, основных процессов работы скульптора; выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал. Под лепкой (моделировкой) понимается также выявление объема, пластической формы как в скульптуре, так и в живописи и графике. Г. Потоцкий. Фёдор Конюхов. Бронза г.

Лепка дошкольников – изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Лепка – объемно- пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Лепка дошкольников

Лессировка Лессировка - (от немецкого lasieren - покрывать глазурью) тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие плотные красочные слои картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии. Лессировками обычно заканчивалось исполнение картины художниками XVI- XIX вв. Леонардо да Винчи. Мария с младенцем и со Святой Анной. Между 1500 и 1507 гг.

Линия Линия – в области пластических искусств – одно из основных изобразительных средств; линия имеет некоторую толщину – в зависимости от оставляющего след материала; мыслится как граница между частями поверхности. В изображении объёмных форм линия – это поверхность, видимая в профиль; внешне бессмысленную линию наше сознание старается «прочитать», увидеть за ней нечто конкретное и знакомое. П. Пикассо. Скульптор. Рисунок.

Линогравюра Линогравюра - выпуклая гравюра на линолеуме по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале XX века. Специфические качества - лаконизм художественного языка, резкие контрасты черного и белого, сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала, возможность быстро работать, использовать большой размер листа и цветная печать, высокая тиражность, привлекли к себе внимание многих мастеров печатной графики. Работа ученика

Мазок Мазок – термин, применяемый чаще всего в масляной живописи. Это след кисти художника на поверхности красочного слоя, элемент живописной техники. Мазок зависит от общей творческой манеры художника: например, мазки могут быть мелкими и заглаженными или широкими, свободными. Предметы, находящиеся на дальнем плане картины, пишутся более лёгкими мазками, чем первоплановые. К. Коровин. Зимой.

Монотипия Монотипия - (от греческого monos - один и typos - отпечаток) вид печатной графики. Техника заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Техника известна с XVII века, однако получила распространение только с конца XIX века. Е. С. Кругликова. Танго в Луна-парке г., монотипия.

Музей Музей ( от греч. museioh храм муз) – научно- исследовательское и научно- просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства, памятников археологии, истории и др. Музейная педагогика – научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно- образовательные аспекты музейной коммуникации (определение М. Ю. Юхневич ).

Набросок Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Может исполнятся с натуры либо по памяти или воображению. В. Серов. Портрет Эжена Изаи г. Бумага, итальянский карандаш.

Народное творчество Народное творчество - художественное, народное искусство, художественная деятельность народа, в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки, домашняя утварь и бытовая обстановка, одежда и ткани, игрушки, лубок т. д. Народное творчество не знает контрастных перемен художественных стилей. В ходе его эволюции появляются отдельные новые мотивы, но больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластической формы, естественной красоты материала.

Натюрморт Натюрморт - (от французского nature morte, буквально - мертвая натура) жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевленных предметов, изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Ж. Б. С. Шарден. Бриошь (Десерт) г.

Нюанс Нюанс - (от французского nuance) оттенок, тонкое различие; в изобразительном искусстве - едва заметный переход одного цветового тона в другой (в живописи), одной светотеневой градации в другую (в скульптуре, графике). Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения. К. Моне. Руанский собор. Первый свет гг.

Образ художественный Образ художественный – способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов.

Орнамент Орнамент - (от латинского ornamentum - украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, тела. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесен. Орнамент оперирует отвлеченными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм; растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр.; зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Основные цвета Основные цвета – 3 цвета, оптическое смешение которых в разных пропорциях позволяет получить любой другой цвет; самой естественной является система жёлтого, красного и синего тонов, так как они не могут быть получены путём смешения других красок, а, напротив, являются основой для получения любого другого цвета.

Оттенок Оттенок - градация тона, нюанс; в изобразительном искусстве одно из средств создания художественного произведения. Разнообразие оттенков обогащает колорит (в живописи), светотеневую моделировку (в скульптуре, графике). Ф. Васильев. Мокрый луг г.)

Палитра Палитра - (от французского palette) 1. Тонкая деревянная дощечка или металлическая, фарфоровая, фаянсовая пластинка, прямоугольная либо овальная, на которой художник смешивает краски в процессе работы. 2. В переносном смысле - подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника.

Пастель Пастель. Слово происходит от итальянского pustello и означает «мягкие цветные карандаши». Пастель производится искусственным способом из различных красок. Связующими веществами служит гуммиарабик, декстрин, молоко, сахар, солод. Иногда добавляются мел, гипс, тальк, магнезия, которые также обладают связующими свойствами. В зависимости от количества и качества связующих веществ получаются твердые, средние и мягкие сорта пастели.

Пейзаж Пейзаж - (от французского paysage, от pays - страна, местность) жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. В пейзаже воспроизводится реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов (городской архитектурный пейзаж - ведута), морских видов (марина) и т. п. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и свое отношение к природе, и восприятие ее современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. И. И. Шишкин.

Перо 1. Инструмент для рисования жидким красящим веществом, изготовленный из металла, птичьих перьев или тростника (калам). 2. Обозначение техники рисунка, выполненного пером. П. Брейгель Старший. Художник и знаток. Рисунок пером

Пластилин – (итал. plastilina, от греч. – plastos – лепной) – употребляемая для скульптурной лепки легко размягчаемая масса: порошок глины, соединяемый в определенной пропорции с воском и красящими веществами. Пластилин

Пластилиновая живопись – техника изобразительной деятельности, основанная на сочетании пластических и цветовых возможностей пластилина. В пластилиновой живописи объединены рисование, аппликация и лепка. Этапы выполнения работы: создание эскиза на картоне; смешивание разных цветов пластилина; нанесение пластилина мазками, объемными мазками на фон – рисование пластилином. Элементами мазка могут быть конус, шар, валик. Техника нанесения мазка такова: кусочек пластилина прикладывается к контуру и размазывается в нужном направлении (горизонтальное, вертикальное, наклонной, круговое, по спирали). Возможно многослойное нанесение мазков: нижний мазок темного цвета, верхний, чуть отступив – светлого. Пластилиновая живопись

Пластилинография Пластилинография новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Перспектива Перспектива - (от латинского perspicio - ясно вижу) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира. Для получения изображения предмета на плоскости проводят из выбранной точки пространства - центра перспективы - лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту плоскость, на которой желают получить изображение; в пересечении плоскости с проведенными лучами получают искомое изображение. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода. Фронтальная перспектива. Схема перспективы на рисунке И.Репина «Невский проспект»

Плакат Плакат - (от французского placard - объявление, афиша, от plaquer - наклеить, приклеивать) 1. Вид графики. 2. Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). До 2-й половины XIX века плакатом иногда называли агитационные гравюры крупного размера. Рекламный плакат возник в Западной Европе во 2-й половине XIX века в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX века принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и др.). Большинство плакатов конца XIX-начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. Во время 2-й мировой войны важнейшую общественно-политическую роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Кукрыниксы. Беспощадно разгромим и уничтожим врага! 1941 г.

Пластика Пластика - (от греческого plastike - ваяние, скульптура) 1. То же что скульптура. 2. Техника скульптуры из мягких материалов. 3. То же что пластичность. Ф. Жирардон. Аллегорическая фигура гг., мрамор.

Размывка Размывка - техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках сепией, тушью, акварелью. К. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Конец начало 1832 г. Акварель.

Ракурс Ракурс - (от французского raccourcir - сокращать, укорачивать) перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях часто используются для наиболее эффектной передачи движения и пространства. И. Фюсли. Кошмар г.

Растушка короткая палочка (из бумаги или замши) с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами. Э. Дега. Купание г.

Регуляторная функция рисования Регуляторная функция рисования – рисование как средство психической регуляции состояния и поведения человека (является основой арттерапевтической деятельности).

Резцовая гравюра Резцовая гравюра - старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углубленные элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Первые примеры резцовой гравюры - наивно выполненные игральные карты, листы с изображением богоматери, святых, евангельских сцен т. п., распространявшиеся в долине реки Рейн, в Эльзасе и Нидерландах. Искусство резцовой гравюры совершенствовалось в XV веке и достигло расцвета к концу XV века в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в XVI веке в Нидерландах (Лука Лейденский), в XVII веке во Франции (Р. Нантёй и др.). Мастера резцовой гравюры добивались большой убедительности в передаче облика человека, бытовых деталей, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения. Ж. Эделинк. Битва при Ангиари. По копии П. Рубенса с картона Леонардо да Винчи. Резцовая гравюра на меди. Фрагмент.

Рельеф Рельеф - (от латинского relevo - поднимаю) скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу - развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. По отношению изображения к плоскости фона различают углубленный и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф или рельеф "en creux") получил широкое распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.). Охота на льва. Ашшурбанипал II. Ассирия. IX век до н. э., камень.

Рисунок Рисунок - какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна; художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Рисунок в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином "рисунок" обозначается также совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм. Рисунок в графике как самостоятельная область художественного творчества является главным ее видом. На основе рисунка развиваются и другие виды графики - гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, рисунок (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Леонардо да Винчи. Профиль старого мужчины.

Сангина Сангина. Слово происходит от латинского sahguis, что означает «кровь». Сангина натуральная минерал. Искусственная сангина изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Применяя различный нажим или специальную растушку, можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно-розоватого. На бумаге сангина держится непрочно и требует фиксирования. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рисунок, выполненный сангиной, слегка промывается набранной на кисть водой. Но при этом способе фиксации теряется особый бархатистый характер изображения.

Светотень Передача освещения с помощью светлых и темных тонов называется светотенью. Светотень играет очень важную роль. Благодаря свету и тени можно изобразить объемность людей и предметов. Светотень передает живую прелесть природы, воздух, бесконечное разнообразие света и тени. Рембрандт - один из самых блестящих мастеров светотени. Полотна его наполнены теплым сияющим светом, который то сверкает, как драгоценные камни, то мягко светится, мерцает. Пейзажи русского художника Архипа Ивановича Куинджи сегодня, как и в XIX веке, поражают зрителей мастерством передачи света и тени. Ж. де Латур. Святой Иосиф – плотник. Масло. Франция.

Сензитивность Сензитивность ( от лат. sehsus – чувство, ощущение) – повышенная чувствительность человека к происходящим событиям.

Силуэт Силуэт - одноцветное контурное изображение на фоне другого цвета. Названо по фамилии Этьена де Силуэт, министра при французском короле Людовике ХV (XVII век), на которого художник нарисовал карикатуру, она была сделана необычно - как тень. В силуэте фигуры людей и предметов рисуются сплошным чёрным пятном. В таком рисунке невозможно показать черты лица человека или какие- нибудь детали предметов, поэтому очертания предметов должны быть очень выразительными. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезывать ножницами из бумаги. Выразительный силуэт может иметь также и предмет или его часть (или их изображение, например, в живописи), выделяющийся на контрастирующем фоне. Е. Бем гг. Силуэт.

Синкретизм Синкретизм ( от греч. suhkretismos – соединение, объединение) – 1. слитность, нерасчленённость психических функций на ранних этапах развития ребёнка. 2. Сочетание разнородных, несовместимых, противоречивых воззрений.

Стека, стек – инструмент скульптора при лепке из глины, воска и других мягких материалов 6 небольшая деревянная, костяная или металлическая палочка (иногда изогнутая) с расширенными в виде лопаточки концами – прямыми или скошенными. Стека

Стилизация Стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощение рисунка, формы, цвета и объёма. Это метод декоративного искусства, плаката силуэтной живописи и графики. Остроумова- Лебедева А.П. «Павловск. Вид от Константиновского дворца»

Способности Способности – индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условием для успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Сухая игла Сухая игла - разновидность углубленной гравюры на металле, основанная на процарапывании штрихов иглой. Для гравюр, исполненных в технике "сухой иглы", характерна бархатистость штрихов (несколько приближающая "сухую иглу" к рисунку), возникающая благодаря оставляемым иглой заусенцам - так называемым барбам. "Сухая игла" часто является дополнением к технике офорта. Известна с конца XV века. Как самостоятельная техника распространилась с XIX века. В технике "сухой иглы" работали А. Дюрер, Рембрандт, Дж. Э. М. Уистлер и др. А. Цорн. Автопортрет. Офорт, сухая игла г.

Творчество Творчество – деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, имеющее общественное значение.

Темпера Темпера - (от итальянского temperare - смешивать краски) живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Темпера, известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой иконописи и станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые живописцы темперой на загрунтованных досках и покрывали красочный слой оливой или масляным лаком. В Западной Европе с XV в., а в России с начала XVIII века темпера вытесняется масляной живописью. С конца XIX века темпера вновь широко применяется для произведений станкового и декоративно-прикладного искусства. Современные картины, написанные темперой, не покрытые лаком, поэтому они имеют бархатистую матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, проявляют несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с масляной живописью. А. Головин. Портрет режиссера В. Мейерхольда г., темпера.

Технология педагогическая Технология педагогическая – 1. Совокупность психолого- педагогических установок, методов, способов и приёмов обучения и воспитательных средств, нацеленных на комплексное формирование личности. 2. Направление педагогической науки, исследующее наиболее рациональные пути и способы обучения.

Техника живописи Техника живописи – различные способы исполнения произведений живописи. Её основные разновидности – масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика, и др. К технике и технологии относится живописная основа (холст, бумага, специально подготовленная стена, потолок), красочный материал, связующие вещества, а также инструменты, необходимые для работы. Ж.Э. Лиотар. Шоколадница. Пастель

Тон Тон - цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра выражающаяся словами "голубой, лиловый, коричневый и т. д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой тон. В живописи тоном называется также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведений и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различия в их сочетаниях тон в картине может быть серебристым, золотистым, теплым или холодным и т. д. Игры с быком. Фреска из Кносского дворца. Около 1500 г. до н. э.

Тушь Тушь - черная краска, не теряющая со временем интенсивности своего тона; при сильном разбавлении водой дает серый тон. Тушь служит для черчения, рисования (пером или кистью, с применением штриховки, заливки, отмывки и т. д., часто в сочетании с карандашом, акварелью, углем). В древности тушь была излюбленным материалом для письма, рисования, живописи в Китае, откуда она распространилась в Корею и Японию, а с XV-XVII вв. - в Европу. Тушь изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол; ныне используется также газовая копоть, сажа, получаемая при сжигании нефтепродуктов. Наряду с жидкой тушью производится и сухая тушь в виде плиток или столбиков (перед употреблением растирается с водой). Тушью называется также аналогичные по употреблению черной туши цветные краски, изготовляемые на основе каменноугольных красителей. Н. Кузьмин. Иллюстрация к роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин" г., тушь.

Уголь Уголь - материал для рисования из обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и других деревьев. В XIX веке получил распространение твердый уголь из спрессованного угольного порошка, с добавлением растительного клея. Употребляется для создания самостоятельных рисунков и подготовительных набросков; отличается бархатистостью штриха, возможностью сочетать линию и тональные эффекты. И.Репин. Портрет И.С. Остроухова. Уголь

Фактура Фактура - (от латинского factura - обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, ее обработки. В живописи - характер красочного слоя: например, "открытая" фактура (широкий мазок, неровный слой краски) или "скрытая" гладкая фактура; в скульптуре и декоративно-прикладном - полированная, шероховатая и т. д. поверхность статуи, рельефа, сосуда и др. Эффекты фактуры являются одним из признаков, наиболее непосредственно выявляющих личный творческий почерк того или иного мастера. В искусстве XX века распространены эксперименты по усложнению фактуры (коллаж, введение в красочный слой опилок, песка). С. Эрьзя. Испанка г., дерево.

Флейц Флейц - (от немецкого Floz - слой, пласт) в живописи - кисть из мягкого волоса, с тупым концом, предназначающаяся для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лессировок. В настоящее время в процессе живописи флейц употребляется редко. В реставрации - флейц используется для покрытия картины лаком.

Фон Фон - (от французского Fond - "дно", "глубинная часть") любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в нее "выступающей" (в особенности первопланной) детали. Неизобразительный фон (обычно в портрете) называется нейтральным. Действие в картине происходит либо в помещении, либо среди природы, либо на городской улице. Это - фон. Ж. Л. Давид ( ). Клятва Горациев г.]

Хохломская роспись Хохломская роспись - по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине XVII века на территории современного Ковернинского района Горьковской области (Россия); название промыслу дало с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII - начале XX вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и черного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и черным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). С 1960-х гг. центры хохломской росписи - Сёминская фабрика художественных изделий "Хохломской художник" на родине промысла (с. Сёмино Ковернинского района) и Производственное художественное объединение "Хохломская роспись" в г. Семёнов.

Цвет Цвет в изобразительных искусствах, главным образом в живописи, - одно из важнейших средств создания изображения. Живопись оттенками одного цвета, например гризайль, употребляется редко. Цвет придаёт произведениям особую, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, жизненность, делает изображение убедительным. Характеризуя различные цвета, часто употребляют слова «тёплый» и «холодный». К первым относятся красный, оранжевый и жёлтый, ко вторым – голубой, синий, фиолетовый. Холодные как бы удаляются от зрителя, тёплые приближаются; вот почему пейзажи старых мастеров делились на три плана: передний – коричневый, средний – зелёный, дальний – синий. Однако один и тот же цвет может казаться более тёплым или более холодным в зависимости от соседних с ним красок. Для того чтобы художник мог почувствовать цвет его оттенки, сумел воплотить образы во всём их красочном богатстве, он должен изучать цветоведение – науку о цвете.

Штрих Штрих - черта, линия, выполняемая одним движением руки; одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики, в отдельных видах живописи (главным образом монументальной и декоративной), в искусстве орнамента и т. д. С помощью штриха могут быть переданы форма, контур фигур и предметов. Определенная система нанесения штриха - штриховка (при которой штрихи в восприятии сливаются в сплошное тоновое пятно) позволяет передать светотеневые градации, достичь впечатления объемности формы. Г. Хант. Лошадь в конюшне. Акварель, карандаш, пастель.

Эскиз Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны. Многие эскизы имеют большую историко-художественную ценность и самостоятельное художественное значение. Леонардо да Винчи. Проект памятника маршалу Тривульцию. Около гг., перо.

Этюд Этюд - (от французского etude, буквально - изучение) произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим произведением и т. п. Этюды крупных мастеров часто представляют художественную ценность и могут иметь самостоятельное значение. И. И. Шишкин. Заросший сад. Сныть-трава. Этюд г., м.