ОСНОВЫ СЕРВИСА БЕЗОПАСНОСТИ. Потребности человека, предприятий и организаций в услугах безопасности. Тема 1. Лекции 1-2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Факторы, структура и механизмы социализации школьников.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия, определения, их классификация Презентацию подготовила учитель ОБЖ Берестянская В.Ф. Ворошиловская СОШ д.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Проблемы современной российской молодежи Сокращение численности молодых людей; Ухудшение состояния здоровья; Молодежная безработица; Падает социальная.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Курс "Безопасность жизнедеятельности" для колледжа
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Урок 3 Тема урока: Формирование характера. Социализация личности.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
Презентация на тему: «Соотношение причин преступности с причинами и условиями конкретного преступления» Выполнила студентка Гр. ПВД-3 Павлова Алла.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Транксрипт:

ОСНОВЫ СЕРВИСА БЕЗОПАСНОСТИ

Потребности человека, предприятий и организаций в услугах безопасности. Тема 1. Лекции 1-2.

Вопросы для обсуждения на лекционном занятии 1. Человек и проблема детерминации его поведения. 2. Структура личности. Мотивационный механизм личности. 3. Классификация потребностей. Место потребности в безопасности в структуре потребностей. 4.Факторы, актуализирующие потребности в безопасности в мотивационной сфере индивида.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1.Статусно-ролевая концепция личности (статус, роль, ролевые ожидания, социализация, маргинальная ситуация). 2. Потребности в услугах безопасности и их классификации. 3.Факторы, формирующие потребности в безопасности и их виды. 4. Потребности в безопасности предприятий и организаций.

Источники информации Вопрос 1: Кравченко А.И. Общая социология. Учебники. Вопросы 2,3: Лапшин Е.Н., Троянов О.М. Основы сервиса безопасности: учебное пособие под общ. ред. В.С. Артамонова. СПб., Вопрос 3: Мак-мак В.П. Служба безопасности предприятия. М., 2003.

Понятия, характеризующие человека человек индивид индивидуальность личность 1. Человек и проблема детерминации его поведения.

Проблема детерминации социального поведения индивида Поведение обусловлено биологическими, врожденными свойствами индивида. Поведение формируется социальными ожиданиями реализации человеком определеиных моделей поведения в обществе.

Человек – двойственная реальность: элемент социальной системы: осуществляет социальные взаимодействия, ориентируясь в своих действиях нормы морали, этики, закона элемент живой природы: реализует определенную биологическую программу (самосохранения, продолжения рода и др.), наделен рефлексами, инстинктами, темпераментом

Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального в человеке биолого- географический редукционизм социологизм синтез биолого-географического редукционизма и социологизма

Биолого-географический редукционизм - тяготение к абсолютизации природно-биологического начала - ключ к пониманию человека усматривается в его животном происхождении, а все, что приобрел человек в ходе культурно-исторического процесса, это оболочка, которая мало что меняет - культура и мораль, рассматриваются как видоизмененный инстинкт: мораль, социальные нормы- это окультуренная логика животных инстинктов

Географический редукционизм (Г. Бокль, Ф. Ратцель, Р. Челлен, Э. Симпл, Л. Мечников и др.) Вывод о человеке: Содержание человеческой деятельности определяется параметрами естественной среды обитания

Социологизм СОЦИОЛОГИЗМ – концепция, стремящаяся объяснить все духовные и культурные факты исключительно тем или иным состоянием общества и культуры. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».

Синтез биолого-географического редукционизма и социологизма: Человек – биосоциальное существо; С одной стороны - социальная жизнь человека есть особая форма регулирования и организации жизни; С другой стороны - в социальной жизни проявляются природные связи, зависимости человека. Социальное взаимодействие взаимодействие людей, у которых продолжают действовать биологическая программа, но в ходе этих взаимодействий самостоятельное значение приобретает не инстинкт, а осмысленный, мотивированный выбор.

2. Структура личности. Мотивационный механизм личности. 1. положение в системе общественного воспроизводства (статусный набор личности), 2. совокупность социальных ролей, 3. направленность личности (мотивационный механизм личности). Основные элементы личности:

Мотивационный механизм личности

Исходным побудителем социальной активности личности являются ее потребности. ПОТРЕБНОСТЬ – это состояние переживания индивидом противоречия между наличным и необходимым и побуждающее к действию с целью устранения данного противоречия.

Интерес Интересы личности представляют собой осознанные потребности и являются рефлексивным компонентом мотивационного механизма. Существование интереса связано с возможностью личности устанавливать цели своей деятельности, а также выбирать необходимые для достижения целей средства.

Ценностные ориентации Ценностные ориентации являются важнейшим регулятивным механизмом социального поведения личности и представляют собой совокупность фиксироваиных установок личности. Установка – это предрасположенность к определенному поведению в повторяющихся ситуациях.

В формировании установки принимают участие потребность и ценность, выражая тем самым диалектическую связь между внутренним миром личности и пространством социальных отношений, составляющих контекст социального бытия человека. При этом ценность представляет собой любой предмет, процесс, явление или их свойства, способные удовлетворить актуальные человеческие потребности.

Мотив и поведение человека Мотив – непосредственный побудитель к действию. Мотив выражается в поведении человека как совокупности внешне наблюдаемых его поступков.

3. Классификация потребностей. Место потребности в безопасности в структуре потребностей. духовные потребности социальные потребности физиологические потребности

Концепция иерархии базовых потребностей А. Маслоу В течение жизни индивид последовательно переживает семь классов потребностей от низших к высшим. Наибольшей силой обладают низшие потребности, связанные с необходимостью выживания индивида как биологического существа. По мере их удовлетворения актуализируются высшие потребности, выражающие существование и развитие индивида как существа социального и духовного.

3. Статусно-ролевая концепция личности 1. Социальный статус - положение индивида в системе общественного самовоспроизводства. Статусный набор - комплекс постояиных социальных статусов, характеризующих положение субъекта в социуме. Статусный набор обычно включает в себя следующие характеристики: пол; возраст; образование; профессия и уровень квалификации; материальное положение; семейное положение; личные качества; интересы и увлечения.

Виды социальных статусов

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписаиных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий. Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни, манеру поведения.

2. Социальная роль – модель поведения, закрепленная за каждым конкретным статусом. Ролевой набор - совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу Социальная роль Ролевое поведение Ролевые ожидания

Социализация – процесс «очеловечивания» человека

процесс овладения индивидом способами социального существования на основе освоения социальных норм, правил, моделей поведения социализация процесс утраты индивидом определенного нормативно-ценностного набора, его отвержение от принятых ранее правил взаимодействий. ресоциализация овладение новыми моделями социальных взаимодействий, усвоение новых норм и правил социального поведения взамен устаревших, потерявших актуальность ресоциализация

Стадии процесса социализации первичная вторичная завершающая допрофессиональная профессиональная после профессиональная Завершение жизненного цикла Социальная зрелость обучение Ранняя социализация

Факторы социализации совокупность условий, в которых осуществляется процесс социализации, сосредоточеиных на разных уровнях социума макрофакторы мезофакторы микрофакторы институты, группы, индивиды, в тесном контакте с которыми осуществляется реальная жизненная практика человека – семья, учебные учреждения, трудовой коллектив, организации и т.д. условия, которые оказывают влияние на существование и развитие больших групп людей. Данные условия формируют ряд типологических характеристик индивида: принадлежность к этносу, населению региона, города, деревни и др. условия, оказывающие влияние на существование социальных общностей в масштабах страны, системы международных отношений, мирового сообщества в целом

Формы социализации стихийная ненаправленное принятие индивидом типичных для данного общества ценностных ориентиров, образцов и моделей социального поведения индивид нередко присваивает ценности низкого качества, существующие в контексте массовой культуры, которые способны обусловливать явления девиации направленная связана с реализацией целенаправлеиных процессов трансляции социального опыта – обучения и воспитания обучение и воспитание обеспечивают относительную надежность результата социализации и формируют основные социальные, личностные и профессиональные компетенции индивида

Маргинальность – пограничное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. Маргиналы – индивиды, по разным причинам выпадающие из системы социальных взаимодействий, не занимающие в них определенного статуса.

Виды маргиналов этнические маргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешаиных браков; социальные маргиналы - группы находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; политические маргиналы – группы, которые не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно- политической борьбы; экономические маргиналы – безработные; религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; криминальные маргиналы.

Статусно-ролевая концепция личности личность социальный статус – структурно- статическая характеристика социальной позиции, которую занимает индивид в системе самовоспроизводства общества ролевые ожидания – совокупность деиндивидуализирова иных требований к способу поведения, предписанному каждому статусу социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, освоения статусов и предписаиных им моделей поведения маргинальная ситуация – ситуация, при которой индивид не занимает определенного статуса в системе обществеиных взаимодействий социальная роль – модель поведения, предписанная каждому конкретному статусу

4. Факторы, актуализирующие потребности в безопасности в мотивационной сфере индивида ФАКТОРЫ, АКТУАЛИЗИРУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ, это деструктивные по своему характеру явления и события, которые способны снизить уровень защищенности социального субъекта.

В теории сервиса безопасности такие факторы обозначены четырьмя основными категориями появление зоны риска вызов опасностьугроза

Появление зоны риска это вероятность возникновения неблагоприятных событий (опасных, кризисных явлений, катастрофических, аварийных, чрезвычайных ситуаций), которые могут изменить уровень безопасности и состояние систем защищенности человека, объектов инфраструктуры и среды обитания от угроз и опасностей внутреннего и внешнего характера техногеиных, природных, антропогеиных.

Вызов представляет собой воспринятое и осознанное субъектом изменение состояния внутренней или внешней среды, оказывающее на него дестабилизирующее воздействие и требующее реакции для обеспечения своей жизнеспособности

Опасность есть потенциальная угроза реальная возможность нанесения ущерба социальному субъекту. Угроза (актуализированная опасность) – это демонстрация готовности причинить вред объекту воздействия.

Понятия «опасность» и «угроза» различаются по следующим признакам: опасность есть стадия зарождения угрозы, при которой готовность причинить ущерб объекту еще не сформирована, угроза это стадия крайнего обострения ситуации, когда непосредственно демонстрируется готовность причинить ущерб конкретному объекту;

опасность носит гипотетический, безадресный характер, ее субъект и объект могут быть явно не выражены, угроза всегда носит персонифицированный, конкретно-адресный характер, что предполагает наличие явных источника угрозы и объекта, на который направлено ее действие;

опасность несет потенциальную угрозу причинения ущерба, для реализации которой необходимо наступление соответствующих условий, угроза есть непосредственная возможность нанесения ущерба, от начала осуществления которой ее отделяет лишь временной интервал.

Классификация факторов, актуализирующих потребности в безопасности Объективные факторы внешние по отношению к индивиду, обусловлены особенностями среды, в которой он действует Субъективные факторы внутренние по отношению к индивиду явления, выражающие его личностные качества По основанию отношения к индивиду:

Объективные факторы: экономические, политические, социальные, технологические, природные, в т.ч. физиологические, задающие объективные ограничения и требования к поведению индивида как биологического существа, события и явления. Субъективные факторы: ценностные ориентации, особенности мироощущения, мнения, вкусы, привычки, образ жизни, отношение к себе и окружающим, обществу в целом и т.д.

По основанию происхождения факторов: Социальные факторы Внесоциальные факторы

Социальные факторы действуют в социальной среде индивида, которая представляет собой совокупность связей и отношений, сформироваиных целенаправленной волей людей, их деятельностью и взаимодействием. К ним относятся такие явления как социальный конфликт, война, терроризм, опасное производство, наносящее ущерб природной среде и т.д.

Внесоциальные факторы действуют в природном окружении человека – климатическом, географическом, биологическом. Это угрозы, вызванные природными явлениями, оказывающими деструктивное воздействие на человека и общество: землетрясение, цунами, наводнение, торнадо, засуха, эпидемии и пр.