Метапредметный модуль «Современные технологии» Кейс «Системно-деятельностный урок» Занятие 1.
Учебная ситуация Ученик читает книгу. Это деятельность или действие? В каком случае можно говорить о деятельности ученика, в каком случае можно говорить о действии, совершаемом учеником? Алексей Николаевич Леонтьев
Понятия «деятельность», «действие» Выводы: Деятельность может превращаться в действие. Действие – это единица деятельности, ее клеточка. Действие – это процесс, мотив которого не совпадает с предметом (т.е. с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую оно включено. Когда цель действия совпадает с внутренней потребностью, мотивом, например, ученик готовит содержательный ответ на вопрос учителя, желает поделиться своими мыслями (личностно-значимое высказывание) с учителем, то мы говорим о деятельности. А.Н.Леонтьев
Структура деятельности (по В.В.Давыдову) потребность – мотив – цели – задачи – действия и операции. Потребность должна стать внутренним мотивом. При этом условии зарождается субъектная позиция.
И.А.Зимняя Личностно-деятельностный подход процесса обучения означает пересмотр привычных представлений о а) процессе обучения б) схемы общения; в) объекта обучения (не система языковых, математических знаний, а действия учащихся с помощью этих знаний). Личностно- деятельностный подход предполагает переориентацию всего процесса обучения – на постановку и решение самими учащимися конкретных учебных задач. Учащиеся становится субъектом собственной учебной деятельности
Субъект представлен тремя разными возрастными группами. Какими? Выготский Л.С. От рождения до 6 лет. Позиция - «Я сам». (Игра – ведущая деятельность (по Д.Б.Эльконину). От 6 до 9 лет – младший школьный возраст. Начинает проявляться не безусловное подчинение учителю. (Учебная деятельность) лет. «Чувство взрослости». Ведущая деятельность – общение. Главная ценность – система отношений со сверстниками. Возникает образ «Я». ( Общение – ведущая деятельность) лет. Стремление к автономии, формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы. (Учебно-профессиональная деятельность, самоопределение).
Принципы системно-деятельностного урока Задачный принцип Принцип моделирования понятия Функционирование модели Рефлексия
Типы уроков в двух образовательных системах Типология уроков в традиционной системе Типология уроков в системе развивающего обучения (по А.К.Дусавицкому, «Школа 2100») Урок ознакомления с новым материалом (урок сообщения новых знаний). Урок закрепления изученного. Урок применения знаний и умений. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок повторения. Урок контроля. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок рефлексии
Цели уроков Цели традиционных типов урока Цели уроков в системе РО Введение понятия, установление свойств изучаемого объекта, построение правил; Формирование определенных умений; воспроизведение необходимых знаний и умений; систематизация знаний – усвоение системы знаний; контроль за усвоением учебного материала актуализация изученных способов деятельности, формулирование зоны непонимания; формирование нового способа действия; формирование научного понятия через создание модели, обобщенного способа действия; формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Д.Б.Эльконин. Задачный принцип. В теории УД учебная задача отличается от конкретно-практической тем, что ее решение разворачивается не как достижение требуемого результата, а как построение (перестройка) общего способа действия. Этот тип задач направлен на самого действующего (ученика)– схемы его действия и видения. Принятие учебной задачи учеником, выдвижение гипотезы, проектирование схемы действия и т.п.
Учебная задача – это основная единица учебной деятельности. Субъект должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднений, из которого им самим должен быть найден выход. Типовые вопросы: «Почему?», «Как?», «Какова может быть причина, связь этих явлений?». Проблемным может быть только вопрос, требующий интеллектуальной работы по решению новой для человека задачи. И.А.Зимняя
Б.Л.Эльконин В теории УД учебная задача возникает через ситуацию разрыва в выполнении результативного действия, т.е. решении конкретно-практической задачи. Этот разрыв оформляется как отсутствие готовых (уже известных) средств выполнения действия и, соответственно, как необходимость их построения.
В.А.Штофф Моделирование. Иметь понятие о том или ином объекте – это значит уметь мысленно воспроизводить его содержание, строить его. «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»
Вещественные: модели, отображающие пространственные особенности объекта – макеты; модели, имеющие физическое подобие объекта (модель плотины); математические модели, отображающие структурные свойства объекта.
Мысленные модели: образно- иконические (чертежи, рисунки, шары, стержни и т.д.), знаковые модели (формула алгебраического уравнения и т.п.) требуют интерпретации, без которой они теряют функцию модели.
Модель должна быть наглядной, предполагается понимание ее строения, понимания того, что в ней происходит. «Наглядность восприятия вещественной модели предполагает участие мышления, применение накопленных теоретических знаний».
Учебная мотивация школьника – субъекта учебной деятельности Блок-схема строения учебной деятельности школьника (И.А.Зимняя) Учебная ситуация как единица учебного процесса Контрольные действия учителя – основа формирования действия самоконтроля ученика Оценочные действия учителя – предпосылки формирования действий самооценивания ученика Учебная задача – единица учебной деятельности Учебные действия предметные и вспомогательные (УУД), посредством которых решается учебная задача