Педагогический проект «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики) Ирина Петровна Бова учитель-логопед МБДОУ д/с ОВ 6 ст. кущёвская краснодарского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тип: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой. Количество воспитанников: 10 Широта охвата содержания: развитие речи, посредством активизации.
Advertisements

МДОУ Пильнинский детский сад 3 «Буратино». опыт работы учителя - логопеда Барановой Елены Юрьевны.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой.
Проект Развитие мелкой моторики младших дошкольников через из о бразительную деятельность Автор :Еремина Наталия Евгеньевна воспитатель первой категории.
Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Воспитатель МБДОУ ДС 5 Григалюнас Е.А.
Тема проекта: «Дары леса» паспорт проекта: Тип данного проекта практико- ориентированный, групповой, открытый, краткосрочный. Цель проекта: воспитание.
Методический семинар Тема: Большие возможности мелкой моторики Подготовила: Новокрещенова Ирина Григорьевна воспитатель первой квалификационной категории,
1 Развитие мелкой моторики. Подготовка руки ребёнка к школе путём графических упражнений. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В.А.Сухомлинский.
Автор-составитель: Ирина Сергеевна Чижикова воспитатель МАДОУ д/с 22 Калининград 2014.
Воспитатель высшей категории Педагогическое кредо Педагогическое кредо «Жить в мире непрерывного саморазвития» Балюкова Марина Леонидовна Балюкова Марина.
Проект " Мир на кончиках пальцев ". Актуальность Актуальность данного проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию.
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики рук детей посредством занятий оригами».
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников (из опыта работы) Учитель-логопед МБДОУ – д\с 8 Ст. Старовеличковской Камерер Лариса Витальевна.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад 82 г. Томска.
Имангалиева Светлана Васильевна Саратовская область, Алексанвдрово-Гайский район с.Луков Кордрон МДОУ «Чиполлино»
Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала.
Презентация проекта «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития художественно- творческих способностей детей младшего дошкольного возраста».
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
2012 г ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ воспитателя Парневой Залии Флянилевны по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей 5 -7 лет с общим недоразвитием речи».
Государственная бюджетная образовательное учреждение Краснодарского края ККИДППО. Проектная работа в рамках курсов повышения квалификации ГБС(К)ОУ VIII.
Транксрипт:

Педагогический проект «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики) Ирина Петровна Бова учитель-логопед МБДОУ д/с ОВ6 ст. кущёвская краснодарского края Педагогический проект «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики) Ирина Петровна Бова учитель-логопед МБДОУ д/с ОВ6 ст. кущёвская краснодарского края

Проект «Ловкие пальчики» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В.А. Сухомлинский

Паспорт проекта Тип: практико-ориентированный, средней продолжительности, открытый, групповой. Количество воспитанников: 12 Широта охвата содержания: развитие речи, посредством активизации тонких движений пальцев рук. Форма представления: слайдовая презентация..

Аннотация проекта Разработанный проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР В проекте отражено практическое применение материала для решения выше указанной проблемы. Разнообразие предлагаемых игровых упражнений и практических заданий способствует повышению уровня заинтересованности детей. Применение данного материала способствует: -формированию навыков правильного произношения, т.к. сокращаются сроки в процессе постановки и автоматизации звука; -развитию речи в целом. Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения..

Актуальность Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Проблемные вопросы Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у дошкольника? Как более эффективнее использовать игры и игровые упражнения во всех логопедических занятиях? Чем разнообразить задания, чтобы избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?.

Гипотеза Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения. Участники проекта Воспитанники, учитель-логопед, родители Фото автора.

Здоровье сберегающие технологии Развитие мелкой моторики, посредством разнообразных практических заданий, используемых на всех видах логопедических занятий. Совершенствование координации пальцев рук. Использование релаксации. Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук. Развивать изобразительные и графические навыки. Повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости. Развивать двигательную память, произвольность и точность движений. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развивать творческой активности, пространственного мышления, фантазии. Формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ. Воспитывать уважительного отношения к своему и чужому труду

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы. Подборка и разработка специальных заданий. Интерес детей к занятиям. Сроки: Проект рассчитан на 3 месяца ( декабрь-февраль) Этапы проекта: Подготовительный Диагностический Основной Заключительный

Подготовительный этап Программные мероприятия ЦельСроки Изучение литературы по проблеме. Получить необходимые знания и умения. декабрь Изготовление тренажеров из различного материала. Развивать тактильные ощущения, воображение, мышление. декабрь-январь Подбор и изготовление игр, игровых упражнений, практических заданий. Развивать мелкую моторику. в течение срока обучения Подбор пальчиковой гимнастики. Скоординировать движения пальцев рук.декабрь Изготовление наглядного материала для родителей Пропаганда влияния мелкой моторики на развитие речи детей. в течение срока обучения

Диагностический этап Программные мероприятия ЦельСроки Обследование детей.Выявление уровня развития мелкой моторики. декабрь Входной диагностический контроль. Зафиксировать и проанализировать особенности развития мелкой моторики. январь Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей) Задачи Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности; Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников. определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;

Основной этап Фронтальные занятия ЦельСроки Самомассаж, пальчиковая гимнастика. Овладение приемами самомассажа В течение всего срока обучения Игры с палочками, спичками, природным и бросовым материалом Работа с трафаретами. Тренировка пальцев рук; через тактильные ощущения добиваться эмоционально- положительной реакции детей, развитие внимания, воображения. В течение всего срока обучения «Четвертый лишний», «Чего не стало?» (штриховка). «Составь предмет» (разрезные картинки).Работа в тетрадях по подготовки руки к письму Развитие внимания, мышления, воображения. В течение всего срока обучения Печатание, дорисовывание, обведение, штриховка (букв) и т.д. Формирование грамматических категорий; развитие мышления, логики, внимания, графических навыков. В течение всего срока обучения

Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ). Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста: Работа с детьми по всем образовательным областям: в процессе НОД (продуктивной деятельности); индивидуальной работе; самообслуживание; использование нетрадиционных приемов Совместная деятельность с родителями. Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Предполагаемые результаты реализации проекта: Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту. Овладение разными видами трудовой деятельности. Умение создавать художественный образ своего изделия. Овладение приемами работы с разными инструментами. Овладение нормами этики поведения.

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта: Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности. Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении. Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи. Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.

Приемы Су –Джок терапии:

Работа по мелкой моторике: палочки и бросовый материал

Нетрадиционное рисование вилкой и гуашью

3D КАРТИНА СВОИМИ РУКАМИ. «Подарим частичку своих сердец»

РИСОВАНИЕ НА МАНКЕ

Нетрадиционое рисование солью и клеем на стекле, солью и гуашью

Нетрадиционое рисование солью и клеем

Каплятеропия прекрасная подготовка руки к письму

Рисование ватой на бархатной бумаге

Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

Подарки к новому году

Участие в конкурсе: «Кормушки для птиц»

кормушки

техника рисования пластилином

Упражнения с карандашом и катушкой; игра-водилочка; игры со спичками; игры с пальчиками; комплексы гимнастики для пальчиков

Шнуровки; ходящие фигурки; игры с лентами; игры с геометрическими фигурами

Мозаика; игры на закрепление цвета; магнитный конструктор; пуговицы и бросовый материал

Счётный материал и палочки; магнитные буквы и цифры; разные по структуре су-джок шарики

Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев ( О.В.Бабича Н.Ф. Коробова практическое пособие для педагогов и родителей) Ход тестирования Тестирующий даёт установку ребёнку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх Последовательность выполнения заданий 1. Крепко сжать пальцы в кулачки, не поворачивая ладоней 2. Удерживать сжатые кулачки под счёт от 1 до 5 3. Под счёт раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз) Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 20% воспитанников, 64% имели средний уровень, и 16%низкий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Повысилась эффективность коррекционно-логопедической работы. Сократились сроки в процессе постановки и автоматизации звука. Практически в полном объеме воспитанники овладели навыками самомассажа кистей рук. Значительно расширился и обогатился словарь. Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий. Сформировались условия для последующего овладения навыком письма. Повысилась мотивация к процессу обучения.

Результативность: Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 36%воспитанникорв, средний уровень у 60%детей, низкий – у 4%. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности

Заключение: В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

ВЫВОД Уровень развития тонкой моторики и координации движения рук – один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и следовательно, готовности к школьному обучению. Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.