Шпаргалка учителю и ученику. Материалы для подготовки Сайт Федерального института педагогических измерений Демонстрационный вариант 2015 года Кодификатор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Advertisements

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: Сентиментализм Классицизм Романтизм Реализм Символизм Акмеизм Футуризм.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Х УДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ (хронотоп). Х УДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ( ХРОНОТОП ) - пространство и время, изображенные писателем в художественном.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй.
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
«Современный читатель: педагогические условия, способы, средства становления и развития» Региональная научно-практическая конференция 13 ноября 2015 г.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Транксрипт:

Шпаргалка учителю и ученику

Материалы для подготовки Сайт Федерального института педагогических измерений Демонстрационный вариант 2015 года Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников Спецификация контрольно- измерительных материалов Пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе Авторы: С.А. Зинин, Л.Н. Гороховская, Н.А. Попова, Э.А. Красновский, Е.Л. Ерохина ЕГЭ по литературе длится 240 минут Части I и II не более 2 часов Часть III около 2 часов Экзаменационная работа по литературе состоит из трёх частей: часть I - задания, связанные с анализом художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения) часть II - задания, связанные с анализом стихотворного (лирического) произведения часть III - развёрнутый ответ на ОДИН из трёх вопросов проблемного характера на литературную тему по выбору экзаменуемого

Сведения по теории и истории литературы из кодификатора 1.1 Художественная литература как искусство слова. 1.2 Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества. 1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство. 1.4 Содержание и форма. Поэтика. 1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. 1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм. 1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. 1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. 1.9 Деталь. Символ. Подтекст Психологизм. Народность. Историзм Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс Стиль Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр Литературная критика. При подготовке к ЕГЭ обращаем особое внимание на этот – первый раздел «Кодификатора»: «Сведения по теории и истории литературы».

Виды деятельности, выполнения которых требует экзаменационная работа Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта Письменные интерпретации художественного произведения

Виды деятельности, выполнения которых требует экзаменационная работа Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведений Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям (С2, С4)

Воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике Выделять смысловые части художественного текста Выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении Сопоставлять литературные факты и явления Выделять авторскую позицию в произведении Выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему Умения, проверяемые экзаменационной работой

Художественная литература как искусство слова художественная литература ТЕКСТ подтекст контекст мастерство читателя АВТОР Д И А Л О Г ЧИТАТЕЛЬ мастерство писатели ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ эстетическая эмоциональная воспитательная нравственная ОБЩИЕ. ТИПИЧЕСКИ! ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ замысел фантазия СЛОВО тропы фигуры речи авторское отношение Словесный образ персонаж характер ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ЧЕРТЫ Художественный образ конкретный абстрактный символический и т.д. ЕДИНОНАЧАТИЕ, или анафора (от греч. anaphora вынесение вверх) распространенная стилистическая фигура, состоящая повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т. д.): Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид... Метафора (греч. metaphora -перенос), троп, основанный на перенесении одного предмета (явления) на другой предмет (явление) по сходству («ледяные руки», «свинцовые тучи») Олицетворение – троп, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия Изба – старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины АЛЛЕГОРИЯ (греч. allos иной и agoreuo говорю) конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся А. труда и т. д.

Художественное время и пространство Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, ХРОНОТОП (греч. chronos-время, topos- место) – понятие заимствованное из естественных наук и введенное в литературоведение М.М.Бахтиным для обозначения 'существенной взаимосвязи временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе Художественное время и художественное пространство – важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организующие композицию произведения Литературно- поэтический образ, формально развертываясь во времени (как последовательность текста), своим содержанием воспроизводит пространственно- временную картину мира, притом в ее символико- идеологическом, ценностном аспекте.

Кавказ «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов Роман Л. Н. Толстой «Война и мир» Символистская драма М.Метерлинк «Синяя птица » Повесть А.П. Чехова «Мужики» Комедия Ж. Б. Мольера «Тартюф». А. Данте «Божественная комедия» Д. Свифт «Путешествие Гулливера» В. Быков «Сотников» Д. И. Фонвизин «Недоросль» И. А. Бунин «Косцы» Конкретное Условное Сжатое Объемное Замкнутое Космическое Воображаемое Открытое Реально видимое Земное Пространство - В кн.Миронова Н. А. Литература в таблицах: 511 кл.: справ. мат-лы М.: АСТ: Астрель, с

Образы художественного времени 1. Биографическое Детство, юность, зрелость, старость "Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н. Толстого 2. Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества " Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Что делать" Н.Г. Чернышевского 3. Космическое Представление о вечности и вселенской истории "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова 4. Календарное Смена времен года, будней и праздников Русские народные сказки 5. Суточное День и ночь, утро и вечер " Мещанин во дворянстве" Ж.Б. Мольера В кн.Миронова Н. А. Литература в таблицах: 511 кл.: справ. мат-лы М.: АСТ: Астрель, с

Древнерусская литература Х –ХVll вв Литература конца ХVll – нач. XVlll веков Литература рубежа XVIII – XIX века Литература второй половины ХlХ в. Литература ХХ века до 1917 года Литература советского периода Литература постсоветского периода Периодизация истории литературы Литературные направления Романтизм Классицизм Реализм критический Модернизм Социалистический реализм Модернизм и постмодернизм Литература второй половины XVIII – начала XIX века Сентиментализм Сентиментализм Историко – литературный процесс

Классицизм От лат. «classikus» - образцовый Культ разума. Обращение к общественной и гражданской тематике Художественное течение в литературе конца ХVll – нач. XVlll веков в основе которого признание античного искусства высоким образцом, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил Соблюдение трех единств: места, времени и действия

Представители классицизма Д.И.ФонвизинГ.Р.Державин А.Д.Кантемир А.Н.Радищев Эстетические принципы Эстетические принципы Строгая иерархия жанров. Теория «трёх штилей» Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Выделение одной ведущей черты в характере героя. «Система амплуа». Правило «трёх единств. Высокие: Низкие: трагедия. ода эпическая поэма комедия, сатира. басня Жанры классицизма

Сентиментализм От франц. «Sentiment» - чувство, чувствительность. одно из направлений рубежа второй половины XVIII – начала XIX века идейной базой которого стала философия сенсуализма (Дж.Локк, Э.де Кондильяк, основанная на принципах чувственности человека и естественной среды обитания уход от прямолинейности классицизма подчеркнутая субъективность подхода к миру культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты,

Представители сентиментализма И.И. Дмитриев. Портрет В.А.Тропинина 1835 Эру русского сентиментализма открыл Н. М.Карамзин Письмами русского путешественника ( ). Его роман Бедная Лиза (1792) шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства. Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров. Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского.) Н. М.Карамзин В. А. Жуковский. Портрет Карла Брюллова В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский).

Романтизм От фр. romantisme, от средневекового фр. romant роман одно из направлений рубежа XVIII – XIX века в основе которого лежали философия И.Канта, Ф.Гегеля, А.Шопенгауера получил распространение во всех странах Европы в русском романтизме появляется свобода от классических условностей создается баллада, романтическая драма

В. А. Жуковский. Портрет Карла Брюллова О.А. Кипренский. Портрет А.С Пушкина М. Ю.Лермонтов. Портрет работы А.И. Клюндера Ф.И.Тютчев Портрет работы С. Александровского (1876) Романтизм в литературе - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме). В России русский романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Романтизм проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). Изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах. порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Разлад личности и общества

Реалиизм от лат. realis - вещественный, действительный одно из главных направлений в литературе всего ХlX века наиболее полно раскрывающее действительность стремящееся объективно отразить правду жизни в художественных образах их типичность и индивидуальность, достоверность изображения мира. в основе реализма лежала философская доктрина натурализма

Н.В. Гоголь. Портрет работы О.Ф.Моллера Л.Н.Толстой. Портрет И.Н.Крамского А.П.Чехов. Портрет И.О.Браза Основные положения русского реализма: Ф.М.Достоевский Портрет В.Перова предельно объективное изображение действительности; острая критика негативных сторон общественной жизни; изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами; «изображение типических характеров в типических обстоятельствах Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин И.С. Тургенев, А.П.Чехов и др. Основные представители реализма:

В русле реализмаВ русле модернизма Проза и драматургия А.П. Чехова Символисты: В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов Проза и драматургия Л.Н. Толстого Проза А.И. Куприна Проза И.С. Шмелева Поэзия и проза И.А. Бунина Акмеисты: Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, Вл. Нарбут, О.Э. Мандельштам, М. Зенкевич Проза Б.К. Зайцева Проза и драматургия М. Горького Творчество Л. Н. Андреева, А. М. Ремизова на стыке реалистического и нереалистических течений Футуристы: а) Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников, В.В. Каменский. Творчество «сатириконцев» А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи Проза В.Г. Короленко б) Эгофутуристы: И.В. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов Проза В.В. Вересаева в) «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н. Асеев С.Бобров, Г. Петников Проза А.С. Серафимовича Новокрестьянские поэты: С.А. Клычков, П.В. Орешин, С.А. Есенин, Н.А. Клюев Имажинисты: А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С.А.Есенин Независимые поэты:: М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева Развитие русской литературы в конце ХlX - начале XX века Таблица из «Электронного учебника М.В. Осмоловского, Реализм – (лат. realisдействительный, вещественный) литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм утвердился в рус. литературе в начале ХlX в. и прошел через весь XXв

Золотой и серебряный век русской литературы На разломе двух веков, среди войн и революций, «социальных катастроф» вырастает уникальное явление – серебряный век русской культуры, ознаменовавший величайшие достижения во всех областях культуры, во многом опередивший время, давший направление всему дальнейшему развитию культуры. Русский поэтический "серебряный век" своими корнями уходит в "век золотой ", в творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в некрасовские прозаизмы, а так же поэзию французского символизма - Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Понятие «серебряный век» было предложено Н.А.Бердяевым, но окончательно закрепилось после статьи Н.Оцупа «Серебряный век русской поэзии» Некоторые исследователи Считают, что широкое распространение термин «Серебряный век» получил в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (первая сокращенная публикация в сборнике «Бег времени» (1965): На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…

Серебряный век русской поэзии Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм Литературное течение СИМВОЛИЗМ – (греч. условный, опознавательный знак) – первое и самое крупное из модернистских течений АКМЕИЗМ – (от греч. слова «акме» высшая сила чего – либо, цветущая сила) – второе литературное течение модернизма, ФУТУРИЗМ – (от лат. «футурум»- будущее) – третье и самое крайнее по своему эстетическому радикализму литературное течение модернизма. Представители Старшие: Д. Мережковский, З. Гиппиус,В.Брюсов, Ф.Сологуб, К.Бальмонт. Вяч.Иванов, Младшие: Вяч.Иванов, А.Блок, А.Белый Н.Гумилев, А.Ахматова О.Мандельштам, М.Зенкевич В. Нарбут Д. Бурлюк, В.Хлебников В.Каменский.В.Маяковский.Цель творчества Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове Возвращение поэзии ясности, вещности Вызов традиции, антиэстетизм, «искусство для масс» Отношение к миру Стремление создать картину идеального мира Понимание мира как совокупности простых предметов Одержимость идеей разрушения старого мира Отношение к слову Понимание слова как элемента тайнописи Стремление придать слову точное значение Неологизмы, «самовитое слово» Особенности формы Образность, иносказания, легкость слова «Прекрасная ясность» Неологизмы, пафос эпатажа Декадентство – (от латинского dekadentia – упадок) – явление в культуре, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний Модернизм – ( от фр. «модерн» - новый). – литературное направление, включающее множество течений и школ, для которого характерно ощущение дисгармонии мира, разрыв с традициями реализма Серебряный век русской поэзии - условно это период с начала 1890-х по 20 – годы ХХ века. После 1917 года серебряный век не был «оборван», а жил в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака

Роды литературы Э́пос (др.-греч. έπος слово повествование – изображениеисторических событий, явлений,героев как бы со стороны Виды лирики:песня, элегия,ода, дума,послание,баллада стансы, эклога,эпиграмма,лирическоестихотворение жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия Крупные жанры:роман, роман-эпопея эпическая поэма,или поэма-эпопея жанры лирики:любовная,философская,гражданская,пейзажная,символистская Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) род литературы в основе котороголежит конфликт (острое столкновение)В драме нет прямой авторской речи: есть диалог и монологи персонажей а так же - ремарки (указания автора)Лирика (от греч. lýга музыкальный инструмент, под аккомпанементкоторого исполнялись стихи, песни ит.д.) - род литературы, изображающийличные мысли, предчувствия, желанияглавного героя. средние жанры – повесть малые – рассказ, новелла, очерк. притча Персонажи Действующие лица Лирический герой герои действующие,как бы сами по себе.бывают главными,второстепенными.эпизодическими Автор последовательно описывает поступки, характеры героев, их взаимоотношения с окружающим миром автор изображает личные мысли, предчувствия, желания главного героя. Прототип – реально существующее лицо, характер, судьба которого послужили автору материалом для создания литературного персонажа

Образ автора и авторская позиция ОБРАЗ АВТОРА АВТОР (писатель, поэт) ОБРАЗ АВТОРА Авторская позиция мастерство читателя Стилевые формы сказ, стилизация мастерство писатели Прямая - может быть выражена в лирических отступлениях, репликах, вставках, или через прямое обращение к читателю Авторская оценка Эпос и драмажанр,сюжет,композиция.тематика и проблематика. конфликт. система образовречь персонажей, Лирикакомпозиция,особенности ритма,рифма, размер, строфа. Типы повествования Автор – повествователь участник событий, наблюдатель. мистификатор. публицист, мыслитель ЛИЧНОЕ (от 1 – го лица) герой рассказчик лирический герой БЕЗЛИЧНОЕ (от 3 – го лица) автор – повествователь, система рассказчиков КОСВЕННАЯ- может бытьвыражена через любыехудожественные приемы,пейзаж. портрет. Интерьер ихудожественные деталиили через отношение к ним. Эпос название, эпиграф, монологи и диалоги персонажа, идейно близкого автору Лирика название, эпиграф, образ лирического героя изобразительно – выразительные средства Драма название, эпиграф, ремарки. «говорящие «фамилии персонажей Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Сказ – способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой устной речи; имитация импровизированного рассказа, рождающегося на глазах у читателя. Сказ в устном народном творчестве – повествование о современности или недавнем прошлом, выдержанное в ключе правдоподобия, соответствия «реальным» фактам (например сказы Бажова)

Часть I - задания, связанные с анализом художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения) Рекомендации: внимательно читай все задания; выдели в тексте центральное событие, обозначь главную мысль и важные детали; старайся уйти от пересказа, составь ответ - рассуждение С1. – развёрнутое рассуждение о… ограниченный объём (5 -10 предложений) указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме) максимальный балл – 3 б. оценивается один критерий: точность и полнота ответа. С2 Включение анализируемого материала в литературный контекст… чтобы получить максим. балл, экзаменуемый должен назвать не менее ДВУХ произведений одного или разных писателей или назвать не менее ДВУХ авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема. СЕМЬ заданий с КРАТКИМ ответом (В1 – В7) ДВА задания с развёрнутым ответом (С1, С2). Рекомендуемый объём ответа – предложений С1. – развёрнутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента С2. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков

Анализ лирического стихотворения 1. Определение жанра (лирика любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) 4. Идейный уровень (идея, эмоция) 5. Выделение композиционных частей, 6. Кульминация стихотворения 2. Выявление лирического сюжета, переживания лир. гер. 3. Тема - вопрос, которого касается автор 10. Пространство, время 11 Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое,настоящее, будущее) 12Стилистический уровень 13. Поэтический синтаксис 14 Фонический уровень (размер стиха, строфа звукопись:, аллитерация, ассонанс) 7. Истолкование названия 8 Действия и состояния. 9. Характеристика образов ЕГЭ по литературе: часть II - анализ стихотворного (лирического) произведения

Таблица центра комплексного снабжения учебных заведений "РЕКТОР" Жанр (от франц. Genre - вид) – выражение художественного содержания в исторически сложившейся форме. Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстротекущей жизни Лирическое стихотворение - один из жанров лирики - предельная концентрированность, завершенность, исчерпанность, всеохватность мысли, это может быть описание впечатления автора об окружающей его природе, описание своего чувства в развитии, осмысление событий

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов Задание с развернутым ответом (сочинение) является самой существенной частью ЕГЭ по литературе. - за ее успешное выполнение можно получить 14 баллов, которые могут определить успех на экзамене. Часть III - развёрнутый ответ на ОДИН из трёх вопросов проблемного характера на литературную тему по выбору экзаменуемого Внимательно прочтите вопрос, выделив в нём ключевые слова. Составьте тезисы ответа. Подберите материал из текста Проверьте, соотнесена ли ваша точка зрения с позицией автора. Избегайте неуместного цитирования, подмены ответа на вопрос пересказом.

Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2. Лука (выходя из кухни). Ну, обыграли татарина? Водку пить пойдете? Барон. Идем с нами! Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный! Лука. Не лучше трезвого-то... Актер. Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?.. Актер. Это - смешно. А иногда - грустно... Сатин. Ну, куплетист, идешь? (Уходит с Бароном.) Актер. Иду... я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения... начало я забыл... забыл! (Потирает лоб.) Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка... ходи! Медведев. Не туда я пошел... пострели ее! Актер. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память... А теперь вот... кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Молчит.) Ничего не помню...ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик? Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое Идем, старик... я тебе продекламирую куплеты... Лука. Что это? Актер. Стихи, - понимаешь?забыл? В любимом - вся душа... Актер. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему - погиб? Веры у меня не было... Кончен я... Лука. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... Такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница - тоже человек... и даже - рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди... Актер (задумчиво). Куда? Где это? Лука. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое... Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и - терпи... А потом вылечишься... и начнешь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приема... Актер (улыбаясь). Снова...сначала... Это - хорошо...Н-да... Снова? (Смеется.) Ну... да! Я могу?! Ведь могу, а? Лука. А чего? Человек - все может... лишь бы захотел... Актер (вдруг, как бы проснувшись). Ты - чудак! Прощай пока! (Свистит.) Старичок... прощай... (Уходит.) М. Горький, "На дне".

B1 Изображая "дно" жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине XIX века. Укажите его название. Ответ: (реализм) B2 Назовите жанр, к которому относится пьеса М. Горького "На дне". Ответ: (драма) ВЗ Приведенная сцена, как и другие сцены пьесы, строится на общении персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами? Ответ: (диалог) B4 Укажите термин, которым обозначаются авторские замечания, пояснения по ходу действия пьесы ("потирает лоб", "вдруг, как бы проснувшись"). Ответ: (ремарка) B5 Как называются встречающиеся во фрагменте краткие изречения ("В любимом - вся душа...", "Человек - все может... лишь бы захотел..."), несущие в себе жизненные обобщения и характеризующиеся яркостью и меткостью в выражении мысли? Ответ: (афоризм) B6 В реплике Актера встречаются одни и те же слова: "Снова... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова? (Смеется) Ну... да! Я могу?!. Ведь могу, а?" Как называется этот прием, способствующий усилению смысла высказывания? Ответ: (повтор)

31 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС

«Готовимся к ЕГЭ» Литературно – художественная презентация Краснокуцкой Т.В., преподавателя русского языка и литературы ГБОУ «Школа 1948» Тексты печатались по следующим изданиям: В.В.Агеносов и др. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. М., Дрофа, Гаспаров М. Поэтика серебряного века – В кн: Русская поэзия серебряного века Антология, М., «Наука», Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) – М., АСТ, Олимп, 1997 Русская литература: ХХ век. Справочные материалы. М.Просвещение: «Учеб. лит.» 1995 Данилов А. А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: Миронова Н. А. Литература в таблицах: 511 кл.: справ. мат-лы М.: АСТ: Астрель, с. 126 : «Электронный учебник по литературе М.В. Осмоловского, Словарь литературоведческих терминов под редакцией Л.И.Тимофеева и С.В. Тураева. М., Просвещение, 1974