Методы социологического исследования. Методы сбора социологических данных Опрос Наблюдение Анализ документов Эксперимент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы сбора социологической информации
Advertisements

Методы опроса в социологии Метод опроса Анкетирование и его виды Интервью и его виды.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Социология физической культуры Модуль 2 Социологическое исследование в сфере ФК и С.
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Методы сбора маркетинговой информации. Маркетинговая информация – это знания, сведения, данные о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Метод педагогического наблюдения -это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Количественные и качественные методы Выполнила студентка 41-со группы.
Методика социологического исследования.
Методы исследования : Наиболее часто в медико-социологических исследованиях используется метод опроса, в частности анкетирование и интервью. Интервью.
Методы и техника проведения конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. Старший преподаватель кафедры.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Выполнила: Мусаева Аида Хайдарова Тамина Группа РдиГБ-342.
Слайд-презентация СОЦИОЛОГИЯ Панченко Алексея Ученика 10 «б» класса.
Вводят какой-либо элемент в контролируемые условия и измеряют эффект его влияния на мысли или действия испытуемого Выбирают группу, обладающую определенными.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Транксрипт:

Методы социологического исследования

Методы сбора социологических данных Опрос Наблюдение Анализ документов Эксперимент

Социологический опрос – это метод сбора эмпирических данных об элементах сознания людей в вопросно- ответной форме

Ян Лютинский – концепции вопроса 1) тестовая; 2) традиционная; 3) индикаторная; 4) расширенная информационная

Тестовая концепция вопроса Тестовая (психологическая) концепция вопроса предусматривает разработку множества вопросов, характеризующих только одну изучаемую переменную (установку, информированность, уровень интеллекта и т.д.). Принципиальным условием является то, что каждый отдельный вопрос и получаемая информация самостоятельного значения не имеют и не подлежат отдельной интерпретации. Состояние изучаемой переменной, показатель этого состояния являются результатом учета всей совокупности ответов.

Традиционная теория вопроса основана на тех простейших вариантах исследовательских ситуаций, в которых полностью совпадают познавательная задача вопроса, его формулировка, восприятие смысла вопроса респондентом, его желание и способность дать достоверный ответ. В практике социологических опросов такие ситуации встречаются довольно редко: когда вопросы касаются фактов, нейтральных в социальном и психологическом отношении. Это вопросы о месте жительства, годе рождения, режиме работы, о числе детей и т.п.

Индикаторная концепция вопроса Изучаемые переменные далеко не всегда доступны прямому наблюдению. Например: убеждения, ценностные ориентации, интересы и т.п. Поэтому вопросы задаются не об изучаемой переменной, а о некоторых других явлениях, которые выступают индикаторами переменной.Переменная соответственно называется индикатором. Содержание индикатора (или совокупности индикаторов) не тождественно содержанию синдиката, т.е. оно только представляет (репрезентирует) изучаемую переменную. Это означает, что индикатор или их совокупность должны отвечать требованиям полноты и достаточности. Следовательно, их отбор, использование и интерпретация нуждаются в специальном обосновании. Переход от ответов респондентов, полученных на вопросы- индикаторы, к определению состояния изучаемой переменной должен основываться на достаточно высоких корреляциях между значениями совокупности индикаторов.

Расширенная информационная концепция вопроса основана на выделении трех элементов в структуре вопроса : 1) текст вопроса, задаваемого респонденту, т.е. вопрос в тексте вопросника 2) способ классификации полученного ответа. Иначе говоря, это решение кодировщика о том, к какому классу явлений относится ответ на вопрос 3) искомая информация данного вопроса, связь с изучаемой переменной, которая задается исследователем.

И.Ф. Девятко – требования к формулировке вопроса 1) следует избегать использования специальных терминов или сленга 2) стремитесь к коротким формулировкам. 3) проверьте, не является ли вопрос многозначным, т.е. не содержит ли он в себе двух или более различных по смыслу вопросов, на каждый из которых можно получить независимый ответ. 4) Избегайте «подталкивающих» (или наводящих) вопросов, неявно указывающих респонденту, какой ответ желателен. 5) Без крайней необходимости не используйте выражения, содержащие в себе отрицание. 6) Вопросы, требующие особой компетенции или осведомленности о чем- то, нужно задавать лишь тем, кто может на них ответить. 7) Избегайте любых многозначных или двусмысленных слов и фраз. 8) Учитывайте возможное влияние фактора социальной желательности. 9) В вопросах, касающихся фактического положения дел или поведения людей, следует конкретно определять временные и пространственные координаты интересующих Вас событий. 10) Не стремитесь к излишней детализации вопросов.

Композиция вопросников Вводная часть: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу основные вопросы по теме (предмету) исследования «паспортичка» благодарность за сотрудничество в проведении опроса

О.М. Маслова - оформление вопросника Формулировка вопроса и варианты ответов к нему печатаются различными шрифтами либо выделяются в верстке Нельзя допускать, чтобы табличный вопрос или список ответов вопроса-«кафетерия») начинался на одной странице, а заканчивался на другой. Вопросы-фильтры должны иметь указатели-отсылки, объясняющие респонденту, к какому вопросу следует перейти, если он ответил на вопрос-фильтр так или иначе. Не следует «скупиться» на повторение правил регистрации ответов, техники заполнения отдельных вопросов. Используя рисунки, следует учитывать возможный эффект внушения при формировании ответа. Смысл рисунков должен быть нейтральным по отношению к содержанию вопроса

Формы опроса 1) Интервью 2) Анкетирование

Интервью – это разновидность опроса, при которой интервьюер задает вопросы респонденту в устной форме

Достоинства метода интервью Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов. Возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам. Личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника. Общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу. Вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов (что возможно в анкете).

Классификации интервью По технике проведения: 1) свободное, 2) формализованное 3) полуформализованное

Классификации интервью В зависимости от количества опрашиваемых: 1) индивидуальное 2) групповое

По способу общения между исследователем и респондентом: 1) личное 2) телефонное 3) on-line

Анкетирование (анкетный опрос) – это разновидность опроса в письменной форме, которая предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, которые регистрируются респондентом самостоятельно

Анкета – это документ, содержащий серию вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах

Классификации анкетирования По способу общения между исследователем и респондентом: 1) раздаточное 2) почтовое 3) прессовое

Раздаточное анкетирование, в свою очередь, делится на: индивидуальное анкетирование в группе (аудиторное)

Социологическое наблюдение – это метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем направленного, систематического непосредственного восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей исследования актов поведения людей

Достоинства метода наблюдения осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их появления. Таким образом, открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. наблюдение позволяет описать взаимодействие всех его участников. не зависит не только от умения членов исследуемой группы рассказать о своем поведении (т.е. анализировать его), но и от их желания говорить, комментировать ситуацию. В данном методе отсутствует языковой барьер.

Недостатки метода наблюдения 1) объективные, независимые от наблюдателя: - ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому получаемые выводы не могут быть распространены на более широкие ситуации. – сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений (социальные процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события) - Высокая трудоемкость метода (участие в сборе первичной информации специалистов достаточно высокой квалификации).

Недостатки метода наблюдения 2) субъективные, связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя: На качество первичной информации могут оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т.д. На качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут корректировать свои действия, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть со стороны. Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может серьезно повлиять на оценку происходящего. результаты наблюдения зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых

Использование метода наблюдения при исследовании поведения индивидов и групп в труде в общественно-политической жизни, в сфере досуга, в девиантных группах, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми.

Классификации наблюдения в зависимости от наличия контроля: контролируемое и неконтролируемое, в зависимости от положения наблюдателя относительно группы: включенное и невключенное, по условиям организации наблюдения: полевое и лабораторное

Анализ документов - это метод сбора информации, содержащейся в документальных источниках

Документ – это специально созданный предмет для передачи и хранения информации в различных формах

О.М. Маслова и М.Г. Пугачева о содержании документов Документы содержат информацию: о социальных процессах и их динамике о субъектах социальной деятельности о состоянии сознания людей, о видах, содержании и результатах деятельности и др.

Классификация документов по форме: письменные (все виды печатной и рукописной продукции) иконографические (видео-, кино-, фото- документы, картины, гравюры и т.п.) фонетические документы, рассчитанные на слуховое восприятие (радио, аудиозаписи) электронные документы

Классификация документов по авторству: официальные документы личные документы

Основные формы анализа документов: Традиционный (классический) анализ документов Контент-анализ

Традиционный (классический) анализ документов - это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по пониманию и интерпретации сути информации, содержащейся в документах

Контент-анализ – это форма анализа документов, с помощью которой массовая текстовая информация переводится в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой

Единицы контент-анализа: Смысловые Единицы счета

Социологический эксперимент – это метод получения информации о социальном объекте путем воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов с целью проверки гипотез о причинной связи между явлениями

Логика эксперимента Выбирается экспериментальная группа Группа помещается в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) Изучается направление, величина и устойчивость изменения контрольных характеристик

Основные требования к эксперименту: в качестве контрольных выбирают характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы (либо среды проведения эксперимента), которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными. на ход эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее

Виды эксперимента: линейный эксперимент параллельный эксперимент