ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методика проектирования современного урока: принципы, подходы, модели Методист по информатике и ИКТ Черницына.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Advertisements

Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Инновации в учебном процессе как способ формирования компетенции учащихся Автор: Павишко Ольга Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Лекционные вопросы 1. Предмет и задача методики преподавания 2. Основные методы преподавания 3. Педагогический процесс Тема 1. Методика преподавания управленческих.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Транксрипт:

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методика проектирования современного урока: принципы, подходы, модели Методист по информатике и ИКТ Черницына Лариса Юрьевна 8(909)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Системно-деятельностный подход Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Обеспечивает ФГОС ООО, Раздел 1, п.5

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода? Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования? Какой учебный материал отобрать и как его структурировать? Какие методы и средства обучения выбрать? Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Технология развивающего обучения Эльконин Даниил Борисович ( ) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. Василий Васильевич Давыдов (31 августа марта 1998) советский педагог и психолог. Академик и вице- президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973).

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Акцент целей технологии: – формировать теоретическое сознание и мышление; – формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы; – воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления. Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия. Это целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Сущность развивающего обучения В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании – инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей – трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки. Все группы качеств личности в современной педагогике ЗУН – знания, умения, навыки; СУД – способы умственных действий; СУМ – самоуправляющие механизмы личности; СЭН – эмоционально-нравственная сфера; СДП – деятельностно-практическая среда – взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Урок: от проекта к планированию Проект (от лат. projectus брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Типология уроков А.К. Дусавицкого Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки. В дидактической системе деятельностного метода Урок «открытия» нового знания. Урок рефлексии. Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Урок: от проекта к планированию Планирование оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ деятельности минимакса творчества вариативности психологической комфортности целостности непрерывности

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов. 3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина. 4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. 5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Основные компоненты современного урока Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Структура современного урока В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия. Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру: 1. организационный этап; 2. этап проверки домашнего задания; 3. этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала; 4. этап изучения новых знаний и способов деятельности; 5. этап первичной проверки понимания изученного; 6. этап закрепления изученного; 7. этап применения изученного; 8. этап обобщения и систематизации; 9. этап контроля и самоконтроля; 10. этап коррекции; 11. этап информации о домашнем задании; 12. этап подведения итогов занятия; 13. этап рефлексии.

Цель Проблема ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Структура урока Актуализация знаний Перспектива Рефлексия Оценка Результат Реализация плана и достижение результата урока Начало Основная часть Итог

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Формы и методы обучения 2. Методы обучения: приёмы обучения, средства обучения (материальные и идеальные: сумма ЗУН, речь, письмо, опыт, мастерство и тд). 1. Формы организации урока: индивидуальная, групповая, дифференцированно-групповая, парная, фронтальная.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Голант, Верушин) словесные наглядные практические работа с книгой видео-метод - лекция - диспут - дискуссия - объяснение - разъяснение - беседа - инструктаж - иллюстрация - демонстрация - показ - опыты - упражнения - эксперимент - лабораторная работа - практическая работа - изготовление изделия - конспектирование - цитирование - реферирование - аннотирование - рецензированное чтение - беглый просмотр - внеклассное чтение - обучение и контроль с помощью компьютера и дистанционного образования + видео-метод+ работа с книгой

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности ученика (Лернер, Скаткин) Метод обучения (способы) Метод преподавания Метод учения объяснительно- иллюстрационный информационно- сообщающий исполнительский репродуктивный объяснительный репродуктивный проблемный побуждающий частично-поисковый стимулирующий поисковый исследовательский инструктивный практический

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Структура урока: цель содержание (формы, методы) результат. Ошибки формулировки целей урока Суть ошибки Нельзя формулировать Подмена цели содержанию, в формулировке нет результата Познакомить учащихся с... Изучить... Подмена цели методом обучения Рассказать учащимся... Продемонстрировать приемы... Показать учащимся... Цель носит обобщённый характер (не привязана к теме данного урока) Формировать умение анализировать наблюдаемые явления... Развивать умение выразительного чтения.... Воспитывать культуру общения... Развивать речь... Подмена цели деятельностью ученика Учащиеся решают задачи по... Учащиеся выполняют упражнения на...

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методист по информатике и ИКТ Черницына Лариса Юрьевна 8(909)