«НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ » Минусинск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Advertisements

Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФЗ «Об образовании» 273 Гл.1.ст.1.2.п16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом.
Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ.
Инклюзивное образование Инклюзивное образование Ирина Алексеевна Исаенкова, директор ГБУ Центральная ПМПК.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссии на территории Красноярского края Руководитель центральной психолого-медико- педагогической комиссии.
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция.
ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ Институт проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического.
ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
Транксрипт:

«НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ » Минусинск 2015

Нормативная правовая база, регулирующая деятельность образовательной организации, реализующей инклюзивную практику в России Создание инклюзивной среды – одна из актуальных задач государственной политики современной России в области образования. Обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся и организация учебного процесса с учетом их способностей, потребностей, особенностей психофизического развития является одним из значимых приоритетов инклюзии. Образовательные организации, в которых обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью, стремятся создать условия для реализации потенциала каждого ребенка. Квалифицированная поддержка процессов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями опирается на нормативную правовую базу. Рассмотрим нормативные документы, которые учитываются в деятельности образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику в России.

Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов 24 сентября 2008 года. После этого Министерством образования и науки РФ 18 апреля 2008 года были сформулированы Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации: «Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных … образовательных учреждениях, … не являющихся коррекционными, … в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития» (Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 г. АФ-150/06)

С целью создания дополнительных гарантий обеспечения, защиты и развития прав людей с инвалидностью в России была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»). Конвенция вступила в силу 25 октября 2012 года. В соответствии с требованиями, государства-участники Конвенции обязаны принять надлежащие законодательные, административные меры для того, чтобы люди с инвалидностью могли реализовать свои права. Также им следует внести изменения в законодательство для того, чтобы предотвратить дискриминацию людей с инвалидностью.

Первоисточник права в России – Конституция. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года 6-ФКЗ, от 30 декабря ФКЗ, от 05 февраля 2014 года 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года 11-ФКЗ) обозначает право каждого гражданина России на образование и декларируют равные возможности его получения вне зависимости от расовой, культурно- этнической, религиозной принадлежности и др. (статья 43)

Законы Российской Федерации (I). Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 06 апреля 2015 г.). В соответствии со статьей 9 «Понятие реабилитации инвалидов», образование отнесено к одному из направлений реабилитации. В статье 19 «Образование инвалидов» указана необходимость создания специальных условий для получения общего образования, профессионального образования и обучения инвалидов. Также обозначена необходимость оказания информационной и психолого-педагогической поддержки людей с инвалидностью. За обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования несут ответственность органы, осуществляющие управление в сфере образования и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения.

Законы Российской Федерации (II). Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 02 декабря 2013 г.) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка (в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья), предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. «Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Определен круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка».

Законы Российской Федерации (III). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями на 02 мая 2015 г.) вступил в силу с 01 сентября 2013 года. Вслед за Конституцией Российской Федерации Закон гарантирует право каждого гражданина нашей страны на образование, а также указывает на запрет дискриминации в сфере образования (статья 3). В Законе даны определения понятиям «инклюзивное образование», «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «индивидуальный учебный план», «адаптированная образовательная программа», «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»: * обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, п.16); * индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (статья 2, п.23);

Законы Российской Федерации (IV). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями на 02 мая 2015 г.) вступил в силу с 01 сентября 2013 года. * инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2, п.27); * адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (статья 2, п.28); * специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79, п.3).

Законы Российской Федерации (V). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Основными статьями закона, регулирующими вопросы образования лиц, имеющих проблемы в сфере здоровья, являются ст.41 и 79. Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» 5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Законы Российской Федерации (VI). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. В статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» определены содержание образования, условия организации обучения и воспитания, а также требования к образовательным организациям, осуществляющим обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья: 1. Содержание и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Законы Российской Федерации (VII). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Законы Российской Федерации (VIII). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Законы Российской Федерации (IX). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Законы Российской Федерации (X). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Законы Российской Федерации (XI). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Законы Российской Федерации (XII). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Также Закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит ряд статей (например, 34, 42, 44, 48, 55, 58, 59, 60), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с инвалидностью, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Законом декларируется доступность образования, а также возможности адаптации системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.

Законы Российской Федерации (XIII). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. В статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» описаны основные академические права обучающихся: «1. Обучающимся предоставляются академические права на: …2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами»

Законы Российской Федерации (XIV). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи.

Законы Российской Федерации (XV). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст.44, п.2). Родители (законные представители) имеют право «присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей» (ст.44, п.3, пп.8). Также в статье 44 определены обязанности родителей (законных представителей) в отношении обеспечения получения детьми общего образования, в отношении соблюдения правил и регламентов образовательной организации и уважении чести и достоинства обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Законы Российской Федерации (XVI). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает педагогических работников образовательных организаций «… учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями…» (п. 1, пп.6).

Законы Российской Федерации (XVII). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность» обозначает особенности приема детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательные организации: «.. 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии»

Законы Российской Федерации (XVIII). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статьей 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» предусмотрены особенности ликвидации академических задолженностей обучающимися, не прошедшими промежуточную аттестацию: «…9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану»

Законы Российской Федерации (XIX). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. В статье 59 «Итоговая аттестация» обозначены суть и специфика проведения итоговой аттестации, а также формы ее проведения: «…13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться: 1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования...»

Законы Российской Федерации (XX). Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья 60 «Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении» обозначает особенности документального подтверждения о получении образования лицами с ОВЗ и инвалидностью: «…13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования…»

Основные акты Президента Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования (I). 1 июня 2012 г. Президентом РФ был издан Указ 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы». Национальная стратегия действий в интересах детей создана в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Стратегия определяет основные направления и задачи госполитики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Последние базируются на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Основные акты Президента Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования (II). Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» была утверждена Указом Президента РФ 271 от 04 февраля 2010 г. Инициатива нацелена на создание в современной школе условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» указывает на важность обеспечения успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Инициативе также говорится о необходимости учета при организации образовательного процесса возрастных особенностей школьников.

Основные акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования Постановление Правительства Российской Федерации 297 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на годы». В целях формирования условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и инвалидов к объектам и услугам, а также их социальной интеграции, повышения качества жизни Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на годы. Цели программы: формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы. Целевые индикаторы и показатели Программы: доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико- педагогических комиссий.

Основные акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования (I). Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г В Приказе отражен порядок организации и осуществления образовательной деятельности в отношении лиц (в том числе детей) с ОВЗ и инвалидностью. II. Организация и осуществление образовательной деятельности. 5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. 12. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Основные акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования (II). Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Основные акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования (III). Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20 сентября 2013 г В документе описаны цели формирования ПМПК, особенности создания и управления, требования к штатному составу сотрудников, количество территориальных комиссий, правила конфиденциальности деятельности комиссии, основные направления деятельности и права комиссии. «II. Основные направления деятельности и права комиссии: а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого- медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; …»

Основные акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования (IV). Письмо Минобразования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» от 27 марта 2000 г. 27/ В Письме обозначены методические рекомендации о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения и о формах учета деятельности специалистов ПМПк.

Основные акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования (V). Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 г. АФ-150/06. В Письме разъясняются вопросы, связанные с организацией процесса обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3-4 человек.

Основные акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования (VI). Письмо Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» ИР-535/07 от 7 июня 2013 г. В документе отражены разъяснения Минобрауки России по вопросу создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Основные правовые и нормативные документы, регламентирующие возможность организации инклюзивного образования в образовательной организации При организации инклюзивного образования образовательная организация общего образования должна: 1. Внести изменения в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений; 2. Разработать локальные акты общеобразовательной организации, регламентирующие деятельность по организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. 3. Обеспечить специальные условия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включенных в образовательный процесс. Например, издать приказ об утверждении плана мероприятий по созданию доступной среды, списка рабочих групп по реализации плана мероприятий; 4. Разработать и утвердить документы, отражающие индивидуальную специфику обучения ребенка с ОВЗ/инвалидностью, динамику обучения и коррекционную работу (индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, индивидуальную образовательную программу, индивидуальный образовательный маршрут и др.);

При организации инклюзивного образования образовательная организация общего образования должна: 5. Внести коррективы в штатное расписание с целью обеспечения процесса инклюзивного образования необходимыми специалистами (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель- логопед, социальный педагог) либо заключить договоры с образовательными организациями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи со специальными (коррекционными) образовательными организациями, лечебно- профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания населения и др. 6. Осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; 7. Выполнять рекомендации, содержащиеся в заключениях окружной психолого-медико- педагогической комиссии, федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов), лечебно-профилактических учреждений здравоохранения; 8. Иметь договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ (детей с инвалидностью), в котором указывается программа обучения ребенка и другие особенности организации учебно-воспитательного процесса; 9. Иметь Положение об оплате труда общеобразовательной организации с установкой размера доплат и надбавок педагогам, осуществляющим работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Таким образом, получение образования детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация такого образования является обязанностью публичной власти. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В частности, для обеспечения процесса получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью создается обширная нормативная правовая база. Овладение знаниями о документах, использующихся для сопровождения обучения и воспитания детей, позволит оказать им более квалифицированную помощь в становлении и развитии, интеграции в социум.

Положение об оплате труда работников краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Минусинская общеобразовательная школа– интернат 8» Положение о комиссии по распределению средств стимулирующего фонда оплаты труда работников школы – интерната. Положение о проведении факультативных занятий. Положение о методическом объединении педагогов коррекционного блока. Положение об обработке персональных данных учащихся и их родителей. Методические рекомендации по написанию характеристики класса. Положение об адаптированной образовательной программе в классах для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта. Положение по комплектованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Положение о ведении классного журнала. Локальные акты КГСБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат 8»

* Положение о единых требованиях к ведению и заполнению ученического дневника. * Положение о порядке разработки и утверждении адаптированных образовательных программ. * Положение о проведении инструктажей по безопасности с обучающимися, воспитанниками. * Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) * Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между краевым государственным бюджетным общеобразовательным учреждением "Минусинская общеобразовательная школа-интернат 8" и обучающихся и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. * Положение о порядке и основаниях приема, перевода, отчисления обучающихся. * Положение о периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации. * Положение о поощрении и взыскании обучающихся.

* Положение о порядке выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программа. * Положение о порядке выдачи удостоверения об усвоении программы углубленной трудовой подготовки (10-11 класс) лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости). * Положение об обучении по индивидуальным учебным планам. * О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению. * Положение о проведении учителем контрольных работ с учащимися классов для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта. * Положение по комплектованию детей с ограниченными возможностями здоровья * КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат 8».