Содержание
На родине М. В. Ломоносова Обучение у местного дьячка Родился Ломоносов на русском Севере в семье зажиточного крестьянина Архангельской губернии. В 19 лет испытывая непреодолимое желание учиться, он сбежал из родного дома в Москву. «Грамматика» Милетия Смотрицкого «Арифметика» Леонтия Магницкого
Пройдя с рыбным обозом более тысячи двухсот км юный помор выдаст себя за сына Холмогорского дворянина и будет принят в Славяно-греко- латинскую академию. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, несказанную бедность, насмешки школьников. За пять лет обучения М. В. Ломоносов твердо решил посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам. Юный помор с рыбным обозом Славяно-греко- латинская академия в Москве
Христиан Вольф Иоганн Генкель Университет в Марбурге В 1936 г в числе лучших учеников Ломоносова отправили на дальнейшее обучение в Германию, где он изучает математику, физику, химию, горное дело, право… отправили на дальнейшее обучение в Германию, где он изучает математику, физику, химию, горное дело, право… Горная академия во Фрейберге Фрейберге Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет» Ломоносов
открытия в области геологии и минералогии открытия в молекулярно- кинетической теории тепла открытия в химии: химическая лаборатория работы в науке о стекле: русская мозаика изобретение зеркального телескопа-рефлектора электрическая природа северных сияний открытие существования атмосферы на Венере создатель грамматики русского языка
здесь на Васильевском остове располагался Бонов дом, где с 1742 по 1757 год, жил Ломоносов после приезда из-за границы в 1724 году по проекту Петра I была создана Петербургская Академия Наук в 1724 году по проекту Петра I была создана Петербургская Академия Наук
Будучи еще адъюнктом Академии Наук Ломоносов увлекся ботаникой. Он интересовался этим садом и с разрешения Президента АН часто его посещал; даже был изготовлен для него второй ключ от калитки сада. В 1732 году Бонов дом и участок арендовала Академия Наук, чтобы поселить в нем своих служащих. На участке в 1736 году был разбит Ботанический сад, в котором выращивались разнообразные, нередко уникальные растения.
Ломоносов широко использовал для своих ботанических наблюдений микроскоп «Микроскопы за подлинно ставят перед глазами, что турфовая материя есть весьма мелкий мох по всему строению и частей расположению» Замечания М. В. Ломоносова о микроскопическом строении растений: Рабочий кабинет Микроскоп XVIII века
Ломоносов изучает флору окрестностей Петербурга. Он открыл среди петербургской флоры широколистный колокольчик (campanula latifolia L.), пропущенный в списке растений, составленном в 1750 году русским ботаником С. П. Крошенинниковым Описания Ломоносовым растений по четкости характеристик не уступают, а в ряде случаев превосходят описания ботаников того времени «…Омела, порода некоего деревца, которое растет обыкновенно на других больших деревьях, а особливо на липах. Сок ее таков тучен, что клеем его ловят клеточных птичек, на который они седши прилипают. Ради чрезвычайного жиру растет и зеленеет только зимним временем и в самые жестокие морозы; а летом подсыхает» Ломоносовское описание паразитического кустарничка омелы (viscum album L.)
Устанавливая ботаническую терминологию, Ломоносов подбирает образные определения, как например « стер женек» (pendunculus), « сердце стерженька» (medulla pendiculi), «пестик в цветке» (stylos in flore), «стебель планты» (caulis plantae), «жилочки» (fibra), «вершечек» (apex), «сердце дерева» и др. «сердце дерева» и др. М. В. Ломоносов. «Слово о явлениях воздушных …» 1753 г М. В. Ломоносов. «Слово о явлениях воздушных …» 1753 г
Ботаника в XVIII веке имела в основном прикладное значение корень желтого имбиря корень марены корень ревеня черенкового кора каперсового дерева Ломоносов применил Ломоносов применил свои ботанические знания о красящих свойствах трав о красящих свойствах трав в сочетании с химически ми в области «красильного художества». 17 августа 1750 г он представил образцы окрашенных шелковых ниток Академическому собранию, которое признало их 17 августа 1750 г он представил образцы окрашенных шелковых ниток Академическому собранию, которое признало их «вполне добротными».
В эпоху, когда господствовала теория водного питания растений, Ломоносов установил основной физиологический процесс, происходящий в растениях, - процесс воздушного питания. Его идея о фотосинтезе была развита в начале XIX века зарубежными учеными. Ломоносов предвосхитил ещё одну важную научную проблему ботаники – электрофизиологию растений. Опыты по изучению влияния электричества на растения привели Ломоносова к мысли: Ломоносов предвосхитил ещё одну важную научную проблему ботаники – электрофизиологию растений. Опыты по изучению влияния электричества на растения привели Ломоносова к мысли: «Электрическая сила, сообщенная к сосудам с травами, ращение их ускоряет».
«…По мере обширного сего государства Высокие науки в нём распространялись и чтобы сынах российских оным охота и ревность равномерно умножалась». М. В. Ломоносов О вы, которых ожидает Отечество от недр своих и Видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. МГУ им. М. В. Ломоносова