Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Представления о психической реальности: какими они были в разное время и в разных странах, как они развивались и изменялись.
Advertisements

Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Лекция 1. Предмет, задачи, методология и методы педагогической психологии.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
Отрасли научной психологии : 1.Фундаментальная психология 2.Прикладная психология.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Транксрипт:

Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука».

План: 1. Предмет и задачи истории психологии. 2. Принципы историко- психологического анализа. 3. Методы истории психологии. 4. Закономерности историко- психологического процесса. 5. Периодизация истории психологии.

Представления о психической реальности: какими они были в разное время и в разных странах, как они развивались и изменялись. Деятельность людей, занятых познанием психического мира.

1. Достоверная реконструкция исторических событий (фактов).

2. Объяснение фактов: какие условия влияли на научную мысль, какие механизмы и закономерности.

3. Анализ фактов, т.е. реально происходивших событий: теорий, открытий, споров, заблуждений.

Принципы историко- психологического анализа Принцип историзма Принцип детерминизма

Пр инцип историзма Необходимо брать историко- психологические явления с точки зрения развития: как появлялись, какие этапы проходили (т.е. генезис, развитие и исчезновение). Надо брать факты в широком историческом контексте.

Надо брать все факты независимо от того, приятны они или неприятны исследователю. Надо оценивать вклад в психологию по новизне научных достижений в сравнении с предшественниками.

Принцип детерминизма Подразумевает необходимость причинного объяснения фактов истории психологии.

Подразумевает установление причинно-следственных связей. Подразумевает выявление внешних и внутренних условий развития науки.

Источники по истории психологии Данные науки Данные общественной практики

Данные науки: Труды психологов и философов прошлого. Труды представителей других наук и труды по этим наукам (медицина, физика, оптика, анатомия и др.

Д анные общественной практики: сведения об организации производства; сведения об образовании (его система, планировании и функционировании); сведения о духовной жизни общества, о произведениях искусства и др.

Методы истории психологии. Методы теоретической реконструкции и критического анализа научных систем прошлого. Методы изыскания исторических источников (поиск архивных материалов, их комментирование, снабжение сносками и примечаниями).

Методы истории психологии. Методы раскрытия механизмов функционирования психологии и науки в целом (на данном историческом этапе и в целом. Методы внутренней организации, систематизации психологических фактов, теорий и понятий.

Методы истории психологии. Методы интервью, беседы и биографический (непосредственно отражает мысли и переживания участников историко- психологического процесса). Методы изучения ссылок, цитат и сносок.

Факторы, влияющие на содержание психологической науки (на том или ином этапе ее развития). Социокультурные факторы Предметно-логические факторы Фактор личности ученого

Социокультурные факторы. Влияют на: выбор проблемы исследования; способы решения научных проблем; построения схемы объяснения.

Предметно-логические факторы. Собственная структура, логика и закономерности научного знания влияют на основные концептуальные единицы: Научные факты (эмпирические данные). Научные теории. Научные категории (общенаучные и специальные для психологии).

Фактор личности ученого. Получение новых научных знаний связано с личностью исследователя (его волей, разумом и жизненной дорогой).

Возможные основания построения периодизации Содержание взглядов на природу психического Территориальный принцип (локализация в пространстве) Хронологический принцип (локализация во времени)

Периодизация истории психологии (на основе сочетания хронологического подхода и содержания взглядов на природу психического).

I период: (VI в. до н.э. – середина XIX в. н.э.). Развитие психологии в недрах других наук (философии, медицины, естествознания и др.)

1 этап (VI в. до н.э. – V в. н.э.) Складываются и развиваются первые научные представления о психике. Предмет изучения – душа.

2 этап (V – XIII вв.) Происходит развитие учения о душе в рамках философии и медицинских знаний.

3 этап (XIV – XVI вв.) Дальнейшее развитие учения о душе на базе анатомо- физиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

4 этап ( XVII в. – середина XIX в.) Сознание выделено как предмет исследования психологии, происходит формирование теоретических основ психологии.

II период: (середина XIX в н.э. – настоящее время). Психология оформилась и развивается как самостоятельная наука.

1 этап (начало XIXв. – 60 гг. XIXв.) Формируются естественно-научные основы психологии как самостоятельной науки. Учение о рефлексе. Предмет изучения. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов.

2 этап (конец 60 гг. XIXв. – конец XIXв.) Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуально физиологическую и духовно- научную. Возникновение прикладных исследований и новых областей.

3 этап (10-е гг. XXв. – середина 30-х гг. XIXв. ) Открытый методологический кризис в психологии. Возникновение школ зарубежной психологии. Возникновение советской психологии. Предмет психологии. Поведение. Бессознательное. Установка. Развитие высших психических функций. Деятельность.

4 этап (конец 30-х – 50-е гг. XX в) Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Возникновение новых отраслей и направлений. Развитие теории деятельности в советской психологии.

5 этап (60-е гг. XXв. – настоящее время) Поиск новых теоретических подходов и возникновение новых направлений.