Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
Advertisements

«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Раскрыть образы «нечистой силы» Раскрыть образы «нечистой силы» Дать характеристику героям Дать характеристику героям Определить роль «нечистой силы»
У каждого внимательного читателя свой Булгаков… Автор: О. С. Титаренко, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней.
1 Как различить добро и зло?. 2 « Оригинальные философские трактовки библейских сюжетов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита« Урок – презентация по литературе для учащихся 11 класса. Выполнила: учитель русского языка и литературы Кудрявцева.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Проектно-исследовательская работа «Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе » МОУ ООШ 18 сельского поселения «Поселок Солони»
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной традиции Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной.
Творческий проект на тему: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни.
Демон Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру… И проклял Демон побеждённый Мечты безумные свои, И вновь остался он,
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной традиции Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной.
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
Проектно-исследовательская работа «Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе » МОУ ООШ 18 сельского поселения «Поселок Солони»
«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
ВЫПОЛНИЛА: ХРЫЧЕВА АНАСТАСИЯ,ОБУЧАЮЩАЯСЯ 4 КЛАССА. «Сказка - ложь, да в ней намёк…»
Философия Древней Руси X-XII вв.. Илларион Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является Слово о законе и благодати первого.
Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За.
Транксрипт:

Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов в романе

Гипотеза Гипотезой является предположение, что через анализ генезиса демонологических образов можно прийти к пониманию места и значения булгаковских «тёмных сил».

проследить процесс изменения демонологических образов на протяжении веков, с помощью этого попытаться раскрыть суть, смысл, роль булгаковского сатаны и его свиты в романе. Цель:

Представления о мире и демонологических образах в мифологии, фольклоре и христианской традиции

Мифология Представления о демонах и нечистой силе менялись на протяжении веков. Мифические образы, созданные воображением народа, стали персонажами мифических легенд с облачным содержанием, с животными и человеческими образами, они легли в основу мифологии, вместе с ней развивались и падали.

Фольклор Когда человек ощутил себя центром создания и утратил часть суеверного страха перед природой, мифические легенды приняли другой характер, они дожили до нас в форме сказок, в которых прослеживаются следы мифологического сознания человека. Но с течением времени большую роль в сказках стали играть и житейские отношения. Сказка связана с мифологическими представлениями первобытного человека, но в то же время выражает их преодоление.

Христианство Демонологические образы фольклора нашли свое отражение и в христианских представлениях о бесах и дьяволе, которые, в свою очередь, также повлияли на народные представления о нечистой силе. Библейский сатана и его слуги отличаются от древних демонологических образов. Но так как вера в дьявола на Руси развивалась со времени ее христианизации на основе старых народных, языческих представлений, божий противник был наделен чертами, присущими его предшественникам. Христианство разработало свою демонологию, которая включила и ветхозаветные представления, и верования в злых духов и новые идеи, связанные с христианским пониманием мира и его судеб. Существующая в народе вера в дьявола, которую церковь широко пропагандировала в средние века, приняла просто фантастический характер и переросла в дьяволоманию.

Происхождение образа Воланда и его свиты У булгаковского Воланда как литературного героя родословная огромна. Он вырастал до огромных философских обобщений в сочинениях Мильтона, Гёте, Байрона», стал толчком для прекрасных произведений М. Мусоргского, Ш. Гуно, А. Бойто, Г. Берлиоза, Ф. Листа, воплотился в великих созданиях живописи и скульптуры. Демон, дьявол, сатана, Вельзевул, Люцифер, Асмодей, Мефистофель... Более всего Воланд Михаила Булгакова связан с Мефистофелем из «Фауста» Гёте, разумеется.

Но вначале – первым толчком для этого необыкновенного замысла – был все- таки не Гёте. Вначале была музыка, источник простой и поэтичный – опера Шарля Гуно «Фауст», написанная на сюжет «Фауста» Гёте и поразившая Булгакова в детстве – на всю жизнь.

Значение « Князя тьмы » в романе Воланд не является традиционной фигурой сатаны, дьявола, Мефистофеля, Князя Тьмы, привычным олицетворением «тёмной силы», осуществляющей в человеческом земном мире свою волю. Булгаковский дьявол не стремиться к мировому господству, не желает создать вселенский хаос, совращая людей на преступления, не противостоит мировому добру и не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая тайное явным.

Воланд до сих пор остаётся самым загадочным персонажем романа «Мастер и Маргарита». Воланд до сих пор остаётся самым загадочным персонажем романа «Мастер и Маргарита». Он – первый дьявол в истории мировой дьяволиады, который живёт по законам Христа. Образ Воланда - это аллегория, трактовку которой каждый читатель воспринимает согласно своему мировоззрению. Мне кажется, что Воланд, в-первую очередь, вершитель всемирного правосудия, который пришёл на землю, чтобы казнить и миловать, и он знает, кого и за что казнить, кого и за что миловать. Но автор лишь намекает, позволяя угадывать, что Воланд открыто выполняет его собственные затаённые мысли и желания. Поэтому Воланд не приобретает живой характеристики, оставаясь аллегорией авторской совести и мудрости.

Выводы Таким образом, магическое, демоническое в романе "Мастер и Маргарита" служит вполне реальным целям. Сами образы и мотивы фантастических действий булгаковского романа - весь этот сонм ведьм, русалок, чертей, говорящих котов, упырей и прочей нечистой силы вторгается в реальную человеческую жизнь, внося в нее страх или удивление, щемящую тоску или демонические страсти, одаривая волшебной таинственной силой одних и обрекая на гибель других.