Экспериментальные переменные Переменная в психологическом эксперименте Переменная в психологическом эксперименте это реальность, изменения которой могут.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вводят какой-либо элемент в контролируемые условия и измеряют эффект его влияния на мысли или действия испытуемого Выбирают группу, обладающую определенными.
Advertisements

Взаимодействие индивида и малой группы. Карпачева Ирина 30 группа Москва 2014 г.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
ПОГРЕШНОСТИ РЕЗУЛЬТАТА ИЗМЕРЕНИЙ ПОГРЕШНОСТИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет, делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Специфика.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Психология физической культуры. Объектом, управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние. Целью управления тренировочным.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Физический эксперимент в основной школе в основной школе.
Метод педагогического наблюдения -это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях.
ЭКСПЕРИМЕНТ -Эксперимент как предмет исследования - Классификация видов экспериментальных исследований -Погрешности результатов исследований.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Контроль как один из методов диагностики учебных достижений учащихся в школьном курсе химии Квашина Ирина Павловна, школа 44.
L/O/G/O Анализ и самоанализ образовательной деятельности в соответствии с новыми стандартами.
Транксрипт:

Экспериментальные переменные Переменная в психологическом эксперименте Переменная в психологическом эксперименте это реальность, изменения которой могут быть измерены, зафиксированы и представлены в виде регистрации частоты встречаемости тех или иных показателей и характеристик в поведении испытуемого.

Виды переменных Независимая переменная Зависимая переменная Внешние переменные

Независимая переменная Независимая переменная экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор, управляемый и активно изменяемый самим экспериментатором. Независимая переменная

условия обстановка, расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура в помещении, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность) условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого (обстановка, расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура в помещении, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность) и т.д.) Независимая переменная В качестве независимой переменной в эксперименте могут выступать: В качестве независимой переменной в эксперименте могут выступать:

социально- психологические характеристики социально- психологические характеристики (наличие внешнего наблюдателя, изоляция или работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку или работа с группой, особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора) Независимая переменная

задания вербальный или невербальный задания, выполнение которых требуется от испытуемого (то, чем экспериментатор манипулирует более или менее свободно: варьирование стимулов или материала задания, изменение типа ответа испытуемого (вербальный или невербальный), изменение шкалы оценивания, изменение цели, которой должен достичь испытуемый, или средств, которые имеет испытуемый для решения задачи, установление перед ним препятствий, изменение системы поощрений и наказаний и т.д.); Независимая переменная

константные характеристики испытуемого (возрастные, половые, интеллектуальные, статусные и другие различия испытуемых). Независимая переменная

На основе данных возможностей манипулирования выделяются следующие типы независимых перемен: Ситуационные которые не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым, но оказывают непосредственное воздействие на его деятельность и могут варьироваться экспериментатором (социально- психологические характеристики и характеристики, связанные с условиями, в которых осуществляется деятельность испытуемого) Инструктивные связанные с экспериментальным заданием, его качественными и количественными характеристиками, а также способами его выполнения Персональные которые представляют собой управляемые особенности испытуемого (например, различные эмоциональные состояния или состояния работоспособности или утомления)

по числу уровней проявления двухуровневые многоуровневые по числу уровней проявления выделяют переменные: двухуровневые (имеют два уровня проявления) и многоуровневые (три или более уровней появления); в зависимости от шкалы представления качественные количественные в зависимости от шкалы представления выделяются переменные: качественные (например, эмоциональные состояния испытуемого: радость, гнев, страх, удивление и т.д.) и количественные (например, время, отведенное на выполнение задания); по степени управляемости управляемые субъективные по степени управляемости выделяют переменные: управляемые, когда в ходе эксперимента сравниваются условия, созданные экспериментатором и находящиеся под его контролем, с другими условиями, и субъективные (субъектные или неуправляемые), когда в ходе эксперимента сравниваются стихийно возникшие группы людей, которые отличаются друг от друга иначе, чем это было запланировано при разработке исследования, т.е. сравнение происходит между факторами, обозначаемыми также как переменные ex post facto (от лат. «имеющие обратную силу»), иными словами, исследователь отталкивается от имеющихся условий и выбирает в них интересующую его независимую переменную, а не регулирует ее изначально. виды независимых переменных.

Зависимая переменная Зависимая переменная психическое явление, характеристика или фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной. Зависимая переменная

сенситивностью, Зависимая переменная должна обладать сенситивностью, т.е. чувствительностью к изменению уровня независимой переменной. Зависимая переменная В качестве зависимой переменной в эксперименте могут выступать: формально-динамические формально-динамические параметры поведения, поддающиеся аппаратурной регистрации (точность, которая является наиболее часто регистрируемым параметром; латентность, латентность, выявление которой особенно важно при решении мыслительных задач; длительность длительность, или скорость, исполнения; темп, темп, или частота, действий; продуктивность, продуктивность, т.е отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения); формально-динамические формально-динамические параметры поведения, поддающиеся аппаратурной регистрации (точность, которая является наиболее часто регистрируемым параметром; латентность, латентность, выявление которой особенно важно при решении мыслительных задач; длительность длительность, или скорость, исполнения; темп, темп, или частота, действий; продуктивность, продуктивность, т.е отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения);

содержательные содержательные параметры поведения (физиологические, эмоциональные, поведенческие и иные психические характеристики, которые описываются и категори-руются в терминах обыденного языка или в терминах той теории, гипотеза которой проверяется в эксперименте). Зависимая переменная

по способу регистрации изменения выделяют переменные: 1) по способу регистрации изменения выделяют переменные: наблюдаемые непосредственно (вербальные и невербальные поведенческие проявления, которые однозначно могут быть оценены экспериментатором, например, отказ от деятельности, плач, высказывание испытуемого и т.д.); Классификация зависимых перемен

требующие аппаратуры для регистрации психофизиологические реакции ( требующие аппаратуры для регистрации (физиологические (пульс, величина артериального давления и т.д.) и психофизиологические реакции (время реакции, латентное время, длительность, скорость выполнения действий и т.д.); требующие психологического измерения требующие психологического измерения (такие характеристики, как уровень притязаний, уровень развития или сформированности тех или иных качеств, форм поведения и т.д., могут быть измерены с помощью тестов, опросников и т.д.); Зависимая переменная

по количеству параметров выделяют зависимые переменные: 2) по количеству параметров выделяют зависимые переменные: одномерные, одномерные, которые представлены одним параметром, изменения которого и изучаются в эксперименте (например, скорость сенсомоторной реакции); многомерные, многомерные, которые представлены совокупностью параметров (например, внимательность может оцениваться объемом просмотренного материала, количеством отвлечений, числом правильных и ошибочных ответов и т.д., причем каждый параметр может фиксироваться независимо); фундаментальные, фундаментальные, которые представляют собой переменную комплексного характера (например, фундаментальное измерение уровня агрессии может рассматриваться как функция ее отдельных проявлений: мимических, вербальных, физических)

Существуют два способа фиксации изменений зависимой переменной: непосредственный способ, а) непосредственный способ, когда экспериментатор после повторения ряда стимулов фиксирует их количество, воспроизведенное испытуемым; отсроченный способ, б) отсроченный способ, когда между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени. Зависимая переменная

Внешние переменные Внешние переменные искажающие процесс и результаты эксперимента посторонние факторы, которые экспериментатор постоянно должен контролировать (избавиться, максимально снизить или стабилизировать) Внешние переменные

К внешним переменным относятся: побочная переменная а) побочная переменная факторы, порождающие систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор задачи, времени, освещенности, температуры, звуковой фон, пространственные характеристики помещения, дизайн измерительных приборов, рабочий шум, личность экспериментатора, настроение и мотивация испытуемых, их отношение к экспериментатору, их психологические установки, склонности, знания, умения, навыки и опыт в данном виде деятельности, уровень утомления, самочувствие и т.д.); Внешние переменные

дополнительная переменная б) дополнительная переменная фактор, существенный для изучаемой связи между причиной и следствием (например, при изучении связи уровня развития непосредственного и опосредованного запоминания дети должны быть одного возраста, который и выступает в этом случае дополнительной переменной); дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется ключевой. Внешние переменные

Практическая сторона проведения эксперимента заключается в варьировании экспериментатором независимой переменной, регистрации изменений зависимой переменной и контроле внешних переменных. Вывод