ТРИЗ – инструмент развития творческих способностей учащихся Т.Н. Ивочкина, к.п.н., МАОУ ДПО ИПК 1 Занятия по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные технологии в дошкольном образовании Технология ТРИЗ-педагогики.
Advertisements

Педагогические технологии в образовательном процессе.
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
На основе имеющихся ресурсов устранить противоречия, мешающие достичь идеального результата. ПОСТАНОВКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ Решение поставленной задачи.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Блочно-зачетная система преподавания как способ развития словесно- логического мышления и творческих способностей учащихся. Тема педагогической концепции.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Я слышу, и я забываю, Я вижу, и.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Транксрипт:

ТРИЗ – инструмент развития творческих способностей учащихся Т.Н. Ивочкина, к.п.н., МАОУ ДПО ИПК 1 Занятия по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества

Главная задача современного образования – научить молодое поколение жить в динамичном, изменяющемся мире, хорошо ориентироваться в нем; научить учиться; образование через всю жизнь; принимать самостоятельные решения; уметь решать творческие задачи. 2

Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) 3 Формулу успеха знают многие, дело за малым - познать сам успех. В.И. Лизинский НАУКА ИЗОБРЕТАТЬ! Альтшуллер, создатель ТРИЗ

Идеал ТРИЗ-педагогики был сформулирован создателем теории решения изобретательских задач Г.С. Альшуллером: Наличие большой жизненной цели, целеустремленность. Наличие плана достижения цели, организованность. Высокая работоспособность. Умение решать творческие задачи. Умение «держать удар» (продолжать работу, несмотря на препятствия). Умение видеть промежуточные результаты. 4

Цели ТРИЗ как педагогической технологии, совпадают с теми, что предлагает педагогика: 1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой. 2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития. 3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации. 4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения. 5. Воспитание определённых качеств личности. 6. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей. 5

Виды мышления Системное – способность воспринимать любой предмет и проблему всесторонне; Диалектическое – способность видеть противоречия и развитие всех систем во времени; Функциональное, позволяющее понять какие предметы и как могут удовлетворять потребности человека; Логическое – нахождение причинно-следственных связей, умение доказывать свое мнение, свое решение. ТРИЗовское – это объединение всех видов мышления + умение пользоваться приемами решения творческих задач и знание объективных законов развития систем. 6

Основные понятия ТРИЗ – это понятие системы, противоречия, ресурсов, алгоритма решения изобретательских задач. Под понятием система понимается объединение разнородных элементов, предназначенных для выполнения определенной функции и образующих своим объединением новое (системное) свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов. Система - это совокупность элементов, связанных технологически, конструктивно, функционально. Элементы системы - части, из которых она состоит, называются подсистемами. Объединение, в которое сама система входит как составная часть – надсистема. 7

Противоречие Противоречие - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое. Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой формулировки. Процесс формулировки проблемы означает, что ученик уже понимает возникшую перед ним задачу и в известной мере видит, «нащупывает» пути ее решения. Формулировка противоречия наполовину решенная задача. «Сформулировать, в чем вопрос, значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему значит если не разрешить ее, то по крайней мере найти путь, т. е. метод, для ее разрешения». С. Л. Рубинштейн. 8

Идеальный конечный результат или решение (ИКР) Для его определения необходимо расширить границы фантазии и определить главную функцию системы или главный процесс, который надо улучшить. Но при условии что оно должно выполниться САМО. Достичь ИКР практически невозможно, но это верный ориентир при решении задачи и оценке идей. Ресурсы. Запас средств, веществ, полей, энергии, денег, оборудования, времени, информации, сил, свойств, эффектов и вообще любых возможностей для реализации сильного решения в ТРИЗ называют ресурсом. В основе эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в нашей системе, то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс. 9

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам. 10

Первый шаг на пути к изобретению - переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. При этом возникает вопрос, какие решения эффективны, а какие - нет? Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы - такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие». На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако, он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше. 11

Мини-задача в ТРИЗ Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную : «согласно ИКР, всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появится новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения. Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию задачи: Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют? Какие связи являются вредными, мешающими, какие - нейтральными, и какие - полезными? Какие части и связи можно изменять, и какие - нельзя? Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие - к ухудшению? 12

Д. Пойа: «решение задач является специфической особенностью интеллекта, а интеллект - это особый дар человека"; но можно дать программу анализа задач, с помощью которой человек, максимально используя содержание задачи, направлял бы свои мысленные операции на ее решение». может быть распространена на решение любой учебной проблемы.Пойа приводит схему решения математических задач, которая может быть распространена на решение любой учебной проблемы. Схема включает четыре этапа: а) понимание постановки задачи, или формулировки проблемы, б) составление плана решения, в) осуществление плана, г) взгляд назад (изучение полученного решения). Схема указывает, в какой последовательности нужно совершать интеллектуальные действия, чтобы добиться успеха. 13

Методика решения задач выделять и формулировать противоречия; выделять противоречивые свойства; находить часть системы, в которой возникло противоречие; выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие; формулировать идеальное решение; мобилизовать ресурсы; прогнозировать последствия предлагаемых изменений; решать простые изобретательские задачи по схеме; подбирать информацию для учебных задач; формулировать задачи; объяснять различные явления. 14

В ходе выполнения этих этапов решающий задачу должен ответить на следующие вопросы: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Не встречалась ли мне раньше эта задача, хотя бы в несколько другой форме? Есть ли какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить ее результат или использовать метод решения? Не следует ли ввести какой-нибудь вспомогательный элемент, чтобы можно было воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Нельзя ли придумать более доступную сходную задачу?» и т.д. Используется принцип эвристической деятельности использование в том или ином виде прошлого опыта. Этот принцип имеет важнейшее значение при формировании у школьников навыков самостоятельного решения проблем. 15

Сравнительная характеристика видов мышления 16 Взрослое мышление Детское мышление«Тризовское» мышление Страх перед противоречием, стремление их избегать Нечувствительность к противоречиям«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выделять и формулировать противоречия Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно Синкретизм, стремление связывать «все со всем» Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением Трансдукция*, неверный с точки зрения логики тип умозаключений, заключающийся в выводах от «частного к общему», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранных случайно Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции Опора на сочетание логического мышления и интуицию Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции «Законопослушность», использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей «Законотворчество» - стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей Попытки штурма неразрешимой задачи в «лоб», отступление или отказ от решения при неудачах Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект * Трансдукция (от лат. transductio перемещение) - процесс переноса

Методы ТРИЗ 17 Методы ТРИЗАвтор Сущность метода Мозговой штурм (МШ)А. Осборн Групповое обсуждение с целью формирования умения давать большое количество идей в рамках заданной темы. Морфологический анализ (МА) Ф. Цвикки Позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число. Метод каталога (МК)Э. Кунце Для усиления возникновения процесса возникновения ассоциаций. Метод фокальных объектов (МФО) Ч. Вайтинг Усовершенствованный метод каталога. Метод синектикиУ. Гордон Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чужим. Приемы типового фантазирования Г.С. Альтшуллер Обучение фантастическим преобразованиям как самого объекта, так и его составляющих.

1. Постановка инновационной общественно значимой цели, точнее целой системы целей. 2. Путь к результату (собственно исследовательская, изобретательская деятельность). 3. Результат деятельности (его продукт). 4. Внедрение (применение). Алгоритм решения изобретательской задачи * 18

Четыре фазы любого творческого решения: (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других авторов) фаза собирания материала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы; фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью; фаза озарения или инсайта, когда решение часто совершено неожиданно и целиком появляется в сознании; фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания. 19

Принципы на которых основывается ТРИЗ –технология Принцип преодоления психологической инерции. Этот принцип предполагает применение средств управления психологическими факторами. Способы преодоления психологической инерции позволяют избавиться от стереотипности мышления, устоявшихся взглядов и привычных путей мышления в той или иной обстановке. Существуют психологические операторы эвристического типа. [2;11]. Принцип конкретности каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними теми, на которых строится система, и внешними той средой и ситуацией, в которой находится система. Принцип бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития. Этот принцип позволяет расширить грани своего воображения, открыться новому и порой невозможному, нестандартному решению и фантазированию. Принцип разностороннего подхода. Этот принцип особенно эффективен в работе с подростками, когда выясняется, что подойти к раскрытию содержания понятия можно с разных мировоззренческих аспектов – бытового, научного, художественного, религиозного, философского, мистического. Принцип идеальности. При решении проблем необходимо ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт и свойств. Поскольку при нахождении всех критерий идеальности, создается положительная во всех понятиях модель нашего решения в условиях удовлетворяющих все стороны, то этот принцип можно назвать принципом добра. Принцип двусторонности. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда". [1; 65] Принцип Сам. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики. Принцип объективности законов развития систем строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. 20 Но все это - не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью!

В процессе использования ТРИЗ-технологии в учебной деятельности, у учеников должны формироваться следующие знания и умения: Системное и ассоциативно-образное мышление. применять знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов; использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач; устанавливать взаимосвязи между различными системами; выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах; прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое - настоящее - будущее); определять, что и как можно узнать о системе; работать с различными видами информации. Развитие воображения. использовать различные методы для сочинения сказок; получать фантастические идеи различными способами; изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования; применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач. 21

Механизмы которые использует ТРИЗ: механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения; механизмы преобразования одной ситуации (модели) в другую: механизмы разрешения задач и противоречий; законы и закономерности развития; механизмы творческого мышления; механизмы развития человека, общества, цивилизации. 22

Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗ-педагогики (А.А. Гин, А.А. Нестеренко, Г. И. Иванов и др.) дают следующие рекомендации по ведению занятий * : Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход. Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей. Желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи. Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации. При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс. Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения. Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. Ум рождается в борьбе. Довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время. Включение "разрядочных вставок" и "сеансов" общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия! За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому. На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление. [11] Оградить учеников от необдуманных инертных решений в виде выкриков, дать время подумать над возможным решением задачи, и только потом давать алгоритм ее решения. 23

Что предполагает ТРИЗ? Системность мысли. Умение видеть мир в противоречиях. Способность генерировать неожиданные идеи. По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как: -умение анализировать, рассуждать, обосновывать; -умение обобщать, делать выводы; -умение оригинально и гибко мыслить; -умение активно использовать воображение. 24

На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть: интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно, лично полезно сейчас и потом, весело, эмоционально, должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности. Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Принцип комфортности обучения. Атмосфера понимания и радости общения. Мы все здесь умные! Это подхлестывает познавательный интерес. 25

Занятия по ТРИЗ позволяют педагогу: Развивать творческие способности. Воспитывают готовность к восприятию нового. Обеспечивают профессиональный рост. Это просто интересно. 26

Желаю новых достижений в работе! 27 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!