Здоровье состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровье Здоровье состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие.
Advertisements

Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Здоровый образ жизни. Презентацию подготовил Ученик 8 класса школы 67 Харитонов Севастиан.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ.
L/O/G/O Валеология – наука о здоровье!!!. Понятие здоровый образ жизни. Его составляющие. Методологические основы валеологии. Основные вопросы:
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
ВАЛЕОЛОГИЯ Валеология есть межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Здоровье как состояние и свойства организма. Уровни здоровья Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Групповое здоровье – здоровье социальных.
Здоровый образ жизни Выполнила работу: Валиева Лимара РДГБ
НИ ТПУ ИНК Кафедра: Экология и БЖД Техносферная безопасность Группа 1Е10 Выполнила: Мельникова Татьяна.
Тема 1: «Здоровье и образ жизни молодежи». Понятие здоровья и ЗОЖ Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду.
Презентацию подготовила Ученица 164 группы Плотникова Т.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Воспитание культуры здорового образа жизни Выполнил студент Группы 80201с Салимьянов Роман.
Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, главной ценностью любого государства. Человек должен.
Здоровье и образ жизни Автор: к.м.н. Васильева Л.Э.
Транксрипт:

Здоровье состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие диетология фармакология биология психология клиническая психология социальная психология психофизиология психиатрияпедиатрияпсихогигиенадефектология

По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [3]. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.ВОЗ [3] смертности заболеваемости инвалидности

«Здоровье – качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активности, в частности, трудовой деятельности». Ю.П. Лисицин

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей его физической и социальной среде, если они не выходят за пределы нормы и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Сигерист, 1941)

«Здоровье – максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». (Н. Амосов, 1987)

Здоровье – это такое состояние организма и такая форма жизнедеятельности, которые обеспечивают приемлемую длительность жизни, необходимое ее качество (физическое, психическое, социальное) и достаточную социальную дееспособность на работе и в быту.

Здоровье человека нужно рассматривать как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями и которой можно управлять (формировать, сохранять, укреплять). Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния. При этом здоровье рассматривается как более общая категория по сравнению с предболезнью и болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты. Современные методы формирования здоровья основаны на холистическом подходе к человеку и берут на вооружение основные посылки Сократа («Человек, познай себя!») и Конфуция («Человек, сотвори себя!»). Исходя из этого основой стратегии оздоровления является девиз: «Человек, познай и сотвори себя!»

Чтобы обеспечить высокий уровень индивидуального здоровья, необходимо изучить факторы, которые оказывают на него влияние. Многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых, проведенные в е годы, показали, что факторы, влияющие на здоровье, можно ранжировать следующим образом: медицинское обеспечение – 10%; генетические – 20%; среда обитания – 20%; образ жизни – 40-60%;

Даже если мы обеспечим идеальный уровень медицинского обслуживания, здоровье населения возрастет не более чем на 10%.

Средний показатель – 20% означает, что в экологически чистых регионах это влияние очень незначительно, а в экологически загрязненных (цветная металлургия, газо- и нефтепереработка) вклад условий среды обитания в здоровье населения может быть чрезвычайно высок. Для детей же первых лет жизни вклад среды обитания в уровень здоровья составляет 60-70%.

В настоящее время стало ясно, что не только наследственные, но и все неинфекционные болезни обусловлены генетически. Каждый человек имеет в своем генотипе гены, обусловливающие развитие какого-либо заболевания. Современные методы диагностики позволяют определить наличие или отсутствие онкогенов, генов, определяющих развитие сердечно-сосудистых и других заболеваний. Включение этих генов и развитие болезни происходит только в результате возникновения в организме определенных условий. При этом решающее значение имеет взаимодействие организма и внешней среды.

– это совокупность его морфологических и функциональных особенностей, которая сложилась на основе наследственных и приобретенных свойств.

Вносит наибольший вклад в уровень здоровья и определяет его на 50-60%. Образ жизни – это устойчивый стереотип взаимодействия индивида с внешней средой. Понятие «образ жизни» включает: экономическую составляющую (среднедушевой доход, условия проживания, обеспеченность бытовой техникой и т.п.), уклад – порядок жизни (городской, сельский, патриархальный, кочевой), стиль жизни (характер питания, двигательная активность, отношение к труду, отдыху, медицинская активность, привычки) и т.п.

Факторы риска это потенциально опасные для здоровья факторы повышающие вероятность возникновения заболеваний, их развития и неблагоприятного исхода. Наряду с непосредственными причинами заболеваний факторы риска, действуя опосредовано, нарушают механизмы психофизиологической адаптации и создают таким образом условия для возникновения и развития болезней.

Курение Злоупотребление алкоголем Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. Нерациональное питание Избыточно калорийное, биологически неполноценное (многих, необходимых организму веществ, в рационе недостает), несбалансированное. Гиподинамия Низкая двигательная активность с низкими затратами энергии – гипокинезия и гиподинамия. Это ведет к детренированности физиологичес-ких и биохимических систем, ответственных за энергообеспечение организма. Психоэмоциональный стресс

Диабет (нарушение обмена простых углеводов) Гипертония (повышение артериального давления) Повышение содержания жирных кислот в крови (липидемия, холестеринемия – способствуют развитию атеросклероза) Ревматизм (поражение соединительной ткани) Аллергия, иммунодефициты (нарушения работы иммунной системы)

В настоящее время существует множество подходов к диагностике индивидуального здоровья. Наиболее универсальным является методика, определяющая уровень адаптации. Способность организма к адаптации является мерилом здоровья. При этом «цена адаптации» может быть различной. Она может формироваться на грани здоровья и болезни, жизни и смерти. «Плата» за адаптацию зависит от величины функциональных резервов. С этих позиций можно выделить 4 класса состояний: - состояние здоровья с достаточными адаптационными возможностями организма; - состояние здоровья, при котором адаптация сопровождается выраженным напряжением регуляторных систем состояние напряжения адаптации; - состояние здоровья, при котором адаптация сопровождается перенапряжением регуляторных систем, что ведет к истощению функциональных резервов (перенапряжение механизмов адаптации); - состояние срыва адаптации.

Физическое (соматическое) здоровье – это состояние, при котором у человека саморегуляция функций и физиологические процессы совершенны, наблюдается максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов.

Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу его составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями и биологического, и социального характера и возможностями их удовлетворения.

Духовное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу его составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам.

направленность вовне на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность. Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности; выбор основных жизненных ценностей, составляющих смысл бытия личности. Именно способность к выбору является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», к познанию специфики индивидуального бытия;

свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком; творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как само творение – творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

развитая совесть, которая согласует вечный моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида, ибо сознанию открыто сущее; совести – то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни; ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, за все, что происходит в мире.

– это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека и его способность к любви. Основу его составляют: способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики; свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию; отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостатков, мешающих сексуальным и детородным функциям.

Здоровье человека – это результат сложного взаимодействия средовых, биологических и социальных факторов. Учёными всех стран были доказаны следующие различные влияния на состояние здоровья: окружающая среда – 20%; наследственность – 20%; образ жизни – 50%; уровень медицинской помощи – 10%; По мнению российских учёных, эти цифры выглядят так: человеческий фактор – 25% (Психическое состояние – 15%, физическое здоровье – 10%); социальный фактор – 40% (образ жизни: образ жизни, привычки – 25%; материальные условия труда и быта – 15%); медицинский фактор – 10%; экологический фактор – 25% (эндоэкология – 15%, экзоэкология – 10%).

Здоровье человека - это качественная характеристика, которая определяет состояние живого человеческого организма как физического тела; способность организма в целом и всех его органов в отдельности выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности.

Физическое. Это когда у вас достаточно энергии и сил для выполнения вашей работы и обязанностей. Все системы организма согласовано работают. Ваша иммунная система способна противостоять любым инфекциям и болезням. Физическое здоровье предполагает полноценный отдых, здоровое питание, оптимальные физические нагрузки. Физическое здоровьездоровое питание

Эмоциональное. Это принятие себя и понимание собственных эмоций. Наличие возможности слушать других и сопереживать их чувствам. Оно подразумевает переход от эмоциональной зависимости к взаимозависимости. Включает в себя оказания поддержки другим людям.

Психическое. Включает в себя способность чётко и логически думать и на основании этого, принимать соответствующие решения. Также важным являются: умение смотреть на вещи с разных сторон, готовность к принятию новых решений и оценка риска, возможность творческой самореализации. виды здоровья

Социальное ещё один вид здоровья. Подразумевает положительное взаимодействие с друзьями, семьей и другими членами общества. Оно определяет заботу о других, признание, применение различных социальных навыков.

Духовное. Отвечает за жизненные цели и умение находить гармонию в себе. Помогает найти своё место в мире. Включает в себя: поиск истины и мудрости, умение слушать свой внутренний голос

Энергетическое. Человек состоит не только из физического тела, существует еще и так называемый «тонкий план» тонкое тело, «сотканное» из энергии, которая воздействует на тело физическое и проявляется в болезнях

антропометрические (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физические (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимические (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологические (состав кишечной флоры, отсутствие или наличие вирусных и инфекционных болезней); другие.

Здоровье – это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Мы желаем друг другу крепкого здоровья, когда встречаемся или прощаемся, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планы, преодолению трудностей, дает возможность успешно решать жизненные задачи.

Восточная медицина относит к факторам, составляющим здоровье, следующие: образ мыслей - 70 % образ жизни - 20 % образ питания - 10 %

медико-демографические рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни. заболеваемость общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная. первичная инвалидность. показатели физического развития. показатели психического здоровья

индивидуальное психосоматическое (душевнотелесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности. Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). Выделяют типы здоровья (в зависимости от того, кто является его носителем – человек, группа, население): «индивидуальное здоровье» (человек, личность), «здоровье группы» (семья, профессиональная, половозрастная группа, «страта-слой»), «здоровье населения» (популяционное, общественное). В соответствии с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается количественная и качественная его характеристика.

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия здоровье и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие

Здоровье нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средойокружающей средой Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям: Медицинская модель для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов Биомедицинская модель отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений Биосоциальная модель включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам Ценностно-социальная модель здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Индивидуальное здоровье здоровье отдельного человека. Групповое здоровье здоровье социальных и этнических групп. Региональное здоровье здоровье населения административных территорий.

т.е. количественно-качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья): от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье). Определение уровней здоровья имеет большое практическое значение, так как позволяет решать большой спектр проблем от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.

Общественное здоровье здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет [7], а во всём мире на шесть лет Общественное здоровье [7]

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др. пульсаартериальное давлениеэритроцитовлейкоцитов гормонов

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей качество социальное, в связи, с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели: отчисление валового национального продукта на здравоохранение. доступность первичной медико-санитарной помощи.первичной медико-санитарной помощи уровень иммунизации населения. степень обследования беременных квалифицированным персоналом. состояние питания детей. уровень детской смертности. средняя продолжительность предстоящей жизни. гигиеническая грамотность населения.

Медико-демографические рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.рождаемостьестественный прирост населения младенческая смертность Заболеваемость общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная. Заболеваемость Показатели инвалидности. Показатели физического развития.

В психологии здоровья выделяется три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы

Независимые: корреляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль) Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм) Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия)алекситимия Когнитивные факторы представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п. Факторы социальной среды социальная поддержка, семья, профессиональное окружение Демографические факторы фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы копинг

Передающие факторы Совладание с разноуровневыми проблемами Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства) Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность) Соблюдение правил здорового образа жизниздорового образа жизни

Мотиваторы: стрессоры; стрессоры существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).

Факторы физического здоровья: уровень физического развития; уровень физподготовки; уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок; уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания

При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения как правило, пищевые расстройства

Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребенка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура

Душевное здоровье способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения Виктор Франкл называет важнейшим фактором душевного здоровья наличие у человека системы ценностей Виктор Франкл В связи с гендерным подходом к здравоохранению было разработано несколько моделей психического здоровья Нормативная, использующая двойной стандарт психического здоровья (для мужчин и для женщин) Андроцентрическая, в которой принят мужской стандарт психического здоровья Андрогинная, предполагающая единый стандарт психического здоровья и одинаковое отношение к клиентам вне зависимости от пола Ненормативная (согласно модели Сандры Бем, основанная на тех качествах. что не ассоциируются исключительно с мужскими или женскими

Занятия физкультурой одна из основных составляющих здорового образа жизни В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико- биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы укрепление здоровья индивидуума

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельностидолголетия

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность). 2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ). 3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно – энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности). 4. Рациональная двигательная активность. 5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

рациональную трудовую деятельность, то – есть, – организованную так, чтобы она минимизировала бы воздействие факторов риска возникновения заболеваний и соответствовала бы гигиеническим нормативам условий труда и режима его организации, а также соблюдение гигиенических рекомендаций по сбережению функциональных возможностей сенсорных систем (органов зрения, слуха) – в условиях трудовой деятельности и в быту;

достаточную, адекватную физическую активность – как в процессе трудовой деятельности, так и вне её, памятуя о том, что ни одно лекарство не в состоянии заменить целебного (лечебно- профилактического) действия движения [7, с. 49]; активное отношение к занятиям оздоровительной физкультурой, общеразвивающим спортом, наряду с закаливанием и укреплением защитных сил организма;

рациональное питание, соответствующее по своей калорийности энергетическим затратам организма и сбалансированное по объёму принимаемой пищи, по составу пищевого рациона, по содержанию ингредиентов пищи и по их соотношению, – в соответствии с рекомендациями по режиму питания и распределению суточного пищевого рациона;

ответственное отношение к своему сексуальному поведению, основывающееся на общественно принятых принципах морали и нравственности и направленное на реализацию любви, на создание и укрепление семьи, на рождение и воспитание детей, а не на поиски мимолётных приключений, сиюминутных сомнительных удовольствий и других проявлений легкомыслия, социальной незрелости, гедонизма и потребительского эгоцентризма;

ответственное отношение к собственному здоровью: своевременное обращение за медицинской помощью, когда в этом возникает необходимость, а также ответственное отношение к рекомендациям специалистов – по выполнению методов обследования, лечения и профилактики различных форм нарушений здоровья (рациональная медико-профилактическая активность);

доброжелательное, внимательное и участливое отношение к окружающим, а также – предупредительность, вежливость и другие проявления антистрессового поведения в семье и в коллективе; стремление к профилактике конфликтных ситуаций и к благополучному разрешению подобной ситуации, в случае её возникновения;

категорическое неприятие вредных привычек и болезненных пристрастий, разрушительно воздействующих на организм и личность человека: решительный отказ от курения табака, систематического и неумеренного употребления алкоголя, а также от немедицинского употребления психоактивных веществ; категорическое недопущение любой формы опробывания и приёма наркотиков;

умение предвидеть и предупреждать опасные ситуации; умение грамотно, правильно и решительно действовать при их возникновении.

Недопустимо следовать весьма рискованной и реально опасной линии поведения, направленной на то, чтобы всё испытать, всё испробовать и на основании собственного опыта всё оценить. Именно это обстоятельство нередко служит первым побудительным мотивом приобщения к употреблению психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

– это экономическая категория, которая отражает степень удовлетворения материальных, бытовых и культурных запросов человека; степень удовлетворения запросов населения, его отдельных слоёв и социальных групп;

– это привычный объём процессов жизнедеятельности человека и привычный режим их осуществления, которые предоставляют человеку возможность свободного осуществления всех своих жизненных функций – биологических, физических, психических и социальных;

– это такой образ жизни, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям человека и который способствует формированию, укреплению и сохранению его здоровья;

– это социально-экономическая категория, которая отражает степень «комфорта» существования человека, его благополучие – в семье, в коллективе, в обществе, государстве; это относится также и к определению качества жизни отдельных слоёв населения, его социальных групп и общества в целом;

СТАНДАРТ ЖИЗНИ – социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения государством общественно необходимых потребностей человека (потребностей населения, его отдельных слоев, социальных групп); СТИЛЬ ЖИЗНИ – личностная категория социально- психологического характера, отражающая направленность личности на удовлетворение самых разнообразных своих интересов, увлечений, устремлений, хобби, которые органически вплетаются в содержание образа жизни и могут делать его более насыщенным, способствуя самоактуализации, саморазвитию и самореализации личности; УКЛАД ЖИЗнИ – социальная категория этнологического характера, которая включает выработанные исторически и доказавшие свои определённые преимущества, нормы и правила реализации разнообразных проявлений социального поведения человека в обществе, предписывающие ему те или иные формы такого поведения в конкретных социальных условиях.

Здравоохранение отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья государства медицинского

Здравоохранение может составлять значительную часть экономики страны. В 2008 году отрасль здравоохранения потребляла в среднем 9,0 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) в наиболее развитых странах ОЭСРвалового внутреннего продукта ОЭСР Здравоохранение традиционно считается важным фактором в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всем мире. Примером тому является мировая ликвидация оспы в 1980 году, объявленная ВОЗ первой болезнью в человеческой истории, полностью устранённой преднамеренным вмешательством здравоохранения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб- квартирой в Женеве в Швейцарии. англ. специальное учреждение Организации Объединённых Наций здравоохранения 1948 году ЖеневеШвейцарии В специализированную группу ООН кроме ВОЗ входят ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (фонд помощи детям). В состав ВОЗ принимаются государства-члены ООН, хотя в соответствии с Уставом, возможен приём и не входящих в ООН стран ООНЮНЕСКОМОТМеждународная организация трудаЮНИСЕФ

Валеология (от одного из значений лат. valeo «быть здоровым») «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Некоторыми специалистами причисляется к альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям лат.естественных общественныхгуманитарных

Валеология есть межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличии валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации. Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек. Подобная характеристика валеологии ставит ее в особое положение, потому что именно такой контингент людей не является объектом изучения ни одной другой науки.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья н резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.

Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней п внешней среды. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования н достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Изучение закономерностей формирования здоровья человека. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека. Формирование установки на здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Общая валеологии представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах возрастного развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, следующими обстоятельствами: потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека через воспитание у него культуры здоровья; проблемой негативного влияния образовательной среды на здоровье детей относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ для оздоровления населения.

Воспитание у человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека. Обучение человека средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья людей и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.н. Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья детей в семье. Работа с педагогическим составом образовательного учреждения для создания коллектива единомышленников-педагогов, ориентированных на здоровьесберегающую профессиональную деятельность, и валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой обеспечения здоровья через профессиональное тестирование и профессиональную ориентацию посредством построенныех на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует особенности влияния различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. В связи с этим ва- леолошя должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывать рекомендации об оптимальном с точки зрения здоровья поведении человека в складывающихся экологических условиях.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных) как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто. Сократ (469 до н. э до н. э.) - древнегреческий философ

Жизнь и здоровье это самое ценное, что мы имеем. Пан Ги Мун - Генеральный секретарь ООН (с 2007 г.)

Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве, и в роскоши плохо жить без здоровья. Николай Гаврилович Чернышевский (12(24) (29) )-русский фило­соф-утопист, революционер- демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель

Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. Христиан Иоганн Генрих Гейне ( ) - немецкий поэт, публицист и критик

Здоровье до того превышает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Артур Шопенгауэр ( ) - немецкий философ

Люди, которые заняты возвращением здоровья другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле. Вольтер ( ) - французский писатель и философ-деист

Настоящими героями современности являются работники здравоохранения с поэтикой в области лечения и ухода. Они полны решимости спасать жизни и облегчать страдания, и работают с захватывающей преданностью делу, часто в сложных условиях мир требует значительно большего числа таких работников. Маргарет Чен - Генеральный директор ВОЗ (с 2006 г.)

Любой президент, который возьмется протолкнуть через конгресс реформу здравоохранения, должен сначала подумать о собственном здоровье. Гарри С. Трумэн ( ) - 33-й президент Соединенных Штатов Америки (с 1945 г. по 1953 г.)

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой. Платон ( до н.э.) древнегреческий философ

Ум возрастает, пока имеется здоровье, забота о котором прекрасное дело для людей здравомыслящих. Демокрит ( до н.э.) древнегреческий философ Люди уверяют, что жизнь коротка, а я вижу, что они сами ее укорачивают. Руссо Ж. Ж. ( ) французский мыслитель

Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Сенека (4 до н.э. 65) римский философ Здоровье это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. М. Монтень ( ) французский писатель

Собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Фрэнсис Бэкон ( ) английский философ Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. Конфуций (551 до н.э. 479 до н.э.) китайский мыслитель

Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает теплоту. Томас Мор ( ) английский писатель Бедность идет по пятам за ленью, а болезнь за невоздержанностью. Пьер Буаст( ) французский поэт Здоровье это вопрос номер один. Если у вас слабое здоровье, что толку говорить о хорошей работе, хорошей защите прав, хорошем образовании! Макклендон Сара ( ) американская журналистка

Здоровье человека – гораздо более зависит от его привычек и питания, чем от врачебного искусства. Здоровый человек сам не придет в больницу его приведут сомнения родственников. Здоровье человека – не всё, но всё без здоровья ничто. Здоровье человека – мудрых гонорар... Здоровье человека – главное жизненное благо. Здоровье человека – до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Здоровье человека – свобода души от диктатуры тела. Здоровье человека – самое ценное наследство. Здоровье человека – единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам. Здоровье человека – уверенность в своих силах не идти к врачу. Здоровье человека – ограничение зла и привлечение добра на телесном уровне

Здоровье человека – незнание своих болезней. Здоровье человека – богатство, которое можно отнять, но нельзя присвоить. Здоровье человека – то благо, к которому человек наиболее равнодушен. Здоровье человека – есть наименьшее благо в молодости и наибольшее в старости. Здоровье человека – та вершина, которую каждый должен одолеть сам.

Здоровье человека зависит от того, на что он потратил Время. Здоровье человека не резиновое, даже если сердце каменное. Здоровье человеку нельзя купить, но можно поправить. Здоровье человека – самое драгоценное произведение природы. Здоровье человека – дороже богатства. Здоровье человека – дороже золота

Соматический компонент здоровья человека; Физический компонент здоровья; Ментальный (умственный, психический) компонент; Духовно-нравственный компонент здоровья; Психолого-коммуникативный (психологический) компонент; Сенсорный компонент здоровья; Речевой (логопедический) компонент; Аморбидный (медико-профилактический) компонент здоровья; Репродуктивный компонент здоровья человека

Экологические факторы: 25% влияния на формирование здоровья; Биологические факторы: 25% влияния на здоровье человека; Социальные факторы, включающие, в частности, и медицину, и организацию здравоохранения: 25% влияния на здоровье; Личностные факторы, обусловливающие мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни и включающие направленность личности на формирование, укрепление и сохранение здоровья: 25% влияния на здоровье человека.