ВЕБИНАР РТЦ ИнОбра НИУ ВШЭ 24 февраля 2016 года Какой он – сегодняшний первоклассник? (По результатам исследования iPIPS) Карданова Елена Юрьевна, Иванова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЕБИНАР РТЦ ИнОбра НИУ ВШЭ 27 февраля 2015 года Первые результаты международного исследования первоклассников iPIPS: от стартовой диагностики к измерению.
Advertisements

Личностное, социальное и эмоциональное развитие ребенка Екатерина Орел, Центр мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Высшая школа экономики,
ВЕБИНАР РТЦ ИнОбра НИУ ВШЭ 17 апреля 2014 года Cтартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения:
Cтартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения: международное исследование iPIPS Карданова.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Личностные результаты: что и как мы можем измерять КГКСУ «Центр оценки качества образования Ольга Викторовна Езовских, методист отдела мониторинга качества.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
ВЕБИНАР РОССИЙСКОГО ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА Института образования НИУ ВШЭ 24 февраля 2016 года Добро пожаловать на вебинар КАКОЙ ОН – СЕГОДНЯШНИЙ РОССИЙСКИЙ.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Кафедра дошкольного образования Дискуссионная.
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)
ГОЛЬЦЕВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА, кандидат педагогических наук, Челябинский государственный педагогический университет.
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
Транксрипт:

ВЕБИНАР РТЦ Ин Обра НИУ ВШЭ 24 февраля 2016 года Какой он – сегодняшний первоклассник? (По результатам исследования iPIPS) Карданова Елена Юрьевна, Иванова Алина Евгеньевна, Брун Ирина Викторовна Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ

План презентации Краткое описание исследования iPIPS: структура iPIPS, процедура диагностики Оценивание в iPIPS некогнитивного (социального и эмоционального) развития первоклассника Портрет первоклассника на входе в школу (на примере двух крупных российских регионов) Кластерная модель деления первоклассников на группы на старте школы в зависимости от сочетания их когнитивного и некогнитивного развития Характеристики кластеров с точки зрения семейных и личностных особенностей детей Что происходит с детьми из разных кластеров за первый год обучения в школе? Как помочь учителю в выстраивании индивидуальных траекторий обучения детей в начальной школе?

Цель проекта iPIPS фото Высшая школа экономики, Москва, 2014 Cтартовая диагностика на входе в систему образования (выявление индивидуальных особенностей ребенка) и оценивание индивидуального прогресса ребенка в течение первого года обучения

Что такое iPIPS? The International Performance Indicators in Primary Schools project Инструмент стартовой диагностики ребенка на входе в начальную школу и измерения его индивидуального прогресса в течение 1-го года обучения Разработан в Институте образования НИУ ВШЭ совместно с Университетом Дарема (Великобритания) на основе международного инструмента с учетом российских стандартов дошкольного и начального образования Объект изучения – весь спектр навыков ребенка, как когнитивных, так и некогнитивных Сопутствующие исследования: высокая надежность, высокая прогностическая валидность Использование – Англия, Австралия, Шотландия, Гонконг, Новая Зелландия, ОАЭ Адаптация и пилоты - ЮАР, Германия, Нидерланды, США, Словения, Россия

Отличительные особенности iPIPS фото Инструмент индивидуального комплексного оценивания ребенка Разработан в соответствии с последними достижениями мировой тесто логической науки Стандартизированный инструмент с доказанными психометрическими свойствами и валидностью, признанный в мире Позволяет провести стартовую диагностику ребенка на входе в школу и измерить индивидуальный прогресс ребенка в течение первого года обучения (2 цикла) Создан в формате компьютерного адаптивного тестирования Позволяет максимально мягко и с большой точностью оценить каждого конкретного ребенка Уникальный инструмент, не имеющий аналогов в российской образовательной системе Высшая школа экономики, Москва, 2014

Адаптивное тестирование Адаптивные алгоритмы позволяют тесту подстраиваться под ребенка, меняя трудность в зависимости от полученных ответов Преимущества адаптивного тестирования: ученики не тратят время и силы на задания, не соответствующие их уровню подготовки (слишком легкие для них или слишком трудные) уменьшается влияние на результаты дополнительных факторов (утомление, беспокойство, неаккуратность) участники тестирования более мотивированы и спокойны

Объект изучения Когнитивное развитие ребенка (словарный запас, базовые навыки по чтению и математике, фонологическая грамотность) Социальное и эмоциональное развитие ребенка (адаптация к школе, личностное развитие, социальное развитие) Контекстные условия

Комплексная диагностика ребенка: структура iPIPS Набор заданий для детей Анкета для родителей Опросники для учителя: Анкета социального и эмоционального развития ребенка Анкета поведенческих характеристик ребенка (только весной) Анкета учителя

iPIPS: когнитивное развитие ребенка Письмо Словарный запас Идеи о чтении Повторение слов Рифмование слов Буквы Слова Чтение короткой истории Понимание текста Простой счет Простое сложение и вычитание Цифры Логические задачи Задачи с символами Контекстные задачи

Примеры заданий

Процедура диагностики Индивидуальная работа с каждым ребенком Время минут Оценивание в игровой форме Компьютерная форма Специальная компьютерная программа (адаптивный алгоритм) Сбор контекстной информации Опрос родителей (заполнение анкеты, 10 минут) Опрос учителей (заполнение электронных анкет) Анкета социального и эмоционального развития ребенка (30-40 минут) Анкета поведенческих характеристик ребенка (только весной, 20 минут) Анкета учителя (10 минут)

Исследование некогнитивного развития ребенка PSED – опросник личностного, социального, эмоционального развития ребенка в рамках инструмента iPIPS 11 шкал с подробными индикаторами, описывающими поведение ребенка Заполняется учителем на каждого ребенка, участвующего в исследовании, на основе ежедневного взаимодействия и наблюдения Проводится в электронной форме Заполняется дважды: в начале и в конце учебного года

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Цели опросника PSED Оценить степень личностного, социального и эмоционального развития ребёнка на входе в систему обучения; Задать стартовую точку для оценки прогресса в личностном, социальном и эмоциональном развитии ребёнка за первый год обучения; Выявить детей, требующих особого внимания учителя; Показать проблемы и точки роста в различных областях личностного, социального и эмоционального развития каждого ребёнка в классе; Дополнить информацию о когнитивном развитии ребёнка данными о его личностном, социальном и эмоциональном развитии.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Шкалы PSED - Уверенность ребенка в себе при взаимодействии с окружающими в школе - Привыкание ребенка к школе - Независимость ребенка при взаимодействии с окружающими - Взаимоотношения со сверстникам - Взаимоотношения со взрослыми - Коммуникация с окружающими - Сосредоточенность на занятиях, которыми руководит учитель - Сосредоточенность в самостоятельных занятиях - Поведение (включая понимание последствий своих поступков для себя и окружающих) - Умение ребенка следовать правилам - Культурная осознанность Уверенность в себе Поведение в классе

Использование iPIPS в России Инструмент международного сравнительного исследования первоклассников Инструмент исследования в российских школах, позволяющий провести комплексную диагностику детей на входе в систему образования и измерить их индивидуальный прогресс в конце первого года обучения

Первое широкомасштабное исследование: гг Этапы исследования: 1 ый этап: октябрь 2014 г. Регионы: Красноярск, Татарстан, Москва Выборка: более 4000 человек 2 ой этап: май 2015

География исследования в : выборка более детей

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Портрет первоклассника: выборка исследования в двух региональных столицах Параметр КазаньКрасноярск Всего Количество детей в генеральной совокупности Количество районов 7611 Количество школ в выборке Количество детей в выборке Средний возраст детей Пропорция мальчиков по отношению к девочкам Стратифицированный рандомизированный отбор: районы города статус школы Стратифицированный рандомизированный отбор: районы города статус школы Схожие социоэкономические показатели городов

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Семьи первоклассников

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Дошкольный опыт и возраст детей на входе в школу

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Портрет первоклассника: когнитивное развитие на входе в школу

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Портрет первоклассника: прогресс детей за первый год обучения в школе

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Портрет первоклассника: некогнитивное развитие детей на входе в школу

Что дает стартовая диагностика педагогу? Ориентировка относительно уровня знаний и умений новых учеников школы: портрет класса Степень различий в подготовленности (дошкольный опыт) Точка отсчета для выбора и дальнейшего развертывания стратегий обучения Основание для планирования индивидуальной работы с отдельными детьми Чем более деятельный интерес будет проявлен учителем к результатам стартовой диагностики, тем более значимым может оказаться прогресс каждого ребенка в конце учебного года.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Кластерная модель деления первоклассников на группы на старте школы Кластеры выделены на основе сочетания когнитивного и некогнитивного развития: Математика Чтение Уверенность в себе Поведение в классе Нераскрывшиеся 24% Нераскрывшиеся 24% Общительные 26% Общительные 26% Неорганизованные 33% Неорганизованные 33% Лидеры 17% Лидеры 17%

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Семейные характеристики и дошкольный опыт детей из разных кластеров Связь с: Фонологическая грамотность Словарный запас Родительская вовлеченность Лидеры Неорганизован ные Общительные Нераскрывшие ся Высшее образование матери 74 %67%60%45% Количество книг дома более %32%24%22% Детский сад (год перед школой) 92%91%92%83% % мальчиков 44%59%33%61%

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Относительные позиции кластеров в начале и конце учебного года: математика Выделенные кластеры являются стабильными на протяжении первого года обучения

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Относительные позиции кластеров в начале и конце учебного года: чтение

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Относительные позиции кластеров в начале и конце учебного года: уверенность в себе

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Относительные позиции кластеров в начале и конце учебного года: поведение в классе Выделенные кластеры являются стабильными на протяжении первого года обучения

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Выводы исследования Сегодня учитель начальных классов особенно остро сталкивается с проблемой чрезвычайно разнородного стартового уровня детей на входе в школу. И дело не только в когнитивном или некогнитивном развитии детей, но и в социально-экономическом положении семей, дошкольном опыте детей и ряде других факторов. Выделено несколько принципиально различных групп первоклассников (четыре кластера), сохраняющих свои характеристики до конца учебного года. На основании полученных результатов нами разработаны и предлагаются учителям рекомендации о наилучших стратегиях взаимодействия с детьми из разных групп. Именно этот подход поможет подойти к решению проблемы индивидуализации обучения и выстраивания индивидуальных учебных траекторий.

Два способа использования iPIPS Анализ функционирования системы Индивидуальная диагностика Участники Репрезентативная выборка на уровне муниципалитета/региона (единица выборки – 1 класс) Все дети школы/ муниципалитета/региона Кто проводит Внешние интервьюеры Учителя, школьные психологи Потребители результатов Органы управления образованием Учителя, школьная администрация, родители Использование результатов Выявление трендов, факторов, влияющих на прогресс детей; сравнение УМК, проверка гипотез, повышение квалификации учителей Построение индивидуальной образовательной траектории ребенка, измерение индивидуального прогресса, выявление детей из групп риска, корректировка образовательного процесса

Формы предоставляемой отчетности По результатам исследования предоставляются отчеты: для региональных органов управления образованием для каждой школы и каждого класса, участвующих в обследовании

Для органов управления По результатам каждого цикла тестирования Подробные информативные аналитические отчеты: Общая оценка стартовой точки (и прогресса) первоклассников по региону Анализ результатов детей по отдельным блокам (вербальный, математический, некогнитивный) Сравнение школ разного типа Анализ связи результатов тестирования и факторов семейной и образовательной среды Отдельные виды анализа по запросу Качественно подготовленные и обработанные массивы данных

Для школы Через 2 недели после окончания тестирования школы получают отчет: с результатами сравнения средних показателей школы и других школ региона с результатами сравнения классов данной школы между собой с индивидуальными результатами когнитивного и некогнитивного оценивания каждого ребенка методические рекомендации по работе с результатами диагностики для более продуктивной работы с детьми в конце года - с детальной информацией о прогрессе детей Учитель может использовать диагностику, чтобы глубже понять возможности и потребности ребенка в начале года, а затем, получив независимую оценку прогресса ребенка в конце года, увидеть реальный индивидуальный прогресс каждого ученика.

Почему iPIPS? Компьютерное адаптивное тестирование точно гибко современно Оценка индивидуального прогресса объективно научно достоверно Комплексное обследование ребенка когнитивное и некогнитивное развитие, моторика, контекст

Сайт проекта iPIPS: ioe.hse.ru/ipips Приглашаем к сотрудничеству! Центр мониторинга качества образования Институт образования НИУ Высшая школа экономики Иванова Алина Евгеньевна Карданова Елена Юрьевна