ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ. Рассматриваемые вопросы: 1. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета в банках. 2. Принципы бухгалтерского учета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Advertisements

Главный бухгалтер функции, обязанности и должностные инструкции.
Банковский учет Пермякова Людмила Дмитриевна. Правовые основы ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О бухгалтерском учете" Правила.
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Предмет бухгалтерского учета - в обобщенном виде хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС БАНКА Выполнила Грищенко Любовь Александровна Осипова Надежда Валерьевна. 194 ЭК По отраслям.
Бухгалтерский учет – это язык, с помощью которого финансовая и нефинансовая информация предоставляется лицам, имеющим тот или иной интерес к деятельности.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Сынташева Мыскал Э рациональной организацией бухгалтерского учета Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов.
Банковская отчетность Формирование различных видов отчетности важная задача для всех банков мира, но для российских - особенно важная. Чем это обусловлено?
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Хозяйственный учёт представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля.
Документация как элемент метода бухгалтерского учета.
Тема: ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ 1.1.Задачи бухгалтерского учета и цели постановки бухгалтерского учета в банке, 1.2.Принципы бухгалтерского.
Метод бухгалтерского учета и содержание его основных элементов.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ. СОДЕРЖАНИЕ 1. Организация аналитического учета в банке 2. Организация синтетического учета в банке.
Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 13 ОБЭ-БУ БАГУРИНА ВИКТОРИЯ.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год п. 5 ст. 8 Федерального закона от ФЗ «О бухгалтерском учете»
LOGO XXXVI Заседание Президиума Совета КСО ИР Ответственный секретарь Совета КСО ИР, Руководитель аппарата КСП Иркутской области Корень Ксения.
Тема СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой.
1 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО». Профессиональная деятельность специалиста Профессиональная деятельность специалиста банковского дела осуществляется.
Транксрипт:

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ

Рассматриваемые вопросы: 1. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета в банках. 2. Принципы бухгалтерского учета в банках. 3. Структура учетно- операционного подразделения.

Кредитная организация это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством, а также вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, указаниями и инструкциями ЦБ, юридическими нормативными актами МФ РФ.

Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций. Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Объектами бухгалтерского учета служат имущество банков, их обязательства и требования, финансово- хозяйственные операции, осуществляемые кредитными организациями в процессе их деятельности.

Под предметом бухучета в банках понимаются объекты бухгалтерского учета в виде активов и пассивов. Активы – это средства, на основе которых осуществляется ведение хозяйственной (уставной) деятельности банка. Источники, за счет которых формируются эти средства и осуществляется деятельность банка называются пассивами.

Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются: формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов; ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности; использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений. выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности; использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Система бухгалтерского учета организуется в банках в соответствии с требованиями Федерального закона от ФЗ «О бухгалтерском учете», а ведение учета подчиняется Правилам, установленным Положением ЦБ РФ от г. 385-П «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

Основной методологический центр банковского учета - Банк России. Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; - составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям.

Бухгалтерский учет в кредитных организациях существенно отличается от учета остальных хозяйствующих субъектов. В бухгалтерском учете всех субъектов экономики имеется и много общего: на всех распространяется действие ФЗ 402 «О бухгалтерском учете», сходны предмет, объекты, основные задачи бухучета, ряд элементов метода бухгалтерского учета с определенными особенностями: принцип использования документации, инвентаризация, двойная запись по счетам; другие элементы сами счета и отчетность отличны.

Действуют, соответственно свои планы счетов бухгалтерского учета и документы, регламентирующие их применение. У банков утвержденное ЦБ РФ Положение 385-П с включенным Планом счетов бухгалтерского учета, в кредитных организациях РФ. Для предприятий, учреждений, организаций в несколько раз меньшие по объему План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Одна из основных особенностей банковского учета использование мемориально-ордерной системы учета, в отличие от журнально- ордерной в организациях. Счета банков и организаций совершенно различны не совпадает нумерация и количество знаков. Большинство счетов не совпадает также по наименованию из-за специфики деятельности. Различается также учетно-операционная документация.

2 вопрос. К принципам бухгалтерского учета в банках относятся: 1. Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.

2. Постоянство правил бухгалтерского учета. Банки должны постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода.

3. Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды.

4. Отражение доходов и расходов по методу «начисления». Этот принцип означает, что финансовые результаты операций отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов). Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.

5. Принцип своевременности отражения операций Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

6. Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

7. Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

8. Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

9. Оценка активов и обязательств. Активы принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. В дальнейшем, активы кредитной организации оцениваются (переоцениваются) по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери. Обязательства отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с условиями договора в целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения. Обязательства также переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости.

Активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России.

10. Открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции банка.

11. Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по банку. Используемые в работе банка ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

12. Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются.

3 вопрос. Структура учетно- операционного подразделения

Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения, образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.

Учетно-операционный аппарат в отдельных банках организуется по- разному, исходя из сложившейся структуры управления банка и выполняемых банком операций.

Обычно в банках главный бухгалтер имеет несколько заместителей, отвечающих за разные участки работы: - учет внутрихозяйственных операций банка; - операционный учет; - учет валютных операций; - учет ценных бумаг; - учет доходов, расходов и финансовых результатов; - составление отчетности.

Одной из основных задач главных бухгалтеров является методологическое обеспечение отражения в учете совершаемых банком операций, а также осуществление контрольных и аналитических функций.

Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или по его поручению начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах. Распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.

В структуру учетно-операционного аппарата могут входить: Отдел учета кассовых операций - занимается оформлением кассовых документов и контролем за ними. На отдел учета хозяйственных операций возлагаются функции оформления документов по учету основных средств, материалов и контроля за ними, а также расчет заработной платы и некоторые другие функции.

Отдел учета операций с инвалютой ведет учет операций с наличной и безналичной иностранной валютой по срочным и кассовым сделкам и т.п.

Отдел учета ценных бумаг и вложений осуществляет учет приобретенных банком государственных и корпоративных ценных бумаг (включая векселя), участия банка в хозяйственной деятельности других организаций.

Отдел отчетности и анализа подготавливает отчетность банка, проводит анализ финансовой деятельности банка, его ликвидности и доходности операций.

Отдел межфилиального учета отражает операции головного банка с филиалами. Головные функции операционного и бухгалтерского учета расчетных операций возлагаются на операционный отдел.

по осуществляемым банком операциям считаются работники банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому ими кругу операций. Ответственными исполнителями по осуществляемым банком операциям считаются работники банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому ими кругу операций.

Ответственными исполнителями считаются также другие работники, на которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций, включая операции по контролю за корреспондентскими счетами и межфилиальными расчетами.

В случае необходимости в банке создаются операционные группы (участки, бригады). Работники последних специализируются на выполнении однотипных операций по отдельным видам работ и являются ответственными исполнителями по своим операциям. Участок работы выделяется исходя из производственной необходимости, принятой в банке, технологии документооборота, учета и контроля.

Операционные бригады могут организовываться также на участках, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля, и в случаях, когда из-за отсутствия работников соответствующей квалификации работа не может быть организована по системе ответственных исполнителей.

В последнем случае в состав операционной бригады входят, как правило, два-четыре операционных работника, которые оформляют документы по производимым операциям, и контролер, который обязательно проверяет документы и записи в лицевых счетах, выполненные операционными работниками бригады. Контролер операционной бригады может единолично оформлять отдельные операции.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!