Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Дошкольное образование как новый уровень общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Advertisements

Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО. Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО». Какие требования включает в себя ФГОС ДО? Требования к результатам освоения ООП ДО Требования к содержанию ООП ДО Требования.
ЧАСТЬ 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Бойко Галина Валерьевна Преподаватель кафедры образовательной инноватики ПК ИРО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Дошкольное образование как новый уровень общего образования

2 273 ФЗ от г. Вступил в силу г. 273 ФЗ от г. Вступил в силу г.

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование 3 Статья 64. Дошкольное образование

Основные направления общего образования 4 Дошкольное Начальное общее Начальное общее формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств сохранение и укрепление здоровья формирование предпосылок УД формирование личности формирование личности развитие индивидуальных способностей развитие положительной мотивации и умений в УД овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками УД, эле-ментами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни развитие положительной мотивации и умений в УД овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками УД, эле-ментами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни

Стандартизация системы дошкольного образования 5 ФГТ ДОФГОС ДО

ФГОС дошкольного образования 7 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8

Основные принципы образовательной политики в ДОО Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей Уважение личности ребёнка Осуществление образовательного процесса в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 9

В Стандарте учитываются: 1)индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации (младенческий, ранний, дошкольный возраст).

Основные принципы ДО 1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 11 Общие положения

Основные принципы ДО 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 12 Общие положения

Цели ФГОС ДО 13 Общие положения 1)повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ФГОС ДО 14 Общие положения Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ОВЗ) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственности ООП ДО и НОО) Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка … Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических, качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности Обеспечение вариативности и разнообразия содержания ОП и организационных форм ДО, возможности формирования ОП различной направленности … Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей Задачи Стандарта (продолжение) 15 Общие положения

Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; 2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы); 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; 5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Требования Стандарта 17 ФГОС Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП Общие положения ОП реализуется на государственном языке РФ

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 18 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ООП ДО) определяет содержание и организацию образовательной деятельности ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ООП ДО) определяет содержание и организацию образовательной деятельности Развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах общения и деятельности Учёт возрастных и индивидуальных особенностей Учёт психологических и физиологических особенностей Структурные подразделения в одной ДОО могут действовать на основе различных Программ

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

ООП ДО направлена на: При разработке ООП ДО Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ

Структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие 22 Содержание ООП ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы

Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Содержание образовательных областей Непосредственное эмоциональное общение с взрослым Манипулирование с пред- метами и познавательно- исследовательские действия Восприятие музыки, детских песен и стихов Двигательная активность и тактильно-двигательные игры Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательные формы активности Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание, элементарный бытовой труд Изобразительная Музыкальная Конструирование Двигательная 28 Образовательные области Младенческий возраст 2 мес.-1 год Ранний возраст 1-3 года Дошкольный возраст 3-8 лет

Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста 29 Содержание ООП ДО Характер взаимодействия с другими детьми Характер взаимодействия со взрослыми Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому Предметно-простран- ственная развивающая среда

Объем ООП ДО 30 О О П Д О (не менее 60%) (не более 40%) ФГОС

Разделы ООП ДО 31 ООП ДО Целевой СодержательныйОрганизационный Общие положения В каждом разделе ООП ДО отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений В каждом разделе ООП ДО отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Структура основной образовательной программы 32 пояснительная записка планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы Целевой раздел развитие специфических видов деятельности становление первичной ценностной ориентации и социализации развитие первичных представлений коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы Содержательный раздел общие рамки организации образовательного процесса механизм реализации положений основной образовательной программы Организационный раздел Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Целевой раздел ООП ДО 33 Пояснительная записка Цели и задачи реализации ООП ДО Принципы и подходы к формированию ООП ДО Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Общие положения Планируемые результаты освоения ООП ДО конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Содержательный раздел а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ООП ДО.

В содержательном разделе должны быть представлены а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; Иные характеристики содержания ООП ДО, наиболее существенные с точки зрения авторов ООП ДО

Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива сложившиеся традиции ДОО или Группы Данная часть ООП ДО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: Содержательный раздел

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в ООП ДО, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1)обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении ООП ДО; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционный раздел ООП ДО Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих ООП ДО в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется ДОО самостоятельно.

Организационный раздел описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и /или режим дня, также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Организационный раздел В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Оформление Программы ООП дублирует содержание одной из Примерных программ ООП не дублирует содержание одной из Примерных программ Обязательная часть оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу Обязательная часть представлена развёрнуто: – Целевой раздел – Содержательный раздел – Организационный раздел 42 Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы

Дополнительный раздел Программы 43 Текст краткой презентации Ориентирован на родителей Ориентирован на родителей Доступен для ознакомления Доступен для ознакомления

Краткая презентация ООП ДО как дополнительный раздел ООП ДО 1)возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если ООП ДО предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Общие положения 45 Условия реализации Программы психолого- педагогическиекадровые материально- техническиефинансовые развивающая предметно-простран- ственная среда

гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей обеспечивает эмоциональное благополучие детей способствует профессиональ ному развитию педагогических работников создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования обеспечивает открытость дошкольного образования создает условия для участия родителей в образовательной деятельности Создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды

47 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО

Психолого-педагогические условия реализации Программы Уважение к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

Психолого-педагогические условия реализации Программы (продолжение) Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности 49

Психолого-педагогические условия реализации Программы (продолжение) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения 50

Психолого-педагогические условия реализации Программы (продолжение) Защита детей от всех форм физического и психического насилия Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс 51

При реализации ООП ДО Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Может проводиться оценка индивидуального развития детей 52

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Психолого-педагогические условия 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей: 54

Психолого-педагогические условия 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; Условия, необходимые для создания Социальной ситуации развития детей: 55

Психолого-педагогические условия 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; Условия, необходимые для создания Социальной ситуации развития детей: 56

Психолого-педагогические условия 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Условия для создания социальной Ситуации развития детей: 57

В целях эффективной реализации ООП ДО : профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми 58

Психолого-педагогические условия Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими ООП ДО совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. При создании условий для работы с детьми- инвалидами, осваивающими ООП ДО, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

Психолого-педагогические условия ДОО должна создавать возможности: 1) для предоставления информации о ООП ДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию ООП ДО, в том числе в информационной среде; 3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией ООП ДО.

Психолого-педагогические условия Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам Сан ПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

62 Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно- пространственная среда должна: 1. Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для: для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития 63

Развивающая предметно- пространственная среда должна: 2. Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах двигательной активности уединения 64

Развивающая предметно- пространственная среда должна: 3. Обеспечивать реализацию различных ОП, необходимые условия в случае организации инклюзивного образования учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность учёт возрастных особенностей детей 65

Развивающая предметно- пространственная среда должна: 4. Быть содержательно насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной 66

Насыщенность среды Соответ -ствует возраст- ным возможно стям детей и содержа- нию Програм мы Включает: Сред- ства обуче- ния (в т.ч. техничес- кие) Соответ ствую- щие материа лы (в т.ч. расход- ные) Оборудование и инвентарь игро- вой спор- тивный оздоро витель ный 67

Насыщенность среды Обеспечивает: Активность (для всех категорий воспитанников) : игро- вую позна- ватель- ную творче скую иссле- довате льскую ( + экспери- ментирование с дос- тупными материала ми, в т.ч. с песком и водой) двигате льную (в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвиж- ных играх и соревно- ваниях) Эмоци ональ ное благо- полу- чие во взаи- модейст- вии с предмет но-прос- транст- венным окружени ем Воз- мож- ность само- выра- жения 68

Насыщенность среды 69 Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами

Трансформируемость среды Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей 70

Полифункциональность среды Отсутствие жёстко закреплённых способов употребления предметов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.) Наличие полифункциональных предметов (в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т.ч. в качестве предметов- заместителей в детской игре) 71

Полифункциональность среды Отсутствие жёстко закреплённых способов употребления предметов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.) Наличие полифункциональных предметов (в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т.ч. в качестве предметов- заместителей в детской игре) 72

Вариативность среды Наличие различных пространств для игры для конст- руирова ния для уедине- ния и пр. Наличие разнообраз ных материа- лов, игр, игрушек и оборудова- ния, обеспечи- вающих свободный выбор детей Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующи х игровую, двигательную, познавательну ю и исследователь- скую активность детей 73

Доступность среды Доступность для воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов) всех помещений, где осуществляется образовательный процесс Свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования 74

Безопасность среды 75 Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Компетенция ДОО 76 самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы

Требования к кадровым условиям реализации ООП ДО 77

Кадровые условия Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации ООП ДО, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в ДОО или в Группе.

Кадровые условия Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п ФГОС ДО. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в ДОО могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации ООП ДО могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование; при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Специфика дошкольного детства 81 Гибкость развития Пластичность развития Высокий разброс вариантов развития Непосредственность и непроизвольность Системные особенности ДО необязательность уровня ДО в РФ отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат Требования к результатам освоения ООП ДО

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры дошкольного образования - социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования определяются независимо от: форм реализации ООП ДО характера ООП ДО характера ООП ДО особенностей развития детей особенностей развития детей организации реализующей ООП ДО организации реализующей ООП ДО не подлежат (не являются): непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры дошкольного образования – социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования являются ориентирами для: построения образовательной политики построения образовательной политики решения задач: -формирования ООП ДО; -анализа профессиональной деятельности; -взаимодействия с семьями; решения задач: -формирования ООП ДО; -анализа профессиональной деятельности; -взаимодействия с семьями; изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры дошкольного образования – социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров оценку качества образования оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей) оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры дошкольного образования – социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка определены: в раннем возрасте в младенческом возрасте на этапе завершения дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования Если ООП ДО не охватывает старший дошкольный возраст, то данные требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения ООП ДО воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации

Целевые ориентиры Ребёнок на этапе начала дошкольного возраста (к 3 годам) 86 ФГОС 1. Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. 2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. 3. Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. 4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого 5. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. 6. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства 7. У ребёнка развита крупная моторика; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

Целевые ориентиры Ребёнок на этапе завершения дошкольного образования (к 7-8 годам) 1. Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности 87 ФГОС 2. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты. 3. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным норма. 4. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности 5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. 6. Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 7.Ребёнок проявляет любознательность.

деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения - УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Ожидаемые результаты: ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Направления развития Учитель – выбор путей, средств, способов достижения результатов Ученик - выбор индивидуальной траектории развития Школа – самостоятельна в разработке ООП, учебных планов, в формировании своей структуры, штатного расписания, выборе оборудования Готовить школу к ребенку, а не ребенка к школе А.Г.Асмолов

Достижение требований ФГОС: русский язык ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 38%не могут различить звуки и буквы 33%не способны определять наличие в словах изученных орфограмм, заполнять таблицу, записывая предложенные слова в нужную колонку 31%не могут объяснять правильность написания 35%не могут характеризовать звуки русского языка 43%не различают формы слова и родственные слова 34%не умеют находить в предложении однородные члены предложения 39%не различают предложение, словосочетание, слово 47%не могут выявлять слова, значение которых требует уточнения 30%не могут составить небольшой связный текст; дополнить план текста, восстанавливая пропущенные пункты плана; подобрать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор

Достижение требований ФГОС: окружающий мир ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЕТЫ 50%не смогли определить промежуток времени по часам, выбрать весы для определения массы кота; выбрать предположения, проверяемые в опыте, вывод или объяснение результатов опыта 40%не знают правила оказания первой помощи при несложных травмах 50%не могут выделять существенные признаки объектов, выбирая их из приведенного перечня по заданному критерию 70%не справились с заданием на заполнение схемы родословной семьи 60%не овладели информационно-коммуникативными умениями при проведении оценки достоверности информации 40%не справились с заданием на нахождение ошибки в тексте на основании собственных знаний 60%не смогли выявить недостоверную информацию на основании сравнения двух текстов 75%не смогли выявить пробелы в информации и сформулировать запрос на недостающую информацию

Достижение требований ФГОС: комплексная работа (смысловое чтение, работа с информацией) Группа умений Хорошо освоенные умения Плохо освоенные умения Общее понимание текста определение главной мысли (84%) выбор утверждения на основе текста (84, 87%) выявление информации, явно заданной в тексте (86%) определение типа информационного источника (46%) выявление неявно заданной инфор- мации - в сноске (50%) сопоставление содержания трёх текстов (53%) Детальное понимание текста обоснование вывода автора - один довод на основе текста/фото (84%) определение смысла выражения на основе текста (82%) определение назначения отдельных элементов текста (76%) определение значения слова (62%) объяснения на основе текста, уста- новление причинно-следственных связей в тексте (15%) пояснение смысла обобщенного понятия (26%) выявление фактов, на лежащих в основе вывода (45%) сопоставление информации из текста и иллюстрации (52%) Интерпретация текста, выход за рамки текста задания с явно выраженной гуманитарной составляющей, основанные на привлечении личного опыта (50-70%) задания, требующие привлечения знаний и умений из других предметов (исторических знаний, расчетов, естественнонаучных знаний) (10-30%)

Достижение требований ФГОС: метапредметные результаты (проектная деятельность) ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ более 80% учащихся достигают базового уровня сформированности метапредметных действий; из них около трети учащихся демонстрируют способность к работе на повышенных уровнях; 15%-18% учащихся не достигают базового уровня владения регулятивными и коммуникативными действиями ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ несформированность умения управлять временем (формальное планирование работы учащимися, несформированность навыков контроля) недостаточная сформированность коммуникативных навыков:неумение учесть коммуникативную задачу и соблюдать регламент выступления несформированность ряда оценочных действий

Уровни показателя условий для формирования познавательной активности учащихся при обучении предмету Недостаточный Учащиеся всё время работают по шаблону или под контролем учителя Низкий Учащиеся практически всё время работают по шаблону или под контролем учителя, лишь иногда работают самостоятельно, решая творческую задачу Средний Учащиеся часто работают по шаблону или под контролем учителя, заметное время отводится на самостоятельную деятельность и решение творческих задач Высокий Учащиеся практически не работают по шаблону или под контролем учителя, основное время тратится на самостоятельную работу или решение творческих задач