Формирование российской идентичности у студентов инженерных ВУЗов и молодых инженеров: модель конференции На примере конференции «Инженерное дело в России»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Advertisements

Международные Отношения Факультет готовит высококвалифицированные кадры экспертов и аналитиков, которые способны достойно представлять.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Летний лагерь молодого экономиста ECO Future: экономическое будущее страны.
Давыдова Надежда Станиславовна, доктор экономических наук, руководитель НОЦ УдГУ «Бережливое производство» Перспективы развития науки и образования в области.
Фестиваль творчества учащихся Управление образования Администрации города Димитровграда Ульяновской области Сроки проведения фестиваля Основные – 24 ноября.
Образовательный проект: команда, коммуникация, решения А.О. Зоткин, Томск,
ОГБУ « Региональный центр развития образования » г. Томск Проект «Создание региональной сети школьных предприятий в качестве ресурса формирования предпринимательской.
Обзор опыта вузов Российской Федерации по реализации инновационных и экспериментальных программ в сфере воспитания студентов.
Программа поддержки технического образования Фонда Алкоа Галина Григорьева Менеджер по устойчивому развитию Алкоа Россия 17 марта 2009 г.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Тенденции в развитии промышленности Интеграция различных научных и технических направлений связана с большими достижениями в фундаментальных научных исследованиях.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Кафедра мировой экономики и менеджмента ведет обучение по направлениям «Экономика» «Менеджмент»
Концепция развития международной деятельности МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича Бурукина О.А., проректор по экономическому и международному развитию.
Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Интерактивность – процесс взаимного влияния объектов, но и специально организованная познавательная деятельность с четко социальной направленностью (гражданственность.
Инструментарий развития НТТМ 28 октября 2010 года.
И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными процессами И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными.
Транксрипт:

Формирование российской идентичности у студентов инженерных ВУЗов и молодых инженеров: модель конференции На примере конференции «Инженерное дело в России» в Университете Машиностроения (МАМИ) 14 октября 2015 г.

Гражданская идентичность - что это? Зачем она нужна инженерам? Идентичность – это выстраивание личностной связи с собственной страной, отождествление себя с культурой, этносом, нацией, цивилизацией. Мировоззрение Историческая память Гражданское сознание Проекты будущего Действия по преобразованию действительности Выстраивая свою жизненную стратегию, в том числе в инженерных профессиях, человеку необходимо выстроить отношение к - прошлому - настоящей ситуации - создать желаемый образ будущего в интересующей его отрасли в стране. Это является залогом формирования и реализации позитивных проектов инженерной направленности в России.

Поле формирования идентичности современной российской молодежи Жизненная стратегия активного протеста (преимущественно на базе либеральной идеологии ) В основном молодые гуманитарии, интеллектуальная молодежь Жизненная стратегия профессионального роста (политическая неактивность) В основном молодые предприниматели, ученые, сотрудники корпораций Жизненная стратегия активной поддержки власти ( на базе разных форм патриотизма ) В основном средний интеллектуальный уровень Иммиграция: невозможность профессиональной реализации Пространство профессиональной самореализации в проектах развития России ? ? Складывающийся тренд

Главное препятствие воспитанию российской идентичности у молодых профессионалов и людей, желающих стать таковыми, состоит в утере перспективы профессиональной реализации на территории России. Основная гипотеза о формировании идентичности молодых профессионалов в России Возможность профессиональной реализации в стране Профессиональная традиция: культурные нормы профессиональной работы Основные тренды мирового развития в заданной отрасли Пространство реального действия в актуальной ситуации Пространство конференции

Пленарная дискуссия Спикеры: глобальные эксперты, иностранные партнеры, межотраслевые специалисты руководитель конференции Транспорт и робототехника Химия и энергетика Космические системы Новые производственные системы Участники: студенты и молодые инженеры Анкетирование Секции Позиционная структура конференции эксперты модератор эксперты модератор эксперты студенты Экспертиза студенческих проектов и их место в основных тренды и направлениях отраслевого развития - Основные трассы профессиональной реализации инженеров в России - Глобальные инициативы и тенденции Программы подготовки в ВУЗе темы

Никаких готовых решений, говорящих, что надо делать, чтобы гарантированно стать великим российским инженером - нет. Это открытый проблемный вопрос, а следовательно вопрос формирования идентичности Сеть малых инновационных предприятий Малая инновационная компания, входящая в состав корпораций или инновации внутри крупных научных центров Малая инновационная компания, связанная с Институтами Развития Крупная корпорация: формат управления активами в модернизационных проектах Масштабный технологический проект Основные трассы профессионального самоопределения в инженерных специальностях в России ТРАНСЪЕВРАЗИЙСКИЙ ПОЯС RAZVITIE В России представлены слабо – эффективнее показывать европейские примеры Или крупные научные центры мирового уровня, или небольшие компании при корпорациях. Образец технологического предпринимателя, желательно в разных отраслях. Отдельно приглашать представителей институтов развития. Важно демонстрировать инновационные тенденции в корпорациях, призванных менять отрасль в целом. Глобальная инициатива, которая может задать идеологию развития для молодых инженеров НИЦ «Курчатовский институт» Типы участников Комментарии Приглашенные на конференцию в МАМИ,

Конференция «Инженерное дело в России» как механизм достижения стратегических целей развития ВУЗов на примере Университета Машиностроения Финансист Менеджер Инженер Гуманитарий Международная проектная команда Программы Проектной деятельности в ВУЗе -Формирование проектных команд -Получение опыта реального действия -Повышение востребованности специалистов -Выстраивание связей с промышленностью «Стратегический приоритет вуза – развитие инженерной деятельности: мы стремимся быть неотъемлемой частью национальной экономики путем решения прикладных задач машиностроения, проектирования и производства прототипов». В. Тимонин, проректор по развитию Конференция «Инженерное дело в России» 1) Новые промышленные партнеры (включая международных) 2) Повышение экспертно- аналитического потенциала университета 3) Рост мотивации и осознанности студентов(основа формирования идентичности) ? Итеративность мероприятия цели Результаты конференции

Диагностика формирования идентичности у инженерной молодежи ! Основой формирования идентичности является – личное самоопределение. Диагностика формирования идентичности основывается на том, что нет одного единственно верного варианта самоопределения молодежи, важно задать пространство в котором молодежь видит различные трассы профессионального движения и роль локальных инициатив в большом «общем деле». Уровни формирования идентичности: 1. Базовый уровень Бытовые ценности Информация, не ценности Несформированность культурных норм профессионального выбора 2. Профессиональный уровень Ценность профессионального мастерства и самореализации Ведущее значение участия в прорывных технологических разработках 3. Профессионально- страховое самоопределение Необходимость профессиональной реализации в стране Ценность создания схем реализации прорывных технологий в России Важность малой родины или большой страны

Анкетирование до конференции Анкетирование после конференции I. Наличие знания о пространствах самоопределения Хороших инженерных школ в России сейчас нет, а школы прошлого знать незачем. Надо ориентироваться на зарубежные школы по типу Фабрика дель Футуро. Проекты развития типа ТЕПР важны для страны, хотел бы в такого типа проектах участвовать, если будет возможность. II. Наличие проектного опыта Активно участвую в проекте МАМИ «Экструдер для 3D- принтера». Наиболее интересен проект А. Чераччи, аналогичный тому, в котором я участвую. Хотелось бы продолжить далее работу с ним, но сейчас мы не готовы – слишком мало продвинулись. Также интересен проект ТЕПР. III. Тип самоопределения Главное для меня – стать профессионалом; где жить и работать – неважно Среди перечисленных типов инженерных организаций самое интересное - это тип малой инновационной компании, входящей в состав крупной корпорации. К 50 годам хотел бы стать руководителем отдела в крупной компании, имея в подчинении небольшую, но опытную и проверенную команду. Хотел бы жить в России, хотя место жительства не принципиально, важно получить лучший опыт. В случае приглашения в большую международную компанию на интересную работу готов жить и за рубежом. Вывод: произошло расширение пространства самоопределения, знакомство с различными траекториями работы в инженерном мире. Примеры студенческих анкет : базовый уровень

Анкетирование до конференции Анкетирование после конференции I. Наличие знания о пространствах самоопределения Возможность трудоустроиться инженером в России есть. В современной России очень остро встает вопрос о необходимости импортозамещения, поэтому нужны инженеры. Ведущей инженерной школой СССР было КБ Королева. Также важны железнодорожные школы и школы печного дела. В России важно заниматься горным делом, металлообработкой, робототехникой, механотроникой. Хотел бы освоить литье и высокоэффективные методы обработки. Развивать нужно железнодорожную индустрию, особенно технологии сплава ж/д рельсов. II. Наличие проектного опыта Проект: создание инструмента сложного профиля. Смысл проекта: приобретение многомерного опыта. Хотел бы включиться в проекты Рус Гидро (указаны в выступлении Гавриловой О.В.), связанные с эксплуатацией энергосетей, а также проекты, связанные с созданием новых материалов (указаны в выступлении Андреа Черрачи, компания CECOM, и Массимилиано Барлетта, университет Тор Вергата, Рим). III. Тип самоопределения Люблю профессию инженера и не мыслю своей профессиональной самореализации вне Родины Хотел бы жить в России. Найти хотел бы работодателя или проектную команду с интересным проектом – рядом с местом проживания (п. Красково Московской обл.) К 50 годам хотел бы создать собственное предприятие или создать сеть собственных предприятий. Вывод: произошло расширение пространства для самоопределения за счет информации, представленной участниками, началась осознание связи с малой родиной Примеры студенческих анкет : продвинутый уровень

«Инженерное дело в России» Университет Машиностроения 14 октября 2015 г.