МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Advertisements

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Управление персоналом = управление человеческими ресурсами.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
С развитием современных педагогических технологий и Интернета открылись новые пути и возможности получения знаний. Последние достижения в области высоких.
«Эффективное внутрикорпоративное взаимодействие» Елена Крамарева «Агентство психологии бизнеса»
Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района.
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Лучшие HR-практики для лучших HR-специалистов Программа обучения и развития на год.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Коучинг и менторинг Цель: в конце занятия слушатели понимают эффективность использования коучинга и менторинга при оказании помощи подопечному в реализации.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
ПЕРВАЯ ВСЕУКРАИНСКАЯ ШКОЛА ПРОДАЖ «ТАРГЕТ» РАЗВИТИЕ! МОТИВАЦИЯ! РЕЗУЛЬТАТ!
Менеджмент и менеджер
Транксрипт:

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Введение Подходов, методов, методик, приемов и стилей консультирования существует чрезвычайно много. Это разнообразие позволяет клиентам с очень необычными проблемами в конечном итоге находить консультанта, который отвечает особенностям их организации и личным чертам.

Метод консультирования Под методом консультирования понимается общая схема (план действий), сформированная на основе обобщенного опыта результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответствующую программу действий.

Методика. Методический инструментарий. Целесообразно ввести понятия методики, методического инструментария (методической базы) консультирования, методологии и технологии консультирования. Методика представляет собой совокупность корректных в методическом отношении директив, указывающих методы, способы и приемы действий и достижения поставленных целей. Методический инструментарий (методическая база) представляет собой совокупность методик, которыми располагает исследователь, в нашем случае - консультационная фирма (консультант).

Методология - рассматривается еще более широко и представляет собой системное, целостное представление о подходах, принципах, методах действия в определенной сфере деятельности человека, например методология науки, обучения, консультирования и проч. Методология консультирования практически воплощается: 1) в интеллектуальной исследовательской- аналитической и проектной деятельности анализа проблем и разработки решений; 2) во взаимодействии с сотрудниками компании- клиента с целью внедрения знаний и разработок.

Технология Под технологией будем понимать совокупность методов, способов, приемов преобразования предмета труда в продукт труда с использованием определенных технических и программных средств, а также определенную последовательность действий (этапов, фаз, операций, переходов), осуществляющих это преобразование (рисунок 5).

Технологии консультирования Технологии существуют в производственной, операционной и интеллектуальной деятельности человека. Они определяются как принятой методологией, так и уровнем развития средств труда, в настоящее время это информационные технологии. Технологии консультирования по большей части являются ноу-хау консалтинговой фирмы или конкретного консультанта. В консультировании широко применяются методы, разработанные в социологии, психологии, статистике, математике и других науках. Эта группа методов (среди них интервью, опросы, тестирования, синтез, прогнозирование, наблюдения, групповая работа, деловые игры, экспертные оценки, мозговая атака, дерево целей, граф проблем и др.) наиболее полно освещена в специальной литературе.

Рис. Структура технологии

Значение классификации методов Следует отметить, что каждый консультант, специализирующийся в конкретной области, имеет свое видение решения проблемы, что говорит о богатстве методического инструментария. Поскольку методы являются основой конкурентных преимуществ консультанта, то они держатся в секрете, но становятся доступными по мере их использования и передачи клиенту в процессе обучения и совместной работы при решении проблемы. Классификация методов консультирования дает возможность осуществить быстрый поиск, выбор и эффективное использование тех методов, которые в наибольшей мере соответствуют характеру проблем организации-клиента, модели консультирования и складывающейся ситуации.

Подходы к классификации методов Один из самых распространенных подходов к классификации - выделение групп методов по этапам консультационного процесса (методы диагностики; методы выработки решений; методы внедрения разработок и рекомендаций). С развитием процессного консультирования стали разрабатываться методы вовлечения клиента в работу над проектом. В связи с этим ниже приведена группировка методов по другим критериям: технические (методы решения содержательной части проблемы) и человеческие (методы создания взаимоотношений, благоприятных для проведения изменений).

Источниками информации для анализа консультантом являются: 1. Записи, отчеты, публикации - это данные, хранимые в форме, пригодной для считывания или преобразования; 2. События и условия - это поддающиеся наблюдению действия и сопутствующие им обстоятельства, в которых возможно зафиксировать и формализовать характерную для них информацию; 3. Память - вся информация, хранящаяся в памяти сотрудников организации-клиента, или тех, кто как-то связан с ней и могут дать информацию, полезную для консультанта (факты, опыт, мнения, убеждения, впечатления, предубеждения, девственные работы по доступным ценам.

Коучинг как модель управленческого консалтинга Коучинг (англ. coaching) - метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека.

Коучинг как модель управленческого консалтинга Другие определения. 1. Коучинг - это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента. 2. Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. 3. Коучинг - это использование индивидуального потенциала человека с целью максимального повышения эффективности его деятельности.

Коучинг как модель управленческого консалтинга С точки зрения концепции управления знаниями организации коучинг - это индивидуальный консалтинг, направленный как на повышение эффективности текущей деятельности человека, так и на его стратегическое развитие на основе совершенствования интеллекта, приобретения и использования новых специфических знаний и умений. Следует отличать коучинг от тренинга и наставничества. Тренинг - это процесс практического научения, получения новых знаний, умений и навыков, который не обязательно направлен на развитие, а может обеспечивать достижение текущих целей, например освоения новой технологии работы. Тренинг можно использовать как инструмент коучинга

Коучинг как модель управленческого консалтинга Наставничество во многом схоже с коучингом, но есть и отличия: - наставник является сотрудником этой же организации, что и его подопечный, а коучер - это внешний специалист; - наставник не является профессиональным консультантом, а коучер является; - наставничество применяется прежде всего для адаптации новых сотрудников, а коучинг - для развития давно работающих сотрудников, имеющих опыт; - наставничество применяется к низшим должностям по иерархии менеджмента, а коучинг - по отношению к ведущим специалистам и руководителям.

Виды коучинга. 1. По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф- коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерным консультированием. Оно включает в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы. Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников. Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

Виды коучинга. 2. По участникам различаются индивидуальный, групповой, корпоративный коучинг. 3. По формату - очный (личный коучинг, фото коучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.

Процесс коучинга. 1. Постановка цели и ее уяснение клиентом. 2. Проверка реальности, приведение целей в соответствие с потребностями, возможностями, потенциалом. 3. Построение программы и детализированного плана коучинга. 4. Выполнение плана с проведением необходимых изменений и получением определенных результатов. 5. Контроль результатов и формирование обратной связи.

Отличие коучинга.. Отличие коучинга от всех видов консультирования заключается в упоре на реализацию потенциала самого клиента, его стремления к совершенствованию и развитию. Это в свою очередь требует непрерывных изменений, что является достаточно сложным. Таким образом коучер должен способствовать изменениям своего клиента, и здесь он выступает как фасилитатор - специалист, облегчающий этот зачастую болезненный процесс.

Цикл изменений человека многими зарубежными авторами представляется в виде, показанном на рисунке 6.

Цикл изменения человека Как видим, изменения связаны с отрицательными эмоциональными реакциями и состояниями человека, которые необходимо преодолевать. В связи с этим большое значение имеют внешние (исходящие от коучера) стимулы и внутренние (принадлежащие самому человеку) мотивы. Такие мотивы, как любознательность, интерес к новому, целеустремленность, стремление стать лучше или даже лучшим, а также умение получать радость и удовольствие от достигнутых результатов, окрашивают процесс индивидуальных изменений в положительные эмоциональные цвета. В условиях экономики знаний на первое место выходит интеллектуальный коучинг, который делает упор на интеллектуальное развитие человека с формированием индивидуального интеллектуального капитала.

Интеллектуальный коучинг В основе интеллектуального коучинга находится рефлексия, т. е. умение человека взглянуть на себя со стороны, отследить и подвергнуть анализу свое мировоззрение, социально-психологическое состояние, поступки, поведение в целом. Интеллектуальный коучинг является в большей степени самокоучингом. Задача консультанта - "пробудить" клиента, сделать его более осознанным, дать необходимые технологии и инструменты личностного саморазвития. Интеллектуальный коучинг может быть и групповым, что обеспечивает эффект синергии, но при этом необходим тщательный подбор группы, постепенное вхождение в совместную работу, в тренинги.

2 вида интеллектуального коучинга 1. Профессиональный - направленный на развитие интеллекта в той профессиональной деятельности, в которой специализируется клиент. Например, в профессиональной деятельности менеджера по продажам прежде всего необходим высокий уровень вербального, социального, эмоционального интеллекта, а бухгалтера - наглядно-образного, практического и логического интеллекта, цифровых интеллектуальных способностей. В некоторых случаях руководителю и специалисту требуется сочетание профессиональных знаний, умений и навыков и, следовательно, проявлений интеллекта. Например, ведущий специалист в области бухучета должен обладать также дивергентным и стратегическим мышлением. 2. Светский - направленный на развитие интеллектуальных способностей, необходимых в светской жизни, что позволяет значительно обогатить жизнь человека, сделать ее разнообразной, насыщенной, интересной.

Это интересно - коучинг в России. Россия участвует в Международной федерации коучей (МФК) - профессиональной ассоциации персональных и бизнес-коучей, цель которой - поддержание стандартов качества коучинга в мировом сообществе. МФК: - помогает людям находить коучей, наиболее подходящих для их потребностей; - поддерживает и способствует развитию коучинга как профессии; - проводит программы поддержания и развития профессиональных стандартов коучинга; - осуществляет программу аккредитации для коучей, устанавливающую их соответствие международным стандартам; - проводит ежегодную международную конференцию и другие образовательные мероприятия для коучей.

Коучер коучер - это высококвалифицированный консультант, который должен обладать следующими способностями и умениями: 1. Умение проводить исследования, осуществлять анализ и синтез, использовать индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение. Умение видеть реальное положение дел, строить модель сложившейся ситуации. 2. Управление собственными эмоциями, способность к пониманию эмоционального состояния клиента, его регулирование. 3. Креативные способности, комбинаторное, дивергентное мышление. 4. Коммуникативные способности, умение убеждать клиента, влиять на него, управлять конфликтами, социальным поведением.

Коучер 5. Волевые качества, целеустремленность, стрессоустойчивость, большая работоспособность. 6. Владение современными социально- психологическими, информационными технологиями, подходами и методами современного менеджмента. Способность осваивать знания в смежных областях. Стремление к непрерывному обучению. 7. Умение самому делать то, чему коучер учит клиента, т. е. постоянно совершенствоваться, развиваться, проводить личностные изменения.