Становление и развитие отечественной социологии конфликта Куликовский Артем П-13.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Advertisements

1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
«Социально-значимые управленческие инновации и их влияние на деятельность предприятий» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Социально-значимые управленческие.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НЕЯЗЫКОВОЙ.
Презентация Тема: Взаимоотношения профессорско- преподавательского состава и студентов. Профессиональные и психологические вопросы.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Цель лекции: Познакомиться с важным разделом политической науки – сравнительной политологии. Показать значимость сравнительных исследований в отношении.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Активизация самостоятельной работы студентов при изучении специациальных и факультативных дисциплин. Исполнитель: Щербаков И.А. Научный руководитель: д.п.н.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Классификация конфликтов 1.Общая типология конфликтов 2.Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Подготовила ст. преп. кафедры философии и политологии Зинчина А.Б.
Диссертация на соискание степени магистра экономических наук Соискатель – Кузько Наталья Олеговна Научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Н АПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: студентка гр. МПМ-13 Станева Н.Г. Проверила: доктор, ст. преподаватель.
Транксрипт:

Становление и развитие отечественной социологии конфликтта Куликовский Артем П-13

Содержание Что такое конфликтт? Кофликтология как наука Предпосылки возникновения конфликттологии ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ Предмет и Объект Ученые Список литературы

Конфликт Наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликттологии.конфликттологии

Кофликтология как наука Как научная дисциплина конфликттология начала формироваться в 1960 е гг. за рубежом и в 1990 е гг. в России. Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы. Выделяют три направления конфликттологии как научной дисциплины. 1. Развитие теории, методологии и исследований конфликттологии. 2. Формирование конфликттеологических знаний в сфере образования. 3. Внедрение прикладного значения конфликттологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликттов в обществе. Первое направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликттеологических знаний, в том числе в смежных для конфликттологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликттологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и обще прикладного значения.

Данные эмпирических исследований должны систематизироваться и превращаться со временем в теоретические знания конфликттологии. В рамках первого направления стоит задача по проведению научных и научно- практических конференций, симпозиумов и круглых столов по вопросам теории и методов конфликттологии. Переводы и публикации работ зарубежных теоретиков конфликттологии, организация контактов с международными научными центрами конфликттологии, а также создание Института конфликттологии в России – задачи в рамках первого направления дисциплины «Конфликтология». В сфере образования задачами конфликттологии является введение учебных курсов в программы общеобразовательных и высших учебных заведений, открытие специальностей в вузах по конфликттологии, внедрение конфликттеологических знаний в систему повышения квалификации специалистов. Расширение изданий учебной литературы по конфликттологии, обеспечение возможности публикации отечественных конфликттологов. Третье направление конфликттологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликттологии. Они должны быть направлены на разработку методов оценки современных конфликттных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликттов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликттов. Работа подобных центров предполагает широкий спектр способов профилактики конфликттов в различных сферах и областях жизни общества. Анализ практической работы таких групп позволит систематизировать методы исследований конфликттологии и сформировать универсальные междисциплинарные знания о конфликттах.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ Факторы, повлиявшие на возникновение конфликттологии: – глобализация общества и мира в целом; – усложнение жизни и отношений; – возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений; – напряженность и повышение уровня стресса. Первые три фактора относятся к объективным угрозам равновесия и согласия в обществе, напряженность – это субъективные угрозы. В XX в.произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликттов. Возникла потребность в технологии разрешения конфликттов. Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере конфликтта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический фундамент для новой науки, поэтому возникновение конфликттологии стало возможным. Пересечение двух векторов послужило основанием для появления новой науки: – социальноисторическая потребность в новых процедурах разрешения конфликттов; – достаточный для этого объем научных знаний. Преобладало три основных взгляда на необходимость возникновения конфликттологии: – конфликттология должна быть отдельной самостоятельной наукой; – конфликттология должна стать междисциплинарной и развиваться как направление в рамках других существующих наук; – наука «конфликттология» не должна быть отдельной наукой, так как не представляет значимости для общества.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ Господствовавшие в СССР парадигмы бесконфликттности и общества согласия мешали развитию конфликттеологических исследований. Зарубежные исследования второй половиныXX в. оказывали определенное влияние на отечественных ученых, но развернуть серьезные масштабные исследования в этой области не представлялось возможным, несмотря на то что социальная ситуация была достаточно конфликттной. Острые конфликтты существовали в экономической, политической и социальнобытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликтты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения (конфликтты в Северной Осетии, Чечне, Приднестровье ). Поэтому в 1980 – начал е 1990 х гг. дефицит конфликт теологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликттов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликттов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся за последнее десятилетие конфликттов.

Интерес исследователей преобладает в сфере межнационального и военного конфликтта (А. Касюк, В. Дубров). Проводятся исследования по конфликттам на Ближнем Востоке, этническим и межнациональным противоречиям на территориях бывшего СССР. На начало 1990 х гг. приходится максимальное число публикаций, отражающих специфику конфликттов в современном обществе. Потребность в урегулировании конфликттов вынуждает власть помогать ученым в теоретических и практических разработках парадигмы конфликтта. Поэтому в Москве, Санкт Петербурге, Новосибирске, Белгороде и других городах открываются специальные центры. Их работа заключается в развитии посреднической деятельности в конфликттных ситуациях, в разработке возможных вариантов разрешения и предупреждения конфликттов. В высших учебных заведениях открываются специальности по конфликттологии, данная учебная дисциплина вводится во многих других специальностях. Во второй половине 1990 х гг. исследователей интересует анализ международных конфликттов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман),выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликтта. В это же время А.Анцупов и А. Шипилов (признанные ведущими конфликттологами в России ) издают учебные материалы по конфликттологии, в которых систематизированы материалы многих отечественных и зарубежных исследователей конфликтта. В психологических исследованиях конфликтта значимы труды Е. Дубовской, Р. Кричевского, А.Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева – исследователей социальных аспектов конфликттов в обществе.

Предмет и Объект Объектом социологии конфликтта выступает социальный конфликтт как особая форма социального взаимодействия социальных субъектов. Предмет исследований социологии конфликтта это закономерности возникновения, развития и разрешения социальных конфликттов, возникающих в системе социального взаимодействия субъектов, а также основные элементы управления конфликттами.

Становление и Развитие Опасное нарастание количества и интенсивности столкновений и противоборств, наблюдаемое во всех основных сферах жизнедеятельности российского общества по мере преобразования из тоталитарного состояния в демократическое, вызвано не только самим по себе переходным содержанием современных общественных процессов, согласно общему правилу обостряющим социальную конфликттность, но и целым рядом объективных и субъективных конфликттогенных факторов, отличающих происходящие изменения. Усилению социальной конфликттности в переходный период способствуют и обнаружившиеся специфические личностные качества, в массовом масштабе сложившиеся у населения за тоталитарные десятилетия: смазанность, недифференцированность и рациональная непроявленность собственных интересов, упрощенность внутреннего духовного мира и ограниченность культурного уровня, а также широко распространившиеся сегодня взаимная нетерпимость и недоброжелательность.

В этих условиях явственно сказывается отсутствие развитой конфликттологической теории, которая помогала бы и облегчала общественному сознанию и общественной практике выработку и освоение действенных средств и способов адекватного осмысления любой конфликттной обстановки, эффективного наблюдения за нею,профилактики или разрешения посредством применения соответствующей "социальной терапии« Этот существенный пробел в социальном познании требует своего энергичного преодоления. Разработка конфликттологической проблематики - прежде всего постижение природы и функций социальных конфликттов, особенностей их детерминации, раскрытие механизмов и методов предупреждения - приобретает большую актуальность и значимость.

Весь комплекс изучаемых в настоящее время отечественными исследователями конфликттеологических проблем можно подразделить на три взаимосвязанных, но относительно самостоятельных блока и рассматривать состояние их разработанности и связанные с этим перспективы в каждом из них по отдельности. Это: - анализ методологических и общетеоретических вопросов, состоящий в обосновании принципиальных подходов к конфликттным процессам и в подготовке соответствующего понятийного аппарата; - формирование концептуальных воззрений, играющее, по сути дела, роль "программного обеспечения" в правильном понимании, надежном отслеживании и точной оценке реальной конфликттной ситуации; - разработка организационно-методической и технологической тематик, позволяющая практически применять конфликттологическую теорию.

Ученые Исследованию социального конфликтта в рамках общей конфликттологии были посвящены труды А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Е.М. Бабосова, И.Е. Ворожейкина, А.Я. Кибанова, Д.К. Захарова, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, Ю.Г. Запрудско- го, Д.П. Зеркина, Т.Н. Кильмашкиной, Г.И. Козырева, А.Н. Олей- ника, С.В. Соколова, Э.А.Уткина С 1992 по 2006 г. включительно защищено 105 диссертаций, из них 8 на соискание степени доктора социологических наук. Харак- терно, что 70% диссертаций решают проблемы управленческого характера, регулирования и разрешения возникающих коллизий в различных сферах социального взаимодействия, 2/3 диссертаций социологов защищены по специальности Социология управления. Это подтверждает тот факт, что сегодня преобладающее число научных трудов социологов носит практически-прикладной характер.

определение социального конфликтта как социологической категории, изучение источников его возникновения, поиск основ классификации осуществляли З.Т. Голенкова, И.К. Джелилова, В.А. Сухарев, А.В. Дмитриев, А.К. Зайцев, С.А. Митрохина, Э.Р. Та- гиров, Л.С. Тронова, С.В. Пронин, А.П. Давыдов, Л.С. Рубан, В.О. Ру- кавишников 7. Разработкой теоретических основ социологии кон- фликта в рамках социологии, обоснованием основных принципов ее методологии и методов социологического исследования занимались А.И. Желтухин, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лео- нов, С.Л. Прошанов, Е.И. Степанов, С.Ф. Фролов 8; исследование проблем разрешения и управления социальными конфликттами, поиск конструктивных технологий урегулирования, методов разрешения путем переговоров и посредничества содер- жатся в работах Е.М. Акимкина, Н.М. Котова, В.И. Андреева, Ф.М. Бородкина, Н.Н. Васильева, И.Я. Герасименко, И.Б. Гопта- ревой, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанского, О.А. Ми- трошенкова, Ю.П. Пономарева, Е.И. Степанова, Т.С. Сулимовой, А.Н. Чумикова

рассмотрение наиболее актуальных проблем в социологии конфликтта: межнациональных, этнических конфликттов, их преду- преждения и регулирования (Н.Р. Маликова, Г.Т. Галиев, Л.С. Ру- бан, В.А. Михайлов); трудовых и экономических конфликттов (Е.В. Александрова, В.Н. Шаленко); социально-политических конфликттов (А.В. Глухова, М.М. Лебедева, Г.И. Козырев, В.Ф. Нэх, Л.Н. Тимофеева, Д.М. Фельдман); конфликттов в педагогическом процессе (В.И. Журавлев); конфликттов в молодежной среде (Т.В. Черкасова); конфликттов в сфере межличностных взаимо- действий и отношений (Н.В. Гришина).

Список литературы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Викторов А.Ш. Русская культура: основные тенденции современного развития. М., Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М., Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 6. Социальные деформации. М., Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., Кузнецов В.Н. Социология идеологии. М., Мировые процессы, политические конфликтты и безопасность / Ответ ред. Л.И. Никовская. М., Прошанов С.Л. Социология конфликтта в России: история, теория, со- временность. М., Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Моск- вичев. М., 2005