Пров.: проф., к. п. н. Золотарева Л. Р. Вып.: гр. Диз -12-2 Описание известных памятников модерна в Казахстане с деталями формообразования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Архитектура Новониколаевска Новосибирск 2008 Н Г П Л.
Advertisements

художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма.
Симметрия в архитектуре Классицизм Барокко Готика Модерн.
XV-XVI вв. XVII в. Prezentacii.com. В этот период большое внимание уделялось искусству, особенно архитектуре. В XV-XVI вв. заложились основы архитектуры.
Теремной дворец. Теремно́й дворе́ц памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в годах по приказу.
Творческая работа Ксении Климаковой.10 В.лицей 8.
Памятники архитектуры Калужской области. Подготовила Одинцова Анастасия 5 Б класс МКОУ СОШ 2 Им. И.С.Унковского.
Петербург Растрелли Подготовила Мещерякова Анастасия Ученица 11 «а» класса.
Модерн Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл,
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества.
Архитектура второй половины 19 века. В архитектуре второй половины 19 века окончательно изжил себя классицизм. С развитием капитализма в градостроительстве.
Уникальный дворцово-парковый ансамбль, построенный в лучших традициях классицизма XVIII в., – родовая вотчина графов Воронцовых, располагается в Петушинском.
План конспекта для учащихся: - Что послужило развитию города? - Почему и когда началось каменное строительство? - Какие стили и для какого времени характерны?
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА Романский стиль Прокофьева Мария Семенова Алёна.
Промышленные предприятия брянского края сделал: Жемердей Сергей 11 В МБОУ-СОШ 9 г.клинцы.
Учитель Почетухина Е.А.. СИММЕТРИЯ – это свойство геометрических фигур. Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой) по.
Сколько лет русской избе?. Цель работы: Узнать, сколько лет существует русская изба.
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Семинар для педагогов Департамент образования и науки Костромской области Государственное дошкольное образовательное учреждение Костромской области Центр.
Вы даже не представляете себе как часто математика встречается в архитектуре различных сооружений.
Транксрипт:

Пров.: проф., к. п. н. Золотарева Л. Р. Вып.: гр. Диз Описание известных памятников модерна в Казахстане с деталями формообразования

« Модернизированная классика » Новизна модерна сразу же оказалась несомненной. Он принес не только свои излюбленные мотивы, которые вполне могли затеряться среди прежних, но и небывалые ритмы, беспокоящие глаз и привлекающие внимание. Первое направление. Эти сооружения выполнены в духе « модернизированной » классики ( т. е. неоклассицизм с отдельными элементами модерна ): дом купца Янгуразова, построенный в конце XIX века в Петропавловске. Здесь видны характерные признаки модерна.

Дом купцов Янгуразовых («ДОМ НЕВЕСТЫ»)

Горожане наверняка знают это старинное здание, которое находится на пересечении улиц Ульянова и Горького, затейливой архитектуры, с огромными полукруглыми окнами. Неподалеку расположено еще одно старинное здание, где долгое время располагалась детско-юношеская спортивная школа. Здесь в конце прошлого века купцом 1-й гильдии Валитом Янгуразовым была построена мечеть с минаретом. Имелись и кирпичные надворные постройки, в том числе и кирпичное здание мектеп-медресе, ныне снесенное. В начале XX века Валит умер, захоронен на старом мусульманском кладбище (за парком). Был у Валита Янгуразова и деревянный дом, на месте которого его сын Халит с помощью подрядчика построил двухэтажный красавец особняк, который до сих пор обращает внимание горожан. Об этом доме ходят целые легенды.

Легенда. Однажды Янгуразов по своим торговым делам поехал в Петербург, влюбился там в столичную красавицу и предложил ей свою руку и сердце. Она согласилась стать женой, но поставила условие: пусть построит в своей степи точно такой же дом, в каком она живет в столице. Купец был согласен на все. Выполнил свое обещание и для строительства пригласил итальянского мастера. Его избранница переехала из Петербурга в Петропавловск, но свадьба не состоялась. За три дня до свадьбы купец скончался, а дом, построенный им, был назван «Домом невесты». Впрочем, у этой истории два разных продолжения. Первое купец, построив хоромы, разорился, и супруги жили в бедности, второй жили богато, долго и счастливо.

Дом купцов Янгуразовых («ДОМ НЕВЕСТЫ») Дом двухэтажный, с каменной пристройкой. Архитектура здания интересна и своеобразна. В ней прослеживаются элементы позднего барокко и модерна. Особую строгость зданию придает симметричность композиции главного фасада. По краям дома два выступа своеобразные колонны с аркой, двумя куполами и возвышающимся шпилем в центре. Окна круглые и вместе с отделкой по краям и балкончиком внизу изображают восходящее солнце. Внутри на втором этаже резные двери (под красное дерево), расписные разноцветные потолки.

Дом купцов Янгуразовых («ДОМ НЕВЕСТЫ») Самая большая достопримечательность - два камина в боковых комнатах. В первые годы советской власти усадьба Янгуразовых была передана под административное здание Петропавловского Совдепа. В 20-е годы здесь размещается штаб частей особого назначения (ЧОН), в составе которого работал писатель Сабит Муканов. В 60-е годы в здании располагались обл финотдел, затем Госстрах.

Дом купцов Янгуразовых («ДОМ НЕВЕСТЫ»)

Вып. Ст. гр. Диз Казбаева Т. Ю.

Здание краеведческого музея. Бывший особняк купца В. М. Кубрина. В разные годы его занимали многие организации и учреждения, в том числе НКВД и милиция. Построен в 1905–1907 годах. Комплекс зданий каменной архитектуры Акмолинска, построенный купеческой династией Кубриных, которые были одними из самых богатых и известных в уезде. Торговый дом, особняк, переход и флигель строились почти одновременно одними и теми же мастерами.

Особняк купца В. Кубрина (1909 год.) Бывшая усадьба купца В. Кубрина – это комплекс, в который входил жилой дом - особняк, флигель с подвалом и подземным переходом, конюшни, каретный двор, каменный амбар и торговый ряд ( сейчас это магазин « Астана »), составляющие единый ансамбль. Позднее магазин отделился дорогой ( улица Букейхана ). Особняк с торговым помещением соединялся подземным переходом, ныне он заложен. Во дворе усадьбы был разбит сад в английском стиле. Некоторые деревья в саду, посаженные самим купцом, растут и по сей день, как и посаженный жителями города во главе с местным аптекарем Путиловым черный тополь в городском парке, сохранившийся до сих пор. Особняк построен по проекту московского архитектора. По документам страхового общества « Россия » в 1913 году усадьба Василия Кубрина была оценена в 40 тыс. рублей, что в ценах того года на Константиновской ярмарке в Акмолинске равнялось стоимости табуна лошадей из 700 голов ( рис. 1, 2).

Усадьба по архитектуре и благоустройству выделялась среди других купеческих построек. Особняк расположен на пересечении двух главных магистралей старого Акмолинска. Здание в плане представляет собой правильный четырёхугольник и диагональную ось симметрии. Фасады симметричны, центральная часть здания доминирует и сориентирована на перекресток. Угол центральной части усечен и декорирован балконом с узорной решёткой и куполом из кровельного железа, в нем расположен ризалит с балконом, украшенным узорной кованой решеткой. Ризалит венчает четырёхгранный купол из кровельного железа. Цокольная часть отделана крупным рустом. Архитектурное оформление фасадов выполнено в стиле модерн. Чердак украшен двумя башнями из кирпича и четырьмя с « луковицей » на вершине. Пилястры придают зданию оригинальность и членят плоскость фасада по вертикали. Декоративные пояса являются естественной границей между этажами. Симметричное целое подчинено центральной оси, которая уравновешивает в двухмерной плоскости фасада относительно самой себя правое и левое, верх и низ. В равной мере акцентирован каждый элемент композиции – цоколь, главная и венчающая части. Первый этаж с горизонтальной рустовкой трактован как цокольный. Сдержанность фасада не нарушают удлинённые окна второго этажа с сандриками в виде фронтонов. Цокольная часть, аттики и купол придают законченность и своеобразную гармонию зданию. Материал – кирпич, оштукатуренный и побеленный. Здание выкрашено в белый цвет. Оконные проёмы, подчёркнутые горизонтали карнизов и кладки напоминают элементы позднего классицизма первой трети Х I Х века. В разработке внешнего облика здания - особняка использованы формы итальянского Ренессанса ( наличники окон, рустовка ), модерна ( ограждение балкона и венчающей части купола ) и элементы позднего классицизма.

Рис. 1, 2. Особняк купца В. Кубрина ( фото из архива и фото 2006 г.)

После революции купеческое имущество было национализировано. В особняке сначала размещались рабоче - крестьянский клуб, библиотека, затем городской уездный исполком. В октябре 1920 г. его официально переименовали в « Первый Дом советов ». Кубринская усадьба пережила все перипетии XX века : на определенных исторических этапах здесь находились городские, уездные и районные учреждения ОГПУ, НКВД и милиции. Тридцатые годы « отпечатались » в застенках подвала флигеля бывшего дома опальных купцов. Чуть позже, в « оттепель », тут поселились гороно и Дом пионеров, а в середине 60- х комплекс зданий передали под историко - краеведческий музей. В 1999 году музей со всех сторон освобождён от многолетнего про слоения культурного строя земли, высотой 1,5 м и шириной около 2 м. Внутри и на фасадах провели полную реставрацию сооружения. С 2003 года – посольство Украины. Усадьба – архитектурно - строительное наследие города.

Флигель является неотъемлемой частью усадьбы и относится к постройке, выполненной в стиле Модерн. Представляет собой одноэтажное кирпичное здание. Флигель, не оспаривая значительность основного здания, трактован спокойней и скромней. В высокие прямоугольные окна выделены лепными наличниками. Между окнами расположены пилястры. Фасад здания заканчивается профильным карнизом. Имитация руста над окнами флигеля, удлинённость окон и вертикальные тяги наличников основного здания свидетельствуют о правомерности идеи единого замысла объектов. При некотором различии элементов здания объединяет выдерживаемая субординация частей. Архитектурное оформление фасадов особняка купца В. М. Кубрина и флигель выполнено в стиле модерн. Торговый дом купца В. Кубрина (1905–1907 гг.), магазин « Радуга » до 2002 г., ныне магазин « Астана », ул. Кенесары, 105. Здание первоначально соединялось подземным переходом с особняком В. М. Кубрина, ныне он заложен, учитывая небезопасность проложения дороги по ул. Букейхана ( Сакко и Ванцетти ) над подземным переходом. Там, где филиал музея, ранее был устроен английский сад. Торговый дом, особняк, переход и флигель строились почти одновременно одними и теми же мастерами. Здание торгового дома « Астана » – детище сына Константина Кубрина – Матвея. М. Кубрин вел торговлю в Акмолинске с 70- х гг. прошлого века. Большая семья и бытовые заботы не помешали ему, обладавшему великолепной предпринимательской интуицией, с успехом заниматься коммерцией и учредить собственный торговый дом « Матвей Кубрин с сыновьями и К ».

Его магазины были также открыты в Атбасаре и Кокчетаве. Он неоднократно избирался в городскую думу и прослыл щедрым меценатом – покровителем акмолинского трехклассного училища. Тем не менее амбиции купца оказались больше масштабов торгового городка. Со временем М. К. Кубрин перебрался в Москву и открыл на Шереметьевском подворье представительство своей фирмы. В Акмолинске же делами товарищества стал распоряжаться старший сын Матвея – Василий. Он продолжил семейные традиции, преуспев в коммерческой деятельности и сыграв большую роль в общественной и культурной жизни города ( рис. 3, 4). Рис. 3, 4. Торговые ряды, ныне магазин « Астана » ( фото из архива и фото 2006 г.)

Торговый дом представляет собой одноэтажное кирпичное здание с высокой цокольной частью. В плане торговый дом имеет вытянутую форму, крылья фасадов размещены по ул. Букейхана и ул. Кенесары. Торговый дом имеет угловой вход в центральной части здания. Он выделен четырехскатным куполообразным покрытием по принципу сомкнутого свода и трактуется как главный осевой акцент, симметричный композиции здания. Угловое решение плана здания объясняется его размещением на углу квартала. Крылья здания, размещенные вдоль улиц, имеют дополнительные входы с декоративными аттиками, которые закомпонованы в органической связи с общим размещением парапета. Лопатки с валютообразными капителями устроены между оконными проемами с лучковыми завершениями. Профилированный карниз, парапетные столбики и аттики создают своеобразный образ торгового дома. Указанные выше приемы – дань традициям классического стиля в архитектуре. Однако трактовка деталей здания в целом характерна для стиля модерн. Это видно по наличию следующих признаков – традиционные лопатки между оконными проемами имеют валютообразные консоли с вертикальными прорезами, упрощенный карниз ( по сравнению с классическим ), фигурные столбики с овальным очертанием и вертикальными прорезями. Овальное очертание перемычек оконных проемов в отличие от полукружий классического стиля. В нижней части здания под уровнем окон размещены квадратные выступы – распространенный декоративный прием, характерный для торговых залов и ряда других зданий, распространенных в России еще с Х VI века.

К концу Х I Х века территория поселения будущего города Акмолы стала активно расширяться, развивалась торговля, промышленность. Состоятельные купцы развивали свои ремёсла, застраивали улицы города особняками и предприятиями торговли, производства и ремесленные мастерские, процветали. В связи с ростом города и развитием торговли с увеличением количества купцов и купеческих гильдий у богатых людей города появилась потребность в банке. Город Акмолинск был транзитным пунктом на территории центрального Казахстана и Сибири, который связывал Азию и Европу, и именно здесь, по этой территории, ранее проходил « Великий Шелковый путь » с востока на запад. У богатых горожан появилась потребность в банке, городской управе, земской больнице, почтовом отделении, лабазах, постоялых дворах и т. д. В 1850 году решением городской думы был учрежден Сибирский Торговый банк. Строился он на средства богатых купцов – братьев П. В. и Д. В. Егоровых, а 1874 году была построена земская больница.

Земская больница (1874 года ) расположенная по ул. Джангельдина, 40, была основана по заказу купца С. Кубрина. Он построил ее для своего племянника – врача, получившего образование в г. Москве. Больница была рассчитана на двадцать пять мест. Сооружение строилось 12 лет. Для постройки использовался красный кирпич, который на быках привозили из г. Атбасара Акмолинской губернии. По рассказам старожилов, дата постройки – 1874 год. В плане этот объект ( без современной постройки ) состоит из трёх прямоугольных строений ; два из них являются основными, а одно служит связующим. Все четыре фасада отличны друг от друга. Но главный – парадный, с богатой кирпичной отделкой, кирпичной кладкой – это северо - восточный фасад. Особенно красива кладка карниза главного фасада. В строительстве объекта был применен кирпич, отличающийся размерами от стандартного кирпича (120×250×65, 130×270×70). В состав раствора кладки входил белок, являющийся органическим вяжущим средством, раствор сохранился до наших дней и отличается высокой прочностью. Особенностью здания являются несущие стены толщиной в один метр. Толщина стен, прочный раствор, красивая кладка говорят, что объект пригоден к эксплуатации и в последующие годы.

С 1934 года здание использовалось в качестве родильного дома, затем долгое время в нём располагался онкологический диспансер. За время существования здания как онкодиспансера вокруг него были построены многочисленные помещения различных назначений медицинского профиля, которые искажают первоначальный облик здания и отличаются небрежной кладкой и невысоким качеством кирпича. Карнизы лишены некоторых декоративно - орнаментальных элементов, упрощены оконные проемы. В интерьерах здания характерны арочные проходы в коридорах. Памятник является одним из красивейших зданий города. Его архитектура отражает смешение стилей, что было характерно для того периода строительства. Здание является памятником архитектуры местного значения и представляет архитектурно - художественную ценность.

По общему архитектурному стилю и архитектурным деталям в архитектуре усадьбы купца В. Кубрина можно определить петербургскую школу. Архитектурный стиль здания особняка наиболее близок к творческому почерку выдающегося петербургского архитектора А. Н. Гогена. В целом архитектурный комплекс является рядовой застройкой в стиле типичной архитектурной тенденции начала века в городах Центральной России и даёт возможность проследить трансформацию архитектуры. Здание земской больницы является памятником архитектуры местного значения и представляет архитектурно - художественную ценность. Детальное обследование вышеперечисленных объектов архитектуры определяет характерные приемы внутри этапного формообразования и облик города первой половины ХХ века.

Изучение архитектурного наследия региона, наиболее характерных прогрессивных тенденций традиционного зодчества, генезиса архитектурных форм под влиянием ведущих архитектурных школ России конца XIX – начала ХХ века, исторических этапов развития зодчества городов Казахстана, в частности города Астаны, формирует новые возможности формирования современной архитектуры и перспективы развития в будущем. Возможность интерпретировать художественные традиции прошлого в современных объектах архитектуры. Архитектурное наследие национального зодчества представляет собой богатейший источник познания культуры народов СНГ и является основой для дальнейшего его развития.

Дом купца Зайцева в Павлодаре Дом купца Зайцева - это одна из основных достопримечательностей Павлодара, памятник деревянного зодчества, который был построен в 1897 году по проекту архитектора Батова: эркер, насыщенный декоративными деталями, кованные ажурные решетки. Это сооружение выполнено в духе «модернизированной» классики (т.е. неоклассицизм с отдельными элементами модерна), основным материалом которого является дерево.

Проект по заказу купца Николая Пяткова. Он был владельцем пивного завода, а также городским головой Павлодара. Этот деревянный большой дом – исторический памятник, декор которого удивляет своими кружевными узорами на стенах, ставнях и дверях, установленными металлическими парапетами на крыше. Резьбу по дереву вели по эскизам архитектора Батова павлодарские и славгородские мастеровые Косарев, Чечеткин и другие. Привлекает особое внимание веранда округлой формы, выступающая из центра дома. В 1898 году дом приобрел купец Зайцев. С 1992 года в здании этого дома находится музей литературы и искусства имени Бухар Жырау.

Большой, деревянный дом весь украшен искусно вырезанными узорами. Словно легкое кружево, сплетенное мастерицей, вычурно покрыты узорами стены, ставни и двери дома. Еще одной особенностью дома является круглая веранда - флигель, выступающий из центра здания. По рассказам старожилов, эта веранда была построена по специальному заказу для тяжело больной дочери купца Пяткова.

« Модерн, обращенный к средневековому искусству » Второе направление проявлялось в зданиях в стиле модерн, обращенном к традициям средневекового искусства ( в основном западноевропейского ): бывший кинотеатр « Эхо » ( затем « Октябрь », 1909 – 1911 гг. в Усть - Каменогорске ). Стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались.

Кинотеатр «Эхо» (ныне кинотеатр «Октябрь») гг. В городе Усть- Каменогорске было построено здание кинотеатра «Эхо» (ныне кинотеатр «Октябрь»).

В сердце старого города, по улице героя-революционера Кирова, располагается кинотеатр ЭХО в Усть-Каменогорске. Именно с синематографа Эхо в начале прошлого стартовала история кинотеатров в Усть-Каменогорске. Эхо много пережил на своем веку. Здесь была провозглашена советская власть, здесь торговали мебелью, косметикой и пиццей. А теперь - снова Кино. Удобный зал на 189 мест, уютное кафе в холле кинотеатра, салон красоты - здесь есть все для приятного проведения вечера. Здание построено по инициативе Ореста Федоровича Костюрина. По оценкам историков архитектуры это первое здание кинотеатра на территории Казахстана. На экране кинотеатра «Эхо» шли мелодраматические салонные фильмы развлекательного характера с пикантными названиями «Сонька – золотая ручка», «Сашка – семинарист», «За каждую слезу по капле крови», «Цыганка Аза», «Цветы запоздалые», «Ключи счастья». Многие из них снимались с участием популярной в то время актрисы и певицы Веры Холодной. Немые кинофильмы демонстрировались с музыкальным сопровождением на пианино. Но нельзя думать, будто экран немого кино был полностью лишен слов: они присутствовали на каждом сеансе в виде надписей. И хотя читать умели не все, каждый уходил с просмотра очередного фильма с ощущением чуда и праздника, который хотелось бы повторять как можно быстрей и как можно чаще.

В здании кинотеатра «Эхо» в 1918 году размещались Красная Гвардия Усть – Каменогорского Совдепа. Двухэтажное кирпичное здание, крыша двухскатная, западная и восточная стены переходят в ступенчатые фронтоны. С боков крыша упирается в ступенчатую стену, увенчанную пирамидальными башенками с металлическими украшениями. Этот архитектурный образ явно заимствован в архитектуре старинных польских или прибалтийских городов. Основной мотив отделки стены главного фасада – членение его прямоугольниками, а на втором этаже в центре круглыми пилястрами, которые обрамляют декоративный балкон. Крыша украшена по углам и центру фасада башенками, в центре – фронтоном, который венчает острый металлический акротерий. Окна прямоугольные, над дверью балкона люкарна. Рисунок оконных переплетов напоминает легкую ажурную решетку. Боковые фасады плоские. В работе хорошо прослеживаются черты классического стиля модерн. Кинотеатр «Эхо» памятник архитектуры 1911 г.

Вып. ст.гр. Диз Шабанова Таира

Резной терем купца Юзефовича относится к числу уникальных объектов деревянного зодчества, который был построен в 1909 году. Несмотря на то, что зданию уже более 100 лет, выглядит этот «терем-теремок» превосходно. В украшении фасада прослеживаются элементы классического стиля «модерн». Объёмно-планировочная композиция здания состоит из двухэтажного сруба и примыкающего одноэтажного, в плане имеет Т-образную форму. Главный фасад выходит на улицу. Над тамбуром главного фасада расположен шатровый купол, завершающийся шпилем. Фасады украшены декоративными поясками. Оконные проемы обрамлены широкими наличниками сложной формы. Под карнизами фасадов проходит сквозной декоративный орнамент. Фундамент и цоколь выложены из обожженного кирпича. А вот межэтажные перекрытия деревянные. Здание очень украшают кружевные наличники, кружевная вязь по всему периметру. А на заднем дворе, мало кто знает, есть резной балкон, где когда-то отдыхал купец со своей семьей. Сформировавшийся участок здания составляет 4,392 кв.м., огорожен забором с калиткой.

Историческая справка Это здание в 20-х годах ХХ века занимали различные учреждения. В первые годы Советской власти здесь располагался детдом 1. Позже в нем размещалась колония для малолетних преступников. В 1930-х годах лечебные и другие учреждения. В 50-е годы здесь было педучилище. В х годах школа рабочей молодежи 2. В 1985 году здание было отреставрировано и передано музейному объединению. В настоящее время в нем располагается Северо- Казахстанский областной музей изобразительных искусств. Здание являет собой образец исторической планировки провинциального купеческого города, характерной для начала ХХ века, выразившейся в плановой комплексной застройке жилых зданий и является архитектурным наследием города.

Историческая справка Мало что можно рассказать о владельце этого чудесного деревянного теремка. Помимо того, что этот купец также был лесопромышленником и очень любил музыку, о нем нет практически никакой информации. По рассказам местных краеведов, именно благодаря своей любви к музыкальному искусству, этот купец и построил такой дом, напоминающий собой застывшую мелодию. По некоторым сведениям, архитектором-проектировщиком дома Юзефовича был Андрей Павлович Зенков, потомок знаменитых купцов, владеющих кожевенными и салотопенными заводами, выстроившими на собственные средства Васильевскую церковь. Работал он в городе Верном (ныне Алматы) и стал создателем множества не только красивых, но и сейсмоустойчивых зданий. Пока одни краеведы нашего города уверяют, что Андрей Павлович мог быть создателем этого деревянного теремка в нашем городе, вторые категорически против этой затеи, ссылаясь на то, что здесь он никогда не был… Доказать сегодня как одну, так и вторую версию практически невозможно, поэтому каждая из них имеет место быть…

Фасад дома купца Юзефовича

Третье направление модерна в дизайне Казахстана. Памятники : бывшее здание Романовского училища Вып.: ст. гр. Диз Нигматзянова Н.

Здание Романовского училища 1915 год. ( Архит.). Расположено по улице Театральная, 42. Архитектор С. А. Гранильщиков. В 1913 году по разрешению Городской управы, в честь трехсотлетия дома Романовых, было начато строительство городского училища, постройка которого была завершена в 1915 году.

Здание Романовского училища Высокая четкость и ясность плана сочетается с конструктивной логикой. Ясная и простая композиционно - пространственная структура внутреннего убранства здания подчеркнута простыми и строгими интерьерами вестибюля и лестничных маршей. Вестибюль имеет высоту центральной части несколько большую, чем высоты других помещений, и достигает шести метров.

Здание Романовского училища Двухэтажное здание имело домовую церковь, водяное отопление, что было новшеством. Все балки верхнего и нижнего этажей – железобетонные ( это тоже одно из новшеств того времени ), полы в вестибюле, зале и коридоре – бетонные, а в комнатах – деревянные.

Здание Романовского училища. Фасады пышно декорированы, но имеют определенную строгость и ясность. Необычайны полуэллиптические завершения оконных проемов, сложное ритмическое построение фасада, овальные обрамления окон второго этажа, декоративные детали, криволинейные, волнообразные орнаменты и завитки, создающие своеобразный силуэт и выразительность всего здания и элементы парапетной части здания, выполненные в стиле « модерн ».

Здание Романовского училища Живая, своевольная линия господствует в орнаменте здания, придавая некую лаконичность и устойчивость. Текучесть сплетающихся линий, капризные переломы и изгибы завитков, декоративная слитность деталей, ритмичность, - все это придает зданию роскошный и гармоничный силуэт.

Здание Романовского училища. Впрочем, гибкостью линий не исчерпывается арсенал выразительных средств. На фасаде здания мы можем видеть как выступают пилястры как бы возвышаясь создают композиционный центр всего здания. Также мы можем видеть даже жесткие геометрические формы. Однако и в геометрических мотивах чувствуются свойственные модерну черты беспокойного напряжения. Правильные окружности помещаются одна в другую эксцентрично, сбивая привычную симметрию. Нарушается регулярность в сетке треугольников или квадратов, они будто неравномерно, рывками захватывают поверхность

Здание Романовского училища При всем многообразии произвольных орнаментальных форм здания модерн сохраняет это свое основное стилистическое качество : ритмическую экспрессию, напряженность, эмоциональную насыщенность узора. Такой орнамент всегда склонен к экспансии, он растекается, овладевая доступной ему поверхностью. В отличие от классицистического он принципиально антитектоничен, то есть не подчеркивает структурность, не разделяет, а напротив, сливает разнородные части предмета.

Здание Романовского училища Орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения пауз. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную капризно - нервную возбужденность, есть претензия самому вести главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. Многозначительный, он сам переполнен символами – от прорастающего из почвы к небесам многоветвистого Мирового Древа до Вечной Женственности, воплощаемой в томных масках с текучими прядями длинных распущенных волос

« Первые попытки создания национального стиля » Четвертое направление модерна в Казахстане. Башни входной группы вокзала в стиле среднеазиатских минаретов, являлись первыми попытками создания национального стиля, выполненных в так называемом кирпичном стиле : Железнодорожные вокзалы в Уральске (1894 г.) и Кзыл - Орде (1905 г.) и др.

Железнодорожный вокзал Уральска Впервые линия железной дороги была подведена к Уральску в 1894 году. Это была Рязано-Уральская железная дорога. Вокзал с башенками в стиле среднеазиатских минаретов поначалу располагался довольно далеко от города, так что Алексей Николаевич Толстой писал о том, что с вокзала он ехал в город «…через степь, поросшую телеграфными столбами». Долгое время Уральск оставался конечной станцией дороги, соединявшей город с центром России.

Железнодорожный вокзал Уральска 1894 год

Железнодорожный вокзал Уральска являлся архитектурным памятником ХIХ века

Башни входной группы вокзала в стиле среднеазитаских минаретов, являлись первыми попытками создания национального стиля

В связи с увеличением количества пассажиров в е потребовалось строительство нового вокзала, старый памятник архитектуры XIX века был при этом снесён.

Железнодорожный вокзал Кызылорды Первый вокзал в городе Кызылорде был построен еще в 1905 году после сдачи в эксплуатацию железной дороги Оренбург – Ташкент. Тогда этот населенный пункт еще назывался Перовском. И только в 1925-м город переименовали в Кызыл-Орду и перенесли сюда из Оренбурга столицу Казахской Автономной Республики.

Железнодорожный вокзал Кызылорды в 1905 году

Вокзал Кызылорды в наше время

В современной Астане сохранился ряд памятников гражданского зодчества, обладающих ценными архитектурно - художественными качествами. Их изучение, графическая фиксация позволяют включить эти памятники в современную застройку столицы, не имеющих всемирного значения. Каждое архитектурное сооружение имеет свою неповторимую индивидуальность, свой характер.

В 1882 году произошли административные изменения, коснувшиеся Акмолинской и Семипалатинской областей, которые были выделены в самостоятельное Степное генерал - губернаторство, или, как просто называли, Степной край. Рост Акмолинска, как торгового города, особенно становился заметным в гг. Увеличился городской бюджет. Были спланированы городской и солдатские сады, началось строительство здания городской управы, гостиного двора, пожарной каланчи и т. д. Купцы строили особняки и магазины. Город становился центром бойкой торговли. Купцы всех гильдий и национальностей съезжались сюда не только из всей России, но и из за границы, не исключая Западную Европу.

В числе купцов, приехавших на Акмолинскую землю, известными стали, М. К. Кубрин, в. Н. Попов, П. С. Марфутин, И. С. Силин, П. Б. Моисеев и другие. В этот период в Акмолинске бушевали разрушительные пожары. Выгорела значительная часть деревянных построек ( а их в городе было большинство ). Так что неудивительно, что богатые люди стремились строить особняки преимущественно из кирпича и камня.

Наглядный пример тому особняк купца П. Б. Моисеева. Двухэтажный каменный особняк купца Моисеева строился в гг. по проекту архитектора А. Павловича. Дом располагается по бывшей Училищной улице ( нынешняя улица Сакко - и - Ванцетти ). Здание отличается качественным выполнением архитектурных деталей в технике кирпичной кладки без применения других материалов. Но П. В. Моисеев не успел обжить свой каменный дом, которым, наверняка, по праву гордился.

В 1919 году с установлением советской власти в доме разместился Акмолинский Уездный совет рабочих, солдатских и мусульманских депутатов, а впоследствии Уком РКП ( б ), исполком областного совета трудящихся. В 1920 году здесь находился 1- й городской уездный Акмолинский комитет комсомола. В 1931 году в этом здании расположился уездный комитет Коммунистической партии, руководивший обороной города во время наступления на него Ишимской бело - кулацкой банды. Позднее здесь было областное управление культуры. В настоящее время это здание занимает городская поликлиника 4.

В ходе исторических событий дом претерпел реконструкцию. В виду необходимости уже в наше время был пристроен 2- х этажный больничный корпус, абсолютно не сочетавшийся с архитектурой особняка дома. Кроме того, прежние входные двери с ул. Орджоникидзе замурованы, и вместо них устроен новый вход со стороны ул. Сакоо - и - Венцетти. Первоначальный образ был утрачен. Однако восстановить его не трудно. В плане дом купца Моисеева коридорного типа, что позволяет использовать его в качестве административного.

Фасады имеют почти тот же вид, как и прежде. Их декоративная художественная отделка выполнена с применением древнерусских национальных элементов : кувшинообразных колокольчиков и поясков, декоративных элементов на пилястрах, деталей карнизов и арок оконных проемов и др. Здание венчает четырехскатная крыша, которую на северном фасаде украшает своеобразный прямоугольный фронтон. Визуально он как бы опирается на пилястры, что создает впечатление устойчивой композиции. Пилястры - плоские вертикальные выступы прямоугольного сечения на поверхности стены придают зданию оригинальность и членят плоскость фасада по вертикали.

Декоративные пояски являются естественной границей между этажами и членят фасад по горизонтали. Особую легкость и изящество второму этажу придают большие окна, завершенные циркульными арками с декоративным замком. Сами арки выполнены в технике фигурной кладки. Они опираются на декоративные полуколонны, попарно объединенные общей капителью. Дверной проем перекрыт лучковой перемычкой и украшен наличником. Карнизы здания отделены выпуском рядов кирпичный кладки. Их вынос не превышает половины стены, причем напуск каждого ряда не превышает трети длины кирпича. Оконные проемы первого этажа перекрыты лучковыми перемычками, окна второго этажа циркульными арками. Кладка арок выполнена по кружалам, вырезанным из досок, имеющих форму нижнего очертания арки. Кружала составляли из отдельных косяков, сбитых по два. Арочные и лучковые перемычки в данном случае выполнены в технике фигурной кладки.

Цоколь здания выступает от стены на см. Он завершает ступенчатый поясок из фигурных кирпичей, благодаря чему создается впечатление, что цоколь плавно переходит в стену. Особо следует отметить кирпичную кладку, примененную при строительстве. Она носит название крестовой потому что, рассматривая три ряда эти кладки, нетрудно заметить рисунок в виде креста, образованный кирпичами. Это получается вследствие чередования ложковых и тычковых рядов. Этот вид кладки удобен тем, что не требует от строителя особой точности в подгонке кирпичей. А несовпадения легко устраняются небольшим увеличением массы раствора между кирпичами. Кроме того, кладка того времени отличается особой прочностью, об этом свидетельствует то, что здание простояло со времени возведения без наружного капитального ремонта, и стены нигде не имеют трещин. Кирпичные стены, кроме того, что они прочные и надежные, имеют привлекательный вид. Здесь эстетика стены зависит не только от вида и размера кирпича, но и от способа кладки.

КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ. РЯД ЖИЛЫХ ДОМОВ В ГОРОДЕ ПЕТРОПАВЛОВСКЕ.

Кирпичный стиль Четвертое направление модерна отражает первые попытки создания национального стиля, который прослеживается в зданиях, выполненных в так называемом кирпичном стиле: Железнодорожные вокзалы в Уральске (1894 г.) и Кзыл-Орде (1905 г.) и др. Наглядным примером дома «кирпичного» стиля служит дом купца Макеева в Акмоле, 1914 – 1918 г., арх. А. Павлович (ныне поликлиника по улице Сакко и Санцетти 40). Ряд жилых домов в городе Петропавловске также построены в «кирпичном» стиле.

Кирпи́чный стиль «Кирпи́чный стиль» условное обозначение неоштукатуренных строений периода эклектики в России (конец XIX века). Для «кирпичного стиля» характерна замена лепных украшений и штукатурки декором из нештукатуренного кирпича. Термин введён в употребление позднесоветскими искусствоведами для описания эклектичных построек В. Шрётера. Со временем отсутствие отделки вошло в моду и «в кирпиче» стали строить здания, которые ныне относят к рациональному модерну, неоклассицизму, русскому (неорусскому) стилю и т. п. Само по себе отсутствие штукатурки стилеобразующим признаком не является.

Внешне дореволюц. Акмолинск походил на большое торговое село с прямоугольной сеткой улиц. Каменные строения располагались только на гл. площади, улицы, застроенные деревянными и саманными домами с колодцами и надворными постройками, не освещались, позднее появились керосиновые фонари. Типичным для зажиточных горожан являлся дом на подклете (сооружавшемся как первый этаж или цокольный полуэтаж). Примером могут служить сохранившиеся постройки: дом купца Семенова (ул. Мира, 17, ныне СМУ-3, УВД Акмол. области), дом купца Кубрина (ул. Октябрьская, 57, ныне обл. краеведч. музей), дом купца Моисеева (ул. Сакко и Ванцетти, 40, ныне 4-я поликлиника), дом казачьего атамана (просп. Целинников, жилой дом). В архит. решении домов этого типа характерным является разл. трактовка подсобно-хоз. первого этажа и жилого бельэтажа, активное введение архит. декора в виде деревянной резьбы, фигурной кладки и других декорат. элементов, надстроек и пристроек. Характерно для построек этого периода наличие нек-рых строений на общей структурной основе, присущих архитектуре эклектики и модерна в их вариантном существовании.

Из сохранившихся адм.-обществ, сооружений наибольший интерес представляет бывшая школа, ныне здание нар. суда по ул. Сакко и Ванцетти, 23. Одноэтажному зданию со стенами из красного кирпича присуща целостность объема. Наличие таких элементов, как ясная графика кладки, завершение ризалита веерным. фронтоном из лепестков подчеркивают цельный образ постройки, одноврем. внося в нее мотив сдержанной элегантности. Именно в этом здании в наибольшей степени проявилась характерная для области типология - классич. основа, смягченная элементами декора.