Факторы оценки непредпринимателями рамочных условий предпринимательской деятельности в условиях различного социально-экономического контекста в регионе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
Advertisements

100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
Экономические районы России. Северный Северный Северо-Западный Северо-Западный Центральный Центральный Волго-Вятский Волго-Вятский Центрально- Чернозёмный.
Территориальная структура России в начале XXI века.
Территориальная структура России в начале XXI века.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Факторы оценки уровня инновационного развития регионов д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН, г. Москва) Интерра 2011 Г. Новосибирск.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
Что за выборы такие? Р.Ф.Туровский Центр политических технологий.
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Качество и доступность медицинской помощи в России Интерактивная карта и рейтинги регионов Москва 2015.
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
1 Научный руководитель : Поликарпова М. Г. ГОУ ВПО « Магнитогорского технического университета им. Г. И. Носова » 2- ая Межвузовская студенческая конференция.
Исследование региональной структуры рынков жилья в России Косарева Н.Б., Сиваев Д.С., Туманов А.А. XI Международная научная конференция по проблемам развития.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
Региональная конкурентоспособность как важнейшая составляющая социально- экономического развития России.
Демократический аудит регионов пилотный исследовательский проект.
Транксрипт:

Факторы оценки не предпринимателями рамочных условий предпринимательской деятельности в условиях различного социально-экономического контекста в регионе января 2016 г., Санкт-Петербург Международная научно-практическая конференция «Статистика в экономических и гуманитарных науках» РГСУ (Москва, Россия) О. И. Образцова НИУ ВШЭ (Москва, Россия) Е. В. Поповская

Актуальность исследования Низкий уровень и темпы развития предпринимательства негативно влияют на экономическую безопасность страны: сектор не способен генерировать инновации, не обеспечивается рост реальной и эффективной конкуренции на локальном и региональном уровнях, нет условий для дополнительного спроса на квалифицированную рабочую силу, не обеспечены условия для ускоренного формирования и развития «нового среднего класса» Недостаток статистической информации о региональных особенностях развития МП в России приводит к недооценке реальных факторов развития рыночного сектора экономики и к принятию неадекватных политических решений РУПД включают специфические региональные условия социально-экономической среды и политику региональной власти в области поддержки предпринимательства.

3 низкая эффективность программ поддержки предпринимательства Значительная часть проблем развития предпринимательства в России обусловлена негативной оценкой РУПД со стороны всех слоёв населения в социально-экономическом пространстве страны: низкая эффективность программ поддержки предпринимательства Как региональный контекст определяет различие тенденций вовлечения россиян в предпринимательство? Индикаторы оценки россиянами перспектив развития бизнеса Предприниматели Непредприниматели Доля пессимистов (в среднем по России), % 9398 Доля регионов, в которых количество пессимистов выше среднего по РФ, % 5354 Количество регионов со 100% пессимистичными оценками, ед Доля пессимистов (%) в городах: Москва Санкт-Петербург 94,6 95,7 98,9 98,5

Основные параметры исследования Цель: выявить важнейшие контекстуальные факторы и ресурсы, определяющие уровень и характер предпринимательского старта в условиях субъектов РФ и аналогичных «трансформационных» социально- экономических систем Объект: совокупность россиян, не вовлечённых в предпринимательство, в группировке по территориям РФ Предмет: типология социально- экономических контекстов в регионах РФ с точки зрения политики поддержки предпринимательства

Базовые подходы к анализу Мнение населения относительно РУПД и перспектив их является мощным комплексным фактором, обусловливающим вовлечение взрослого трудоспособного населения в предпринимательство (Minniti, 2003, Габелко, 2009) Формирование у россиян позитивной оценки РУПД - это сложный, комплексный и неоднородный процесс, который неоднозначно реагирует на внешние воздействия, в том числе на политику поддержки предпринимательства (Образцова, 2013) Экономическое поведение может быть лучше понято в конкретных контекстуальных условиях региона (Welter, 2011), включая социальные условия (Granovetter, 1985), институциональные «правила игры» (Polanyi, 1957) и проч. Контекстуальный подход к анализу предполагает, что невозможно зафиксировать постоянное существование неизменных факторов, действующих на изучаемый процесс в момент высказывания, однако можно обнаружить условия, при выполнении которых высказывания становятся истинными или ложными (П.Дэвидсон, 2001, У. Куайн, 2008, Г. фон Вригг, 1986, Тарасов, 2010)

Статистическая методология анализа Контекстуальность истинностного высказывания описывают: корреляция и мультиколлинеарность компонентов внешнего и внутреннего контекста необходимость построения многомерных массивов статистической и/или пообъектной информации (включая непараметрические признаки и показатели) обоснованность применения многомерных методов анализа непараметрических данных (иерархическая классификация и дискриминантный анализ); семантическая соотнесенность высказывания по времени с ситуацией высказывания необходимость использования не только уровневых статистических индикаторов, но и приростных показателей Эпистемология выделяет два вида контекста: внешний контекст – сочетание условий внешней среды изучаемого процесса; внутренний (индивидуальный) контекст – сочетание личных характеристик индивида, выбирающего (или не выбирающего) предпринимательство в качестве формы экономического поведения

Источники микро данных для описания внутреннего контекста и оценки интенсивности предпринимательского старта: БД социологического мега опроса Георейтинг Метод наблюдения: трёхступенчатый стратифицированный (районированный выборочного опрос трудоспособного населения от 18 и старше методом «лицом –к-лицу»). Охват: 139,9 млн. человек (или 98,6% населения) в 79 субъектах РФ. Численность выборки: 56,9 тыс. респондентов (по 800 респондентов в 58 субъектах РФ и по 500 респондентов в 21 субъекте РФ). Общее кол-во населенных пунктов в выборке 2335, в т. ч. 77 республиканских, краевых или областных центров (вкл. Москву и Санкт – Петербург), 683 города, 282 поселка городского типа и 1293 села. Выборка репрезентативна в отношении населения каждого из субъектов РФ, принимавшего участие в проекте. Для суммарных результатов статистическая погрешность не превышает 1%. Анкета: 18 вопросов, в т.ч. 8 базовых (социально- демографический блок, стандартные формулировки текущих обследований ФОМ) и 10 дополнительных целевых вопросов о предпринимательской активности

Период: с 2009 по 2011 год Статистическая структура: 69 уровневых и 46 приростных индикаторов, характеризующих различные аспекты социальной, экономической, культурной и правовой среды с детализацией по регионам РФ Источники макро данных для типологизации внешнего регионального контекста: ресурсы официальной статистики Росстата

Индикаторы компонентов внешнего регионального контекста предпринимательской деятельности Компоненты контекста Индикаторы Периоды Уровневые показатели Темпы роста Демография Плотность населения, чел на км , 2010, / /2010 Удельный вес городского населения, % К-т демографической нагрузки (на 1000 чел трудоспособного возраста) Занятость и безработица Напряженность на рынке труда (на конец года; человек) 2009, 2010, / /2010 Уровень безработицы, % Уровень экономической активности населения, % Среднегодовая численность занятых в экономике, чел.

Компоненты контекста Индикаторы Уровневые Темпы роста Уровень жизни ФКП ДХ, тыс рублей/чел 2009, 2010, / /2010 Жилая площадь на 1 жителя ( на конец года, квадр. м) К-т младенческой смертности Среднедушевые доходы населения, тыс.руб. Соотношение с величиной ПМ среднедушевых доходов Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб Средний размер вклада (депозит) физических лиц на рублевых счетах, тыс.руб Средний размер вклада (депозит) физических лиц на валютных счетах в Сбербанке (рублей), тыс.руб Абсолютная бедность, чел. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, тыс. руб. Доля семей на учете в качестве нуждающихся в жилье, % Индикаторы компонентов внешнего регионального контекста предпринимательской деятельности

Компоненты контекста Индикаторы УровневыеТемпы роста Развитие бизнеса Число малых предприятий на человек населения 2009, 2010, / /2010 Доля убыточных (от общего числа организаций), % Инвестиции Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб 2009, 2010, / /2010 Региональные ресурсы Степень износа основных фондов, % 2009, 2010, / /2010 Безопасность и правовая среда Число зарегистрированных преступлений на чел населения 2009, 2010, / /2010 Индикаторы компонентов внешнего регионального контекста предпринимательской деятельности

Методика типологизации социально-экономического контекста в регионах РФ I.Анализ структуры взаимосвязей между индикаторами внешнего контекста методом факторного анализа по коррелирующим переменным – применимость метода для изучения внешнего контекста предпринимательства характеризуется высокой степенью адекватности и достоверности результата: –все переменные измерены в количественной шкале; –исходные переменные распределены симметрично (Ким, Мюллер, 1989); –мера выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина (КМО = 0,867) –критерий сферичности Бартлетта (р<0,01) II.Редукция данных путём построения латентных независимых переменных III.Комплексная иерархическая классификация субъектов РФ и выделение однородных по социально-экономическому контексту региональных кластеров на основе полученных моделей латентных переменных - факторов Кумулятивная объяснённая дисперсия 79,1% Метод выделения: главные компоненты Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера Вращение сошлось за 11 итераций

Факторы Коэффициенты в матрице факторных нагрузок после вращения * 1 - «Благосостояние» 6 субъектов РФ** Среднедушевые доходы, Темпы роста среднедушевых доходов, Уровень розничного товарооборота, Темпы роста розничного товарооборота Уровень развития малого предпринимательства, Уровень занятости населения в экономике 2 – «проблемы с инвестициями в региональную экономику» 32 субъекта РФ** Инвестиции в основной капитал на душу населения, Обеспеченность населения жильем 3 – «социальные проблемы» 41 субъект РФ** Соотношение среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума, Уровень напряжённости на рынке труда, Численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на 1 вакансию Результаты типологизации социально-экономического контекста в регионах РФ *Абсолютные величины факторных нагрузок не меньше 0,3 *Иерархическая кластеризация проводилась с использованием метода межгрупповых связей

Уровень активности населения Группы регионов в контексте особенностей социально-экономического развития Бедные регионы Успешные богатые регионы (Богат) Регионы с инвестиционными проблемами (Инв_П) Регионы с социальными проблемами (Соц_П) Высокий Вологодская область Ставропольский край Тюменская область Кемеровская область Липецкая область Московская область Республика Калмыкия Ростовская область Ханты-Мансийский АО Еврейская АОКабардино-Балкарская Республикаг. Москва Новосибирская область Воронежская область Алтайский край Омская область Архангельская область Оренбургская область Псковская область Калужская область Амурская область Нижегородская область Республика Коми Пензенская область Новгородская область Саратовская область Сахалинская область Челябинская область Смоленская область Брянская область Республика Алтай Республика Дагестан Республика Марий Эл Астраханская область Республика Хакасия Республика Тыва Пермский край Республика Саха (Якутия)

Уровень активности населения Группы регионов в контексте особенностей социально-экономического развития Бедные регионы Успешные богатые регионы (Богат) Регионы с инвестиционными проблемами (Инв_П) Регионы с социальными проблемами (Соц_П) Низкий Ярославская область Белгородская область Ямало-Ненецкий АО Республика Карелия Республика Адыгеяг. Санкт-Петербург Магаданская область Краснодарский край Тверская область Орловская область Калининградская область Рязанская область Костромская область Тульская область Приморский край Владимирская область Иркутская область Волгоградская область Курганская область Ленинградская область Томская область Свердловская область Удмуртская республика Карачаево-Черкесская республика Кировская область Республика Татарстан Республика Мордовия Курская область Красноярский край Тамбовская область Мурманская область Ульяновская область Забайкальский край Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Северная Осетия Чувашская республика Самарская область Хабаровский край Ивановская область Камчатский край

Моделирование факторов оптимистичности непредпринимательских слоёв населения относительно перспективности предпринимательского старта в однородных по социально-экономическому контексту региональных кластерах методом линейного дискриминанта по Фишеру Н1. В однотипном региональном социально-экономическом контексте система барьеров и стимулов для предпринимателей и непредпринимательских слоёв населения значимо различается H2. Региональный социально-экономический контекст определяет количество факторов, формирующих оптимистичный настрой индивидов, не вовлечённых в предпринимательство, по отношению к предпринимательскому старту Н3. Региональный социально-экономический контекст определяет состав факторов, формирующих оптимистичный настрой индивидов, не вовлечённых в предпринимательство, в отношении перспектив развития РУПД

Модель линейного дискриминанта по Фишеру (ЛДф) использует переменные, измеренные в номинальной и/или порядковой шкале, и устойчива к отклонениям от нормальности использует переменные, измеренные в номинальной и/или порядковой шкале, и устойчива к отклонениям от нормальности чувствительна к выделяющимся наблюдениям, которые влияют на положение центроидов групп, поэтому кластеры регионов были проверены на однородность чувствительна к выделяющимся наблюдениям, которые влияют на положение центроидов групп, поэтому кластеры регионов были проверены на однородность позволила выявить и описать в модели факторы оптимистичности в отношении бизнес – старта для россиян, не вовлечённых в предпринимательскую активность, для разных контекстуальных условий позволила выявить и описать в модели факторы оптимистичности в отношении бизнес – старта для россиян, не вовлечённых в предпринимательскую активность, для разных контекстуальных условий

Факторы, определяющие оптимистичность оценки перспектив развития РУПД для непредпринимательских слоёв населения Социально- экономический контекст Предиктор Нормированный к-т канонической функции Богатые регионы (Богат) Материальное положение семьи,588 Тип поселения,577 Я знаком с человеком, который за последние два года начал бизнес,370 У меня есть знания, квалификация и опыт, необходимые для начала нового бизнеса,310 Страх или боязнь неудачи препятствуют мне в организации бизнеса -,286

Факторы, определяющие оптимистичность оценки перспектив развития РУПД для непредпринимательских слоёв населения Регионы с инвестицион ными проблемами (Инв_П) Потенциальные предприниматели,997 Бизнес-ангелы,198 Предоставление денежных средств для организации нового бизнеса,116 Материальное положение семьи,113 У меня есть знания, квалификация и опыт, необходимые для начала бизнеса -,149 Страх или боязнь неудачи препятствуют мне в организации бизнеса -,147 Возраст -,113 Закрытие бизнеса в последние 12 мес -,047 Я знаком с человеком, который за последние два года начал бизнес -,042

Факторы, определяющие оптимистичность оценки перспектив развития РУПД для непредпринимательских слоёв населения Регионы с социальными проблемами (Соц_П) Потенциальные предприниматели,995 Материальное положение семьи,175 Страх или боязнь неудачи препятствуют мне в организации бизнеса -,163 Возраст-,128 У меня есть знания, квалификация и опыт, необходимые для начала нового бизнеса -,142 Я знаком с человеком, который за последние два года начал бизнес -,080 Закрытие бизнеса в последние 12 месяцев-,051

Очень краткие выводы Непредпринимательские слои населения значительно более зависимы в своих оценках от внешних факторов, чем предприниматели Непредприниматели наиболее подвержены внешним воздействиям в кластере инвестиционно проблемных регионов Во всех контекстуальных условиях общими для непредпринимательских слов населения являются следующие факторы: материальное положение семьи; самооценка способностей к ведению бизнеса; знакомство с человеком, который за последние два года начал бизнес; боязнь неудачи. однако в разных региональных кластерах они действуют по-разному и разнонаправленно

Практические рекомендации Для непредпринимательских слоев населения в кластерах проблемных регионов вошедшие в дискриминантное уравнение переменные выстраиваются в логическую цепочку, указывая на ухудшение условий для начала бизнеса: и знакомство с предпринимателем, у которого бизнес находится на ранней стадии, и самооценка собственных способностей являются барьерами не внушают оптимизма в отношении РУПД Подавляющее большинство выявленных факторов поддаются управлению, поэтому могут быть использованы в качестве инструмента воздействия на оптимистичность мнений населения мерами государственной политики

Существенно повысить уровень вовлеченности россиян в предпринимательство при неизменных экономических и инфраструктурных условиях могут: Пропаганда успеха («лучшие образцы»), Создание и развитие системы курсов, направленных на формирование минимально необходимых навыков для начала и ведения бизнеса, Поддержка менторства, создание площадок для общения потенциальных и нарождающихся предпринимателей с бизнес-ангелами и др. представителями венчурного бизнеса

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!