Использование ТРИЗ –технологии в соответствии с ФГОС Опыт работы музыкального руководителя Бодриковой И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Advertisements

Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.
Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе Выполнил: Козлова М.В., руководитель РМО, воспитатель высшей квалификационной категории.
« Развивающее обучение детей дошкольного возраста ТРИЗ –путь к творчеству»
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Технология использования математических развивающих игр в ДОУ Пешина Ж.В., заместитель заведующего по УВР МБДОУ 6, Руководитель Центра интеллектуального.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 16 Учитель математики Стаж работы-27 лет высшая квалификационная категория.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения.
Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы» МДОУ « Центр развития ребенка – детский.
Влияние семьи на развитие творческих способностей обучающихся Кривошеева Наталия Анатольевна учитель начальных классов ГБОУ школа 667.
Старший воспитатель Бурмака З.В. Февраль, 2016 Старший воспитатель Бурмака З.В. Февраль, 2016 Способы поддержки детской инициативы Государственное бюджетное.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Психолого-педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад.
МАДОУ 81 «Солнышко» комбинированного вида Воспитатель: Катышева Елена Сергеевна Первая квалификационная категория Педагогический стаж работы: 6 лет.
Авторы программы: Суркова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7» Козлова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7»
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
ПРИРОДНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА ТРИЗ- ПЕДАГОГИКА.
Транксрипт:

Использование ТРИЗ –технологии в соответствии с ФГОС Опыт работы музыкального руководителя Бодриковой И.В.

Основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение детей к социо-культурным нормам и традициям; возрастная адекватность образования. Реализация Программы: в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Создатель теории - Г.С.Альтшуллер, применял ее для поиска решения технических проблем. В наше время ТРИЗ это технология, с помощью которой педагог формирует у дошкольников качества творческой личности. Основными средствами работы с детьми является педагогический поиск. Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

«Творческие способности» или «креативность» американским психологом Фроммом трактуются так: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Основным показателем творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Важную роль в творческой деятельности играет воображение, в двух его основных формах: порождение идеи и возникновение плана ее реализации. Дж.Гилфорд считал, что при творческом мышлении доминируют три особенности: 1. Оригинальность и необычность высказываемых идей. 2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение его на практике. 3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в ситуации. Системность мышления подразумевает способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей, диалектичность мышления – способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их.

Методы ТРИЗ и РТВ : Эвроритм Метод фокальных объектов Морфологический анализ Метод маленьких человечков Метод каталога Мозговой штурм Метод Системный анализ Моделирование Круги Луллия Метод развивающего дискомфорта. Метод экспериментирования в исследовательской ситуации Проблемный метод Игра

Игровые приемы «Игра со звуками» – музыка, рожденная из шума, например : «Шуршащие фантики». «Музыка моего тела» - музицирование со звучащими жестами, ритмическая игра звуками своего тела, игра на поверхностях: «Осенняя прогулка» - По дорожке побежали, каблучками застучали. -Видим лужу на пути, сможем и по ней пройти. - Осень. В парке на тропинке листьями шуршат ботинки.

Возможности метода морфологического анализа Базовые вопросы Кто (что) это? С каким (цветом, формой и т.д.) повстречался? Каким стал? На что похож по этому признаку? Что бывает такое же? В конце игры объект собирает все значения признака, и дети придумывают, как его изобразить.

Прием фантазирования: маленькая фея увидела на поляне разных животных. Как они называются? Она взмахнула волшебной палочкой и они изменились…

Какие названия этим животным можно придумать?

«Дорожка времени» - исполнить песню: как ребенок, молодая женщина, старушка. Системный лифт Модель лифта представляет из себя как бы трехэтажный дом, где на втором этаже живет сам предмет (объект), на первом этаже живут его части, а на третьем – места, где он может находиться. В результате данной игры происходит анализ объекта, закрепление его составных частей, строения и функционирования. Противоречия (хорошо-плохо). Приемы фантазирования: «оживление – окаменение» (Снегурочка, Буратино ), «увеличение – уменьшение» («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина ), «ускорение – замедление» ( «Золушка» Ш. Перро ). младшие группы - изменение размера, изменение структуры (дробление объединение), изменение подвижности (оживление-окаменение), средняя группа - изменения во времени, специальное - универсальное волшебство, приём «наоборот», старшая группа - комплексное использование всех знакомых приёмов.

Системный лифт

СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ мнемодорожка для морфологического анализа музыкального произведения ? !

Помни! Желательно иметь специальную игрушку – героя занятий, который помогает воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Основное требование при выборе игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть кукла, «Лошарик» и т.п. Творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, через поисковую деятельность, грамотно организованное коллективное рассуждение, через игры и тренинги. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)