Лектор: Копылов Михаил Николаевич – доктор юридических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, Российской экологической академии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 16. МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 900igr.net.
Advertisements

Лекция 16. МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и.
Понятие международного экологического права
Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, также известная как "Тегеранская Конвенция", была принята в городе Тегеран в 2003 г., и названа.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ | КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО к.ю.н., доц. Солнцев А. М.
Политика Республики Таджикистан в аспекте изменения климата Сафаров М. директор Государственного Учреждения по гидрометеорологии.
Международная конвенция о биологическом разнообразии Крылова Мария Э-Б
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Источник Определение Комиссия по окружающей среде и развитию Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени,
Международное экологическое право Тема занятия:. Цель занятия Изучить основы международного экологического права.
Конвенция ЕЭК ООН по трансграничным водам : обязательства и практическое применение Франческа Бернардини, руководитель секретариата Конвенции, ЕЭК ООН.
КОНВЕНЦИЯ ЕЭК ООН ПО ТРАНСГРАНИЧНЫМ ВОДАМ: РАМКИ ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Бу Либерт, Региональный советник ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.
«Возможности применения стратегической экологической оценки (СЭО) в КР» О. Печенюк Независимая экологическая экспертиза.
Экоцид Статья 358 нанесение окружающей среде такого вреда, который создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья отдельных человеческих общностей.
РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) г. Киев 15 октября 2013 г. Куруленко Святослав.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Экологические проблемы России
Лекция 6. Нетарифное регулирование ВЭД в России. Основные понятия Нетарифное регулирование, лицензирование и квотирование, исключительное право на экспорт.
Правовые основы охраны атмосферы.
Транксрипт:

Лектор: Копылов Михаил Николаевич – доктор юридических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, Российской экологической академии и Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности

Международное экологическое право – это самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность специальных международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения между субъектами международного права.

Предметные области МЭП Отношения по поводу охраны окружающей среды Отношения по обеспечению экологической безопасности Отношения по обеспечению соблюдения экологических прав человека Отношения по поводу рационального природопользования

Факторы, диктующие необходимость международного природоохранного сотрудничества естественно- экологические факторы социально- экономические факторы

единство биосферы Земли; наличие универсальных природных объектов и ресурсов; существование т.н. разделяемых природных ресурсов и объектов; ограниченность пространства и ресурсов биосферы; объявление или перспектива объявления отдельных уникальных природных объектов частью всемирного наследия.

заинтересованность народов в справедливом обмене экономическими средствами жизни; превращение современного мирового хозяйства в единый, целостный организм; дороговизна экологических программ и проектов; отсутствие во многих государствах должных материальных возможностей; свободное, беспрепятственное перемещение через государственные границы загрязняющих веществ.

1) специфический круг общественных отношений; 2) специфические нормы, регулирующие эти отношения; 3) достаточно крупная общественная значимость круга общественных отношений; 4) достаточно обширный объем нормативно- правового материала; 5) заинтересованность общества в выделении новой отрасли права; 6) специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли права; 7) наличие единого кодифицирующего универсального международно-правового акта.

Источники МЭП международные договоры «мягкое» международное экологические право экологические стандарты международно- правовые обычаи

Принцип обеспечения соблюдения конституционных экологических прав человека; Принцип непричинения вреда за пределами национальной юрисдикции; Принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов; Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды; Принцип защиты экологических систем Мирового океана; Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду; Принцип обеспечения экологической безопасности; Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде; Принцип предосторожности, или предосторожного подхода; Принцип охраны и устойчивого использования биоразнообразия.

Этот принцип не имеет прямого действия и зависит от того, какие конкретные экологические права человека закреплены в конституциях и конституционных актах государств. Поэтому данный принцип в отношении конкретного государства следует толковать так: «…что предусмотрено вашей Конституцией и конституционными законами в отношении экологических прав человека, то и соблюдайте».

является центральным системообразующим принципом международного экологического права. «Государства… несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции». В случае угрозы причинения ущерба окружающей среде должны быть приняты все меры по предотвращению такого ущерба. Любая деятельность, которая может повлечь такой ущерб, должна быть прекращена.

рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; неистощительная эксплуатация природных ресурсов; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

Распространяет свое действие как на мирную, так и на военную области использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Государства не должны осуществлять ввоз и вывоз средств потенциального радиоактивного заражения без принятия должных (надежных) средств радиоактивной безопасности. Юридическое содержание данного принципа раскрывается в Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г. и стандартах МАГАТЭ.

Юридическое содержание данного принципа сводится к обязанности всех государств «защищать и сохранять морскую среду» (ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в экономической зоне преимущественно, а в открытом море - полностью относится к юрисдикции государства флага.

обязывает государства при ведении военных действий проявлять заботу «о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба» (ст. 55 Протокола); запрещает использование методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде, а также преднамеренное управление «природными процессами – динамикой, составом или структурой Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космическим пространством» (ст. 2 Конвенции) в целях нанесения ущерба вооруженным силам противника, гражданскому населению противостоящего государства, его городам, промышленности, сельскому хозяйству, транспортным и коммуникационным сетям или природным ресурсам.

Его основу составляет теория экологического риска - определение уровня приемлемого риска с его непременным учетом при установлении себестоимости продукции и услуг. Под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, т.е. приемлемый риск - это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности. В настоящее время данный принцип представляет собой скорее цель, к которой должно стремиться мировое сообщество, чем реально действующий принцип.

Государства обязаны возместить ущерб окружающей среде, причиненный как в результате нарушения ими своих международных обязательств, так и в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Сложившаяся практика государств в этом вопросе получила отражение в резолюции ГА ООН 62/68 от 6 декабря 2007 г. «Рассмотрение вопроса о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности и распределении убытков в случае такого вреда» и в резолюции ГА ООН 61/36 от 4 декабря 2006 г. «Распределение убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности».

«В тех случаях, когда существует угроза нанесения серьезного или невосполнимого ущерба, нехватка полных научных данных не должна служить причиной отсрочки принятия дорогостоящих мер по прекращению деградации окружающей среды» (Принцип 15). Иными словами, отсутствие достаточной научной информации не должно использоваться в качестве основания для того, чтобы откладывать или не принимать меры по сохранению и защите окружающей среды.

Ст.2 и ст. 25 Международного пакта по окружающей среде и развитию 2010 г. Любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, независимо от ее материальной ценности для человека. стороны принимают все необходимые меры для сохранения биологического разнообразия, в том числе видового разнообразия, генетического разнообразия внутри вида и разнообразия экосистем, особенно через сохранение in situ на основе концепции экологической сети» Обязательные методы сохранения: интеграция, через экосистемное управление, сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия и его компонентов в их системе физического планирования; создание систем особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и, там где это необходимо, - буферных зон и связывающих ООПТ экологических коридоров; запрет на изъятие исчезающих видов, защита их мест обитания и, при необходимости, разработка и применение по отношению к таким видам планов восстановления.

Перечень конкретных пяти мер (не является исчерпывающим), которые стороны должны принять для выполнения своих обязательств: разработать и осуществить планы по сохранению и управлению биологическими ресурсами; не допускать снижения численности популяций животных и растений ниже уровня, необходимого для обеспечения стабильного пополнения; охранять или восстанавливать места обитания, имеющие значение для дальнейшего существования конкретных видов или популяций; поддерживать и восстанавливать экологические взаимосвязи между промысловыми и зависимыми от них или связанными с ними видами или популяциями; предотвратить или свести к минимуму случайное изъятие нецелевых видов, а также запретить неизбирательные средства изъятия.

1 этап. Международное экологическое право от ранних конвенций в области рыболовства до Конференции ООН по сохранению и утилизации ресурсов ( гг.) 2 этап. Международное экологическое право «до стокгольмской эры»: от Конференции ООН по сохранению и утилизации ресурсов до Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды ( гг.) 3 этап. Международное экологическое право «стокгольмской эры»: от Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды до Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио- де-Жанейро ( гг.) 4 этап. Международное экологическое право эры Рио-де-Жанейро: от Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро до Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро ( гг.) «энергетическая/климатическая эра» Томас Фридман

Предпринимались разрозненные усилия на двустороннем субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались, и они не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных международных соглашений, тем не менее, удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы. Появились первые элементы кодекса охраны окружающей среды. Доктрина международного права также внесла свой вклад, предложив основополагающие принципы, которые должны были составлять фундамент права трансграничного загрязнения.

заключение в Париже 19 марта 1902 г. Конвенции по защите конкретных видов птиц, полезных в сельском хозяйстве; подписание США, Великобританией, Россией и Японией 7 июля 1911 г. Вашингтонской конвенции о сохранении и защите морских котиков; проведение в Берне ноября 1913 г. хронологически первой межправительственной Конференции по международной охране природы (17 государств- участников); принятие Лондонской Конвенции об охране флоры и фауны в их естественном состоянии на Африканском континенте 1933 г.; принятие Вашингтонской конвенции о защите окружающей среды и сохранении дикой природы в западном полушарии 1940 г. принятие 11 марта 1941 г. международным арбитражным трибуналом решения по делу «Трейл Смелтер».

Характеризуется укреплением институциональной базы международного природоохранного сотрудничества (ООН, специализированные учреждения, международные неправительственное организации). Параллельно с этим политическая власть во всём мире становилась все более фрагментарной после распада обширных колониальных империй. Центробежные тенденции систем национальных государств были сдержаны в некоторой степени появлением и созреванием международных режимов, обеспечивающих меры международного управления для решения многочисленных экологических проблем. Внимание международного сообщества к экологическим вопросам было направлено на довольно узко определённые экологические проблемы, такие как предотвращение определённых видов загрязнения и сохранение конкретных видов диких животных.

1. учреждение в 1948 г. Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и превращение его в ведущую экологическую МНПО 2. включение ФАО, ИМО, ИКАО, ВМО, ВОЗ и ЮНЕСКО экологической проблематики в повестку дня своей работы; 3. создание в 1961 г. Всемирного фонда дикой природы (ВФДП) и в 1971 г. Гринпис Интернэшнл; 4. принятие в 1966 г. Хельсинских правил пользования водами международных рек; 5. принятие в 1954 г. Лондонской конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью; 6. принятие в 1969 г. Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью;

7. заключение СССР, США, Канадой, Японией Временной (на 6-летний период) Конвенции о сохранении котиков северной части Тихого океана; 8. в договоры по более общим вопросам стали включаться экологические проблемы; 9. региональные соглашения: Договор об Антарктике 1959 г., Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Африканская Конвенция о сохранении природы и природных ресурсов; 10. принятие 2 февраля 1971 г. Конвенции о водно- болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц; 11. важнейшие судебные и арбитражные решения: казус «Судно Фукуру-Мару» (1954 г.), дело «Озеро Лану» (1957 г.) и дело о плотине Гат (1968 г.).

Характеризуется проведением в 1972 г. I-ой универсальной конференции ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее инициативе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве вспомогательного органа ГА ООН. В научный оборот вводится термин «экоцид». Активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов МЭП. ответ системы ООН на экологические проблемы в этот период оставался фрагментарным и в значительной степени нескоординированным. Международные усилия в сфере охраны окружающей среды и развития экономики шли по большей части по раздельным институциональным путям.

1. созыв в 1972 г. Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды; 2. учреждение в 1972 г. Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП); 3. принятие в 1972 г. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия; в 1973 г. Вашингтонской конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, в 1979 г. Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных и в 1979 г. Бернской конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе; 4. принятие в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву; 5. принятие 1972 г. Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; 6. принятие Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78); 7. в 1974 г. ЮНЕП приступила к реализации своей Программы региональных морей; 8. принятие Всемирной стратегии охраны природы 1980 г. и Всемирной хартии природы 1982 г.;

10. принятие в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и двух Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.; 11. принятие в 1979 г. Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; 12. принятие в 1985 г. Конвенции об охране озонового слоя и в 1987 г. Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой; 13. принятие Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокола об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике 1959 г.; 14. региональные соглашения: Конвенция Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) о сохранении природы и природных ресурсов 1985 г. и Договор о создании безъядерной зоны в южной части Тихого океана 1985 г. (Договор Раротонга); г. – первые договоры «Debt-for-Nature Swaps»; 16. с 1973 г. в Европейском Экономическом Сообществе начинают приниматься экологические программы; 17. принятие в 1989 г. под эгидой ЮНЕП Базельской конвенции о контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; 18. принятие Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Бамакской конвенции о запрещении ввоза в Африку опасных отходов и о контроле за их трансграничной перевозкой и обращением с ними в пределах Африки 1991 г., Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г. и Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

Нарастает 2-ая волна международных экологических вопросов, достигнув своего пика в 1992 г., когда была проведена Конференция в Рио-де-Жанейро. Международное природоохранное сотрудничества переводится на рельсы социоприродного развития. Возникает концепция устойчивого развития. Происходит признание того, что бедность развивающихся стран является определяющей причиной деградации окружающей среды. Появляется еще один вспомогательный орган – Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР). МСОП к 1995 г. завершил работу над проектом Международного Пакта по окружающей среде и развитию. В июле 1993 г. в составе Международного Суда ООН была создана камера по экологическим вопросам, а в 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения.

созыв Конференции ООН по окружающей среде и развитию; принятие 3-х документов «мягкого» права: Декларации по окружающей среде и развитию, «Повестку дня на XXI век» и Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов («Лесные принципы»); принятие в 1992 г. Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к ней (1997 г.); принятие в 1992 г. Конвенции о биологическом разнообразии и двух протоколов: Картахенского протокола по биобезопасности (2000 г.) и в 2010 г. – Нагойского протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения;

созыв в 2002 г. в Йоханнесбурге Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию; принятие Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьёзную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г.; принятие в 1993 г. в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, в 1996 г. Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в Африке (Договор Пелиндаба), а также активизация деятельности МККК по разработке различного рода руководств для вооруженных сил; в 1994 г. была заключена Конвенция о ядерной безопасности; в 2004 г. принятие Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими; в октябре 2001 г. ИМО приняла Международную конвенцию о контроле за вредными противообрастающими системами на судах; в 1998 г. под эгидой ФАО и ЮНЕП была принята Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных веществ и пестицидов в международной торговле;

в 2001 г. в Стокгольме была принята Конвенция ООН о стойких органических загрязнителях; В 2001 г. система Договора об Антарктике 1959 г. была дополнена Соглашением о сохранении альбатросов и буревестников (качурок); 1997 г. -Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (в силу не вступила); 1996 г. - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; 1998 г. - Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды; 2009 г. - Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, недопущению и искоренению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.

Начинается третья волна «экологизации» международных отношений, которая была вызвана, в частности, тем, что темпы глобального изменения климата превысили ожидания и, что в различных частях мира наглядно проявилось разнообразное и разрушительное воздействие изменения климата. Противостояние вопросам, поставленным глобальным изменением климата, потребует фундаментального перехода от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии и «зелёным» технологиям. Именно необходимость такого реформирования энергетического сектора во многом предопределила неудачное завершение Конференции в Копенгагене 2009 г., а также Конференций Сторон РКИК в Канкуне (2010 г) и Дурбане (2011 г.). Проведение в июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по устойчивому развитию и принятие документа под названием «Будущее, которого мы хотим»; Окончание в 2012 г. срока действия Киотского протокола 1997 г. Принятие в 2013 г. Минаматской конвенции о ртути Три региональных международных документа: 20 ноября 2013 г. седьмая Экологическая программа ЕС «Улучшить качество жизни, в пределах нашей планеты» ( гг.) Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г. Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г.

по критерию членства – межправительственные и неправительственные; по субъектно-территориальному признаку – универсальные (глобальные) и региональные (субрегиональные); по предметному признаку – занимающиеся проблемами охраны конкретных отдельных ее элементов, отдельных экологических систем и природных объектов; по месту экологической проблематики в уставной компетенции – организации, в непосредственную задачу которых не входит объединение усилий государств по защите окружающей среды и организации, специально созданные для развития международного сотрудничества по самым различным направлениям природопользования и природоохранения; по критерию функциональной ориентации – научно-технические, социально-экономические, культурно-просветительные, научно- информационные, контрольно-надзорные и т.п.

Генеральная Ассамблея: ЮНЕП (ст.22 Устава ООН) ЭКОСОС: КУР ( гг.) Международный Суд: камера по экологическим вопросам ( гг.)

Совет управляющих (58 членов): 16 – для Африки 13 - для Азии 10 - для Латинской Америки 6 - для Восточной Европы 13 - для Западной Европы и иных государств Секретариат Фонд по окружающей среде (1973 г.) Совет по координации в области охраны окружающей среды(1977 г. – упразднен)

Резолюцией ГА ООН 67/ июля 2013 г. КУР была упразднена, а вместо нее был создан Политический форум высокого уровня. Решением ГА ООН А/67/784 от 7 марта 2013 г. Совет управляющих ЮНЕП был упразднен, а вместо него была создана Ассамблея ООН по окружающей среде Программы ООН по окружающей среде. В структуре ЮНЕП был учрежден еще один орган – Комитет постоянных представителей.

1. атмосфера; 2. океаны; 3. водные ресурсы (кроме океанических); 4. литосфера; 5. наземная биота и биопродуктивные системы; 6. население и населенные пункты; 7. здравоохранение; 8. энергия; 9. промышленный и другие аспекты экономического развития; 10. мир, безопасность и окружающая среда.

Экономического характера (ФАО, ИМО, ИКАО, ВМО) Социального характера (ВОЗ) Культурно-гуманитарного характера (ЮНЕСКО) Везде – Совет; ИМО - Ассамблея

Решения – обязательны для тех, кому адресованы; используются редко (при присоединении ЕС к международным договорам). Регламенты – подлежат прямому применению всеми членами; применяются редко, главным образом, в области внешней торговли. Директивы – фиксируют цели, а методы их достижения – на усмотрение государств. Экологические программы.

1. Первая программа действий Сообщества по охране окружающей среды ( гг.) 2. Вторая программа действий Сообщества по охране окружающей среды ( гг.) 3. Третья программа действий Сообщества по охране окружающей среды ( гг.) 4. Четвертая программа действий Сообщества по охране окружающей среды ( гг.) 5. Пятая программа «К устойчивости» ( гг.) 6. Шестая программа «Окружающая среда 2010: Наше будущее, наш выбор» ( гг.) 7. Cедьмая программа «Улучшить качество жизни, в пределах нашей планеты» ( гг.)

принцип предосторожности; принцип предотвращения ущерба окружающей среде; принцип ликвидации ущерба окружающей среде путем устранения в приоритетном порядке его первопричины; принцип «загрязнитель платит»; принцип превентивных действий.

Комиссии: по видам животных, находящихся под угрозой исчезновения; по особо охраняемым территориям; по экосистемному управлению; по экологическому праву; по экологической, экономической и социальной политике; по образованию и связи в области экологии + Центр экологического права (Бонн)

- это неформальное объединение, подобное международной организации, но не являющееся таковой, не обладающее правосубъектными и правотворческими свойствами и явственными институциональнымикачествами

должна обладать правом принимать обязательные для государств решения прямого действия. должна вести Международный Экологический Кадастр (МЭК) должна принимать Международные экологические регламенты (МЭР) (Стандарты и рекомендуемая практика). должна проводить экологические экспертизы и процедуры ОВОС. решение вопроса о международном экологическом правосудии источники финансирования.

каждое государство обязано издавать правила для предупреждения загрязнения моря нефтью с судов или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание статьи действующих договоров по данному вопросу (ст. 24) каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от захоронения радиоактивных отходов с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями (ст. 25)

это введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду (включая эстуарии), влекущее такие вредные последствия, как ущерб живым ресурсам, опасность для здоровья людей, помехи морской деятельности, включая рыболовство, ухудшение качества морской воды и уменьшение ее полезных свойств (Объединенная группа экспертов по научным аспектам загрязнения морей (ГЕСАМП), 1969 г.).

1. деятельность на суше; 2. деятельность по разведке и разработке ресурсов морского дна (включая деятельность в Районе); 3. захоронение отходов; 4. судоходство; 5. загрязнение из атмосферы или через нее.

направлена главным образом на защиту от загрязнения побережья и прибрежных вод: сброс нефти запрещался лишь в т.н. запретных зонах, шириной, как общее правило, 50 морских миль (от берега). 100 морских миль: западное побережье Канады, северо-западная Атлантика, побережье Исландии и Норвегии, Атлантическое побережья Испании и Португалии, Средиземное, Адриатическое и Красное моря, Персидский залив; морских миль: вокруг Мадагаскара; 150 морских миль: у побережья Австралии (за исключением северного и западного побережья); Полностью запретные зоны: Северное, Балтийское, Черное и Азовское моря. Поправки 1962, 1969, 1971 гг.

Приложение I – заменяет в отношениях между сторонами Конвенции МАРПОЛ 73/78 Конвенцию 1954 г. Приложение II – устанавливает правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом, и особые районы в Балтийском и Черном морях, а также в Антарктике. Приложение III – закрепляет правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке. Приложение IV – определяет правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов. Приложение V – устанавливает правила предотвращения загрязнения мусором с судов и особые требования к удалению мусора в пределах особых районов. Приложение VI –касается правил предотвращения загрязнения воздушной среды с судов.

Приложение I (хлорорганические соединения, высокорадиоактивные отходы, ртуть и т.п.) – захоронение в принципе запрещено. Приложении II (мышьяк, свинец, медь и др.) – требуется предварительное специальное разрешение соответствующего национального органа. Приложении III (прочие отходы и материалы) – требуется предварительное специальное разрешение соответствующего национального органа.

Регионы: Антарктика, Арктика, регион Балтийского моря, Черное море, регион Средиземного моря, обширный Карибский регион, Каспийское море, Восточно-африканский регион, регион Северо- Восточной Атлантики, регион Северо-Восточной части Тихого океана, регион Северо-Западной части Тихого океана, Тихоокеанский регион, регион Красного моря и Персидского залива, регион Арабского залива, регион Юго-Восточной части Тихого океана, регион Западной и Центральной Африки, регион Восточной Азии, регион Южной Азии. В 13 из этих регионов Программа осуществляется под эгидой ЮНЕП, а в 5 (Антарктика, Арктика, Балтийское и Каспийское моря, регион Северо- Восточной Атлантики) – в партнерстве с ЮНЕП.

Хельсинкские правила использования вод международного значения 1966 г. каждое государство бассейна имеет право в пределах своей территории на разумную и справедливую долю при полезном использовании вод международного водного бассейна Конвенция Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. принципы принятия мер предосторожности, «загрязнитель платит» и устойчивого управления призваны предотвратить, ограничить и сократить любое трансграничное воздействие. Рамочная конвенция ООН о праве несудоходного использования вод международных водотоков 1997 г. (не вступила в силу, РФ не участвует) ст. 10: при отсутствии соглашения об ином, ни один вид использования международных водотоков не пользуется неотъемлемым приоритетом перед другими ст. 5 «Справедливое и разумное использование и участие»: право государств использовать воды международных рек ограничено правом использования других государств, имеющих интерес к тому же водотоку или гидрографическому бассейну.

Водно-болотное угодье – районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов – естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров (ст. 1.1 Конвенции)

морские; озерные; речные; болотные; антропогенные. Рамсарская система классификации: 42 типа, сгруппированы в три категории: морские и прибрежные; континентальные; антропогенные.

Парижский протокол 1982 г. Установил процедуру внесения поправок в текст Конвенции (ст. 10 bis) и утвердил официальные тексты Конвенции на арабском, французском, английском, немецком, русском и испанском языках. Реджайнские поправки 1987 г. Определили полномочия Конференции Договаривающихся Сторон, учредили межсессионный Постоянный комитет, сформировали постоянный секретариат и бюджет Конвенции.

«сохранение и разумное использование всех водно-болотных угодий путем осуществления местных, региональных и национальных действий и международного сотрудничества, как вклад в достижение устойчивого развития во всем мире»

должно быть типичным или уникальным для соответствующего региона; иметь особую ценность для поддержания биологического разнообразия; регулярно посещаться большим количеством водоплавающих птиц (20 тыс. птиц или 1% особей популяции одного вида или подвида водоплавающих птиц).

Список Рамсарских угодий, где в результате технологического развития, загрязнения или иного вмешательства человека произошли, происходят или могут произойти изменения экологического характера угодья.

Механизм оказания научно- технической помощи. Цель – оказание содействия – как развитым, так и развивающимся странам – в устранении проблем или угроз, которые вызывают необходимость внесения угодья в Протокол Монтрё.

ст. 1 «b»: «трансграничное загрязнение на большие расстояния» означает «загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов».

договаривающиеся стороны, стремясь охранять человека и окружающую среду от загрязнения воздуха, будут стремиться ограничивать и, насколько это возможно, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния; договаривающиеся стороны сотрудничают посредством обмена информацией, консультаций, научно-исследовательской деятельности и мониторинга; по соответствующему требованию на ранней стадии проводятся консультации между, с одной стороны, договаривающимися государствами, на которые фактически распространяются последствия трансграничного загрязнения воздуха или которые подвержены значительному риску наступления таких последствий, и с другой – договаривающимися государствами, в пределах которых и под юрисдикцией которых возникает или может возникнуть значительная доля трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния в связи с осуществляемой или предусматриваемой ими деятельностью.

1. Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы по мониторингу и оценке трансграничного переноса атмосферных поллютантов (ЕМЕП) от 28 сентября 1984 г. (вступил в силу 28 января 1988 г.); 2. Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов от 8 июля 1985 г. (вступил в силу 2 сентября 1987 г.); 3. Протокол об ограничении выбросов окислов азота и их трансграничных потоков от 31 октября 1988 г. (вступил в силу 14 февраля 1991 г.); 4. Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков от 18 ноября 1991 г. (вступил в силу 29 сентября 1997 г.); 5. Протокол о дальнейшем сокращении выбросов серы от 14 июня 1994 г. (вступил в силу 5 августа 1998 г.); 6. Протокол по тяжелым металлам от 24 июня 1998 г. (вступил в силу 29 декабря 2003 г.); 7. Протокол по стойким органическим загрязнителям от 24 июня 1998 г. (вступил в силу 23 октября 2003 г.); 8. Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном от 30 ноября 1999 г. (вступил в силу 17 мая 2005 г.).

Предусматривает: межправительственное сотрудничество в проведении научных исследований; систематические наблюдения за озоновым слоем; мониторинг производства озоноразрушающих веществ; обмен информацией в этой сфере.

содержит перечень озоноразрушающих веществ, запрещенных или ограниченных для применения в странах, присоединившихся к Протоколу

подлежат ратификации государствами, присоединившимися к Монреальскому протоколу: Лондонская 1990 г. (добавили в список запрещаемых веществ метилхлороформ (МХФ), четыреххлористый углерод (ЧХУ) и галлоны); Копенгагенские 1992 г. (добавили в список запрещаемых веществ галогенизированные растворители и переходные химические вещества, известные как гидрохлорфторуглероды (ГХФУ), а также метилбромид); Монреальская 1997 г. (предусматривает создание глобальной системы лицензирования экспорта и импорта озоноразрушающих веществ и ускорение графика сокращения производства и потребления метилбромида). Предусматривает выполнение трех основных требований: введение лицензирования экспорта и импорта озоноразрушающих веществ, запрещение (через год после принятия) импорта и экспорта бромного метила из стран или в страны, которые не ратифицировали Копенгагенские поправки, и запрещение поставок восстановленных хладагентов из государств, не выполняющих требования Монреальского протокола относительно производства озоноразрушающих веществ.; Пекинская 1999 г.(ввела меры регулирования поэтапного сокращения производства ГХФУ, а также ХФУ и галонов для удовлетворения потребностей развивающихся стран)

ст. IX: «Государства-участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества…»

закрепило концепцию «общего наследия человечества» применительно к Луне, другим небесным телам и их ресурсам; ст. 3: принцип использования Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях; ст. 4: «исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. При этом должное внимание уделяется интересам нынешних и будущих поколений, а также необходимости содействовать повышению уровня жизни и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

Луна и другие небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Размещение на поверхности Луны и других небесных тел или в их недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с их поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны и других небесных тел или их участки. При этом поверхность или недра Луны и других небесных тел, а также участки их поверхности или недр, или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.

создает неизбирательную угрозу для всех космических стран и для всех космических пользователей; известно примерно частиц размером 10 или более сантиметров. А много тысяч отличаются еще меньшими размерами, и их нельзя отследить с помощью нынешних технологий; с учетом большой скорости этих частиц (у некоторых она достигает 8 км/сек на низкой околоземной орбите) даже очень небольшие обломки мусора могут потенциально причинить катастрофический ущерб космическим ресурсам; занимаются: Научно-технический подкомитет Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях и Межагентский координационный комитет по космическому мусору (МККМ); 2003 г. – МККМ представил «Руководящие принципы по предупреждению образования космического мусора» (распространяется только на вновь проектируемую и создаваемую космическую технику); два «оберегаемых района» околоземного пространства: район низких околоземных орбит (НОО) (до км от Земли) и район геостационарной орбиты (ГСО).

Руководящие принципы предупреждения образования космического мусора 2007 г. (одобрены резолюцией ГА ООН) отражают существующую практику, выработанную рядом национальных и международных организаций; призывает все государства, особенно те, которые обладают крупным космическим потенциалом, активно содействовать достижению цели предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве как одного из существенно важных условий развития международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях; Ядерные источники энергии в космосе Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г. Рамки обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 2009 г.