Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение « Табагинская средняя общеобразовательная школа » Городского округа « Город Якутск » 677911, с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подари улыбку ….. 1. Вновь заливистый звонок Всех позвал нас на урок. Станет пользой он для нас. За работу, в добрый час! Будем речь мы развивать И поступки.
Advertisements

Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
«Лист бумаги: сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает.
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Сяпала калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали, бутявку стрямкали. И подудонились.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Сочиняем волшебную сказку. "Солнечный зайчик"
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Как жить в мире людей? Выполняла ученица 4 «А» Класса Алиева Ламан.
Подготовка к контрольной работе по русскому языку Тренировочные упражнения. 4 класс. Учебник В. В. Репкина.
Учитель в моей судьбе Широков Дмитрий. Предисловие В этой презентации вы не увидите много фотографий, не будит каких либо заумных фраз, слов. Просто прочитайте.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Очень страшная история. Доедая с маслом булку, Братья шли по ________, Вдруг на них из ________ Пёс большой залаял _____ Сказал младший: «Вот напасть,
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка.
М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна.
Тема занятия: «Путешествие в страну слов. Итоговый урок.» Учитель «МОУ Гимназия 4 Смирнова Т.В.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Методы и формы оценки качества образовательных достижений обучающихся при изучении русского языка и литературы Каждый урок должен быть осмыслен педагогом.
Эти многоликие слова… Эти многоликие слова… Обобщающий урок по теме «Лексика»
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение « Табагинская средняя общеобразовательная школа » Городского округа « Город Якутск » , с. Табага, улица Пеледуйская, 4, телефон , , факс Активизация творческих способностей обучающихся на уроках развития речи Егорова Л. В., учитель русского языка и литературы первой категории

Цель уроков развития речи : развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании ; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, оценивать языковые факты ; овладение видами речевой деятельности в разных ситуациях общения

Задачи уроков развития речи : - формировать и развивать коммуникативную компетенцию ; - реализовать коммуникативно - деятельностный подход ; - формировать функциональную грамотность ; - формировать и развивать коммуникативные универсальные учебные действия.

Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать. Дж. Родари

Слуховые и зрительные диктанты 1. Гигантская акула – одна из самых крупных морских рыб. 2. Она достигает 10 метров в длину и весит до 4 тонн. 3. Великан обитает во всех океанах. 4. В отличие от голубой акулы гигантская совершенно безвредна. 5. Как и кит, она питается исключительно планктоном. 6. Огромный рот ее лишен страшных зубов.

Слуховые и зрительные диктанты 1. В наших домах, на улицах водятся « дикие » мальчики и девочки. 2. Они и читают, и взрослых слушают, но цивилизованными от этого не становятся. 3. Они могут и на стене написать, и урок сорвать, и человека обидеть. 4. Им кажется, что они никому не вредят. 5. Но разве это так ? 6. Ответьте на вопрос.

Слуховые и зрительные диктанты 1. Однажды ночью человеку … 2. Ему снилось, … 3. Над ним раскинулось … 4. Он видел перед собой … 5. Золотой песок ласкал его ноги,… 6. Когда человек проснулся, то …

Слуховые и зрительные диктанты 1. Однажды ночью человеку ( приснился сон ) 2. Ему снилось, ( что он идет по берегу моря ) 3. Над ним раскинулось ( ослепительно голубое небо ) 4. Он видел перед собой ( чудесные горы с белоснежными шапками ) 5. Золотой песок ласкал его ноги, а ( легкий ветерок освежал лицо ) 6. Когда человек проснулся, то ( все утро чувствовал себя счастливым )

Примерные задания к слуховым и зрительным диктантам 1. Конструирование текста ( вставить начало, конец, недостающее слово ; переставить предложения, чтобы составить текст и т. д.) 2. Комплексный анализ текста ( разборы, найти изобразительно - выразительные средства, найти те или иные синтаксические конструкции и т. д. ) 3. Интерпретация текста ( озаглавить, определить тему, проблему, определить собственную позицию в устной или письменной форме и т. д.) 4. Словарная работа ( использование в диктантах словарных ( новых ) слов ; работа со словарями, лучше предварительная и т. д.)

Изложение Изложение как сжатый пересказ текста с максимально возможным сохранением особенностей авторского языка и стиля. Изложение с анализом текста ( последовательность действий ) 1. Подготовительная работа. 2. Лингвистический анализ текста. 3. Идейный и лингвопоэтический анализ. 4. Личные впечатления и оценка. 5. Анализ ученических работ.

Притча об императоре и нищем В саду, у дворца, сидел император ; вокруг него стояли слуги. В это время мимо проходил один монах с посохом в руке и сумою за плечами. Он намеревался зайти во дворец. - Куда ты, отче ? – остановил его слуга. - Хочу войти в эту гостиницу, чтобы переночевать, - ответил монах. - Это не гостиница, проходи дальше. Император, заинтересовавшись случившимся, объяснил монаху, что он – император, а это его дворец. - Кому принадлежал этот дворец ? - Моему прадеду, потом деду, отцу, а теперь – мне, - ответил император - А когда умрешь, кому будет принадлежать ? - Моему сыну. - Вот видишь, - заключил монах, - сколько народу перебывало в этом доме. Как же, государь, после этого он не гостиница ? Император приказал дать ночлег страннику, ибо понял, что хотел сказать монах : мы проходим по этой земле, и нет у нас здесь вечного жилища.

Примерные задания 1. Озаглавьте текст 2. Запишите его сжато, сохраняя особенности языка и стиля. 3. Что понял император ? Допишите текст. 4. Чем поучителен текст ? 5. Что вы поняли из этой притчи ? 6. Охарактеризуйте героев притчи.

Басня. Жила одна мышь под амбаром. В его полу была дырочка, и хлеб сыпался туда, так что еды у этой мыши всегда было вдоволь. Житье у норушки было хорошее, и она захотела похвастаться этой сытой жизнью. Прогрызла мышь дыру побольше и позвала других мышей себе в гости. Она сказала : - Приходите, гости дорогие, ко мне на пир, еды всем хватит. Когда она привела друзей, то увидела, что дыры совсем не стало, потому что мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее.

Примерные задания 1. Додумайте и допишите концовку, логически вытекающую из текста. Обоснуйте такое завершение. 2. Озаглавьте текст и запишите заглавие. 3. Определите жанр, стиль, тип текста и обоснуйте свое мнение ( пользуйтесь памяткой ) 4. В чем поучительность данной ситуации ? Истолкуйте ( мораль ). 5. Выпишите синонимы. 6. Придумайте и запишите аналогичный текст.

А. Приставкин « Муравей » Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаз. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника. По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал : « Гляди - ка, ягода ». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. « Поди прочь, привык на готовенькое !» И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

Примерные задания 1. Напишите подробное изложение. 2. Выразите свое отношение к поступку человека. Анализ ученических работ. Вывести текст на экран и сравнить. « Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную.» « Муравей тащил тяжелую красную ягоду.»

Михаил Михайлович Пришвин Голубые тени Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

Михаил Михайлович Пришвин Осинкам холодно В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки густо одна к одной, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках.

Примерные задания 1. Запишите по памяти, сохраняя средства выразительности. 2. Представьте себя « внутри » пейзажа, опишите свои ощущения, чувства. 3. Представьте это место осенью, весной, летом, зимой. 4. Напишите текст по аналогии, озаглавьте. 5. Добавьте в текст, что вам хочется.

Из записных книжек Антона Павловича Чехова 1. Это не женщина, а петарда. 2. Розалия Осиповна Аромат 3. Капитон Иваныч Чирий 4. Мнение профессора : не Шекспир главное, а примечания к нему Человеку нужно только 3 аршина земли. - Не человеку, а трупу. Человеку нужен весь земной шар. 6. Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь. 7. Успех уже лизнул этого человека своим языком

Из записных книжек Антона Павловича Чехова 1. Дедушке дают покушать рыбы, и если он не отравляется и остается жив, то ее ест вся семья. 2. Один старик – богач, почувствовав приближение смерти, приказал подать тарелку меду и вместе с медом съел свои деньги. 3. Человек, у которого колесом вагона отрезало ногу, беспокоился, что в сапоге, надетом на отрезанную ногу, 21 рубль.

Как написать рассказ ( примерный план работы ) Пишем черновик 1. Определить систему героев : дать имена ( можно « говорящие »), наделить чертами характера ( возможны прототипы ); наметить, как данные герои соотносятся друг с другом и т. д. 2. Определить место, время, основные события. 3. Определить авторскую позицию ( отношение к событиям, героям ) 4. Определить, что вы хотите сказать своим рассказом ( ваша цель : позабавить, предостеречь, научить и т. д.)

Как написать рассказ ( примерный план работы ) Пишем черновик 1. Экспозиция. Знакомим читателя с героями, указываем место, время ( помним : экспозиция не должна быть затянутой ; рекомендуемый тип речи – повествование с элементами описания ) 2. Завязка действия ( тип речи – повествование, желателен диалог ) 3. Продолжение действия ( повествование с элементами описания ) 4. Кульминация ( пик действия – вдруг ! нет - длинным предложениям, да - БСП, неполным предложениям ) 5. Продолжение действия ( повествование с элементами описания ) 6. Развязка ( повествование с элементами рассуждения )

Как написать рассказ ( примерный план работы ) Правим текст 1. Читаем вслух, исправляем недочеты. 2. Возвращаемся к рассказу через день – два, перечитываем, правим. 3. Помним : герои говорят и действуют в рамках своих характеров, т. е. упрямец не может говорить и действовать как добряк и т. д. 4. Самое главное : вызывает ли рассказ интерес ?

Джанни Родари « Старые пословицы » А вот что случилось со Старой Пословицей, которой захотелось яблока. Села она под яблоню и бормочет про себя : - Не тряси яблоко, покуда зелено : созреет – само упадет. - И что вы думаете, действительно, упало. Только когда ? Когда насквозь прогнило. - Расстроилась Пословица и с горя подала в отставку.

Примерные задания 1. Как вы думаете, нужно ли отказываться от старых пословиц ? 2. Всегда ли правы старые пословицы ? 3. Выберите пословицу и напишите аналогичный текст. 4. Для справок : моя хата с краю, ничего не знаю ; тише едешь, дальше будешь ; работа не волк, в лес не убежит и т. д.

Велимир Хлебников О, рассмейтесь, смехачи ! О, засмейтесь, смехачи ! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно ! …………………. Смейево, смей его, Усмей, осмей, смешинки, смешинки, Смеюнчики, смеюнчики …

Примерные задания 1. Выберите слово, поиграйте с ним. 2. Используя русские морфемы, создайте новые слова, определите лексическое значение авторских неологизмов. 3. Напишите четверостишие со своими словами. 4. Помните : мы с вами создаем настроение !

Л. С. Петрушевская « Пуськи бятые » Сяпала Калуша по напушке и увазила бутяаку. И волит : - Калушата, калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит : - Оее, оее ! Бутявка - то некузявая ! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит : - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо - зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой : - Калушата подудонились ! Калушата подудонились ! Зюмо некузявые ! Пуськи бятые !

Примерные задания 1. Придумайте и запишите текст, используя русские морфемы. 2. Разберите 2 слова по составу. 3. Сделайте синтаксический разбор простого предложения ( сложного предложения ) 4. Помните : наша цель при создании « тарабарского » текста – поиграть и позабавиться.

Даниил Хармс Вываливающиеся старухи. Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошел на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.

Даниил Хармс Оптический обман Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и видит : на сосне сидит мужик и показывает ему кулак. Семен Семенович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит. Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак. Семен Семенович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит. Семен Семенович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак. Семен Семенович не желает верить в это явление и считает это явление оптическим обманом

Примерные задания 1. Легко ли придумать такой рассказ ? 2. Придумайте и запишите рассказ, как у Д. Хармса. 3. Словарная работа : абсурд, гротеск, пародия. 4. Цель писателя – только смех ? 5. Прочитайте свой текст, подумайте, получилось ли у вас создать свой мир ?

Даниил Хармс Очень страшная история Доедая булку с маслом, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. Сказал младший : « Вот напасть, Хочет он на нас напасть. Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в пасть ». Все окончилось прекрасно. Братьям сразу стало ясно, Что на каждую прогулку Надо брать с собою … булку.

Примерные задания 1. Переделайте стихотворение в анекдот, запишите. 2. Напишите рассказ « Все окончилось прекрасно », используя личный опыт. 3. Переделайте стихотворение в рассказ, запишите. 4. Нарисуйте по стихотворению комикс.

В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. С. Я. Маршак 1. История слова « неделя » 2. Что общего между « смрадом » и « смородиной »? 3. Ради чего « не щадили живота своего »? 4. Откуда пришли карандаш и ватман ? 5. Кто « бил баклуши »? 6. Как играли в бирюльки ? 7. Новая жизнь старых слов ( ботфорты, лосины и т. д.)

Пишем сказку План работы над сказкой. 1. Персонажи сказки : герои и злодеи. 2. Волшебство, волшебные предметы. 3. Волшебные места. 4. Нарушение героем запрета. 5. Превращения героев. 6. Цель, к которой стремится герой, злодей мешает. 7. Главное : добро побеждает зло.

Пишем сказку Примерный план сказки 1. Зачин. 2. Завязка действия ( герой находит общезначимую цель ) 3. Продолжение действия ( магия цифры 3, злодей два раза побеждает героя ) 4. Кульминация ( третья последняя удачная попытка героя одолеть злодея ) 5. Продолжение действия ( герой достигает цели ) 6. Развязка. Герой получает награду.

Анкета 1. Придумай себе псевдоним. 2. Что такое любовь ? 3. Что такое дружба ? 4. Напиши свою любимую шутку ( анекдот ) 5. Чем любишь заниматься в свободное время ? 6. Твой любимый вид спорта. Почему ?

Примерные темы сочинений Вкусный остров. Мне приснилось, что я … ( Интересный сон ) Ха - ха - ха ! Параллельный мир. Когда я стану папой ( мамой ) Мир через … лет Мой мир Что я думаю о людях ? ( от имени животного ) Оживай - ка ! ( монолог от имени любого предмета )

« Обитаемый » остров ( примерный план ) 1. Придумай название животному. 2. Образ жизни животного. 3. Как выглядит животное ? Нарисуй, опиши. 4. Какие звуки издает животное ? 5. Где предпочитает жить ? 6. Логово животного. 7. Симбиоз с другими обитателями острова.

Ефимова Яна О любви Тепло. Солнце освещает все в этом мире, все то, что я очень люблю. Это солнышко, такое знакомое и родное, дарит столько радости, столько любви. Небо большое и бесконечное, от него исходит неземной покой, глубокий и всепроникающий, кажется, что слышишь « ангелов полет ». Любовь - это небо и солнце, это лес и луга, это горы и море. Это гармония, мир и счастье. Она находится у нас в душе, возможно, вся душа создана из любви и любовью. Такое маленькое слово, и такая бездна чувств. Любовь является ключом, она одухотворяет жизнь и вносит смысл в судьбу каждого человека. Наш мир, наша земля - все, что нас окружает, все пропитано любовью. Ведь любовь возвращает человека к жизни, одухотворяет его, дарит ему счастье, радость, помогает тонко чувствовать - помогает человеку быть человеком, помогает полюбить мир и наполнить его яркими красками, о которых раньше и не подозревал. Любовь - это не только счастье и радость, это еще и большая ответственность. Сестры любви - это Вера и Надежда. В некоторые моменты жизни любовь чувствуется очень слабо, и для того, чтобы эти моменты пережить, надо верить и надеяться. Надо любить ! Любовь является тем источником жизни, которым должен питаться каждый человек. При нехватке любви, мы чувствуем себя одинокими. Но надо знать : человек никогда не останется один, человек всегда кем - то любим …

Примерные задания 1. Понравился ли вам текст ? 2. Какие мысли автора вам понравились ? 3. С чем вы хотели бы поспорить ? 4. Какие слова и выражения вы заменили бы ? 5. Напишите свой текст – рассуждение на тему любви или дружбы.

Урок развития речи. Комплексный анализ текста. 5 класс. Цели: Обобщение, закрепление знаний по работе с текстом; умение интерпретировать текст, строить свой текст на основе данного образца; развивать творческие способности, эмоции, речь, внимание, воображение. Ход урока. 1. Организационный момент. Нацеливание детей на групповую работу, создание непринужденной обстановки на уроке. Как вы думаете, сколько килограммов рыбы можно пожарить на одной сковороде? Ответы. В одном итальянском городе в Праздник рыбы на сковороде диаметром 5 метров жарят 5 тонн рыбы и угощают человек. 2. Основная часть. Работа в малых группах. А) Сложите пазл (собрать текст из разрезанных предложений). Прочитайте, докажите, что перед вами текст. Б) Выясните, все ли слова понятны? Кто такой Диоген? (Вопрос из домашнего задания)

Раздаточный материал Рассказывают, что древнегреческий философ Диоген, тот, который жил в бочке, однажды стал рассуждать перед проходящими мимо него людьми о каких-то важных предметах. Но его никто не слушал. Тогда он принялся верещать по-птичьему. Сразу же возле него собралась толпа. Философ пристыдил слушателей за то, что… ( … их внимание было привлечено не глубоким смыслом его речей, а необычными пустяками.) Вопросы и задания. 1. Почему Диогена в первой ситуации никто не слушал, а во второй – нашлось много охотников послушать? 2. Что вы ответили бы Диогену, если бы находились в толпе?

Вопросы и задания 1) Лингвистический анализ текста. Цель: развивать лингвистическую и языковую компетенции. Морфемный разбор слов: рассуждать, проходящими, рассказывают. Орфографический разбор: толпа, не слушала, рассуждать. Определите часть речи и роль в предложении слов: никто, по-птичьему, возле него. Найдите однокоренные слова. Ответьте на вопрос, с какой целью мы проделали эту работу?

Вопросы и задания 2) Речеведческий анализ текста. Цель: развитие коммуникативной компетенции. Работа по плану (пункты 1-4) и справочным материалам. Найдите глаголы – синонимы со значением говорить. Можно ли заменить эти слова без ущерба для текста? Почему? (Ключевые слова) Какие глаголы в ряду - антонимы? Работа по плану (пункты 7,8) Определите цель проведенной работы.

Вопросы и задания 3) Творческое упражнение: дописать текст. Цель: развитие креативных способностей обучающихся. О каких важных вещах мог рассуждать Диоген? (Можно использовать пословицы и поговорки) 4) Чтение и анализ вариантов по группам. 5) Д/з.: Придумать и записать подобную историю. 6) Подведение итогов. Сравнение цели и результата. - Кто считает, что добился цели? Оцените свои результаты. - Понравилась ли вам сегодняшняя работа?

Раздаточный материал Рассказывают, что древнегреческий философ Диоген, тот, который жил в бочке, однажды стал рассуждать перед проходящими мимо него людьми о каких-то важных предметах. Но его никто не слушал. Тогда он принялся верещать по-птичьему. Сразу же возле него собралась толпа. Философ пристыдил слушателей за то, что… ( … их внимание было привлечено не глубоким смыслом его речей, а необычными пустяками.) Вопросы и задания. 1. Почему Диогена в первой ситуации никто не слушал, а во второй – нашлось много охотников послушать? 2. Что вы ответили бы Диогену, если бы находились в толпе?

Схема комплексного анализа текста 1. Озаглавьте текст и объясните, почему вы выбрали это заглавие? 2. Определите события, которые называются завязка, кульминация, развязка. 3. Запишите тему, проблему, идею. 4. Назовите тип текста. 5. Истолкуйте с помощью словарей непонятные вам или малопонятные слова. 6. Выпишите (если есть) синонимы, антонимы. 7. Понравился вам этот текст или нет? Почему? 8. Смогли бы вы сочинить, составить аналогичный текст? На чем основывается это ощущение?