Математика Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2016» Заочный тур Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Advertisements

Учимся работать по новым стандартам!. Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания учебных планов,
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Оценивание достижений учащихся 5 –х классов на уроках математики.
Оценочная деятельность учителя начальных классов (образовательная система Л.В. Занкова) Коробова Елена Григорьевна, учитель начальных классов БОУ г. Омска.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
ФГОС Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ Ы РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Занятие 2 для учителей начальной школы Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Районный методический.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Материалы к стандартам второго поколения. Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Из опыта работы Долотовой Надежды Ивановны. Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики на основе дифференцированного обучения.
Транксрипт:

Математика Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2016» Заочный тур Учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметных результатов на уроках математики Конкурсное задание «Методический семинар» Волгина Наталья Александровна, учитель математики МБОУ «Называевская СОШ 4» Называевский МР

Об авторе Наталья Александровна Волгина – учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Называевская СОШ 4» Омской области Называевского МР. Стаж работы – 23 года. За это время найдено много приемов и методов обучения, но каждый день продолжаются поиски новых уроков, которые добавили бы значимости моему предмету и процессу учения в целом. Кроме математических я узнала новые формулы – формулы жизненной мудрости, которые дополняют мой методический багаж. Педагогическое кредо: «Идти дальше, выдумывать, пробовать и изобретать». Ученик, это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх)

Обновленная нормативная база (ФГОС, Концепция развития математического образования) Известная методическая база (теории, технологии, диагностики) Недостаточно средств для решения поставленных задач Необходимость решать новые образовательные задачи: «…Обеспечение роста творческого потенциала учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС) «Система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно- познавательных и учебно-практических задач (УПЗ и УПрЗ), которые осваивают учащиеся в ходе обучения» (ФГОС)учебно- познавательных и учебно-практических задач Проблема: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики Необходимость переосмыслить накопленный педагогический опыт Поиск новых средств и методических решений для реализации нового социального заказа. Условия возникновения опыта

Теоретическая основа опыта Изучение теоретической базы, повышение квалификации Теоретическая база опыта: Селевко Г.К. Современные образовательные Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 г. Алёнушкина П.И., Вальтер С.Ж., и другие. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи: способы повышения образовательного потенциала учебных заданий. Омск: БОУ ДПО «ИРООО», О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Новая дидактика современного урока. Санкт-Петербург: КАРО, О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина и др. Современные педагогические технологии.. Санкт- Петербург: КАРО, Т.Ю. Дюмина, А.А.Махонина. Математика. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД. В.: Учитель, Логинова О.Б. Экспертиза УПЗ. А.Г. Асмолов. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, Примерная ООП ООО. Идея опыта: при изучении предмета для достижения метапредметных результатов использую учебно-познавательные задачи. Цель опыта: создание условий для формирования метапредметных результатов посредством решения учебно- познавательных задач, что позволяет обеспечить базовую математическую подготовку и сформировать навык самостоятельного приобретения знаний и применения их в повседневной жизни. В глубине души учителя осознают, что на карете прошлого далеко не уедешь, тем более, когда рядом педагогическое пространство рассекают современные автомобили (Е. Ямбург)

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут ( Аристипп) Задачи: Изучить и проанализировать теоретические аспекты технологий деятельностного типа, методические конструкторы УПЗ, алгоритмы экспертизы УПЗ, диагностические методики оценки уровней метапредметных результатов и т.д. Отследить уровень сформированности метапредметных результатов. Отобрать методические приёмы, УПЗ, способствующие формированию метапредметных результатов на уроках математики. Подобрать или разработать тексты УПЗ на основе преобразования учебного материала: текстов математических задач, упражнений и апробировать их на разных этапах урока. Отследить эффективность разработанных средств (оценить уровень сформированности УУД). Сформулировать выводы исходя из анализа полученных результатов.

Цели применения УПЗ: - создание мотивации для обеспечения последующей учебной деятельности; - отработка необходимых навыков, приемов и операций; - Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом; - формирование способности к самостоятельному поиску способов выполнения заданий. УПЗ – задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности). УПрЗ – это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Д. Пойа )

Метапредметные результаты Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения. Технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления. Технология «педагогических мастерских». Технология «педагогических мастерских». Технология диалогового обучения. Технология диалогового обучения. Технология организации самостоятельной деятельности. Технология организации самостоятельной деятельности. Технологии деятельностного типа

Формулировка задания. Распутать математический лабиринт, в котором вместо геометрических фигур нужно записать соответствующие числа. Учебно-познавательные задачи Интеллектуальная разминка Результаты экспертизы УПЗ (по Логиновой О.Б). Задание соответствует требованиям к УПЗ в ООП ООО. Формируемые УУД.

Учебно-познавательные задачи Этап урока: «Проблематизация, актуализация, мотивация» Формулировка задания. Выполните задание по алгоритму: 1. Прочитайте ниже предложенный текст и заполните пропуски в предложениях. 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу учителя (на слайде). 3. Подсчитайте количество правильных ответов. 4. Оцените правильность выполнения по предложенным ниже критериям. 5. Запишите полученное количество баллов в рабочий лист урока. Прямоугольник – это четырехугольник, у которого … углы ………………….. Площадь прямоугольника находится по формуле: …. …………, где а и в – стороны прямоугольника. Квадрат - это прямоугольник, у которого все ………………… равны. Формула площади квадрата ……………… Площадь измеряют в ……………………. единицах. Критерии оценивания Кол-во баллов Правильно определены 16 слов 3 25 слов слов 1 4Менее 3 слов 0 Экспертиртиза УПЗ (по Логиновой О.Б). Задание соответствует требованиям к УПЗ в ООП ООО. Формируемые УУД.

Учебно-познавательные задачи Этап урока: «Проблематизация, актуализация, мотивация» Формулировка задания. Лабораторная работа Экспертиртиза УПЗ (по Логиновой О.Б). Задание соответствует требованиям к УПЗ в ООП ООО. Формируемые УУД. Индивидуальное задание Индивидуальное задание: измерьте длины сторон каждый своего прямоугольника; вычислите площадь прямоугольника; заполните бланк отчёта Общее задание: S = S 1 + S 2 + S 3 + S 4 S= Найдите сумму площадей; переверните свои прямоугольники; сложите из них пазл (складная картинка); измерьте длины сторон полученного большого прямоугольника; вычислите площадь прямоугольника; заполните бланк отчёта; Проверьте правильность выполнения задания по образцу учителя (на слайде); Оцените правильность выполнения по предложенным ниже критериям; Запишите полученное количество баллов в рабочий лист урока. abSСделайте вывод: 1234 abS1S1 abS2S2 abS3S3 abS4S4

Учебно-познавательные задачи Этап урока: «Открытие нового знания» Формулировка задания Сформулируйте правило «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» и запишите его буквенным выражением. Для этого ответьте на вопрос задачи и запишите её решение. Задача. Торт разрезали на 12 равных кусочков. Саша съел три кусочка, а его друг Петя съел 2 кусочка. Какую часть торта съели мальчики вместе? Вопросы и задания: Какую часть торта съел Саша? (запишите ответ в виде обыкновенной дроби) Какую часть торта съел Петя? (запишите ответ в виде обыкновенной дроби) Сколько кусочков торта они съели вместе? Какую часть торта они съели вместе? (запишите ответ в виде обыкновенной дроби) Запишите решение задачи. Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Сравните сформулированное правило с правилом в учебнике. Оцените свою деятельность. Критерии оценки Задание выполнено, если правильно решена задача, верно записано решение задачи, составлено правило и буквенное выражение. Задание почти выполнено, если правильно решена задача и записан только ответ задачи, составлено правило, но не составлено буквенное выражение или правильно решена задача и записан ответ задачи, составлено частично правило, но не составлено буквенное выражение. Задание не выполнено, если даны только верные ответы на вопросы задачи, отсутствие выполненных заданий по задаче. Экспертиртиза УПЗ (по Логиновой О.Б). Задание соответствует требованиям к УПЗ в ООП ООО. Формируемые УУД Формируемые УУД.

Учебно-познавательные задачи Этап урока: «Применение изученного на уроке» Экспертиза УПЗ (по Логиновой О.Б). Задание соответствует требованиям к УПЗ в ООП ООО. Формируемые УУД.

Учебно-познавательные задачи Этап урока: «Применение изученного на уроке» Формулировка задания. Семья задумала сделать ремонт на кухне, в спальне, ванной комнате и гостиной. Помогите семье рассчитать стоимость необходимых материалов для каждой комнаты. 1. Вычислите площадь пола гостиной. Заполните бланк отчёта. 2. На пол стелим ламинат. Сколько потребуется ламинатных плиток, если одна плитка имеет размеры: 2 м*15 см. Заполните бланк отчёта. 3.Рассчитайте, сколько необходимо потратить денег на покупку ламината для пола гостиной, если одна плитка стоит 56 рублей. Заполните бланк отчёта. Данные для пола Данные для 1 плитки Кол- во штук Цена за 1 штуку, руб Стоимос ть, руб a, см b, см S пола, см 2 a, см b, см S1 плитки, см 2 Экспертиза УПЗ (по Логиновой О.Б). Задание соответствует требованиям к УПЗ в ООП ООО. Формируемые УУД.

Учебно-познавательные задачи Этап урока: «Применение изученного на уроке» Формулировка задания. При пайке изделий из жести применяют сплав, содержащий 2 части свинца и 5 частей олова. Сколько свинца и олова содержит кусок сплава, в котором олова на 360 г. Больше, чем свинца? Решите эту задачу по плану: Сколько частей составляют 360 г? Сколько граммов приходится на 1 часть? Сколько свинца в сплаве? Сколько олова в сплаве? Экспертиза УПЗ (по Токаревой П.В.). Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний: 1 а. Есть ли требование использования знаково-символических средств для фиксации информации, изначально данной в словесной форме? (ДА) 1 б. Есть ли требование выполнения какой-либо логической операции (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей)? (ДА) 2. Есть ли требование переноса известных / открытых знаний в новый контекст? (ДА) 3. Привлекается ли содержание и/ или методы иных областей знания? (ДА). Задание соответствует требованиям к УПЗ в ООП ООО. Формируемые УУД Формируемые УУД.

Результативность Метапредметные результаты Предметные учебные действия Программа стартовой диагностики универсальных действий учащихся 5 классов под ред. Н. В. Афанасьевой по основным показателям личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД - Стартовая контрольная работа - Тематические контрольные работы Тематические контрольные работы - Итоговая контрольная работа за I полугодие - Итоговая контрольная работа за год Предметные конкурсы, турниры, олимпиады, УПЗ в рамках ТКП (работы обучающихся) Диагностический инструментарий : 1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (A.M. Прихожан) 2. Методика диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (М. Ступницкая) 3. Комплексная работа

Мониторинг достижений метапредметных результатов

Учебный год Классы 2014/ /2016 (I п/г) Стартовая работа I полугодие Годовая к/р Стартовая работа I полугодие БУПУБУПУБУПУБУПУБУПУ А Б Динамика результатов выполнения стартовых и итоговых работ Динамика и результативность Динамика и результативность участия в предметных олимпиадах, турнирах, конкурсах Динамика и результативность Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать (Л. Н. Толстой)

Персональный сайт Представление опыта: - Применение ТРКМ на уроках математики (муниципальная ВКС ) - педагогическая мастерская «Современный урок» в рамках (для педагогов района) - «Обновление деятельности учителя математики в условиях введения ФГОС ООО (РМО) - Оценивание образовательных результатов обучающихся в начальной школе в условиях введения ФГОС (ШМО учителей начальных классов) - Применение современных педагогических технологий на уроках математики для реализации деятельностного подхода» (X областного педагогического марафон) - Открытые уроки (5-6 классы): -Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями -Правильные и неправильные дроби -Площадь прямоугольника -Отношения и пропорции Региональные ТКП: - Организация и проведение областного ТКП для педагогов «ТРКМ в образовательном процессе»ТРКМ в образовательном процессе -Разрабатываем современный урок геометрии -Реализация междисциплинарной программы «Смысловое чтение и работа с текстом» в условиях введения ФГОС (3 место) -Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС (лауреат) Конкурсы: - Всероссийский конкурс «Современный учитель» - Областной конкурс учебных проектов «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (2 место)Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века - Всероссийский конкурс «Методическая разработка урока (занятия) с применением ИКТ (победитель) - Всероссийский конкурс «Методическая разработка урока (занятия) в соответствие с требованиями ФГОС» Лучшая манера учить других – это вести их тем же путем, по которому шли сами для того, чтобы образовать себя (Э. Кондильяк) Публикации: - Статья «Реализация стратегии смыслового чтения на уроке математики средствами ТКРМ»Реализация стратегии смыслового чтения на уроке математики средствами ТКРМ - Сборники методических разработок: «Компетентностно-ориентированные уроки» и «Компетентностно-ориентированные задания»Компетентностно-ориентированные уроки Компетентностно-ориентированные задания - Статья «Применение современных педагогических технологий на уроках математики при реализации компетентностного подхода» ТКП «Компетентностно-ориентированный урок» - Статья «Исследовательская деятельность на уроках математики» (VI Всероссийский фестиваль методических разработок)Исследовательская деятельность на уроках математики - Методическая разработка урока Методическая разработка урока

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 г. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Алёнушкина П.И., Вальтер С.Ж., и другие. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи: способы повышения образовательного потенциала учебных заданий. Омск: БОУ ДПО «ИРООО», О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Новая дидактика современного урока. Санкт- Петербург: КАРО, О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина и др. Современные педагогические технологии.. Санкт- Петербург: КАРО, Т.Ю. Дюмина, А.А.Махонина. Математика. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД. В.: Учитель, Логинова О.Б. Экспертиза УПЗ. Л.Р. Шафигулина. Проблемное и игровое обучение. В.: Учитель, А.Г. Асмолов. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Концепция развития математического образования в Российской Федерации Математические этюды. Математические этюды Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, Нестандартные задачи. Нестандартные задачи Шуба М. Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. – М.: Просвещение, Примерная ООП ООО. Примерная ООП ООО ФГОС ООО. ФГОС ООО Библиографический список