1 Среднегодовые тренды указывают на резкое замедление темпов экономического роста: в 2010–2015 гг. прирост ВВП составил 1,7% против 4- 7% в 2000–2009 гг.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Налоги индивидуальный подоходный налог социальный налог земельный налог налог с транспортных средств налог на имущество сборы - обязательные налоговые.
Advertisements

Финансовые перспективы разграничения полномочий в Саратовской области Назаров В.С. г. Саратов 13 июня 2013 г.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН ЗАКОН НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ОБ ОКРУЖНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ГОДОВ» от оз.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Отличительные особенности бюджетной политики гг.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- сентябре 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- сентябре 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Уральского федерального округа в январе 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе 2011 года.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА I КВАРТАЛ 2015 ГОДА Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области 1.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Уральского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ПЗ 28. ВОПРОС 2.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- феврале 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе-июле 2011 года.
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА Центр психолого- экономических исследований СНЦ РАН Саратов 2015 Круглый стол по общественному обсуждению.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2011 года.
Транксрипт:

1 Среднегодовые тренды указывают на резкое замедление темпов экономического роста: в 2010–2015 гг. прирост ВВП составил 1,7% против 4- 7% в 2000–2009 гг. Динамика макроэкономических показателей в 2000–2015 гг. (% к предыдущему году в сопоставимых ценах) Показатели В среднем за 2000– 2004 В среднем за 2005– 2009 В среднем за 2010– ВВП106,9104,1102,8104,5104,3103,4101,3100,696,3 Индекс промышленного производства 106,3101,6103,6107,3105,0103,4100,4101,796,6 Инвестиции в основной капитал 111,6109,3104,4106,3110,8106,8100,897,391,6 Оборот розничной торговли 110,3 105,3106,5107,1106,3103,9102,590,0 Реальная заработная плата 115,7110,2104,5105,2102,8108,4104,8101,390,5 Реальные денежные доходы населения 111,5108,7102,8105,9100,5104,6104,099,296,0 Индекс потребительских цен 115,5110,8107,9108,8106,1106,6106,5111,4112,9

2 В 2015 г. сохранились бюджетные проблемы регионального развития В 2009–2015 гг. среднегодовые темпы роста доходов территориальных бюджетов замедлились до 6% против 27% в 2004–2008 гг. Динамика доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2004–2014 гг. Год Совокупные доходы Собственные доходы Млрд. руб. Темп роста, % Млрд. руб.Темп роста, % , , , , , , , , , ,3 В среднем за 2004– , , , , , , , , , , , , , , ,2 В среднем за 2009– , ,9

Особенностью бюджетного процесса в 2013–2014 гг. стало падение реальных собственных доходов территориальных бюджетов, прежде всего в регионах- донорах и крупных центрах нефтегазовой и металлургической промышленности 3 Реальные собственные доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2012–2014 гг. Субъект Млрд. руб. В % к 2012Млрд. руб.В % к 2013В % к 2012 Республика Татарстан 162,7158,397,3161,1101,899,0 Оренбургская область 65,361,894,662,7101,496,0 Ямало-Ненецкий АО 124,8109,287,5117,4107,594,1 Красноярский край 150,0143,395,5138,496,692,3 Вологодская область 43,740,191,738,896,888,8 Тюменская область 151,2107,871,3133,1123,488,0 Республика Коми 57,151,389,949,897,187,2 Иркутская область 105,895,590,390,594,885,5 Кемеровская область 105,391,286,689,097,684,5 Белгородская область 56,050,991,046,891,983,6 Российская Федерация 6384,76186,096,96087,498,495,3

Беспрецедентный рост дефицита территориальных бюджетов – свидетельство низкой сбалансированности российской экономики и её слабой диверсификации 4 Дефицит консолидированного бюджета РФ в 2009–2014 гг., млрд. руб. Показатели планфактпланфакт Консолидированный бюджет РФ В том числе - федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ В % к собственным доходам бюджетов субъектов РФ 7,82,00,64,41,69,72,56,6 Количество регионов, имеющих дефицит х 77 х 74 По предварительным оценкам, в 2015 г. дефицит бюджетной системы РФ составил 2,8 трлн. руб., или 3,5% ВВП.

5 Долговой кризис региональных бюджетов обостряется Кредиты, полученные субъектами РФ в 2008–2014 гг., млрд. руб. В течение 2014 г. закредитованность субъектов РФ выросла в два раза и достигла 2 трлн. руб.

Государственный и муниципальный долг субъектов РФ 6

7 По итогам 2015 г. количество субъектов РФ, имеющих уровень долговой нагрузки свыше 50%, увеличилось с 45 до 53. Субъекты РФ, в которых в 2015 г. объём государственного долга превысил 50% объёма собственных доходов бюджета Субъект Млрд. руб. В % к доходам бюджета Млрд. руб. В % к доходам бюджета Саратовская область 55,588,7 59,091,5 Калужская область 29,065,5 38,683,7 Краснодарский край 157,178,6 164,282,1 Вологодская область 38,082,0 37,078,2 Омская область 40,563,3 44,775,2 Ярославская область 36,160,9 39,070,0 Нижегородская область 75,861,2 85,366,0 Воронежская область 42,158,0 46,462,6 Кемеровская область 55,452,5 66,461,2 Самарская область 64,646,7 75,656,4 Новосибирская область 50,545,7 63,456,2

8 Первый фактор – сложившаяся модель распределения налоговых доходов между уровнями бюджетов, закрепляющая принцип фискального приоритета Федерации с подчинённым положением её субъектов. Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 1999 и 2014 гг. Налоговые доходы Млрд. руб.% % Всего 497,8100,06487,4100,0 Налог на прибыль организаций 139,928,11961,730,2 Налог на доходы физических лиц 97,319,52680,841,3 Налог на добавленную стоимость 67,113,500 Акцизы 24,95,0486,07,5 Налог с продаж 19,33,900 Налоги на совокупный доход 5,71,1315,04,9 Налоги на имущество 52,510,5957,514,8 Платежи за пользование природными ресурсами 34,77,050,00,8 Прочие налоги, пошлины и сборы 56,411,336,40,5 В результате централизации наиболее собираемых налогов территориальные бюджеты потеряли 35% доходных источников.

9 Количество самодостаточных территорий (не получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности) уменьшилось с 20 в 2006 г. до 11 в 2014 г. Количество регионов-доноров в РФ в 2006–2014 гг.

Второй фактор – высокая зависимость наполняемости региональных бюджетов от двух платежей, привязанных к экономическому росту, – налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. 10 Поступления налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ в 2011– 2014 гг., млрд. руб. Субъект к 2011 Млрд. руб.% Иркутская область 30,129,7-0,498,9 Самарская область 36,235,6-0,698,3 Нижегородская область 25,524,2-1,3-1,394,9 Тюменская область 108,6102,4-6,294,3 Свердловская область 47,343,7-3,692,6 г. Москва 567,0485,4-81,685,6 Пермский край 34,028,5-5,583,9 Ямало-Ненецкий АО47,137,8-9,380,3 Красноярский край 69,049,7-19,372,1 Мурманская область 16,311,6-4,771,4 Вологодская область 12,07,6-4,463,1 Кемеровская область 35,919,2-16,753,4 Белгородская область 25,611,2-14,443,8 В 2014 г. большинство регионов с преобладающей долей налога на прибыль демонстрировали снижение его сборов.

Поступления НДФЛ в бюджеты субъектов РФ в 2010–2014 гг., % к предыдущему году 11

Численность работников социальной сферы и темпы роста поступлений НДФЛ в бюджеты субъектов РФ в 2012–2014 гг. 12

Третий фактор – не обеспеченная доходными источниками социализация бюджетных расходов, увеличивающая объёмы долгового финансирования. 13 Дефицит (-), профицит (+) текущего финансирования бюджетов субъектов РФ в 2008–2014 гг. В 2014 г. лишь четыре региона (Сахалинская, Ленинградская, Тюменская области, Ханты-Мансийский АО) смогли профинансировать расходы за счет собственных доходов.

Расходы бюджетов субъектов РФ на возврат и обслуживание кредитов 14 Почти четверть собственных доходов регионы тратят на погашение кредитов и процентные платежи

15 Расходы на возврат и обслуживание кредитов становятся приоритетным направлением финансирования региональных бюджетов Объём расходов бюджета Вологодской области в 2014 г., млрд. руб.

Четвёртый фактор – крайне неэффективные механизмы межбюджетного регулирования, реализующие основополагающий принцип бюджетного федерализма – повышение самодостаточности территорий – путём вторичного перераспределения бюджетных ресурсов. 16 Приоритетом межбюджетных отношений в 2014 г. стало замещение трансфертного финансирования долговым. За 2008–2014 гг. доля заимствований в структуре финансовой помощи из федерального бюджета увеличилась с 10 до 32%. В скобках указана доля кредитов в структуре финансовой помощи Структура финансовой помощи, полученной из федерального бюджета бюджетами субъектов РФ в 2009–2014 гг., млрд. руб.

Субсидии на финансирование капитальных вложений, полученные бюджетами субъектов РФ из федерального бюджета в 2008–2014 гг., млрд. руб. 17 Снижение бюджетных инвестиций создаст долговременные риски для устойчивого роста налогового потенциала

Пятый фактор – обострение противоречий между интересами ряда регионов и крупных корпораций, во многом обусловленное целенаправленными действиями правительства по легализации снижения налоговой нагрузки в отношении крупнейших налогоплательщиков 18 Законодательные меры по снижению налоговой нагрузки 1. Заключение Россией с офшорными государствами соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), не ограничивающих налоговые льготы для зарегистрированных в зарубежных юрисдикциях российских компаний. 2. Введение нулевой ставки НДС для предприятий-экспортёров. 3. Либерализация валютного законодательства. 4. Введение нулевой ставки налога на прибыль по дивидендам, выплачиваемым российской организации от стратегического участия в других компаниях. 5. Введение института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), допускающего взаимозачёт прибылей и убытков.

19 Правительство РФ целенаправленно создает условия по снижению вклада крупного бизнеса в бюджет Динамика налоговых льгот, предоставленных в 2006–2014 гг., трлн. руб.

20 Правительство РФ целенаправленно создает условия по снижению вклада крупного бизнеса в бюджет Львиная доля льгот по налогу на прибыль связана с крупным бизнесом и офшорами Льгота Потери налога на прибыль за 2012–2014 гг., млрд. руб. Пониженная ставка на дивиденды иностранным акционерам российских предприятий (0–5% вместо 15%) 180 В том числе офшоры 120 Нулевая ставка на дивиденды российских компаний от стратегического участия в других организациях 307 Снятие ограничений на сумму переноса убытков на будущее 329 Введение налогового режима КГН 90 Итого 1026

21 Правительство РФ целенаправленно создает условия по снижению вклада крупного бизнеса в бюджет Поступление налога на прибыль от ПАО «Северсталь», млрд руб. Прибыль до налогообложения, млрд руб.: ЧерМК – 9,2; Воркутауголь – 3,1; Карельский Окатыш – 11,5; Олкон – 1,4 Создание КГН ПАО «Северсталь» привело к падению налога на прибыль в бюджет Вологодской области в 10 раз.

Средние рыночные цены на металлопрокат в 2005–2013 гг., долл./т 22 Средняя выручка металлургических комбинатов в 2005–2014 гг., млрд. руб.

23 Правительство РФ целенаправленно создает условия по снижению вклада крупного бизнеса в бюджет Как налоговое законодательство помогает минимизировать налоги (на примере Череповецкого металлургического комбината ПАО «Северсталь») Показатели Сумма, млрд. руб. Прибыль до налогообложения в 2014 г.57 Расчетный налог на прибыль по ставке 20%11,4 Расходы по ликвидации американских заводов, списанные на уменьшение прибыли до налогообложения 95 Фактический убыток, показанный в отчетности-38 Фактический налог на прибыль 0 По итогам 2014 года полученные финансовые показатели ЧерМК могли обеспечить выход на объемы поступлений налога на прибыль на уровне 2008 года.

24 Правительство РФ целенаправленно создает условия по снижению вклада крупного бизнеса в бюджет Возврат из бюджета НДС крупным экспортерам Освобождения от уплаты НДС, трлн. руб. В результате освобождений федеральный бюджет в 2013 – 2014 гг. потерял 40–50% доходов

25 Распределительная политика корпораций не соответствует принципам социальной ответственности и справедливости Основной приоритет распределительной политики металлургических корпораций – скупка других бизнесов Агрегированная структура инвестиций комбинатов черной металлургии за 2008 – 2014 гг., млрд. руб. Показатели Северстал ь ММКНЛМК Износ основных средств, % Инвестиции, всего В том числе Капитальные вложения Доля в общем объеме инвестиций, % Финансовые вложения Доля в общем объеме инвестиций, % При износе основных средств, составляющем 40–50%, на модернизацию производства направлялось 33–46 % общего объема инвестиций НЛМК и ММК и всего 17% – на ЧерМК.

26 Распределительная политика корпораций не соответствует принципам социальной ответственности и справедливости Что принес транснациональный бизнес металлургическим корпорациям Показатели Северсталь (2004–2014 гг.) ММК (2007–2014 гг.) НЛМК (2006–2014 гг.) Затраты на приобретение и последующее финансирование Убытки иностранного бизнеса В том числе отнесенные на уменьшение базы налогообложения Потери налога на прибыль 37100

27 Распределительная политика корпораций не соответствует принципам социальной ответственности и справедливости Дивидендные выплаты акционерам металлургических корпораций, млрд. руб.

28 Распределительная политика корпораций не соответствует принципам социальной ответственности и справедливости Среднемесячный размер вознаграждения, выплаченного топ-менеджерам металлургических корпораций, тыс. руб. на одного управленца

29 Действующие нормы налогового законодательства не позволяют увязывать реальный размер налоговой нагрузки с объёмами прибыли и доходов, получаемых крупными собственниками. За 2008–2013 гг. состояние собственников корпораций чёрной металлургии увеличилось в два–три раза, а налоговая нагрузка демонстрировала обратную динамику. Состояние владельцев металлургических корпораций и налоговые платежи в бюджет РФ, млрд. руб. Показатели к 2008, раз ОАО «Северсталь» Состояние владельца, млрд. руб.126,3287,4522,1451,3399,8378,9+3,0 Налоги 27,04,09,211,18,5 -3,2 ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Состояние владельца, млрд. руб.73,5284,5316,1165,2131,2101,0+1,4 Налоги 17,45,116,010,28,18,6-2,0 ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Состояние владельца, млрд. руб.152,8458,7677,3469,0440,4599,0+3,9 Налоги 23,47,111,714,713,114,4-1,6

30 По оценкам ИСЭРТ РАН, за счёт использования многочисленных схем минимизации прибыли владельцами крупнейших металлургических корпораций территориальные бюджеты теряют более 40 млрд. руб. в год. Металлургическая корпорация Регион присутствия головного предприятия Расчётные недопоступления налогов в бюджет региона, млрд. руб. ОАО «Северсталь» Вологодская область 22,7 ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Липецкая область 5,0 ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Челябинская область 15,9 Итого 43,6

31 Предложения по реформированию налогово-бюджетной системы Зачисление в региональные бюджеты налога на прибыль в полном объёме позволит увеличить сборы налоговых платежей на 300–350 млрд. руб. в год. Пересмотр отдельных положений налогового законодательства, регулирующих порядок налогообложения прибыли, прежде всего крупных плательщиков. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц сможет пополнить региональные бюджеты на 5 трлн. руб. Эти средства позволят реализовать майские указы Президента РФ. Отмена большей части льгот по территориальным налогам, в первую очередь в отношении имущества субъектов естественных монополий. Законодательное закрепление обязанности регистрации прав собственности на недвижимое имущество. Расчётный среднегодовой объём дополнительных поступлений территориальных налогов от реализации указанных мер мог бы составить 300 млрд. руб. Инвентаризация действующих налоговых льгот (вычетов, возмещений, освобождений от уплаты) с выявлением тех, которые наиболее актуальны в целях активизации инвестиционного спроса, частичная или полная отмена преференций для высокодоходных субъектов экономики. Ужесточение валютного контроля, введение налога на финансовые транзакции. Пересмотр вплоть до денонсации большинства заключённых РФ соглашений об избежании двойного налогообложения с целью повышения ставок налога по дивидендам.

По оценкам ИСЭРТ РАН, корректировка действующей налогово­бюджетной политики способна увеличить в ближайшие два­три года доходы консолидированного бюджета страны на 15–17 трлн. руб. в год, или на 50–70%, в том числе доходы бюджетов субъектов РФ – на 6 трлн. руб., или на 70%.