Мониторинг хода реализации Федерального закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.13 г. ЦЕНТР НЕЗАВИСИМОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономические районы России. Северный Северный Северо-Западный Северо-Западный Центральный Центральный Волго-Вятский Волго-Вятский Центрально- Чернозёмный.
Advertisements

Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Что за выборы такие? Р.Ф.Туровский Центр политических технологий.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Территориальная структура России в начале XXI века.
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Территориальная структура России в начале XXI века.
Качество и доступность медицинской помощи в России Интерактивная карта и рейтинги регионов Москва 2015.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Государственный строй. Рассматривают 2 важных момента: Формы правления (ФП) Формы административно- территориального устройства (ФАТУ)
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Начальник Управления интегрированных информационных систем государственных финансов Федерального казначейства Н.В. Гвоздева О реализации субъектами Российской.
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
Особенности административно- территориального устройства РФ.
Федеративное устройство РФ. 1. Если то или иное государство состоит из отдельных субъектов (республик, штатов, номов и др.), имеющих собственную территорию.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление контроля социальной сферы и торговли Москва, 2009 г. О выявленных нарушениях на рынке похоронных услуг.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
Перспективы развития здравоохранения РФ Скворцова Вероника Игоревна заместитель Министра Минздравсоцразвития России РОССИЯ, 2010.
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
Транксрипт:

Мониторинг хода реализации Федерального закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от г. ЦЕНТР НЕЗАВИСИМОГО МОНИТОРИНГА ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ «НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА» ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА Июнь 2015

442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения В РФ» Новый закон Устанавливает основные принципы социального обслуживания граждан в Российской Федерации Уточняет права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг Определяет формы социального обслуживания Определяет виды социального обслуживания Определяет условия предоставления социальных услуг Закрепляет принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания Утверждает перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ на: Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании Составление индивидуальной программы Осуществление государственного контроля/надзора в сфере социального обслуживания. Ответственным за исполнение Закона является Министерство труда Российской Федерации, осуществляющее выработку и реализацию государственной политики в сфере социального обслуживания. 2

Сведения о мониторинге Центра «Народная экспертиза» 3 Сроки проведения мониторинга с 04 мая по 15 июня 2015 года Задачи мониторинга Оценка хода реализации Федерального закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» География исследования :85 субъектов РФ Исследование проводилось в три этапа 1. Метод исследования Мониторинг наличия необходимой информации, расположенной в открытом доступе в сети Интернет на официальных порталах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Объекты исследования Официальные сайты департаментов/министерств социальной защиты населения 2. Метод исследования Телефонное обследование «горячих линий» по разъяснению 442-ФЗ Объекты исследования «Горячие линии» по социальным вопросам министерств/департаментов субъектов РФ 3. Метод исследования Проведение полуформализованных интервью Целевая аудитория Представители общественных объединений (союзы пенсионеров, ветеранов и объединений инвалидов, общественные организации пациентов), представители некоммерческих организаций (НКО), предоставляющих услуги по социальной поддержке и помощи людям в сложной жизненной ситуации, в том числе представители НКО, включенных в реестр поставщиков социальных услуг в субъектах РФ

1 этап: мониторинг официальных сайтов профильных РОИВ 4 Основные аспекты мониторинга Наличие специального раздела по реализации Федерального закона 442-ФЗ Наличие в разделе следующих нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в соответствии с Федеральным законом: нормативный акт, утверждающий перечень социальных услуг, предоставляемых населению нормативный акт, утверждающий тарифы на услуги Нормативный акт, утверждающий формы документов, либо размещенные формы: заявления о предоставлении социальных услуг договора о предоставлении социальных услуг индивидуальной программы предоставления социальных услуг Наличие плана проведения информационно-разъяснительной работы по реализации Федерального закона и анализ его содержания Наличие информационно-разъяснительных материалов по всем положениям закона в доступной и понятной для потребителей форме (брошюры, буклеты, презентации и пр.) Наличие реестра поставщиков социальных услуг и анализ его содержания

Результаты мониторинга официальных сайтов профильных РОИВ 5 Критерий Наличие информации Отсутствие информации Комментарии Специальный раздел о ходе реализации 442-ФЗ в регионе 83 субъекта 2 субъекта Информация не обнаружена на сайтах Ненецкого автономного округа и г. Севастополя Полный комплект документации, а именно: форма заявления форма договора форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг 3 субъекта 82 субъекта Информация в полном объеме присутствует на сайтах следующих субъектов: г. Москва Республика Чечня Республика Калмыкия Неполный комплект документации (только форма заявления или только форма договора или только форма индивидуальной программы) 76 субъектов 6 субъектов Ни одной из форм, а также нормативно-правового акта, утверждающего данные формы не найдено на сайтах: Красноярского края, Ненецкого АО, Орловской, Сахалинской областей, Республик Коми и Чувашия План проведения информационно- разъяснительной работы 81 субъект 4 субъекта Информация не обнаружена на сайтах: Республики Крым и Чувашия, Омской и Ярославской областей Анализ планов проведения информационно-разъяснительной работы выявил отсутствие единообразия в составлении, а также отсутствие в большинстве регионов описания целевых аудиторий, на которые рассчитаны проводимые мероприятия

Результаты мониторинга официальных сайтов профильных РОИВ 6 Критерий Наличие информации Отсутствие информации Комментарии Нормативный акт, утверждающий перечень социальных услуг, предоставляемых населению 85 субъектов 0 субъектов Нормативно-правовые акты субъектов по утверждению перечня услуг размещены на сайтах всех субъектов РФ Нормативный акт, утверждающий тарифы на социальные услуги, оказываемые населению 85 субъектов 0 субъектов Нормативно-правовые акты субъектов по утверждению тарифов на услуги размещены на сайтах всех субъектов РФ Информационно-разъяснительные материалы в доступной и понятной форме для потребителей социальных услуг 25 субъектов 60 субъектов Наиболее часто встречающиеся формы информационно-разъяснительных материалов: – презентации – буклеты и брошюры – рубрика на сайте «Вопрос – Ответ» Реестр поставщиков социальных услуг 79 субъектов 6 субъектов Реестр не найден на сайтах 4 субъектов: Магаданской области, Республики Тыва (Тува), городов Санкт-Петербург и Севастополь Нет возможности посмотреть или скачать реестр поставщиков (раздел не работает) на сайтах 2 субъектов: Республики Чечня и Свердловской области

Анализ размещенных реестров поставщиков социальных услуг 7 Реестры поставщиков представлены на сайтах 79 субъектов РФ. Анализ размещенных реестров выявил следующее: Отсутствие единообразия в оформлении реестра поставщиков социальных услуг. На официальных сайтах профильных РОИВ реестры представлены в виде: обобщенных таблиц организаций с данными о них в формате MS Excel нумерованного списка названий организаций с общими данными нумерованного списка названий организаций, содержащего гиперссылки на официальные сайты этих организаций На сайтах 5 субъектов – Астраханской, Нижегородской, Ульяновской областей и Ямало-Ненецкого АО – реестр не содержит полной информации о поставщиках социальных услуг, обязательной для размещения согласно ст. 25 Федерального закона 442-ФЗ Всего по состоянию на г. выявлено 5427 организаций, состоящих в реестрах поставщиков социальных услуг, из них: 5241 государственных/муниципальных организаций 88 коммерческих организаций 98 некоммерческих организаций Наибольшее число как коммерческих (57), так и некоммерческих организаций (59) из 320 представленных – в реестре Республики Башкортостан. Наибольшая численность государственных/муниципальных организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг в Самарской области – 260 организаций, при этом организаций других организационно- правовых форм в реестре нет. Необходимо учитывать, что процесс включения в реестр новых поставщиков социальных услуг продолжается во всех субъектах РФ.

Сравнительный анализ проведенных мониторингов (февраль 2015 года и июнь 2015 года) 8 В феврале 2015 года проводился мониторинг 32 официальных сайтов департаментов/министерств социальной защиты населения, по 4 региона в 8 Федеральных округах. В мае 2015 года проведен сравнительный анализ размещенной информации на сайтах этих регионов. Сравнительный анализ официальных сайтов профильных РОИВ проводился в следующих регионах: Поволжский ФО Пермский край Республика Татарстан Саратовская область Оренбургская область Центральный ФО Брянская область Ивановская область Калужская область Липецкая область Северо-Западный ФО Республика Карелия Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Дальневосточный ФО Хабаровский край Амурская область Республика Саха (Якутия) Приморский край Сибирский ФО Томская область Новосибирская область Кемеровская область Иркутская область Уральский ФО Свердловская область Курганская область Тюменская область Челябинская область Северо-Кавказский ФО Ставропольский край Республика Карачаево-Черкесия Республика Кабардино-Балкария Республика Северная Осетия - Алания Южный ФО Волгоградская область Ростовская область Астраханская область Краснодарский край

Сравнительный анализ проведенных мониторингов официальных сайтов РОИВ 32 субъектов РФ 9 Сравниваемые критерии Февраль 2015 г.Май 2015 г. Утвержденный перечень оказываемых социальных услуг Есть на всех 32 сайтах Утвержденные тарифы на оказываемые социальные услуги Есть на всех 32 сайтах План информационно-разъяснительной работы Есть на всех 32 сайтах Информация для получателей социальных услуг в доступной и понятной форме Есть на сайтах 8 из 32 субъектов Кабардино-Балкарская Республика Ставропольский край Саратовская область Оренбургская область Брянская область Томская область Кемеровская область Челябинская область Есть на сайтах 13 из 32 субъектов В период с февраля по май 2015 года, информацию разместили на сайтах еще 5 субъектов: Ленинградская область Новосибирская область Свердловская область Республика Карачаево-Черкесия Республика Татарстан Реестр поставщиков социальных услуг с описанием предоставляемых услуг и утвержденными тарифами Информация отсутствует на сайтах двух субъектов Тюменская область Челябинская область На остальных 30 сайтах информация есть Есть на всех 32 сайтах В период с февраля по май 2015 года в Тюменской и Челябинской областях был размещен реестр поставщиков социальных услуг

Телефонное обследование «горячих линий» по разъяснению 442-ФЗ 10 Цель: Проверка наличия «горячих линий», единых социальных телефонов по разъяснению положений 442-ФЗ для населения на официальных сайтах департаментов/министерств социальной защиты населения субъектов РФ оценить работу «горячих линий» по разъяснению положений 442-ФЗ Результаты проверки наличия «горячих линий», единых социальных телефонов по разъяснению положений 442-ФЗ Экспертами Центра «Народная экспертиза» были исследованы сайты официальных департаментов/министерств социальной защиты населения 85 субъектов РФ Телефоны единых социальных или «горячих линий» размещены на сайтах 48 субъектов : За период с февраля по май 2015 года «горячие линии» открылись в 15 субъектах РФ

11 Сравнительный анализ наличия «горячих линий» (февраль 2015 года и май 2015 года) Февраль 2015 г.Май 2015 г. Телефон «горячей линии» по социальным вопросам размещен на 33 сайтах Телефон «горячей линии» по социальным вопросам размещен на 48 сайтах Из них на 3 сайтах размещена информация о Едином социальном телефоне: Ульяновская область Саратовская область Кемеровская область Из них на 3 сайтах размещена информация о Едином социальном телефоне: Ульяновская область Саратовская область Курская область Необходимо отметить, что номер Единого социального телефона убрали с сайта Кемеровской области, но разместили на сайте Курской. Из них только в 3 регионах указано, что «горячая линия» именно по разъяснению положений 442-ФЗ Костромская область Алтайский край Республика Башкортостан Из них только в 7 регионах указано, что «горячая линия» именно по разъяснению положений 442-ФЗ. В период с февраля по май 2015 года информация появилась на сайтах 4 субъектов: Новгородская область Республика Татарстан Республика Северная Осетия – Алания Республика Тыва (Тува) На 49 сайтах информация о «горячей линии» или каком-либо специализированном телефоне не обнаружена На 37 сайтах информация о «горячей линии» или каком-либо специализированном телефоне не обнаружена Мониторинг «горячих линий» в феврале 2015 года проводился в 83 субъектах (исключая Крымский ФО)

Результаты телефонного обследования горячих линий по разъяснению 442-ФЗ 12 В 37 субъектах РФ отсутствует единая «горячая линия» телефонной связи по проведению информационно-разъяснительной работы по положениям 442-ФЗ, при этом в Республике Саха (Якутия) «прямая линия» работает один раз в месяц с представителями государственных органов по вопросам социального обслуживания населения. Телефоны «горячих линий» по социальным вопросам размещены на сайтах 48 субъектов РФ, из них: На сайтах 3 субъектов РФ содержится информация об общероссийском «Едином социальном телефоне» Данный телефон не работает (в феврале 2015 г. этот номер также не работал) в Саратовской, Ульяновской и Курской областях. В 4 субъектах РФ размещены телефоны «горячих линий» для отдельных категорий граждан или «горячие линии» непосредственно поставщиков социальных услуг – в Республике Алтай, Тамбовской области, Чукотском и Ямало-Ненецком АО. В 3 субъектах РФ в период мониторинга указанная на официальном сайте «горячая линия» не действует, соединение не осуществляется – в Архангельской, Иркутской и Свердловской областях. В Красноярском крае при звонке на «горячую линию» работает автоматическая регистрация обращений и их передача специалисту для последующего информирования граждан (обратный звонок). В 8 субъектах осуществлена переадресация с «горячей линии» на номер отдела, непосредственно занимающегося вопросами социальной политики и нормативно-правовым регулированием в данной сфере – в Калининградской, Курганской, Рязанской областях, Республике Дагестан, Ингушетии, Карелии, Марий Эл и Ставропольском крае. В 15 субъектах при звонке на «горячую линию» были сообщены номера поставщиков социальных услуг региона, а также предоставлена консультация о видах социальных услуг. В 14 субъектах консультация не предоставлена по различным причинам: телефон не отвечал, либо линия постоянно занята, специалист-консультант отсутствовал в момент звонка и пр. Отдельно хочется отметить, что в 3 субъектах – в Омской области, Республике Северная Осетия – Алания и Татарстане – подробно проконсультировали по всем интересующим вопросам, а также предложили прийти на прием в органы социальной защиты по месту жительства. При этом, в Астраханской и Ивановской областях интересующая информация была получена только после консультации специалиста «горячей линии» с другими сотрудниками.

Полуформализованные интервью 13 Целевая аудитория для проведения полуформализованных интервью Представители общественных объединений (союзы пенсионеров, ветеранов и объединений инвалидов) Представители некоммерческих организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Представители некоммерческих организаций, не включенных в реестр, но оказывающих социальную помощь населению Все эксперты обладают компетенцией в области социального обслуживания и предоставления социальных услуг. Количество экспертов : 210 География:83 субъекта РФ (исключая Крымский ФО) Основные аспекты полуформализованных интервью Изменения, произошедшие в связи с вступлением в законную силу Федерального закона 442-ФЗ «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации» Проведение информационно-разъяснительной работы представителями органов социальной защиты региона Эффективность информационно-разъяснительной работы с некоммерческими организациями в сфере социальных услуг о возможности включения в реестр поставщиков в субъектах РФ

Полуформализованные интервью 14 Произошли ли какие-нибудь изменения в оказании социальных услуг по сравнению с прошлым годом? В ходе мониторинга, проведенного Центром в феврале 2015 г. экспертам также был задан вопрос о произошедших изменениях в сфере оказания социальных услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона 442-ФЗ. По сравнению с данными, полученными в начале года, количество экспертов, отметивших изменения, возросло. Май 2015 г Февраль 2015 г Эксперты отмечают следующие изменения (процент указывается из числа зафиксировавших изменения) Переоформление договоров (45%) Изменение стоимости услуг (36%) Изменение соотношения платных и бесплатных услуг (28%) Составление индивидуальных программ оказания социальных услуг (9%) 71%

Полуформализованные интервью 15 Проводят ли региональные органы информационно-разъяснительную работу по вопросам реализации нового закона о социальном обслуживании граждан и получения ими социальных услуг? Да 59% Нет 41% Основными источниками информации, по мнению экспертов, являются (при выборе нескольких вариантов ответов): 68% – семинары, круглые столы, конференции, совещания с органами власти 31% – публикации в местных СМИ информационно- разъяснительных материалов, интервью с представителями органов власти, телевизионные программы и сюжеты в новостях 28% – брошюры, распространяемые в социальных и медицинских учреждениях региона 28% – консультации и разъяснения со стороны социальных работников 3% – размещение информации на стендах в органах социальной защиты и иных профильных учреждениях

16 Центром «Народная экспертиза» в ходе анализа реестров поставщиков социальных услуг было выявлено преобладание государственных/муниципальных организаций (97% от общего числа организаций в реестрах субъектов РФ). Для определения причин сложившейся ситуации, с представителями некоммерческих организаций (НКО), оказывающих социальные услуги населению, были проведены дополнительные полуформализованные интервью. Общее количество экспертов: представители 50 НКО, из которых: 12 НКО, включенных в реестр поставщиков социальных услуг 38 НКО, не включенных в реестр поставщиков социальных услуг Представители НКО, входящие в реестр, отметили, что вошли в реестр по предложению самих органов социальной защиты, а также отметили продолжительное сотрудничество и до момента вступления в реестр. Представители НКО, не входящие в реестр, отметили, что работа со стороны органов социальной защиты по информированию НКО о возможности и условиях вступления в реестр, ведется слабо, необходимую информацию им приходится получать самостоятельно. Полуформализованные интервью с представителями НКО

Основные выводы 17 В целом отмечается положительная динамика происходящих изменений в сфере социального обслуживания граждан в связи с вступлением в законную силу нового Федерального закона 442-ФЗ. Вместе с тем эксперты отметили: недостаточность информационно-разъяснительной работы со стороны государственных органов с потенциальными получателями социальных услуг. Основная работа ведется с теми категориями граждан, которые являлись получателями услуг до вступления в силу 442-ФЗ. недостаточность информационно-разъяснительной работы с представителями коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, по вопросам включения в реестр поставщиков социальных услуг Мониторинг официальных сайтов профильных РОИВ показал, что: – и нформация по вопросам реализации 442-ФЗ размещена не в полном объеме – п оиск размещенной информации в большей части затруднен, так как отсутствуют единые требования по расположению и форме представления информации Темпы организации работы «горячих линий» по разъяснению положений 442-ФЗ остаются невысокими. При отсутствии единого стандарта «горячей линии» и требований к ее организации, уровень разъяснений зависят от квалификации и компетенции специалистов, отвечающих за работу «горячих линий» в регионах. Также необходимо отметить, что многие «горячие линии» работают путем переадресации абонентов непосредственно на отдел органа социальной защиты, либо к поставщикам социальных услуг и иные организации за разъяснениями.