Смысловое чтение в контексте новых ФГОС. ПРОБЛЕМЫПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ Низкий уровень читательской квалификации российских школьников: Россия на 27 месте.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Advertisements

Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Составила: учитель начальных классов Фалько Ирина Владимировна.
Кудряшёва Марина Геннадьевна канд. пед. наук учитель начальных классов высшей категории ГОУ ЦО 1485 лауреат Гранта Москвы-2009 победитель ПНПО-2010.
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 с. Александровское» Александровского района, Томской области.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Транксрипт:

Смысловое чтение в контексте новых ФГОС

ПРОБЛЕМЫПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ Низкий уровень читательской квалификации российских школьников: Россия на 27 месте среди 32 стран 73,5% не читателей

Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых -умение осмысливатьдолжно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: цели чтения; -умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; -умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров; -умение определять основную и второстепенную информацию; -умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей; -умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе). Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом). Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно- измерительные материалы. Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) 3. осмыслить и оценить содержание текста форму текста

Школа 2100»: Баласс Наталья Сметанникова Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС Пособие для учителя

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА УРОКЕ «МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ» МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ ИСПОЛЬЗУЯ ВЫПИСКУ ИЗ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1. КТО ТАКИЕ БЕЖЕНЦЫ? 2. КТО ТАКИЕ ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ? 3. НАЗОВИТЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ ПРАВА. ЗАДАНИЕ 1. ВОССТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ О ВАЖНОМ НАУЧНОМ ОТКРЫТИИ. КАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?

1) ) УМЕНИЕ ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯМ. ПРОЧИТАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ГРАНИТ»: 1) ЭТО ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННАЯ В ЗЕМЛЕ ГОРНАЯ ПОРОДА; 2) ЭТО ГЛУБИННАЯ КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОРОДА СЕРОГО ИЛИ РОЗОВАТО-СЕРОГО ЦВЕТА; 3) ЭТО ГЛУБИННАЯ МАГМАТИЧЕСКАЯ ГОРНАЯ ПОРОДА, ИМЕЮЩАЯ ЗЕРНИСТОЕ СТРОЕНИЕ; 4) МАГМАТИЧЕСКАЯ ГОРНАЯ ПОРОДА. КАКОЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВЕРНОЕ? ОБЪЯСНИТЕ В ЧЕМ НЕТОЧНОСТЬ ОСТАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.Е ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯМ.

2) УМЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ. ПРОВЕДИТЕ КЛАССИФИКАЦИЮ: ЯНА, БАЙКАЛ, КАВКАЗ, ВОЛГА, АЛТАЙ, ПАМИР, КАМА, СЕЛИГЕР, ЕНИСЕЙ, ОНЕЖСКОЕ, ЯБЛОНОВЫЙ, СИХОТЭ- АЛИНЬ, УРАЛЬСКИЕ, КАМА. (УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ВЫДЕЛИТЬ ИЗ СПИСКА РЕКИ, ОЗЕРА, ГОРЫ) НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО ИЗ СПИСКА, ОБЪЯСНИТЕ ВЫБОР: ВЕРХНЕЕ, МИЧИГАН, ЭРИ, ЭЙР, ВИННИПЕГ, ВИКТОРИЯ, ГУРОН, ОНТАРИО.

СРЕДИ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ: РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ (ЗНАКОМСТВО С ЛИЧНОСТЬЮ АВТОРА, БИБЛИОГРАФИЕЙ, РАБОТА С НАЗВАНИЕМ, ЭПИГРАФАМИ, СНОСКАМИ, ВЫСТРАИВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО РЯДА ПО НАЗВАНИЮ И Т. П.) РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ ЧАСТИ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА, ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ ОБОБЩАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА, ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СЮЖЕТА И РОЛИ ГЕРОЕВ В КОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА И Т.П.) РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ, ОБСУЖДЕНИЕ, ДИСКУССИИ ПО ИСТОЛКОВАНИЮ ТЕКСТОВ, ВЫЯВЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ СМЫСЛОВ, ИДЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И Т.П.)

РАБОТА ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА. КЛАСТЕР – СПОСОБ ГРАФИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА- УСПЕШНО МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАПРИМЕР, ПО ВОПРОСУ «КРАХ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА» МОЖНО РЕКОМЕНДОВАТЬ УЧАЩИМСЯ СОСТАВИТЬ ФИШБОУН, А ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН, (5 СТРОК) О ЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ ТЕКСТА, НАЙТИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОТРАЖАЮЩИЕ СУТЬ ТЕМЫ, НЕСКОЛЬКО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРИЗНАКИ ТЕМЫ, ГЛАГОЛОВ, ОТРАЖАЮЩИХ ФУНКЦИИ ТЕМЫ И Т.П.

ФИШБОУН

Типы речи повествование Какой? Этапы работы при создании кластера- 1. Анализ материала, выявление основных понятий, концепций и связей между ними. 2. Исключение материала, не отвечающего задаче раскрытия именно данной темы. 3. Отражение связей между понятиями – использование рамок разной формы.стрелок. рисунков и пр. Так может выглядеть модель для создания кластера по теме «Типы речи»

абвг Аллитерац ия аллюзия анафора восклицание Гипербола Градация гротеск Систематизации знаний по теме на уроках русского языка и литературы способствует прием «Тематический алфавит». Заранее подготовленная таблица раздается каждому ученику. В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова-термины, понятия, словосочетания. Например, Средства художественной выразительности

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ СЕГОДНЯ АКТУАЛЬНЫ И ВОСТРЕБОВАНЫ, ТАК КАК СООТВЕТСТВУЮТ ОСНОВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, И РЕШАЮЩИМ УСЛОВИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВЫСТУПАЕТ СОВМЕСТНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УСПЕХОВ В РАБОТЕ !