Лекция 3: Регионы РФ. Экономические районы. Понятие регион. Территориальная организация общества. Классификация проблемных регионов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Голюдова Анастасия Владимировна Учитель географии ГБОУ СОШ 500 с углубленным изучением предметов эстетического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Advertisements

Дальний восток – один из самых крупных экономико- географических районов России. Включает Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, магаданскую.
Дальний Восток Подготовил: Александр Акищев Презентации на заказ любой тематики и любой сложности. Цена договорная. Писать в ЛС: vk.com/Akischev.
Субъекты Российской Федерации Административно – территориальное деление.
Западная Сибирь. ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА Цель урока: Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную.
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ Урок географии 9 класс. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА.
Экономическое районирование России. Выполнила Сосновщенко Валерия 9 а класс.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Экономические районы России. Северный Северный Северо-Западный Северо-Западный Центральный Центральный Волго-Вятский Волго-Вятский Центрально- Чернозёмный.
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ РАЙОНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ Выполнил ученик 9 б класса ГОУТО ПКШ Авдеев Ярослав.
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Территориальная структура России в начале XXI века.
Дальний Восток ( Дальневосточный экономический район )
Западная Сибирь Урок географии Урок географии 9 класс 9 класс Разработано: Щетка Н.Ш., учитель ОУ 65 Николаева Л.А., методист ГМЦ.
Оськина Татьяна Александровна – учитель МБОУ СОШ 63 г.Красноярска.
Границы его проходят с районами России – Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским и с государствами - Украиной и Белоруссией.
Урок географии 9 класс Учитель: Катайцева О.В. План урока Ключевые понятия Виды районирования Природно-хозяйственные (комплексные) регионы России.
Территориальная структура России в начале XXI века.
Факторы оценки уровня инновационного развития регионов д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН, г. Москва) Интерра 2011 Г. Новосибирск.
Транксрипт:

Лекция 3: Регионы РФ. Экономические районы. Понятие регион. Территориальная организация общества. Классификация проблемных регионов.

Понятие регион Существует огромное количество трактовок понятия «регион». В российских исследованиях чаще других используются два основных термина: регион и район, но между ними не проводят строгого разграничения. Алаев: «Район – локализованная территория, которая обладает единством, взаимосвязанностью составляющих ее элементов и целостностью, которая выступает и как объективное условие, и как закономерный результат экономического развития данной территории». В этом определении понятие района истолковано очень широко, под него подходит и район в городе, и район в стране. Термин «регион» появился в России в 1975 году, он был введен академиком Некрасовым, который выделил на территории страны макрорегионы (зоны). Некрасов под регионом понимал крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил на основе сочетания в комплексе природных ресурсов, сложившейся материально-технической базы и производственной и социальной инфраструктур. В этом определении в качестве основного критерия выделения региона была взята общность народно-хозяйственных задач, в том числе совокупность природных богатств региона и исторически сложившаяся хозяйственная деятельность. Некрасов в качестве регионов выделял и союзные республики, и экономические районы, и регионы как место размещения отраслей. Добрынин в качестве критерия для определения региона использовал исключительно экономический признак – единство и целостность воспроизводственного процесса. Он предложил понимать под регионом территориально специализированную часть народного хозяйства страны, которая характеризуется единством воспроизводственного процесса. В этом определении территориальные признаки вообще отсутствуют и локализации территория региона не поддается. Ученые Лексин и Швецов предложили под регионом понимать субъект Российской Федерации. В таком случае, речь идет об административном, а не об экономическом районировании. Московские ученые Маршалов и Новоселов утверждают, что экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социально-экономических процессов». За рубежом так же не сложилось одной точки зрения на определение понятий «район» и «регион». Американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем исследовании «Все возможные миры» пишут: «Обычно под словом «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами». Профессор Гарвардского университета Грае считает, что регион и район – это примерно одно и то же понятие, но район невозможно рассматривать как административную и политическую единицу, можно рассматривать только как территорию, которая отличается достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей. То есть районирование можно проводить по экономическому, социальному, этническому и другим критериям. Профессор Миннесотского университета Р. Хартсхорн утверждает: «Район это непрерывная территория, в пределах которой имеется в некоторой степени однородность в общем (природном, культурном) ландшафте». Северная Каролина, профессор Вуфтер: «Район территория, в пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической, социальной структуры». 4 декабря 1996 г. более 300 европейских регионов с различными территориями, политико-административным устройством приняли Декларацию о регионализме в Европе. В Декларации записано, что понятие «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства».

Можно выделить наиболее часто употребляемые критерии для формирования понятия «регион»: географические (расположение, величина территории и количество населения); производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности); градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания); социологические (нормы общения, поведения). В связи с этим регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества. В итоге, в России на сегодняшний день наиболее общим определением региона является следующее: Регион это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления. Регионы США

2. Территориальная организация общества. Существуетнескольковидовделения общей территории страны: На макроуровне происходит деление на две макро-зоны: 1. Европейская зона 2. Восточная зона. Внутри них начинается подразделение на экономические районы.Экономический. район обладает территориальном имеет присущую специализацией в разделении труда, только ему структуру хозяйства,возникшую естественным путем на основе природных ресурсов. Насегодняшнийдень выделяют повысить эффективность управления экономическими районами, создано 7 (+1) федеральных округов: 1. Центральный (1). 2. Южный (2) + Северо-Кавказский (3). 3.Приволжский Уральский. 5.Сибирский. 6.Дальневосточный. 7.Северо-западный. Следующийуровеньделения–в крупных экономических районов: 1.Северный. 2.Северо-западный. 3.Центральный. 4.Волго-вятский. 5.Центрально-черноземный. 6.Северокавказский. 7.Уральский. 8.Западносибирский. 9.Восточносибирский. 10.Дальневосточный. 11.Калининградский. Чтобыдобиться координации деятельности региональных властей и экономических районах выделяются сегодняшний субъекты федерации.На день существует 88 субъектов Российской Федерации.

2. Схемы (крупно) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РФ СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ РФ МАКРО-ЗОНЫ РФ

Понятие регион На микроуровне выделяются административно- территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно- территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации. Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами. Выделяются следующие ее недостатки: 1. Разномасштабность отдельных районов, которые сильно различаются по своему экономическому потенциалу. 2. Недостаточно полно и последовательно отражение принципа территориальной специализации. 3. Чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации: резко различаются по своей специализации области, края и республики, которые объединены в Поволжский, Западносибирский и Дальневосточный районы. 4. Чрезмерная дифференциация районов по наличию экономического потенциала. В связи с этим высказывается различные претензии к существующему административно- территориальному делению. По международным стандартам (классификация ООН) Россия относится к мононациональным государствам, но административно- территориальное деление было произведено по смешанному национально-территориальному признаку, что привело к существенному нарушению, во-первых, научных критериев экономического районирования, а во-вторых, к фактически разному административно- политическому статусу уже административно- территориальных единиц. Существует несколько точек зрения относительно выхода из сложившейся ситуации: 1. Проведение нового административно- территориального деления исключительно по экономическому признаку. 2. Проведение деления исключительно по территориальному признаку. 3. Постепенное доведение политического статуса краев и областей до уровня республик. При этом предлагается постепенно укрупнять территории субъектов федерации исключительно по экономическому признаку. Для более подробного ознакомления со списком проблем смотрите: Алёхин Э.В. Региональная экономика и управление, П 2007, 2012 гг., С.20-23

3. Классификация проблемных регионов В региональной экономике выделяются особые территории – проблемные регионы. Проблемный регион – территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или не может самостоятельно реализовать свой достаточно высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки государства. К проблемным регионам относят не территорию субъекта федерации в целом, а отдельные ихчасти, которые могут находиться на территории сразу нескольких субъектов. Иногда территориально эти проблемные регионы локализуют в границах нескольких субъектов федерации, а иногда внутри района в субъекте. Но в государственной системе России продолжают понимать проблемными регионами субъекты федерации для удобства бюджетного планирования. Основными признаками проблемных регионов являются: 1. Особая кризисность проявления той или иной проблемы, которая создает угрозу социально-экономическому и экологическому положению в стране или политической стабильности. 2. Наличие ресурсного потенциала. 3. Особое значение геополитического/геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны. 4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения своих проблем. Существует несколько основных классификаций проблемных регионов. На основе трех основных уровней измерения: социально-экономическое развитие, динамичность развития и природно- географические условия, выделяют следующие типы проблемных регионов: 1. Отсталые (слаборазвитые). 2.Депрессивные. 3.Кризисные.

3. Классификация проблемных регионов К отсталым относятся регионы, которые имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с большинством. У них традиционно низкий уровень хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная структура промышленности, слабый научно- технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В некоторых регионах этой группы такая социально-экономическая ситуация отягчается политическими, этническими, криминальными и другими проблемами. При этом большинство отсталых регионов России имеют объективные условия для ускорения своего социально- экономического развития на основе использования своих преимуществ. Регионы Южной Сибири требуют исключительно значительных внешних инвестиций, так как их традиционные сферы экономики не в состоянии обеспечить себя. Проблему отсталости анклавов в Центрально- черноземном и Волго-вятском районах можно решить преодолением общегосударственной отсталости, так как продукция данных отсталых территорий может пользоваться спросом лишь при общем экономическом подъеме. Депрессивные территории – это территории, в которых по экономическим, социальным, политическим или экологическим причинам перестали действовать собственные условия и стимулы для социально- экономического развития. В настоящее время в Российской Федерации могут претендовать на государственную поддержку только те территории, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, прочие негативные тенденции выше как общероссийских показателей, так и региональных. Вбольшинстве современных научных изданийопределение термина «депрессивный» распределяется на регион как субъект федерации, а иногда на целую группу регионов. Более мелкие территории, которые обладают всеми объективными показателями депрессии, не рассматриваются в качестве основных объектов, в которые должна направляться финансовая и другая государственная помощь. Такой подход является непродуктивным, так как при более детальном анализе выясняется, что на территории каждого депрессивного региона имеются отдельные территории, которые действительно не могут самостоятельно развиваться, а есть и те, которые нельзя отнести к депрессивным. Как правило, все региональные центры не могут считаться собственно депрессивными, а выделение государственной помощи в целом на регион приводит к тому, что собственно депрессивным территориям выделяется недостаточное количество денежных средств. Поэтому нужно изменить подход к понятию депрессивного региона и системе их поддержки. Требуется разработать четкую систему показателей территориальной депрессивности, причем перечень должен быть максимально широким, так как депрессия является системным явлением, и, следовательно, чем больше позиций спада выявлено, тем лучше. Эти показатели должны характеризовать локальный уровень депрессии, ресурсные возможности депрессивной территории, ухудшение основных параметров уровня и качества жизни людей и предоставления социальных услуг.

3. Классификация проблемных регионов: проблемы санации После этого необходимо разработать систему мероприятий по санации каждой конкретной депрессивной территории в отдельности. Санация должна принципиально отличаться от всех других мер государственного регулирования развития территорий: 1. Не должно быть «обезличенных» трансфертов, все они должны характеризоваться индивидуальной направленностью. 2. Содержание санации в той территории, в которой основной причиной депрессии выступает отсутствие условий и стимулов для нормальной хозяйственной деятельности, необходимо установить особый правовой режим хозяйственной деятельности. Например, предоставить хозяйствующим субъектам налоговые льготы, чтобы сэкономленные средства были инвестированы в основной капитал и инфраструктуру. 3. Предоставление налоговых льгот. 4. Льготное кредитование отдельных хозяйствующих субъектов (либо беспроцентное, либо с условием государственный банковских гарантий, когда региональный бюджет берет на себя обязательства по выплате определенной части процента по предоставленному кредиту). 5. Перечисление конкретным муниципальным образованиям денежных средств на создание центров поддержки малого и среднего бизнеса территорий, инвестиционных фондов, переподготовку и обучение кадров. Суть санации заключается в том, что это очень дорогостоящее и бесприбыльное дело, а результаты будут проявляться в качестве общегосударственной стабильности, поэтому этим может заниматься только государство. Затраты на результативную санацию будут вполне сопоставимы с бюджетными вливаниями в государственно поддерживаемые отрасли – по оценкам экспертов, потребовалось бы от 180 до 260 миллиардов долларов США (в ценах 2004 г.). В рамках мероприятий санации должна быть разработана система механизмов: 1. Для санации депрессивных территорий придется во много раз укрупнить масштаб адресной финансовой помощи территорий, для чего необходимо спустить уровень предоставления трансфертов с регионов и городов до уровня поселков. 2. Необходимо провести частичную консолидацию средств федерального бюджета, расходование которых прямо или косвенно связано с положением дел в дотационных регионах. 3. Целесообразно сделать статьи федерального и регионального бюджета, которые идут на цели санации, не просто приоритетными, но и защищенными, то есть такими, которые не могут быть во время исполнения бюджета пересмотрены и изменены по каким бы то ни было основаниям в сторону уменьшения. Для этого необходимо внести изменения в бюджетное законодательство и в сами тексты бюджетов. Вышеперечисленные механизмы санации должны выстраиваться на принципах санации. К этим принципам относятся: 1. Целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования, он должен быть настроен на достижение конкретных результатов санации. 2. Системность воздействий. Механизмы должны решать сразу несколько проблем одновременно и не должны противоречить друг другу. 3. Многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику и федеральных, и региональных, и местных органов власти, чтобы каждый из уровней имел зону исключительной компетенции и зону ответственности. 4. Концентрация ресурсов. Механизмы должны предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение ресурсов между направлениями санации, которые поступают по различным каналам. 5. Упреждающее действие. Механизмы должны работать с опережением ситуаций, создавать организационно- правовые и финансово-экономические преграды на пути перерастания ситуации в депрессию и экономическую катастрофу. Для внедрения этого принципа целесообразно восстановить режим государственного планирования экономического развития территорий. 6.Операционность. Все меры санации не должны противоречить уже существующему законодательству и процедурам и технологиям принятия решений. 7.Реальность. Меры санации должны быть рассчитаны исходя из реально имеющихся ресурсов и эффективных механизмов их реализации. 8.Контролируемость. Все действия нужно проводить в режиме, который позволял бы однозначно проверять их реализацию, трактовать результаты и проверять их на соответствие поставленным целям. 9.Гласность. Поскольку в данных территориях социальная напряженность очень высокая, то чтобы санация была эффективной, необходимо обеспечить четкое, ясное освещение ее целей, методов, процедур, а также своевременно оповещать о каждом удачном или неудачном шаге в ходе санации, особенно в части использования денежных средств. В рамках выстраивания механизма санации особую значимость приобретает государственная поддержка реализации мероприятий, которые предусмотрены механизмами санации. От объема и структуры поддержки будет напрямую зависеть результативность санации всего региона.

Кризисные регионы Кризисные регионы – территории, которые подверглись разрушительному воздействию природных, техногенных катастроф, а также регионы широкомасштабных общественно- политических конфликтов, которые вызвали разрушение практически всего инфраструктурного комплекса данной территории. На территории Российской Федерации выделяются 4 кризисных пояса: 1.Южный. 2.Уральский. 3.Восточный. 4.Центральный. Южный пояс состоит из регионов Северного Кавказа, в большинстве из них произошел резкий очень сильный спад производства, были крупные общественно- политические конфликты. Этот пояс заключает в себе 7 регионов, где продолжает увеличиваться безработица. В 12 регионах продолжает падать уровень жизни населения и ухудшается общее финансовое положение. В уральский пояс входят 4 субъекта с высоким спадом производства, а 5 субъектов находятся в таком положении из- за техногенного фактора. Восточный пояс включает в себя кризисные регионы Южной Сибири и Дальнего Востока (Алтайский край, Республика Тыва, Читинская и Амурская области). В центральном поясе выделяются 17 субъектов с неблагоприятной экологической обстановкой, 19 – с высоким депопуляционным уровнем, 7 субъектов относятся к кризисным по уровню бедности населения, 19 субъектов находятся в сложной финансовой ситуации. Отдельно выделяется зона Крайнего Севера, для которой характерны экологические катастрофы и потеря контактов с остальными регионами. Регионы, ставшие кризисные после 2008 г. К "кризисным регионам" Минфин отнес достаточно благополучные в докризисные времена Татарстан, Красноярский край и Новгородскую область.Также Астраханскую, Оренбургскую и "кризисными регионами" в Минфине сочли Белгородскую, Волгоградскую, Курскую, Самарскую области, Пермский край и Ханты-

Приграничные регионы Вне рамок этой типологии выделяются приграничные регионы. Это понятие подразумевает, что относящаяся к нему территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются военная, фильтрующая и контактная. Сейчас рассматриваются 3 уровня приграничной территории: 1.Макроуровень. К нему относятся все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Из 88 субъектов 51 имеют этот выход. Выделяются «старые» и «новые» приграничные регионы. Количество «старых» регионов 22, «новых» - 26, 3 региона – Калининградская, Ленинградская области и Республика Алтай – имеют и старые, и новые приграничные участки. 2.Мезоуровень. К нему относятся административные районы в составе приграничных субъектов, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. 3.Микроуровень. К данному уровню относится приграничная полоса, включающая отдельные населенные пункты, которые непосредственно выходят на государственную границу. Выделяют еще уровни морских приграничных пространств, которые охватывают внутренние территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф. Также отдельно выделяется зона Севера, охватывающая 70% территории страны, но имеющая лишь 8% населения от общего числа. К этой экономико- географической зоне относятся 28 субъектов Российской Федерации. Регионы, относящиеся к этой зоне, имеют далеко не одинаковое экономико- социальное положение. Большинство из них (90%) обладают богатыми запасами природных ресурсов, 80% этих регионов достаточно устойчиво развиваются, имеют очень высокий уровень жизни населения и заработной платы. В некоторых регионах достаточно тяжелая ситуация, но они депрессивны не целиком, а отдельные их территории.

Северные регионы Главными общими чертами экономики и жизни на Севере являются неблагоприятный климат, распространение вечной мерзлоты, высокие транспортные издержки, удаленность от культурных центров страны и очень высокая себестоимость производимой продукции. Эти негативные факторы достаточно существенны и они порой серьезно осложняют промышленное и социальное освоение этих территорий. В этой зоне выделяют несколько подтипов: 1. Территории, насыщенные энергоресурсами. 2. Территории, богатые другими полезными ископаемыми. 3. Территории, богатые естественными ресурсами. 4. Малоосвоенные в промышленном смысле территории. Для улучшения социально-экономического положения депрессивных северных территорий нужно: 1. Организовать регулярный завоз товаров. 2. Повысить надежность энергообеспечения данных территорий за счет местных ресурсов. 3. Снизить отток населения, а возможное избыточное население переселять в районы с более благоприятным климатом. 4. Выполнять взятые на себя государством договора и обязательства. Главная стратегия и перспективы экономики будут зависеть: От освоения нефтегазовых месторождений Северного Ледовитого океана. От разработки месторождений алмазов и бокситов. От комплексного использования минерального сырья на базе новых технологий.

Особенности уклада жизни в регионах РФ (по питанию) Единственно доступные данные ГКС РФ - на начало 2000 х Потребление хлеба на душу населения Потребление мяса на душу населения Потребление фруктов на душу населения Прожиточный минимум (сумма) по отношению к сумме доходов (белых и черных) населения по регионам РФ Рост стоимости продовольственной корзины сельского жителя по опережению к аналогичному показателю городского жителя по регионам РФ

Города РФ (объемы промышленного производства) Данные ГКС РФ

Города РФ (ввод жилья и оборот торговли) Данные ГКС РФ

Города РФ (доходы населения от трудовой деятельности) Данные ГКС РФ

Города РФ (численность населения) Данные ГКС РФ

Города РФ (трудоустройство) Данные ГКС РФ

Города РФ (ранжирование) Данные ГКС РФ Региональная программа НИСП в дополнение к ежеквартальному мониторингу развития регионов начинает новый мониторинг – социально-экономического развития крупных городов, который планируется делать в ежегодном режиме. В мониторинге представлены 106 городов, в том числе 94 города с численностью населения свыше 200 тыс. чел., а также 12 менее крупных центров субъектов РФ, за исключением двух совсем маленьких центров Ненецкого и Чукотского автономных округов (Нарьян-Мар – 21,3 тыс. чел., Анадырь – 14 тыс. чел.). По принятым в России стандартам города группируются несколько иначе: малые (до 50 тыс. чел.), средние (до 100 тыс.чел.) большие ( тыс.), крупные ( тыс.) и т.д. Выбор для мониторинга границы в 200 тыс. чел. населения обусловлен возможностью охватить почти все региональные центры, а также значимые для регионов вторые города. В новый мониторинг по данным за 2011 г. включены все российские города с населением свыше 100 тыс. жителей, по градостроительной классификации они называются большими. Таких городов 164, в т.ч. 70 – с населением от 100 до 200 тыс. жителей. Добавлены также три региональных центра, меньших по численности населения, – Ханты-Мансийск, Горно-Алтайск и Салехард. Выборка расширена для того, чтобы показать ситуацию во всех больших российских городах по основным социально-экономическим индикаторам. Кроме того, в мониторинге есть новые сюжеты. Росстат в 2011 г. опубликовал данные о миграции в крупных городах и об обеспеченности детскими дошкольными учреждениями, что позволяет расширить демографический и социальный анализ. К сожалению, не удалось собрать базу данных по бюджетам городов за 2011 г., но в предыдущем мониторинге есть анализ за 2010 г. по городам с населением более 200 тыс. жителей. Наим. Лидеры СерединаАутсайдеры Федеральны е города МоскваС.-Петербург Города с населением более 1 млн чел. Екатеринбург, Казань Новосибирск, Ростов-на-Дону, Уфа, Самара, Ниж. Новгород, Пермь, Челябинск, Красноярск Волгоград, Омск Города с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. Краснодар, Тюмень, Липецк Воронеж, Саратов, Барнаул, Владивосток, Ярославль, Рязань, Иркутск, Хабаровск, Оренбург, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Астрахань, Пенза, Ульяновск, Тула Тольятти, Махачкала, Киров, Ижевск, Набереж. Челны Города с населением от 200 до 500 тыс. чел. Калининград, Сочи, Белгород, Калуга, Сургут, Нижневартовск, Балашиха, Химки, Старый Оскол Чебоксары, Курск, Тверь, Магнитогорск, Ставрополь, Архангельск, Владимир, Смоленск, Саранск, Орел, Череповец, Мурманск, Вологда, Новороссийск, Тамбов, Стерлитамак, Якутск, Петрозаводск, Тамбов Сыктывкар, Братск, Орск, Нижнекамск, Ангарск, Благовещенск, Вел. Новгород, Энгельс Брянск, Иваново, Улан-Удэ, Нижний Тагил, Курган, Волжский, Чита, Владикавказ, Кострома, Нальчик, Комсомольск- на-Амуре, Йошкар-Ола, Дзержинск, Шахты, Бийск, Армавир, Псков, Рыбинск, Прокопьевск Центры регионов с населением менее 200 тыс. чел. Южно- Сахалинск, Ханты- Мансийск, Салехард, Анадырь Биробиджан, Горно-Алтайск, Петропавловск-Камчатский, Абакан, Магадан, Майкоп Элиста, Кызыл, Черкесск

Экономическое районирование России территориальное деление России на экономические районы. В настоящее время в Российской Федерации выделяют 12 экономических районов.

Центральный экономический район Субъекты РФ: 1. Брянская область 2. Владимирская область 3. Ивановская область 4. Калужская область 5. Костромская область 6. Московская область 7. Орловская область 8. Рязанская область 9. Смоленская область 10. Тверская область 11. Тульская область 12. Ярославская область 13. Москва

Площадь: 514 тыс. км², Численность населения: 31,7 млн. чел, Плотность населения: 62 чел./км², Уровень урбанизации: 83 % населения проживает в городах. На северо-западе район граничит с Северо-Западным ЭР; на севере- с Северным; на востоке – с Волго-Вятским; на юго-востоке – с Поволжским; на юге – с Центрально-Черноземным; на юго-западе – с Украиной; на западе – с Белоруссией. ЦЭР имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными природными ресурсами, он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог. ЦЭР исторически и экономически - ядро России. Территориальные ресурсы не очень велики, особенность района - его хорошая обеспеченность транспортом. Климат умеренно- континентальный. Имеются минерально-сырьевые ресурсы: бурый уголь (подмосковный бассейн), фосфориты, торф, минеральная вода (Буй, Кострома). Не плохо обеспечен различными стройматериалами. Природные ресурсы имеют местное значение.

ЦЭР - мощный многоотраслевой комплекс в котором преобладает промышленность. На 1 месте стоит металлообработка и машиностроение (Москва, Ярославль, Тула, Орел, Рязань, Смоленск). Широко известен район производством товаров народного потребления. 2 ая важнейшая отрасль рыночной специализации - химическая. По ее развитию ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. 3 яя отрасль специализации - легкая промышленность (1/3 пр-ва РФ). Самая крупная текстильная (Иваново, Москва, Тверь). Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Район не покрывает свои потребности в продовольствии и сырье.

Центрально-Черноземный экономический район Субъекты РФ: 1. Белгородская область 2. Воронежская область 3. Курская область 4. Липецкая область 5. Тамбовская область

Площадь: 200,8 тыс. км² Численность населения: 7,2 млн чел., Плотность населения: 46 чел./км², Уровень урбанизации: 60 % населения проживает в городах. На севере район граничит с Центральным ЭР; на востоке – с Поволжским; на юго-востоке – с Северо-Кавказским; на западе и юго-западе – с Украиной. Район входит в состав Центрального ФО. Удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья и Северного Кавказа. Природные условия благоприятны для с/х. Его территорию пересекают во всех направлениях ж/дороги. Район располагает крупными запасами железных руд (Курская магнитная аномалия), есть медно-никелевые руды, бокситы, строительное сырье.

В межрайонном территориальном разделении труда ЦЧЭР выделяется следующими отраслями рыночной специализации: пр-во продукции железно-рудного комплекса, ряд отраслей машиностроения, химическая и пищевая промышленность. В с/х – производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечник, эфирно-масличные культуры, молока и мяса. Район производит 42% железной руды, 17% чугуна, 10% стали, 20 % телевизоров и холодильников, 40% сахарного песка. Экономика ЦЧЭР относительно стабильна, так как базируется во многом на собственных ресурсах.

Восточно-Сибирский экономический район Субъекты РФ: 1. Республика Бурятия 2. Республика Тыва 3. Республика Хакасия 4. Забайкальский край 5. Красноярский край 6. Иркутская область

Площадь 4123 тыс. кв. км. Население 8,2 млн. чел. На западе район граничит с Западно-Сибирским ЭР; на востоке – с Дальневосточным; на юге – с Монголией; на юго-востоке – с Китаем. Территория Восточно-Сибирского района полностью входит в состав Сибирского ФО. Восточная Сибирь - второй по величине территории после Дальнего Востока ЭР России. Экономико-географическое положение региона на севере Азии, удаленность от теплых океанов и связанная с этим суровость климата, затрудняют хозяйственное освоения территории, природные условия характеризуются суровостью климата, наличием мерзлоты, торфяных болот, тундры, тайги, преобладанием гор. Наиболее удобной в природно- климатическом отношении считается юго-западная часть Восточной Сибири. Поэтому здесь сосредоточенна основная масса населения, крупнейшие промышленные центры, наиболее развиты транспортные связи. Здесь сосредоточена большая часть гидроэнергетических ресурсов, запасов угля, находятся уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов, крупные запасы нефти и природного газа. Восточной Сибири принадлежит первое место по запасам древесины.

С пецифические экономические и природные условия определили рыночную специализацию Восточной Сибири на отраслях добывающей промышленности и добывающей промышленности, базирующейся на использовании местных ресурсов сырья и топлива. Это топливно- энергетический, горно-металлургический и лесопромышленный комплексы. Отрасли специализации в с/х: животноводство: мясошерстное овцеводство; свиноводство; птицеводство; звероводство; коневодство; оленеводство; яководство; мясомолочное скотоводство. Растениеводство: производство пшеницы, овса, ячменя, конопли, льна-долгунца, овощеводство, картофелеводство.

Дальневосточный экономический район Субъекты РФ: 1. Республика Саха (Якутия) 2. Камчатский край 3. Приморский край 4. Хабаровский край 5. Амурская область 6. Магаданская область 7. Сахалинская область 8. Еврейская автономная область 9. Чукотский автономный округ

Площадь Дальнего Востока России 6215,9 тыс. км², 36% площади всей страны Население – 6,2 млн. чел. На западе район граничит с Восточно-Сибирским ЭР; на юге – с Китаем, КНДР и Японией; на северо-западе с США. Район полностью входит в состав Дальневосточного ФО. Важнейшей особенностью экономико-географического положения является большая удаленность от основного экономического потенциала России. Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам, пересечение морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю. Природные условия отличаются резкой контрастностью, что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг. Большая часть территории занята горами. Большое значение для развития района имеют запасы полезных ископаемых, запасы железных руд, цветных металлов. Особенности физико-географического положения определили разнообразие природно-климатических условий - от резко континентального до муссонного климата юго-востока района, что вызвало неравномерность заселения и освоения района. Дальний восток - самый малонаселенный район России. Более высокая плотность в Приморском крае, густо населена южная часть Сахалина, население отмечается пестротой национального состава.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации принадлежит цветной металлургии (добыча олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка), алмазодобывающая пром- ть, рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая пром- ть, машиностроение. Ведущее место в с/х занимает пр-во зерна, сои, ячменя, риса. Основное место принадлежит оленеводству, пушному звероводству. На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три сводные экономические зоны: «Находка», «Большой Владивосток», «Сахалин».

Северный экономический район Субъекты РФ: 1. Республика Карелия 2. Республика Коми 3. Архангельская область 4. Вологодская область 5. Мурманская область 6. Ненецкий автономный округ

Площадь территории 1466,3 тыс. кв.км Население – 4,6 млн. чел. На юго-западе граничит с Северо-западным районом; на юге – с Центральным и Волго-Вятским; на юго-востоке – с Уральским; на востоке – с Западно-Сибирским. Район также имеет границу с двумя государствами – Финляндией (на западе) и Норвегией (на крайнем северо-западе). Северный район относиться к Северо-западному федеральному округу. Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается сложившейся транспортной сетью, наличие крупного Мурманского порта, шельфовой зоной, что способствует формированию морского хоз-в (судоходство, рыболовство), развитию связей с зарубежными странами. Однако развитие хоз-ва сдерживается суровыми природно-климатическими условиями: большая часть территории за полярным кругом, суровый климат, близость Северного Ледовитого океана, скудные размеры земли пригодной для с/х. Природно-ресурсный потенциал богат: каменным углем (Печерский угольный бассейн), нефтью и газом, торфом, гидроэнергоресурсами. Топливно-энергетические ресурсы составляют около 30 % прогнозных запасов европейской части России. Велики запасы алюминиевого, титанового сырья, железных руд и цветных металлов. Выявлены крупные запасы алмазов; рыбные ресурсы, очень велики ресурсы воды. Трудовые ресурсы - возрос отток в связи с понижением преимуществ в оплате труда работников Севера. Северный район относится к числу регионов с высоким показателем занятости.

Отрасли рыночной специализации: лесная, горно-химическая, топливная пром-ть, черная и цветная металлургия, рыбная пром-ть, машиностроение. С/х: молочно-мясное животноводство, льноводство, пром- ное птицеводство и оленеводство (на крайнем севере). Лесопромышленный комплекс - Архангельск, Коми, Карелия. В машиностроении развито - судостроение, техника и оборудование для лесного и горно-обогатительных отраслей. На базе нефти и газа, угля, руд, цветных металлов формируется на севере района (Коми, Ненецкий автономный округ) Тимано-Печёрский ТПК (территориально-промышленный комплекс).

Северо-Кавказский экономический район Субъекты РФ: 1. Республика Адыгея 2. Республика Дагестан 3. Республика Ингушетия 4. Кабардино-Балкарская Республика 5. Карачаево-Черкесская Республика 6. Республика Северная Осетия Алания 7. Чеченская Республика 8. Краснодарский край 9. Ставропольский край 10. Ростовская область

Площадь – 355 тыс. км² Население – 19,8 млн. чел. На севере район граничит с Центрально–Черноземным районом; на севере и северо-востоке – с Поволжским; на юго-востоке – с Азербайджаном; на юге и юго-западе – с Грузией; на западе и северо-западе – с Украиной. Район полностью входит в состав Южного федерального округа. По природным условиям делится на три зоны: степная, предгорная, горная. Большую часть занимает степная (равнинная) зона. Климат, за исключением высокогорных районов, теплый. Экономико-географическое положение благоприятное, наличие минеральных вод сделало регион всесоюзной здравницей, что дало возможность обеспечить район всеми видами транспорта. Почвы региона высокоплодородны. В недрах много полезных ископаемых. Значительны запасы руд цветных и редких металлов, строительных материалов. Уникальны рекреационные ресурсы (мягкий климат, обилие минеральных вод, грязи, теплое море). Район самый многонациональный. По численности занимает третье место в РФ. Городское население - 54 %. Район относится к высокотрудообеспеченным.

В едином народно-хозяйственном комплексе РФ район занимает важное место (8 % в пром-ти, 16 % в с/х России). Основы экономики межотраслевые комплексы: АПК, машиностроительный, курортный. АПК дает более половины совокупного продукта производимого а районе. Район крупнейший в России поставщик зерна, широко распространены кукуруза, рис, подсолнечник, сахарная свекла, табак. Здесь произрастают виноград и развито садоводство. Район единственный в РФ где выращивают чай, цитрусовые, хурму, инжир. Высокой товарностью отличается животноводство. При вступлении региона в рынок именно отрасли будут наиболее быстро развиваться.

Северо-Западный экономический район Субъекты РФ: 1. Ленинградская область 2. Новгородская область 3. Псковская область 4. Санкт-Петербург

Площадь – 210,8 тыс. км² Население – 8,2 млн. чел. На севере и востоке район граничит с Северным ЭР; на юго-востоке – с Центральным; на юге – с Белоруссией; на юго-западе – с Латвией; на западе – с Эстонией; на северо-западе – с Финляндией. Район входит в состав Северо-Западного федерального округа. Район занимает приморское положение, имеет хорошо развитую сеть транспорта. Климат характеризуется повышенной влажностью. Климат определяет развитие с/х (рожь, пшеница, картофель, овощи). Имеют значение рыбные ресурсы. Полезные ископаемые не отличаются богатством и разнообразием. Имеются запасы торфа, горючих сланцев. Имеются пром- ные запасы бокситов (около г. Тихвина), практически повсеместно распространены строй материалы. Важное значение имеют лесные ресурсы (45 % территории заняты лесами). Для района характерно снижение численности населения, высокая урбанизация (87 %). Обширная сеть учебных заведений обеспечивает наличие высококвалифицированных кадров.

В общероссийском разделении труда район особо выделяется как производитель продукции сложного и точного машиностроения. Велика его роль в развитии НТП. Район - центр культуры и подготовки квалифицированных кадров. Ведущие отрасли специализации - высококвалифицированное машиностроение (энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение) химическая, лесная, легкая, строительство. В с/х - животноводство (главным образом молочное и мясное, свиноводство), льноводство.

Поволжский экономический район Субъекты РФ: 1. Республика Калмыкия 2. Республика Татарстан 3. Астраханская область 4. Волгоградская область 5. Пензенская область 6. Самарская область 7. Саратовская область 8. Ульяновская область

Площадь – 536,4 тыс. км² Население – 16,0 млн. чел. На юге и юго-западе район граничит с Северо-Кавказским районом; на западе – с Центрально-Черноземным; на Северо-западе и севере – с Волго-Вятским; на северо-востоке и востоке – с Уральским; на юго-востоке – с Казахстаном. Северная часть Поволжского района (республика Татарстан, Ульяновская, Пензенская, Самарская и Саратовская области) относятся к Поволжскому ФО, а южная (республика Калмыкия, Волгоградская и Астраханская области) – к Южному. Природно-ресурсный потенциал отличается разнообразием. Северная часть - в лесной зоне, юго-восточная в подзоне полупустынь, большая часть в степной зоне. На территориальную структуру хоз-ва большое влияние оказывает Волга. Значительны ресурсы минерального сырья. Важнейшие нефть и газ (крупнейшие в Татарстане). В Астраханской области на базе крупнейшего газоконденсатного месторождения формируется ТПК. Богат горючими сланцами, самородной серой, строительными материалами. Наиболее заселены территории района Волги, Самарской, Ульяновской областях, Татарстане. Население отличается пестротой национального состава. Характерна высокая концентрация в областных центрах. Регион обладает высококвалифицированными кадрами. АПК Поволжья имеет всероссийское значение. Ведущее место по производству зерна, риса, бахчевых, овощей, горчицы, мяса.

Основные отрасли рыночной специализации нефтяная и нефтеперерабатывающая пром- ть, газовая и химическая. Ведущее место в РФ по пр-ву синтетического каучука, смол, пластмасс и волокон. Центр разнообразного машиностроения, особенно автомобилестроения. Развита электроэнергетика. Район важнейший по улову осетровых рыб, по выращиванию зерновых, подсолнечника, горчицы, овощебахчевых, крупный поставщик шерсти, мяса. Автомобилестроение - ВАЗ, КАМАЗ, УАЗ. Самолетостроение - Самара, Саратов. Судостроение - Астрахань, Волгоград.

Уральский экономический район Субъекты РФ: 1. Республика Башкортостан 2. Республика Удмуртия 3. Пермский край 4. Курганская область 5. Оренбургская область 6. Свердловская область 7. Челябинская область

Площадь – 824 тыс. км² Население – 18,9 млн. чел. На Северо-западе район граничит с Северным ЭР; на западе – с Волго- Вятским и Поволжским; на востоке – с Западно-Сибирским районом. Южная и юго-восточная границы отделяют район от Казахстана. Территория Уральского района оказалась разделенной между двумя федеральными округами. К Приволжскому ФО были отнесены Пермская область, Коми- Пермяцкий автономный округ, Башкортостан, Удмуртия и Оренбургская область. К Уральскому округу – Свердловская, Челябинская и Курганская области. Природные ресурсы отличаются большим разнообразием. Топливные ресурсы: нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф. По добыче железных руд район уступает только Центрально-Черноземному ЭР. большие запасы цветных металлов (медные, цинковые, никелевые, имеются золото и драгоценные камеи). Урал обладает крупными ресурсами калийных поваренных солей, значительны лесные ресурсы. Условия для с/х более благоприятны в южной части Урала. Многие земли требую проведения мелиоративных работ.

Отрасли рыночной специализации: горная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть. Важное значение имеет также пр-во строительных материалов. Специализация с/х Урала - зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства. Выращивается картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. На севере преобладает молочное скотоводство, птицеводство. На юге - мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, свиноводство.

Волго-Вятский экономический район Субъекты РФ: 1. Республика Марий Эл 2. Республика Мордовия 3. Чувашская Республика 4. Кировская область 5. Нижегородская область

Площадь – 265,4 тыс. км² Население – 7,3 млн. чел. На западе район граничит с Центральным ЭР; на севере – с Северным; на Северо-востоке и востоке – с Уральским; на юго-востоке и юге – с Поволжским. Район относится к Приволжскому ФО. Специализацию района определяют: Удобное положение по отношению к Центральному району, Уралу и Поволжью; исторически сложившаяся индустриальная база Н. Новгорода, с его высоко квалифицированными кадрами; большие запасы водных, лесных, недостаток минерально-сырьевых и энергетических ресурсов. Промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов (Камское месторождение Кировской области, 20% общероссийских запасов) имеются значительные запасы сырья для пр-ва строительных материалов. Климат и почвы благоприятны для с/х. Регион обладает достаточными трудовыми ресурсами, долгое время район служил источником пополнения трудовых ресурсов для других районов. Городское население - 69,9 %.

Волго-Вятский район - крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой пром-тью. Отрасли рыночной специализации: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, лесная, целлюлозно-бумажная. Район поставляет на общероссийский рынок: автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электронное оборудование, транспортное машиностроение. Развитию пром- ти способствует наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Основные предприятия расположены в Н. Новгороде. Большое значение имеет электротехническая пром-ть (большая часть электроламп и выпрямителей РФ). В с/х район специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофелеводстве и льноводстве. Легкая пром-ть опирается на местную сырьевую базу.

Западно-Сибирский экономический район Субъекты РФ: 1. Республика Алтай 2. Алтайский край 3. Кемеровская область 4. Новосибирская область 5. Омская область 6. Томская область 7. Тюменская область 8. Ханты-Мансийский автономный округ 9. Ямало-Ненецкий автономный округ

Площадь – 3758,1 тыс. км² Население – 14,7 млн. чел. На западе район граничит с Уральским ЭР; на востоке – с Восточно- Сибирским; на юге – с Казахстаном, Китаем и Монголией. Большая часть Западно-Сибирского района вошла в состав Сибирского ФО, исключая три субъекта – Тюменскую область, Ханты-мансийский и Ямало-ненецкий автономные округа, которые были отнесены к Уральскому ФО. Западная Сибирь выделяется разнообразными запасами полезных ископаемых, особенно ТЭР. Основные месторождения нефти находятся в Среднем Приобье. Месторождения природного газа находятся в приполярном районе: Медвежье, Уренгой и др., в Заполярье, Ивановское и др. Новые месторождения открыты на полуострове Ямал. Основные ресурсы угля находятся в Кузбассе. Велико-рудная база (Западно-Сибирский железорудный бассейн). Алтай богат строительными материалами. Лесом богаты Томская, Тюменская области, предгорные районы Алтайского края и Кемеровской области. Западная Сибирь - район крайне неравномерного размещения населения. Преобладает городское население. Это один из наиболее трудодефицитных районов России.

Основные направления в развитии района связанны с углублением рыночной специализации на базе нефтяной, угольной, газовой пром-ти, созданием на их основе крупнейшего комплекса энергоемких, материалоемких и водоемких отраслей пром-ти. Рыночные отрасли специализации - топливная, черная и цветная металлургия, лесная, машиностроение, химическая, пищевая. К отраслям сельскохозяйственной специализации относятся: пр-во зерна, молочно-мясное, скотоводство, тонкорунное овцеводство, оленеводство, звероводство, пушной промысел.

Калининградский экономический район Субъекты РФ: Калининградская область

Площадь – 15,1 тыс. км² Население – 1,0 млн. чел. На севере и востоке граничит с Литвой, на юге с Польшей. Омывается незамерзающим Балтийским морем и его заливами. Калининградская область была образована в апреле 1946 на части территории бывшей Восточной Пруссии. К северо-западу от Калининграда добывается янтарь (одно из крупнейших месторождений в мире), территория области перспективна на нефтегазоносноть. Область расположена в зоне смешанных лесов, там много озер и болот. Преобладают подзолистые и дерново- подзолистые почвы. Наиболее развитыми отраслями пром-ти являются машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная, пищевая. Среди отраслей пищевой пром-ти выделяются рыбная, маслосыродельная, молочная и мясная. С/х специализируется на молочно- мясном скотоводстве, мясном и беконном свиноводстве. Возделываются пшеница, рожь, ячмень, различные кормовые культуры. Калининградский незамерзающий порт соединен с Балтийским морем глубоководным каналом (до Балтийска). В 1991 на территории области была создана свободная экономическая зона «Янтарь».

Климат мягкий, влажный. Ископаемые - бурый уголь, торф, строй материалы, янтарь. Есть запасы нефти, газа (добыча нефти 1 млн. т. год.). Уникальные ландшафты создают условия для туризма. Экономика тесно связанна с морем. Велика роль области в рыболовстве и внешнеэкономических связях РФ. Отрасли рыночной специализации - рыбная, машиностроение, целлюлозно-бумажная, янтарная (1/3 продукции дает рыбная пром-ть). Большое развитие получили мясная и маслодельная пром-ть. Калининград - незамерзающий порт на Балтике, в нем сосредоточено большинство предприятий области.