«credo, quia absurdum» (вера как доверие) «fides quaerens intellectum» (религиозная вера) КЛИМОВА С.М. профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Advertisements

Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Христианская философия: общие идеи. План 1. Онтология ХФ 1. Онтология ХФ 2. Гносеология ХФ 2. Гносеология ХФ 3. Аксиология ХФ 3. Аксиология ХФ.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 7. Религиозная концепция бытия.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Транксрипт:

«credo, quia absurdum» (вера как доверие) «fides quaerens intellectum» (религиозная вера) КЛИМОВА С.М. профессор

* СФ - это особый образ мысли - идея Бога вместо античного Единого - Космоса. * Первые века (I-IV) СФ со-существовала рядом с философией античной, уходящей мыслью. апология * I-Ivвв. СФ как «апология – защита» новых – христианских идей от античной мудрости - язычества

* «Философия» против «философии» – защита (апология) христианства против языческой мудрости. * «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка своей госпоже» (Петр Дамиани). * «Не учен диалектике, риторике и философии, но разум Христов в себе имею (Древнерусский Патерик).

* АПОЛОГЕТИКА (I-IIвв.). – от гр. apologetikos защитительный - защита наивных тезисов христианства от высоких понятий философии – языческой мудрости. Юстин Мученик «Христос в философской мантии» ( ) -христианство - новая философия, Климент Александрийский; * Задача – ПРОЧЕСТЬ БИБЛИЮ не глазами философа, образованного человека, не рационально, а религиозно – понять ее как «Встречу» человека с Богом. КОММЕНТАРИЯ! * ЧТЕНИЕ - проблема КОММЕНТАРИЯ! μετάνοια - * Новый метод - метанойя - μετάνοια - «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление».. ekstasis * Неоплатонический экстаз – греч. ekstasis - нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя - «прообраз» метанойи.

Три традиции комментирования в I-Ivвв.: греческая; 1. Созерцательно-аналитическая (философско- теологическая) – греческая; иудейская; 2.Эмоционально-эмпирическая -иудейская; христианская. 3. Религиозно-символическая – христианская. Греки Греки ищут Бога – Истину; критическое восприятие, требование доказательств или рационального понимания Библии. Иудеи живут в Боге – Иудеи живут в Боге – они знают Истину: Литература палестинского направления – либо комментарий к Торе, либо комментарии Пророков. Палестинский дискурс – причти, рассказы, басни, легенды, беседы, диалоги. АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. Христиане в библейский мир внесли радикальную идею АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. Новый Завет – это сбывшиеся пророчества Ветхого Завета.

ХРИСТОС –БОГОЧЕЛОВЕК искупительная жертва. Страдание – источник веры и спасения! Новый Мессия – не кесарь, не победитель врагов иудейских, Он искупительная жертва. Страдание – источник веры и спасения! Крест – Путь к спасению! Ветхий Адам –антитеза Христа. От Адама до Христа – время господства греха/смерти; после Христа - время благодати и бессмертия. Христос избавил человека от первородного греха смерти. Вера и Причастие давали шанс на жизнь Вечную. «Смертию смерть поправ…» пришествие Христа Концепция истории в христианстве: между началом и концом есть срединная точка – пришествие Христа. смерти Христа и Воскресении. Христа-Мессии – История сконцентрирована теперь не на прошлом или будущем –а настоящем – смерти Христа и Воскресении. Образ Христа-Мессии –центральная ось истории цивилизации.

Библейская мудрость и творения греческих философов имеют один источник божественный разум - ЛОГОС. Но греки и иудеи открыли для себя божественную истину по-разному. Ветхозаветный Бог – чувственный; Филон учит об абстрактном - абсолютном духе/монаде. exegesis Метод – экзегеза (exegesis – выведение, истолкование) – новые подходы к комментированию

Бог transcendere вне мира апофатика. היה אשר אהיה- Эхье ашер Эхье). Я есть тот, кто Я есть! Бог у Филона - неразложимое и неделимое единство. Первым среди иудейских экзегетов Филон помещает Бога за пределы мира, характеризуя его в качестве трансценденции ((от лат. transcendere переступать, переход границы). Если он трансцендентен – вне мира, к нему неприложимы земные понятия и образы, он недоступен нашему восприятию - апофатика. Недаром Бог назвался Моисею Яхве, в греческой транскрипции Иегова(Сущий - היה אשר אהיה- Эхье ашер Эхье). Я есть тот, кто Я есть! наименования Бога не может Проблема наименования Бога в апофатике: (отрицание)– рассказать, чем не может быть Бог. Экстаз – сверхъестественная (сверхразумная) мистическая интуиция проникновения в истину!

* Прямое и аллегорическое толкование Библии; * Рациональность дополняется верой и мистикой аллегорий и интуицией; * Мистическое богопознание не единственно возможное. Постичь Бога можно непосредственно и опосредованно; * Нетрадиционное толкование античного понятия логос, для толкования христианских текстов; Логос – * Логос – первородный сын Божий – посредник между творцом и миром. Логос через энергию своего слова (Да будет!) творит мир и делает его стройным и упорядоченным; * Энергия * Энергия – (греч. energeia, от energos - действующий, сильный) деятельность, сила – популярный ср. термин, особенно у восточных отцов (паламизм и исихазм). В Новом Завете: «В начале был Логос.. (Слово) и Слово было у Бога, и Слово был Бог.. Все через него начало быть… И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (1:1, 3, 14); * Логос у Филона некий разумный порядок мира и одновременно посредник между Богом и миром; * Бог при этом выше Логоса, а потому может нарушать мировой порядок и творить чудеса.; апофатического богословия * Так у Филона намечаются контуры апофатического богословия, в котором об атрибутах Бога судят по сотворенному им миру.

ХРИСТИАНСТВО КАК апология «БЕЗУМИЯ» Апологетика «приучила» к метанойии как «жертве телесности»: целомудрие стало нормальным явлением. РОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ТЫ И МИР, ТЫ И БОГ. Требовалось очищение души – как утверждение непонятных идей: ДЛЯ СКУПЫХ ДЛЯ СКУПЫХ - «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.VI, 19-21). ДЛЯ РАСТОЧИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ РАСТОЧИТЕЛЬНЫХ: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал, VI,8). ДЛЯ ГОРДЫХ ДЛЯ ГОРДЫХ: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лука, XIV, 11); ДЛЯ ГНЕВЛИВЫХ ДЛЯ ГНЕВЛИВЫХ: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую» (Мф.V, 39). ДЛЯ ВСЕХ ДЛЯ ВСЕХ: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, ни есть от Отца, но от мира сего» (ИоаннII, 15-16).

* PATER * PATER – лат. отец – свод учений христианских отцов IV-VIIвв. Католические Отцы – переводчики Библии: Иероним, Диоген Ареопагит, Августин Аврелий; греческие: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин. ЭКЗЕГЕЗА * Главная тема раннего периода ЭКЗЕГЕЗА – (гр. комментарий, толкование) - соединение греческой мудрости, логики, разума и понимания и христианской мифологии, ориентированной на символ, тайну, чудо и авторитет, аллегории; равнодушие к противоречиям (верую, ибо абсурдно). * Экзегеты видели свою задачу в том, чтобы передать современникам и потомкам первообраз истины, найденный ими в тексте, не привнося и не добавляя ничего от себя.

Септуагинта ( * Перевод Семидесяти (LXX) - Септуагинта (Septuaginta) - по-лат. Семьдесят- Ветхий Завет с др.еврейского переведен на греческий; * Вульгaта * Вульгaта (Vulgata, то есть народная- перевод Библии на латынь) ( ) Иероним. Вульгата включает в себя не только Ветхий, но и Hовый Завет. * Экзегеза: 2-х типов: Первый: * 1. Простой – семантический – прямая отсылка к Библии (ссылка на авторитет). * 2. Диалектический – элементарные логические умозаключения по сходству; * 3.Филологический/спекулятивный /концептуальный – критика текста и поиск подлинного смысла; право на домысливание – реконструкцию! * 4. Параболический – метафорический. * Второй: * Эсхатологический – комментарии к Пятикнижию и Книге Пророков. Прием: текст – прообраз того, что сбудется или сбывается. Типология – отпечаток. * Цель – вера и авторитет; разум и философия – средство.

Родился в африканской провинции Нумидия, в Тагасте; мать- Моника (св.)– христианка, отец –Патрикий - язычник Обучался риторике в Карфагене; преподавал риторику; Увлечение неоплатониками; Увлечение манихейством; Жизненный кризис; Жизненный кризис; 386 г. – обращение в христианство; 410 год – войска готов (Аларих вождь) разгромили Рим: началась расправа над христианами – «виновниками» погромов «О граде Божьем» - доказательство вины язычников, обоснование христианских идей Откровения о себе и познании – «Исповедь»( )

* Град Божий – Церковь как * Град Божий – Церковь как нравственное единение (собор) людей на основе общей веры; * Град земной - государство * Град земной - государство, основанное на эгоизме, взаимной вражде и насилии; * «Земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу; Небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе» [О граде Божием, 427 г.]. * Церковь - посредник между Богом и верующими; высшая инстанция в деле толкования божественной Истины. * Социальное зло – это превосходство государства над Церковью; надо наоборот: Власть Церкви (папы) выше государства (власти императора). Вертикаль власти

* Теократический идеал - главенство Церкви над миром * Церковь – прообраз града Божьего на Земле! * «Сущность…. религии… приготовление к вечной жизни» (Августин) * Церковь * Церковь - кафолическая или православная то есть исповедующая правое учение. Нет разделения понятий, разделение церквей произойдет в 1054 г(NB!) пользуется всеми заблуждающимися как для собственного своего приращения, так и для их исправления, если бы они захотели пробудиться от своего сна…. всем дает возможность поучаствовать в Божественной благодати». * Эта церковь не отвергающая, но «пользуется всеми заблуждающимися как для собственного своего приращения, так и для их исправления, если бы они захотели пробудиться от своего сна…. всем дает возможность поучаствовать в Божественной благодати».

Confessiones - исповедание веры и Исповедание грехов – покаяние (Августин) - - Исповедь(Confessiones - исповедание веры и Исповедание грехов – покаяние (Августин) Философский монолог-исповедь (П. Абеляр) consolatio - - Консоляции (consolatio - утешение. Боэций) – Исповедь – греч. гомология - согласие, говорить то же самое, признавать; «Исповедь» Августина в двух смыслах: как вера и как покаяние в грехах. «Исповедь как текст» включает разные жанры: «Исповедь как текст» включает разные жанры: от исповедального плача и писем до психологического дневника, и шире исповедь – это текст жизни. * «ИСПОВЕДЬ» (ок. 400): XIIIкниг * I- IX – психологическая автобиография обращения в христианство; анализ своих грехов и поступков: переосмысление категорий Аристотеля и стоиков в христианском ключе; * X – переходная от психологии к теологии (понятие «сила», дуализм «души-тела», время и т.д.) * XI-XIII – теологический комментарий к 1-й Книге Бытия. * Исповедь – это состояние замкнутости, одиночества, разъединения с другими и вербально-психологическая попытка сосредоточения на внутреннем мире и одновременно невозможность оставаться одному «внутри» = страданиям (смотреть в бездну) – потребность в собрании – соборе единоверующих и соединении с Богом.

Исповедь Исповедь – confessio piacularis (очищение) – нравственная очищенность, спасение души через исповедание и самообнажение, беспощадность к себе до мазохизма; назидание для других – основа дальнейшей институализации. От личной исповедальной молитвы к соборной молитве-исповеди– Церкви! Исповедальность Исповедальность возникает одновременно на рефлексивном и эмоционально-интимном уровнях, проявляется как опознание в себе своего Другого внутреннего человека или БОГА (синоним духовного саморазвития) и становится своеобразным «инструментом» самопознания и самочувствия. Исповедь как и совесть ничем не мотивирована, кроме сознания. Исповедь – это диалог; Исповедь – умственно-эмоциональное распятие между верой в другого и стыдом (грех) за самого себя. Исповедь - способ спасения! Исповедальность – элемент разно жанровой литературы.

Исповедальность – это рефлексия как болезненное прислушивание к себе; интимность – как обнажение души, живущей в Боге; «Исповедальность» как особое неустойчивое психологическое (критическое) состояние личности, наступающее в непрограммируемое «время исповеди»/«исповедальное время» ; субъективное время (жизнь души) - модус нового человека – христианина; Самоанализ, самоуглубление – начало самоотречения: бытие внутри человека - конфликты и борьба – поиск выхода – поиск Спасения; вечный идеал Путь - философствование (теология) – от раздвоения внутреннего Я к собиранию себя в единении с Богом и Миром; раздвоение и разлад – состояние души, временность, Бог и Мир (единство) – вечный идеал.

Исповедальное время Миг, воплощающий Вечность – это экзистенциальная пауза – остановка жизни – время покаяния и очищения Исповедальное время – кризис жизни: «бытийственный миг»: «миг объемлется вечностью. Вечность полнится мигом. Миг, воплощающий Вечность – это экзистенциальная пауза – остановка жизни – время покаяния и очищения – «пограничная ситуация» (граница не пространственная, а временная). Экзистенциальная пауза, в которой рождается личность! «И чем ближе придвигалось то мгновение, когда я стану другим, тем больший ужас вселяло оно во мне, но я не отступал назад, не отворачивался, я замер на месте» (Августин. Кн. X.) Предмет исповеди Я сам Предмет исповеди – Я сам: «Исповедуюсь в том, что о себе знаю и в том, чего не знаю. Ибо и то, что я знаю, знаю лишь посредством света Твоего, а чего не знаю, не знаю только до тех пор, пока не воссияет «свет Твой во тьме» и Мрак Твой будет как «полдень» (Августин. Кн. X).

ИСПОВЕДЬ * «ИСПОВЕДЬ» Августина – это сочетание исповедального плача - «поэма плача», учительская проповедь, дневник одинокой, уникальной души, научный педагогико- религиозный трактат и одновременно автопортрет поэта. * Лирическое «Я» Августина многолико и раздвоено. Диалог * Способ собирания – Диалог, «исповедание себя перед самим собой», «общение с собой, как с другим», умение «высветлять мастерить себя в качестве себя чужого объекта; особое понимание общения с Богом: «Так совершается исповедь моя – беззвучно и немолчно. Молчат уста, но сердце вопиет любовью. Я говорю людям только ту истину, которую Ты уже услышал от меня. Ты же услышал только то, что сам мне внушил» (Августин. Кн.X). любовь других: * Как поверить в правду (искренность) моей исповеди: только через любовь других: «Сама их любовь верит словам моим». времени * Способ восхождения к Богу – душа – вместилище измеритель времени и только в ней «есть все три времени» : субъективная концепция времени исповеди: время дано через память, ожидание и внимание.

Свобода воли – центральная проблема философии и теологии АРИСТОТЕЛЬ: К свободе К свободе не относится то, что делается по принуждению или неведению! Свобода по идее д.б. связана с логикой и действиями разума, ибо разум диктует нам благо как цель и смысл. НО: человек – клубок страстей. Свобода и выбор в том, что человек поступает не по принуждению разума, а вопреки ему – по своей «глупой» (Ф. Достоевский) воле. Свобода воли – продукт нашей несовершенной природы; Зло и страдание - расплата. ПРОБЛЕМА античности: как соединить свободу и судьбу. Греческая судьба «станет» идеей предопределения в христианстве.

Два противоположных начала: божественное предопределение и Божья благодать – свобода Два противоположных начала: божественное предопределение и Божья благодать – свобода. ВСЕ ЗАВИСИТ от Бога и НЕЧТО зависит от Человека ВСЕ ЗАВИСИТ от Бога и НЕЧТО зависит от Человека. Воля – это движение НИКЕМ не принуждаемого духа Воля – это движение НИКЕМ не принуждаемого духа, направленное к приобретению или сохранению чего-либо. Свобода – это психическая самостоятельность действий человека (акт хотения Свобода – это психическая самостоятельность действий человека (акт хотения). то есть свободу от греха От этой свободы воли он отличает свободу по отношению к нравственному содержанию и качеству воли – то есть свободу от греха. Libertas major 1. Невозможность грешить принадлежит только БОГУ (Libertas major) ; Libertas mimor 2. Возможность не грешить – свободный выбор между добром и злом (Libertas mimor) – была только у первого человека до грехопадения, через волю (выбор зла) он потерял возможность добра; после грехопадения 3. Невозможность не грешить – состояние воли после грехопадения. идут от ерез Грех и зло идут от человека (после грехопадения: есть родовой грех и есть грехи, индивидуально приобретаемые), а добро идет от Бога через человека. (образ Божий). СамСАМ Человек не может Сам исполнять добро, но он САМ может его искать и хотеть.

Субъективная природа человеческого выбора - внутреннее психологическое измерении души. Аргументы: LibertasLiberum arbitrium Различение понятия «свобода» (Libertas) и «свободная воля» (Liberum arbitrium). Cвобода воли Cвобода воли – в выборе, дана Богом и поэтому ее нельзя отнять. Бог знает, что воля выбирает, но это не значит, что человек не выбирает. Акт выбора – субъективное свободное переживание – мой выбор. не только предвидит, но и предопределяет Бог не только предвидит, но и предопределяет. Поэтому в волевом акте есть посыл от Бога – реализация божьего промысла. Поэтому свобода выбора оказывается иллюзорной. Свобода – это возможность воли выбрать наилучшее. Такая свобода есть разновидность Благодати. ВОЛЯ – главное. Она наши страсти направляет (не) в нравственное русло, Идея совести как посредницы между разумом и волей, цензор и камертон. спасение зависит только от Благодати, которая дается человеку даром, по свободному избранию и предопределению Бога. ВЫВОД: спасение зависит только от Благодати, которая дается человеку даром, по свободному избранию и предопределению Бога.

Августин) * «Когда защищаешь свободу воли, то кажется, что отрицаешь благодать Божию, а когда утверждаешь благодать, что кажется, что упраздняешь свободу» (Августин). Бернард Клервоский *. Бернард Клервоский: «Отними свободу воли и не будет спасаемого, отними благодать и не будет спасающего». * свт. Фома АквинскийЦЕЛЬ – БЛАГО ВЫБОР * свт. Фома Аквинский: окончательная ЦЕЛЬ всех человеческих хотений – БЛАГО; достижение цели - многими способами и средствами есть ВЫБОР – акт свободы. Если человек разумен, он выбирает правильно или единственно правильное – Бога, добро, совершенство. Если нет, значит он не разумен и просто не знает лучшего, выбирая худшее. Для разумного существа добро необходимо, а зло невозможно, сознательно никто не будет предпочитать зло. * Дунс Скот ВОЛЮ nihil aliud voluntate causat actum volendi in volutate). * Дунс Скот ВОЛЮ объявил основой всего, а не ум: «Ничто, кроме самой воли, не причиняет акта хотения в воле» (nihil aliud voluntate causat actum volendi in volutate).

* Завоевание германцами и вандалами Западной Европы привело к упадку культуры с VI по VIII век. * Новый подъем культуры в Западной Европе начинается, с Карла Великого. В 800 году устанавливается преемственность между античными политическими институтами и политической властью средневековой Европы. * Карл Великий распространяет образование, науки и искусства в империи. Каролингское возрождение» - оживление интереса к философии.

Схоластика *Схоластика означает школьная от латинского слова «schole». Оплот схоластики - университеты Парижа и Шартра, Кембриджа и Оксфорда, Гейдельберга и Кёльна.. * факультет 7-ми свободных искусств -разработан Боэцием. Он включал тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Эти науки назывались искусствами; наукой в средние века было принято называть только теологию. * наукой в средние века было принято называть только теологию.

Суммы * Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский создают грандиозные философско-богословские энциклопедии – «Суммы»; * Иоанн Дунс Скот и Уильям Оккам реформируют учение о категориях мышления; * Роджер Бэкон, монах-францисканец и по совместительству профессор Оксфорда, ставит первые научные эксперименты, размышляя над изобретением телескопа, летательных аппаратов и механических средств передвижения. * Институции * Институции (лат. institutiones – наставления), учебники, в которых разъяснялись действовавшие нормы права. * Глоссами ( * Глоссами (греч. glossa – язык) назывались примечания, которые делались на полях и между строк изучаемых текстов.

* РЕАЛИЗМ - (от позднелат. realis – вещественный, действительный). * Любая сотворенная Богом вещь, «тварь», – это материализованная идея, божественный замысел. Причем один и тот же замысел, одна универсалия может воплотиться в бесчисленном множестве вещей и существ, в зависимости от характера материи, из которой их «вылепил» Господь. * Номинализм от лат. nomen – «имя, слово». * Универсалии - всего лишь абстракции, которым за пределами человеческого ума ничего не соответствует * Наличие в человеческом разуме общих понятий есть свидетельство слабости и ограниченности его познавательных возможностей. * Проблема соотношения разума и веры, религиозного откровения и философской истины. * Проблема соотношения разума и веры, религиозного откровения и философской истины. Одни стремились примирить и синтезировать эти два начала человеческого духа, другие, напротив, разделяли их непреодолимой китайской стеной.

В библейском Откровении нет ничего, что противоречило бы разуму. Свою главную задачу он видел в доказательстве гармонии разума и веры. Учение об универсалиях Учение об универсалиях 1) они существуют до вещей как их идеальная сущность в уме Бога; 2) они существуют в вещах как их субстанциальная форма; 3) они образуются в человеческом разуме в результате абстрагирования сущности от единичных вещей;

* Иерархическая система: * первая ступень это неживая природа. * вторая ступень - мир растений и животных. * высшая ступень мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. * наисовершеннейшая реальность - Бог. * аристотелевский гилеморфизм, согласно которому все сущее состоит из материи и формы. causa formalis * На низшей ступени бытия внешняя определенность вещи, формальная причина (causa formalis). causa finalis * На второй ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis). causa efficiens * Третья ступень действующая причина (causa efficiens). forma separata * Четвертая ступень - форма предстает сама по себе, т.е. независимо от материи (forma separata). Здесь форма является духом, разумной душой.

Доказательства бытия Бога Основа - постижение Бога - Его творения. Первое доказательство Первое доказательство - кинетическое – идея Перводвигателя (Prima autem et manigestior via est, quae sumitur ex parte motus) Второе доказательство Второе доказательство идея первопричины (Secunda via est ex ratione causae efficientis). Третье доказательство Третье доказательство - природные вещи возникают и погибают по необходимости и случайно; должна существовать в действительности и некая абсолютная необходимость (Tertia via est sumpta ex possibili et necessario) Четвертое доказательство Четвертое доказательство - Бог является абсолютным Совершенством (Quarta via sumitur ex gradibus qui in rebus inveniuntur). Пятое доказательство – Пятое доказательство – идея Бога как управляющего начала мира, т. к. вокруг нас все стремится к наилучшему сознательно или инстинктивно. (Quintia via sumitur ex gubernatione rerum).