Муниципальное социально- экономическое развитие (часть 2)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар «Формирование планов развития муниципальных образований и актуальные вопросы повышения эффективности бюджетных расходов», мая 2010 года.
Advertisements

Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСПОЛНЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ТРЕБОВАНИЙ 6, 10 СТАНДАРТА деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
МУ « Агентство развития города Бишкек». Общие положения Агентство развития города Бишкек(АРГ) муниципальное учреждение, образованное в 2010 году. Агентство.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Технология разработки муниципальных стратегий. Целеполагание Главная цель деятельности органов местного самоуправления - повышение качества жизни населения.
2013 г. Формирование и реализация при содействии торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах проектов региональных компаний.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Стратегический план города Княгинин В. Н. научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Конференция «Березники: стратегический план развития города» 7 апреля.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Развитие государственно- общественного управления образованием в малокомплектной.
План реализации проекта: «Разработка стратегии развития компании» Консалтинговая фирма Дельта Менеджмент.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Транксрипт:

Муниципальное социально- экономическое развитие (часть 2)

Кто инициатор работы над стратегиями? Администрация Региональная власть Представительный орган МСУ Местное бизнес-сообщество

Кто должен делать муниципальные стратегии и программы? Институты развития территорий – зарубежная практика Единого подхода нет Чаще - создание на основе городской администрации расширенной рабочей группы. В целом считается, что эффективнее «дистанцированные» от администраций структуры или привлеченные эксперты

Зарубежные примеры создания организаций агентства местного экономического развития со статусом некоммерческих организаций Частно-государственное партнерство для целей развития - пример города: Ёнчёпинг, Швеция. Консорциум компаний для разработки и принятия городской стратегии - Будапешт, Венгрия. Квазигосударственное агентство на уровне региона – США, Корпорации экономического развития штата со смешанным финансированием. Сетевые структуры организаций, занимающихся экономическим развитием на уровне региона.

Кто занимается работой по планированию муниципального экономического развития? Типичный состав группы по разработке плана экономического развития города в США Мэр или городской управляющий Директор финансового департамента Представители местной Коммерческой палаты Представители крупнейших местных банков Представители основного местного бизнеса Представители компаний коммунальных служб Представители железнодорожной компании Управляющий аэропорта Представители фирм, работающих с недвижимостью Представители школьного округа Представители местного университета или колледжа Представители местного совета по профессиональному обучению Представители организаций горожан по месту жительства

Кто занимается работой по планированию муниципального экономического развития? Модели организации работы по муниципальному экономическому развитию в США в конце 90-х годов. (данные по городам, признавшим свои стратегии развития успешными) Модели организации работы Распределение ответов, % С преимущественным участием местных администраций 45 С сопоставимым участием местных администраций и частных структур 35 С преимущественным участием частных структур 15 Не дали четкого ответа 5

Примеры – ФРГ, Канада В ФРГ агентства регионального развития получают необходимое для деятельности финансирование в полном объеме, а их услуги бесплатны для клиентов. В Канаде более 1500 различных организаций местного экономического развития, большинство из которых образовано за последние 40 лет. В Канаде деятельность по муниципальному экономическому развитию финансируется в Канаде за счет местных налогов с конца XIX века, только частично - за счет средств частного сектора.

Опыт России - преобладает работа непосредственно в муниципальных администрациях Обычно - институционально - специализированные подразделения в администрациях Примеры: Екатеринбург, Череповец, Москва, Дзержинский и др.

Пример: Управление стратегического планирования мэрии города Череповца Управление стратегического планирования - структурное подразделение мэрии В составе управления - отдел организационного развития и отдел контроллинга В гг. – организация разработки Cтратегического плана города Череповца Координирует работу по реализации Стратегического плана, обеспечивает интеграцию стратегического и текущего планирования

Создание «дистанцированных» от администраций организаций Реализация специфических программ : Агентство регионального экономического развития – АРЭР ( г.Калининград) - в связи с ОЭЗ Калининградской области Партнерство с крупным бизнесом: Агентство развития Томской области - АРТО (г.Томск) - компания «ЮКОС» Эксперименты: Фонд развития города Усть-Илимска Грантовые программы: Агентство развития г. Новошахтинска (Ростовская область) и др. «угольные» города

Разработка муниципальной стратегии Этапы создания Стратегии: 1. Организационный 2. Аналитический 3. Целеполагание и определение основных направлений развития 4. Мониторинг и оценка

1 этап: Организация работы Принятие постановления главы администрации города о разработке Стратегии, создании рабочей группы и поручении руководителю рабочей группы подготовить план работы над Стратегией Разработка плана работы над Стратегией и утверждение его у главы администрации. Проведение вводных образовательных мероприятий Информационная кампания по анонсированию начала работы над Стратегией

2 этап: Анализ социально- экономической ситуации Анализ социально-экономического положения Анализ качества муниципального управления

1. Внешний контекст: - Место и роль города в регионе, стране и округе; - Социально-экономическое развитие в сравнении с сопоставимыми МО 2. Уровень жизни населения - Демография и социальная стабильность: - Миграция - Кадровый потенциал - Уровень жизни - Безопасность - Экология Анализ социально-экономического положения

3. Экономика: - Структура экономики - Динамика развития - Предпринимательство - Промышленность - Строительство - Сфера услуг - Инвестиции - Внешнеэкономическая деятельность 4. Пространственное - Перспективы застройки развитие: - Основные фонды - Инженерная инфраструктура - Транспортная инфраструктура Анализ социально-экономического положения

Информационные источники: Информационная база Индикаторы Собственные аналитические разработки Региональные аналитические материалы SWOT – анализ Социологические обследования Материалы рабочих групп Анализ социально-экономического положения муниципального образования

SWOT-анализ ВОЗМОЖНОСТИУГРОЗЫ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Использование возможностей за счет сильных сторон Устранение угрозы за счет использования сильных сторон СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Преодоление слабостей за счет реализации возможностей Преодоление слабых сторон за счет отражения внешних угроз

Социологические обследования Формы проведения обследований анкетирование телефонные опросы Интервью Аудитория население (по случайной выборке) лидеры местного бизнеса, руководители предприятий местная «элита» (представители местной исполнительной и законодательной власти, влиятельные политики, бизнесмены, журналисты )

Анализ качества муниципального управления Некоторые показатели качества муниципального управления Прозрачность управления Наличие мониторинга и оценки результативности и эффективности затрат муниципального бюджета и использования муниципального имущества Демонополизация городского хозяйства Порядок инвестирования бюджетных средств или предоставления бюджетных гарантий Правила и процедуры принятия решений по управлению объектами городской недвижимости Адресная социальная поддержка при проведении реформ

Итоги аналитического этапа Прогноз состояния внешней среды Интегральная оценка социально- экономического потенциала Наиболее острые проблемы Стратегические ресурсы развития

Этап 3. Целеполагание определение основных направлений развития На этом этапе формулируются: возможные сценарии развития главный лозунг - стратегическое «видение будущего» муниципального образования основные цели, задачи социально- экономического развития на средне- /долгосрочный срок приоритетные направления развития муниципального образования

Сценарии развития пишутся по-разному Пессимистический Оптимистический Инерционный С учетом внешней среды Содержательные сценарии Варианты изменения функции

Сценарии развития города Омска до 2020 г. Сценарий 1 - Инерционно-эволюционное развитие города Сценарий 2 - Развитие города как промышленного центра Сценарий 3 - Трансформация города в современный многофункциональный центр

Рост доли производства стройматериалов Остается городом «второго эшелона»: Риск постепенной потери инвестиционной привлекательности Сценарий 1 Инерционно-эволюционный Рост доли пищевой промышленности Сохраняется доминирование промышленности

Модернизация традиционных производств Сценарий 2 Развитие города как промышленного центра Риск зависимости от конъюнктуры ограниченного числа рынков Риск ухудшения экологии Риск дефицита услуг Ввод новых мощностей Рост и укрепление тяжелой промышленности

Новый импульс к развитию Сценарий 3 Современный многофункциональный центр Освоение Левобережной части центра Развитие рынка услуг Развитие транспортно- логистической функции Создание НПЦ в агропроме Снижение доли тяжелой промышленности в пользу легкой и пищевой

Главный лозунг Стратегии Главный лозунг Программы должен: быть кратким, понятным любому и запоминающимся быть позитивным и бодрым быть направленным в близкое (но не слишком) будущее и описывать его опираться на общеизвестные положительные качества города и выглядеть осуществимым быть достаточно расплывчатым, чтобы каждый гражданин мог вписать в него собственное видение перспектив региона быть «долгоиграющим» и потому не должен ставить сроков исполнения

Примеры лозунгов Екатеринбург - «Качество жизни, инновации, сервис, партнерство» Алексин Тульской области – «Алексин – кузница, житница и здравница Тульского края» Архангельск – город возрождения и формирования арктического движения XXIвека, столица русского севера Урюпинск – «Столица российской провинции»