Профилактика насилия в образовательном учреждении Зам. директора по воспитательной работе Бойко Л. П. Педагог –психолог Варкентин И. А. Исилькуль, 2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика насилия в образовательном учреждении педагог-психолог Амозова Т.Я. г.Пудож © МКОУ СОШ 3.
Advertisements

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» МБОУ «Центр диагностики и консультирования» Феномен школьного насилия Миллер Ю.А., директор, педагог-психолог.
Буллинг. Причины и последствия школьного насилия.
Наличие проблем буллинга в поселковой и сельской школах.
Профилактика тревожности и агрессивности у детей.
КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ. Определение проблемы Травля (буллинг, моббинг) Травлей называется агрессия одних детей против других, когда имеют место.
«Жестокое обращение с детьми». Психологическое насилие Психологическое насилие – длительное, постоянное или периодическое воздействие, приводящее к формированию.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ Подготовила социальный педагог МБОУ СОШ 31 Беркова Елена Николаевна.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
Родительское собрание «Детская агрессия, ее причины и последствия»
Воспитание без насилия. Школьное насилие Психическое (эмоциональное) Физическое.
Профилактика агрессивного поведения младших школьников.
Подростковый суицид: буллинг – травля в школе. Выступление на педагогическом совете Подготовила педагог-психолог МБОУ – СОШ 4 Недашкова Е.И.
«Проблема нарушения прав ребёнка в школе. Конфликты и насилие»
Детская агрессивность. Профилактика и способы преодоления.
Причины нарушения дисциплины на уроках. За период взросления ребёнок включается в различные системы отношений, которые определяют процесс формирования.
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Транксрипт:

Профилактика насилия в образовательном учреждении Зам. директора по воспитательной работе Бойко Л. П. Педагог –психолог Варкентин И. А. Исилькуль, 2016

Великие о насилии «Всякое насилие - есть яд для души» К. Берне «Только гнев и страх заставляют применять насилие» Ф. Бэкон «Акт насилия есть жест слабости» Н. Бердяев

Школьное насилие вид насилия, при котором имеет место применение силы (принуждения) между детьми, учителями по отношению к ученику или учениками по отношению к учителю Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого

Школьное насилие психологическое физическое избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей угрозы насмешки, присвоение кличек, замечания, критика необъективные оценки, высмеивание, оскорбление, унижение в присутствие других детей отторжение, изоляция (физическая или социальная) ложь и невыполнение обещаний Пренебрежение интересами и нуждами ребенка

Причины конфликтов в детской среде Борьба за лидерство Ущемление достоинства или амбиций одного из детей Неподтверждение ролевых ожиданий Психологическая несовместимость Конфликтное поведение как норма общения для одного из противников

Детские реакции при соперничестве Реакция амбиции Реакция самодовольства Реакция зависти Реакция злорадства Реакция захвата Реакция агрессии Соперничество ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции

Факторы, влияющие на агрессивное поведение детей Персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения); поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость); социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Роли, которые играют наблюдатели в ситуации боулинга Жертва Последователи Одобряющие Пассивные одобряющие Равнодушные свидетели Потенциальные защитники Защитники Буллеры

«Ты мне ничего не сделаешь!» Дети, воспитанные в условиях материнской депривации Дети, воспитывающиеся родителями- одиночками Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни Дети из властных и авторитарных семей Дети из конфликтных семей Дети с низкой толерантностью к стрессу Дети с низкой успеваемостью

Зрители Самое худшее в боулинге - его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей. Буллинг заразителен. В нем вы обнаруживаете себя, вынужденными выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), не очень хочется ассоциироваться со слабыми. Он быстро приводит к тому, что вы больше не чувствуете личную ответственность, он провоцирует просто делать, как все. Страдание жертв повторяется снова и снова, и вы замечаете, что у вас чувства сострадания раз от разу притупляются. Цит. по Olweus Bullying Prevention Program, US (2011)

Жертвами школьного насилия чаще всего становятся дети, имеющие: физические недостатки; особенности поведения; особенности внешности; плохие социальные навыки; страх перед школой; отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); болезни; низкий интеллект и трудности в обучении. Ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Виды отвержения Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую- то цель: месть, развлекаются и т.п.). Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения). Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»). Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Последствия школьного насилия Падение самооценки у жертвы насилия. Нарушение социальных связей, отверженность. Низкий статус в группе, проблемы в учебе и поведении. Повышение риска развития нервно-психических и поведенческих расстройств (невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, возможно формирование посттравматического синдрома). Нарушения в развитии идентичности у подростков. Длительный стресс, чувство безнадежности и безысходности. Аутоагрессивное поведение. © Психология насилия, воспитание детейvosp.ru © Психология насилия, воспитание детей

Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе. Selekman Janice, Vessey Judith A. Bullying: It Isnt hat It Used To Be // Pediatric Nursing Vol Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы - три существенных признака боулинга.

Типы боулинга Прямой - физический (избиения, подзатыльники, тычки, щипки и т.п.) и вербальный (унижение непристойными словами, обзывания, клички). Косвенный (социальная депривация). Поведенческий (преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства действия; сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; бойкоты жертве, различные «пакости»). Кибербуллинг.

Буллинг - структура Инициатор (преследователь). Помощник инициатора. Защитник жертвы. Жертва. Наблюдатель. Smith Peter K., Ananiadou Katerina. The Nature of Bullying and the Effectiveness of School-Based Interventions // Journal of Applied Psychoanalytic Studies Vol

Мифы о боулинге 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя. 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене. 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет. 5. Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия. 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками. 7. Жертвами боулинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут вытроить отношения со сверстниками. 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). 9. Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей. 10. Учитель должен уметь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.

Средовые факторы риска насилия в школе Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Общий психоэмоциональный фон учреждения. «Политическая» система образовательного учреждения. Особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях взрослых и максимальном бесправии детей. Система взаимоотношений внутри классного коллектива; равнодушное и безучастное отношение педагогов и одноклассников. Наличие общепризнанных социальных ролей («жертва», «хозяин»). Традиции в социуме, пропагандируемые СМИ.

Причины насильственных форм поведения педагогов Особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность). Нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе. Неудовлетворенность своим социальным положением. Низкий уровень социальных навыков. Проблемы со здоровьем. Незнание других способов работы с непослушными детьми. Решение трудных (конфликтных) ситуаций.

Насильственные способы реагирования педагогов на поведение учеников Часто употребляют выражения типа: «Учитель здесь пока еще я». Оставляет последнее слово за собой. Разговаривает с сарказмом. Настаивает на своей правоте. Ставит учеников в угол. Формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы». Втягивает в конфликт людей, непричастных к нему. Использует «давящие» позы и жесты: сжатые челюсти и сцепленные руки. Сравнивает одного ученика с другим.

Насильственные формы организации образовательной ситуации Подавление педагогом инициативы учеников. Наказание за неправильный ответ. Некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать. Прерывание речи ученика. Насильственные требования к учащимся давать ответы на поставленные педагогом вопросы. Привилегированное отношение к заискивающим учащимся. Оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Жертве можно помочь, если: помочь научиться ходить, держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.; используя юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать эти издевательства всерьез; рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят; дав понять ребенку, ставшему жертвой боулинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться; поддерживать их сильные стороны. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят.

Видеоролик «Говорят учителя. Школьная дедовщина»

Кибербуллинг (угрозы через интернет)

Опыт США Организационный подход нацелен на организацию работы персонала образовательного учреждения. 2 направления: вовлечение подростков в просоциальные сообщества и сокращение числа учеников в классах и школе. Родительский подход (беседы, тренинги с родителями). Правовой подход (финансирование программ по предотвращению насилия и совершенствование законодательства об оружии).

Опыт Норвегии Самая эффективная антибуллинговая программа инициирована Д. Ольвеусом в Бергене 20 лет назад, она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 г. придан статус приоритетной общенациональной программы. Эта программа основана на 4 базовых принципах, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся: теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых; твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения; последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение; наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей.

Подходы к решению проблемы боулинга Подход «руки прочь». Подход «твердой руки». Подход «возьмемся за руки».

Как решить проблему на уровне школы? Целесообразно установить в школе единую систему правовых, нерепрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе и должны быть и известны каждому ученику. Положительную роль могут сыграть демократические элементы в управлении школой. Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученика. Необходима поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины, психологические тренинги и т.д. Активная помощь школьного психолога: в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных психологов, обладающих необходимыми навыками.

Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. Контроль над собственными негативными эмоциями. Обсуждение проступка. Сохранение положительной репутации ребенка. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Снижение напряжения ситуации. Работа восстановительного примирения. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. Контроль над собственными негативными эмоциями. Обсуждение проступка. Сохранение положительной репутации ребенка. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Снижение напряжения ситуации. Работа восстановительного примирения.

Психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций: общешкольные мероприятия («Минута славы», «Фабрика звезд» и пр.); «Доска знакомства» или «Наши открытия»; «День звезды», «День имени»; организация «Выставки достижений»; организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций. Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций: общешкольные мероприятия («Минута славы», «Фабрика звезд» и пр.); «Доска знакомства» или «Наши открытия»; «День звезды», «День имени»; организация «Выставки достижений»; организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Второй шаг реабилитация «Я»: организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети; большие психологические игры; индивидуальные коррекционные занятия. Третий шаг переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения. Второй шаг реабилитация «Я»: организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети; большие психологические игры; индивидуальные коррекционные занятия. Третий шаг переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.

Меры по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия; проведение семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей всех категорий в системе повышения квалификации; самообразование и овладение педагогов навыками организации ненасильственного обучения и воспитания; организация педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе.

ЛИТЕРАТУРА 1. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления/ Под ред. Е.Н.Волковой. – СПб.: Питер, – 240 с. 2. Д. Пстрог Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы) (рус.) // Ярославский педагогический вестник С Ярославский педагогический вестник 3. О. Глазман Психологические особенности участников боулинга (рус.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С Психологические особенности участников боулинга 4. К.С. Соловьева, К.А. Битюков, М.В. Мартынова Повреждения опорно- двигательного аппарата у детей, полученные вследствие насильственных действий (рус.) // Травматология и ортопедия России С Повреждения опорно- двигательного аппарата у детей, полученные вследствие насильственных действий 5. В. Лаптева. Структура психологической защищенности подростков от насилия в образовательной среде (рус.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С © Психология насилия, воспитание детей