Условия и специфика цивилизационного процесса на полуострове Индостан. Цивилизационные особенности развития «Харрапского» общества. Ведийская цивилизация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К одной из самых первых и древнейших мировых цивилизаций относится Древняя Индия. Именно там берут начало самые великие религии и индийские культуры.
Advertisements

Брахманизм
Презентация: Религии Индии. Религии Индии. Ведийская религия ( тыс. до н. э.) Брахманизм Индуизм ( I тыс. до н. э.) (VI-V вв. до н. э.) Джайнизм (VI в.
1.Особенности буддизма. 2.Причины возникновения буддизма. 3.Религиозные и философские источники буддизма.
Культура Индии под знаком двух великих религий Выполнила студентка 1-го курса 101 группы исторического факультета БГПУ им. М.Танка Цугаева А.П. Руководитель.
Государство на Древнем Востоке. Государство на древнем Востоке План 1.Деспотический строй 2.Борьба за власть 3.Общественная пирамида 4.Кого защищал закон.
Вайшью- земледельцы. Кшатрии- воины, правители брахманы отшельник.
Демонстрационные слайды по курсу Всемирная история Для учащихся 10 класса. Автор - Прохорова Наталья Алимовна Учитель истории МБОУ «Нелюбинская средняя.
Первобытность и Древний мир Урок по Всеобщей истории 10 класс Автор: Мухаметжанова А.Х. учитель истории и обществознания МБОУ Больше – Рыбушкинская сош.
Презентация к уроку информатики Выполнил ученик 5-в класса Леонов Глеб.
Первобытность и Древний мир Урок по Всеобщей истории 10 класс Автор: Мухаметжанова А.Х. учитель истории и обществознания МБОУ Больше – Рыбушкинская сош.
Культура Индии Материалы к уроку по МХК. 1 период: культура Хараппы Время – 3 – 2 тысячелетие до н.э. Место – Синд на берегу реки Инд Мохенджо-Даро Пенджаб.
Цели урока: Закрепление понятий «археология», «этнография», «лингвистика»; Углубление представлений о достижениях первобытного искусства, его временной.
Домашнее задание : § 2 до с. 20 © Ковалькова Н.Н 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия О чем эта притча ? Как вы думаете,
«Начало всех начал», Или О том, как возникла цивилизация Древней Индии Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит? Откуда родилось? Откуда это творение?
МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.. Месопотамия – означает «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром) – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация,
Древняя Индия. ПЛАН 1. Местоположение Индии 2. Природно-климатические условия 3. Основные занятия жителей Древней Индии 4. Религия 5. Касты.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания по темам раздела "Общество как сложная система"
Причины слабости древних государств: недостаточность научных знаний; нежелание низших слоев противиться богатым; слабое законодательство; нежелание провинций.
Транксрипт:

Условия и специфика цивилизационного процесса на полуострове Индостан. Цивилизационные особенности развития «Харрапского» общества. Ведийская цивилизация.

Локализация земледельческих культур на полуострове со сравнительно однородными климатическими условиями. «Плодородный полумесяц» вдоль рек Инд и Ганг. Длина – 3000 км., ширина – км. «Парниковый эффект», создаваемый Гималаями. Результат: возможность собирать два урожая в год.

Сравнительно малая потребность в крупных ирригационных сооружениях. Значительно большая цивилизационная закрытость от других народов на протяжении большей части истории. Исключения: IV – III века до. н. э. и история с XVII века н.э. Возможности для длительного существования локальных протоцивилизаций. Сохранение культурных различий между народами Индостана на протяжении всей истории. Низкая потребность в «деспотической» организации власти. Слабость централизаторских тенденций в политике и неустойчивый характер «империй». «Созерцательный» характер культуры, ее ориентация на математическую логику.

Протоиндийская «Харрапская» цивилизация. XXV – XVI вв. до н.э. Ведийский период. XI – V вв. до н.э. Эпоха Маурьев. 317 – 180 гг. до н.э. Период ранних империй (Гуптской и Кушанской). I – V вв. н.э.

Ирригационные системы вокруг 10 городов вдоль течения Инда. Крупные морские порты. Каменные и медные орудия труда. Строительный материал – кирпич-сырец. Каменные и медные торговые печати. Общее количество знаков письменности – около 400. Расшифровано – около 30.

Строгая ориентация по линии Север-Юг. Геометричность планировки. Деление города на жилую и административно- ритуальную части. Деление жилой части на кварталов домов. Двухэтажные «наращиваемые» жилые дома, группирующиеся вокруг глиняных колодцев. Канализационные системы, построенные из кирпича и керамической плитки.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ: РЕКОНСТРУКЦИЯ:

Отсутствие крупных оборонительных сооружений у городов и наличие пограничных застав – это была федерация. Нет «ребра жесткости» у наконечников стрел и копий – «оружие полиции», при почти полном отсутствии мечей – жесткая система управления. Деление городов на «дома для семьи» и дома-бараки – наличие рабовладения. Крупные общественные хранилища зерна – наличие «деспотических» элементов власти. Святилища огня и ритуальные бассейны, при отсутствии дворцов – организация общества по «храмовому» принципу. Очень малое количество предметов, изготовленных другими народами – закрытый характер общества, тяготеющего к изоляции.

Форма и материал орудий труда на протяжении всей истории оставались неизменными. Форма керамических изделий и их оформления не менялись. Приемы строительства домов и колодцев сохранялись в неизменности. Начертание письменных знаков за 8 столетий не изменилось. Отсутствовали заимствования у других народов как в производственной, так и в бытовой сфере.

Отсутствие декоративных элементов в архитектуре. Нет изобразительных элементов (картин, фресок, мозаик). Мелкая пластика (скульптурки божеств) – практически единственный элемент искусства. Культовые статуэтки

Разрыв торговых связей с другими народами. Деградация орудий труда и способов производства. Разрушение ирригационных систем. Падение гигиены и начало массовых эпидемий. Нарушение стройности планировки городов. Приход на земли харрапцев народов с более низким уровнем цивилизационного развития.

Переселяются на территорию Индостана в XII веке до н.э. Ареал первоначального расселения – Пенджаб (долина реки Сарасвати). Археологическая локализация – «культура серой расписной керамики». Древнейший литературный памятник – «Ригведа».

Хозяйственная и бытовая жизнь строится вокруг понятия «gau» – «корова»: гомат – богач (хозяин коров), го пати – владыка, говишти – воевать (отбирать коров). Гипотеза – специфика жизни ведийских племен состояла в том, что они вели кочевую жизнь, разводя коров и волов.

Расслоение единого народа на три страты: хранителей народной идентичности; воинов- разведчиков новых земель; пастухов и ремесленников. Социальная жизнь Стремление к доминированию, захвату и освоению новых территорий Доминирующая черта в межцивилизационных отношениях Превращение коровы из главного ресурса выживания в священное животное. Культурные традиции

Быстрый переход от медных орудий труда к железным. Широко распространившееся коневодство. Распространение гончарного круга. Переход от скотоводческой культуры к полеводству на основе ячменя, пшеницы и риса. Быстрая урбанизация. Создание замкнутой системы социальных страт (варн) с ликвидацией «социальных лифтов».

арии Дважды рожденные Брахманы Хранители идентичности Кшатрии Воины и правители Вайшьи Крестьяне, торговцы, ремесленники. Шудры Свободные жители – потомки добровольно покорившихся племен Бхртаки и др. «неприкасаемые» Потомки плененных народов.

Ригведа» (собрание гимнов). «Самаведа» (собрание песнопений). «Яджурведа» (собрание жертвенных формул). «Атхарваведа» (собрание магических заклинаний и формул). Брахманы толкования ритуальных текстов саммит. Арапьяки (лесные книги) тексты для отшельников. Упанишады религиозно-философские трактаты.

Миф «первого творения»: рождение демиурга Праджапати из золотого яйца с разделением мира на три стихии: Небо Воздух Земля Праджапати

Базовый миф: борьба Индры с силами хаоса с утверждением всемирного порядка (Риты) Ваджра – оружие Индры Индра

Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова. Понятие Риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите. В мире людей Рита проявляется в ритуале – порядке действий, соединяющем человека и природу. Применительно к отдельному человеку это выражается в требовании постоянного духовного самосовершенствования. Совершенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит развитие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только явное, конкретное деяние человека - поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.

Брахма ВишнуШива (создающий мир) (хранящий мир) (разрушающий мир)