П РЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ : Х УДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА. Б АСМА. Ч ЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле:
Advertisements

Чеканка ЧЕКАНКА - это искусство художественной обработки металла Материалы: Листовой металл толщиной 0,3-1,5 мм Медь Медь Золото Золото Серебро Серебро.
Роль металлов в искусстве. Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив а своем пути золото, был очарован.
Тема урока: Художественная обработка металла. Тиснение по фольге.
Работа Степановой Ларисы Ивановны Учителя технологии МБОУ СОШ 46 г. Екатеринбурга © Степанова Л. И., МБОУ СОШ 46, Екатеринбург, 2014.
Отправляемся в путь ! Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в.
Выколотка – это вид холодной металлообработки. Техника этого процесса основана на использовании пластики детали, способными во время пресса садится, изгибаться.
История старинного рукоделия. Рельефная металлопластика. 7 класс Учитель технологии: Салманова С.В.
Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле:
Златоустовская гравюра на стали и каслинское литьё.
Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла. Финифть - древнерусское название эмали, искусство которой появилось на Руси.
Творческая работа на тему: «Металл в руках мастера». Автор: ученица 1 правового Автор: ученица 1 правового класса с милицейской класса с милицейской направленностью.
Витражи - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция ( в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно ) из стекла или другого материала,
Ювелирное дело - одно из многогранных проявлений художественной деятельности человека. Многие ювелирные изделия являются одновременно носителями определенных.
МЕТАЛЛЫ В ИСКУССТВЕ Презентация по химии Учитель химии МОУ Еласовская СОШ Горномарийского района Республики Марий Эл Ватитова А.А.
Это искусство по созданию украшений из металлов, таких как, золото, серебро, платина.
Проволока Изделия из проволоки Учитель технологии: Савина Е.В. МОУ «СОШ 66» Высшая категория.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.3-я Александровка Калининского района Саратовской области» Презентация по химии «Металлы и сплавы в искусстве».
Уже в глубокой древности на Руси существовало искусство обработки металла, которое состояло в том, что из проволоки различной толщины (гладкой или расплющенной),
Резьба по дереву Иванина В.В. МОУ"СОШ25"г.Балаково.
Транксрипт:

П РЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ : Х УДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА. Б АСМА. Ч ЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ.

Х УДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА - ИСКУССТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА, СПОСОБНЫХ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕК, ФОРМИРОВАТЬ ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС И КУЛЬТУРУ. В НАЧАЛЕ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗОВАЛ ТОЛЬКО ЗОЛОТО, ЗАТЕМ ПОСТЕПЕННО СТАЛ ПРИМЕНЯТЬ СЕРЕБРО И ДРУГИЕ МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ. Х УДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА ВКЛЮЧАЕТ ФИГУРНОЕ ЛИТЬЕ, КОВКУ, ЧЕКАНКУ, ГРАВИРОВКУ И МНОЖЕСТВО ДРУГИХ ПРИЁМОВ.

Н АЧАЛО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ОТНОСИТСЯ К 1923 ГОДУ, КОГДА ПРИ Н АРКОМФИНЕ БЫЛО ОРГАНИЗОВАНО М ОСКОВСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО. И СПОЛЬЗУЯ ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ МАСТЕРОВ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ, ОПИРАЯСЬ НА БОГАТЫЕ ТРАДИЦИИ, ОНО СОЗДАЛО НЕМАЛО ИЗДЕЛИЙ, ПОЛУЧИВШИХ МИРОВУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, КАК КАРТА НАШЕЙ Р ОДИНЫ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И САМОЦВЕТОВ, ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ ПО КРАСОТЕ ОРДЕН П ОБЕДЫ. Н А СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦЕНТРАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ В Р ОССИИ ЯВЛЯЮТСЯ : М ОСКВА, С АНКТ - П ЕТЕРБУРГ, Е КАТЕРИНБУРГ, К АСЛИ, К ОСТРОМА, Р ОСТОВ (Я РОСЛАВСКИЙ ), В ЕЛИКИЙ У СТЮГ, П ЕРМЬ, Я КУТСК, ПОСЕЛОК М СТЁРА, К РАСНОЕ - НА -В ОЛГЕ.

В ИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА Художественная Ковка Просечка Чеканка Дифовка (выколотка) Басма (тиснение) Литьё Филигрань (скань) Алмазная грань Гравирование Травление Чернение Эмалирование (финифть) Металлопластика Таушировка (насечка) Наводка золотом (позолота)

Б АСМА ( ТИСНЕНИЕ ) Басма (тиснение) является своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки. Вместо многократных ударов чеканом, необходимых для лепки сложной формы, используются басманные доски-матрицы. Преимущество тиснения по сравнению с чеканкой быстрота выпуска изделий, а также значительная экономия драгоценного металла, так как басма по сравнению с чеканкой осуществляется на материале значительно меньшей толщины.

Для басманного тиснения делают металлические, каменные или деревянные доски (матрицы) с рельефом на одной стороне (высота рельефа 2 5 мм). Она представляет собой невысокий монолитный рельеф с мягкими плавными линиями без острых углов и резких выступов. Общая высота рельефа на древних басмах не превышает 1-2 мм, но к XVII веку (особенно в конце его) она иногда достигает 5-6 мм (на больших басмах). Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу кладется тонкий лист металла, толщина которого не превышает 0,2-0,3 мм, затем сверху накладывается прокладка из свинца. По этой свинцовой подушке наносят удары деревянным молотком. Под действием силы свинец вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя весь ее рельеф. Такие же деформации претерпевает и металлический лист, зажатый между матрицей и свинцовой прокладкой. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму тонкий рельеф, очень точно воспроизводящий все детали матрицы, включая и фактуру. Басма несколько отличается от матрицы четкостью рисунка.

В ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ БАСМЫ ПРИМЕНЯЛИСЬ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КАК КУЛЬТОВЫХ, ТАК И СВЕТСКИХ : ОКЛАДОВ ИКОН, ПЕРЕПЛЕТОВ КНИГ, СУНДУКОВ, ЛАРЦОВ. Б АСМЫ ВЫПОЛНЯЛИ С ПОРТРЕТНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ИЛИ С ОРНАМЕНТАЛЬНЫМИ.

Ч ЕКАНКА Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется ударами особым молотком по специальным инструментам - чеканам. Работы ведутся по поверхности листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. При изготовлении сосудов ее заливают внутрь. Этот вид является одним из древнейших и широко распространенных способов художественной обработки металлов.

Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси, а своего расцвета в древнерусском искусстве IV-XVII веков. Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX веках. Например, сохранились чеканные изделия новгородских чеканщиков XI-XII веков культового характера (оклады икон и др.), в которых своеобразно сочетаются черты русского и византийского искусства. Это не только орнаментальные композиции, выполненные чеканкой из листа, но и чеканные литые фигуры. К этому времени относятся образцы чеканного искусства Владимиро-Суздальской Руси. К 1412 году относится работа мастера Лукиана (складень), изготовленная чеканкой с чернью, а также работы тверских ювелиров, выполненные чеканкой по серебряному литью. Чеканка по высокому рельефу производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши в Новгороде. Технического совершенства и пластического эффекта в высоком чеканном рельефе (особенно при наличии фигур) в средние века достигали французские и немецкие златокузнецы, в IV веке итальянские, в конце XVI века - немецкие мастера. Тем самым уже тогда были достигнуты границы возможного для этой техники. Позднее подобный декор отливался и припаивался. Еще в древности применялась чеканка по твердой модели, в особенности для выделки фигур. Золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели и затем снимался с нее. Особенно пышного расцвета достигла чеканка в XVI веке, в Ярославле она сочеталась с резьбой и гравировкой, в Нижнем Новгороде обогащалась литыми скульптурными деталями. Новгородские чеканщики стали применять чеканку с конфаренным фоном. Расцвет чеканного искусства продолжался и в XVII веке. Появились новые приемы и художественные особенности: со второй половины XVII века и с начала XVIII века в Новгороде чеканщики применяют прорезной орнамент, в Костроме развивается плоская измельченная чеканка, чередующаяся с литьем и резьбой, в Ярославле чеканка достигает особой пышности, расцвечивается цветной эмалью.

Материалом для чеканки из листа служит листовой металл различной толщины, обладающий свойствами пластической деформации. Наиболее ходовыми считаются листы толщиной от 0,4 до 1 мм. Однако для крупных, монументальных произведений применяют и более толстые листы, например, красную медь до 2 мм, а листовой алюминий даже до 3 мм. В современной практике чеканки из листа применяются следующие металлы и сплавы: - цветные металлы - красная медь и ее сплавы (латуни, томпак) - материалы, наиболее пригодные для чеканки декоративных изделий и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, чеканятся легко - никелевые сплавы (мельхиор, нейзильбер) в настоящее время применяются редко, но в прошлом (особенно в конце XIX в.) широко использовались для чеканки художественной посуды, имитирующей серебряную. - черные металлы: мягкая, малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная - так называемый декапир (или дважды протравленная сталь до и после отжига - дважды декапир) - материал более трудный в чеканке по сравнению с медью, мо очень красивый в отделке.

Инструменты чеканщика. Слева: давильники. Справа: А расходники; Б лощатники; B облые; Г, Д, Е фактурные.

Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не требующий использования специальных инструментов и оборудования. Материалом для тиснения служит медная и алюминиевая фольга, а иногда и очень тонкая жесть от консервных банок, для имитации позолоты нам потребуется тонкая "золотая фольга", в которую заворачивают некоторые сорта конфет.