Тема: Финансы, кредит и налоги в системе государственного регулирования экономики
План: 1. Финансовая система, ее роль в государственном регулировании экономики, основные направления развития. 2. Бюджетное регулирование. 3.Кредит, его функции и роль в регулировании социально- экономических процессов. 4. Налоги в системе государственного регулирования экономики.
1. Финансовая система, ее роль в государственном регулировании экономики, основные направления развития. Финансовая система отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы – совокупность всех денежных средств, которыми обладают: домашние хозяйства; предприятия; учреждения; организации; государство + кредитные ресурсы банков.
Финансовые ресурсы Централизованные (государственные) Нецентрализованные (предприятия, организации) Система государственных финансовых ресурсов Государственный бюджет Местные финансы Финансы государственных предприятий и организаций Специальные централизованные фонды
Финансовая система осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно. Кредитная система – это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за ссудный процент. Основными направлениями финансового воздействия на экономику являются антициклическое фискальное вмешательство, направленное на стабилизацию экономического развития, и монетарное, регулирующее денежную массу.
Финансовое регулирование осуществляется следующими методами: Прямые Прямое выделение(изъятие) финансовых средств хозяйствующему субъекту(субсидии, дотации) Косвенные Воздействуют на финансовые возможности хозяйствующих субъектов или размеры потребительского спроса через налоговую систему
2. Бюджетное регулирование. Центральным звеном в финансово-кредитной системе является бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально- экономических функций. Он разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы; расходы.
Бюджет выполняет три основные функции: фискальную – создание финансовой базы функционирования государства; экономическую – реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики; социальную – перераспределение доходов, решение проблем социального развития. Государство через бюджет осуществляет регулирование экономики. Доходы бюджета формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений. Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития.
Важнейшими инструментами бюджетного регулирования являются: Уровень централизации средств в бюджете Соотношение между республиканским и местными бюджетами Дефицит бюджета Соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами Структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования
Сбалансированность бюджета - достижение равенства доходной и расходной частей. Профицит бюджета - превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита бюджета используются (внутренние и внешние) государственные займы, дополнительная эмиссия денег, а также кредиты международных финансовых организаций, заимствуются средства через краткосрочные обязательства, проводятся аукционы по размещению казначейских обязательств.
Государственный долг – сумма накопленных и не погашенных бюджетных дефицитов.
Внутренний Внешний Краткосрочный Среднесрочный Долгосрочный Государственный долг может быть:
Внутренний государственный долг – это долг государства своему населению. Для Республики Беларусь внутренний государственный долг определяется задолженностью Совета Министров перед юридическими и физическими лицами на территории республики. (В форме кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством).
Внешний государственный долг – это задолженность иностранным государствам, организациям и отдельным юридическим лицам. Внешний государственный долг Республики Беларусь отражает общую сумму основного долга Беларуси и ее резидентов только под гарантию Правительства по внешним государственным займам на определенный момент времени.
3. Кредит, его функции и роль в регулировании социально-экономических процессов. Кредит – это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Функции кредита: Расширяет рамки общественного производства по сравнению с наличными денежными средствами Перераспределяет свободные денежные средства между хозяйствующими субъектами Обеспечивает экономию издержек обращения Ускоряет концентрацию и централизацию капитала
Формы кредита: Коммерческий Банковский Потребительский Лизинговый Ипотечный Государственный Международный
Кредит является основной составляющей кредитно-денежного регулирования. Кредитно-денежное регулирование – комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования – поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
С введением кредитных денег денежная система в чистом виде перестала существовать, на смену ей пришла кредитно-денежная система. Кредитно-денежная система – это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, а также массу денег в обращении.
Кредитно-денежная система включает: Валютно-финансовые учреждения Центральный банк и коммерческие банки, составляющие банковскую систему Специализированные кредитно-финансовые институты Учреждения, выполняющие определенные финансово-кредитные операции: инвестиционные, ипотечные, сберегательные кассы, ломбарды
Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Главная задача ЦБ – обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, т.е. исключение инфляции и девальвации национальных денег.
Основные функции ЦБ: 1. Функция эмиссионного центра (эмиссия денежных знаков) 2. Институциональная функция (организация денежного обращения) 3. Функция расчетно-платежного центра (организация по определенным стандартам расчетов и платежей) 4. Функция надзора (общий надзор за деятельностью коммерческих банков и исполнением банковского законодательства) 5. Функция рефинансирования (кредитование коммерческих банков на определенных условиях) 6. Функция советника (управление счетами правительства, хранение золотовалютных резервов страны, консультирование правительство по вопросам развития денежно-кредитной и финансовой сферы) 7. Функция регулирования (регулирование банковской ликвидности и использованием соответствующих методов и приемов надзора)
Направления кредитно-денежного регулирования: Контроль над банковской системой; Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии; Регулирование государственного долга.
Инструменты кредитно-денежного регулирования Влияют на рынок ссудных капиталов: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов Общие: Используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм Селективные:
Ценная бумага – потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. который может быть легко обращен в наличные средства. Наиболее распространенными видами ценных бумаг являются акции, облигации. Акция – это свидетельство на вложенный капитал. Она не имеет установленного срока обращения и удостоверяет право ее держателя(акционера) на участие в управлении делами, на получение части прибыли акционерного общества. Облигация – это ценная бумага с фиксированным доходом, имеющая форму долгового обязательства, выдаваемого на определенный срок, в течение которого оно должно быть выкуплено.
4. Налоги в системе государственного регулирования экономики. Налоги – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Совокупность налогов, формы и методы их формирования и начисления, а также налоговый контроль образуют налоговую систему государства.
Функции налоговой системы: Регулирующая; Фискальная; Перераспределительная; Социальная; Стимулирующая. Система налоговых отношений: Субъект налога – лицо, которое в соответствии с действующим законодательством обязано платить налог; Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог; Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги; Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.
Принципы налогообложения: Платежеспособность Доступность обложения Точность в установлении налога Обязательность уплаты налога Возможность уплаты налогов Ограничение бремени налога
Защита от двойного налогообложения Простота и доступность для восприятия Ориентация на структуру запросов потребителей Содействие реализации государственной политики конъюнктуры и занятости Целостность Гибкость
Классификация налогов: По взимающему органу Государст- венные Местные По использованию Общие Целевые По характеру взимания налоговых ставок Прогрессивные Регрессивные Пропор- циональные По характеру взимания и способа уплаты Прямые Косвенные (НДС, акцизы)