Актуальные проблемы речевого развития современного дошкольника (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Advertisements

ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Презентация Основной образовательной программы (ООП) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила заместитель заведующей по УВР Шадрина Наталья Геннадьевна МКДОУ «Детский сад 1 общеразвивающего.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
Реализация образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в МБДОУ «Детский сад 102» Вахитовского.
Транксрипт:

Актуальные проблемы речевого развития современного дошкольника (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) Докладчик: Арушанова Алла Генриховна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Основная цель образования Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

Образовательная область Речевое развитие в ФГОС ДО Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Коммуникативная компетенция: способность использовать язык (семантика, синтаксис) в разнообразных коммуникативных ситуациях (прагматика) (В.Н. Овчинников, А.М. Шахнарович); функциональная система способностей, обеспечивающих человеку возможность эффективно участвовать во всех видах коммуникации и проявляющаяся в его конкретных речевых действиях (В.В. Казаковская)

Функции речевого общения: контактоустанавливающая (фатическая), сообщения (когнитивная), экспрессивная (выразительная), воз действенная (побудительная), метаязыковая (функция толкования); эстетическая - поэтическая (обращенность на само речевое сообщение).

Металингвистическая функция: представления о линейности и дискретности речи; членение предложений на слова и звуковой анализ слов; представления о предложении, слове, звуке, слоге, букве, ударении.

Металингвистическая функция «Усвоение детьми родного языка включает не только формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой деятельности (на основе практического усвоения языка), но и формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» (Ф.А.Сохин) «Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи; ориентировка ребенка я языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для речевого саморазвития» (О.С.Ушакова).

Принцип спонтанейности развития коммуникативной способности Внутренние движущие причины умственного развития ребенка: противоречия, присущие самому процессу взаимодействия с окружающим предметным миром и социальной средой Противоречия между целями и средствами общения, между содержанием и формой речи. Развитие, саморазвитие, спонтанейное развитие.

Принцип спонтанейности развития коммуникативной способности А.В.Запорожец: По-видимому, внутренние противоречия следует искать не в недрах сознания ребенка и не за его черепной коробкой, а в его реальных взаимоотношениях в процессах детской деятельности, в ходе осуществления которой и возникают внутренние (т.е. присущие самому процессу взаимодействия) противоречия, вторично отражающиеся в сознании.

Аспекты коммуникации дошкольников Дидактический аспект коммуникации взрослого с ребенком связан с выявлением специфики речеповеденческой тактики взрослого, ориентирован на деятельность ребенка (Дж. Брунер, В.В. Казаковская, С.Н. Цейтлин). В.И.Слободчиков: Развитие – универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном изменении их состава или структуры. В педагогической практике развитие – это целенаправленное формирование (с учетом общественных и природных обстоятельств жизни) полезных знаний, умений и навыков, воспитание полезных черт личности.

Личностный подход к коммуникативному развитию ребенка: Языковая личность Свобода коммуникативного поведения Эмоциональность Креативность (творческость) Инициативность Самостоятельность Компетентность

Личностный подход к коммуникативному развитию ребенка Личность - динамическая смысловая система, включающая мотивационные, волевые, эмоциональные процессы, динамику действия и динамику мысли человека (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев). Языковая личность - совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов) (Ю.Н. Караулов); это человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия - порождения и понимания высказываний (И.Н. Горелов, К.Ф. Седов).

Диалог как основная форма общения Диалог; Монолог; Диалогическое общение Бахтин М.М. Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она ответно и свободно раскрывает себя.

Диалог как основная форма общения Диалог - одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора (О.С. Ахманова). Диалогическое общение - личностно значимое для субъектов речевое общение (Л.С.Выготский, Б.Ф. Ломов, Т.А. Флоренская).

Диалог и монолог Характеристика диалога: непосредственность в зрительном и слуховом отношении (разговор лицом к лицу); перемежающийся характер взаимодействия (быстрая смена акций и реакций); обусловленность реплик высказываниями партнера, отсутствие предварительного обдумывания (отсутствие заданности), продуманной связности, краткость высказываний. Характеристика монолога: длительность и обусловленность речевого ряда, односторонний характер высказываний, не рассчитанных на немедленную реплику, наличие заданности, предварительной обдуманности. Промежуточные формы: обмен репликами – монологами; светская беседа; скрытое реплицирование при восприятии монолога (М.М.Бахтин, Л.В.Щерба, Л.П.Якубинский).

Развитые формы диалога: Личностно значимое общение (дружеская, светская беседа) – включение спонтанных монологов на темы из личного опыта, право на инициативу, безоценочность. Философская, политическая, искусствоведческая беседа, ток-шоу и т.п. – содержательность, произвольность, контекстность, толерантность.

Формы диалогического общения дошкольников: ролевой диалог и общение по поводу игры в сюжетно-ролевых и других видах игр детей; разговоры в процессе коллективных форм труда, изобразительной, проектной, дизайнерской деятельности, конструирования; разговоры на темы из личного опыта; обсуждение прочитанного; диалоги о культуре общения (о национальных традициях общения); беседы на познавательные темы; этические беседы; совместное рассказывание, сочинительство, загадывание и отгадывание загадок, разучивание скороговорок командами и т.п.

Резюме: Цель коммуникативного воспитания – развитие речевого общения детей с взрослыми и сверстниками, формирование компетентной языковой личности, способной к саморазвитию. Речевое общение – использование языка с целью обмена информацией, чувствами, налаживания взаимодействия, личностно значимых контактов Включает: –знание языка (фонетика, лексика, грамматика); –умение строить высказывание, текст; –умение взаимодействовать (интеракция); –умение устанавливать личностные, диалогические отношения; –использование коммуникативных умений и навыков в расширяющихся сферах общения

Возрастная периодизация коммуникативного развития (узловые новообразования): непроизвольная инициативная речь у детей двух лет; освоение грамматических категорий на третьем году жизни; игровое взаимодействие со сверстниками и развитие контекстного общения с взрослыми в младшем дошкольном возрасте; возникновение словотворчества, игр со словами, звуками, рифмами, смыслами; речевой диалог со сверстниками и содержательное познавательное и личностное общение с взрослыми, текстовая активность – в старшем дошкольном возрасте; формирование элементарного осознания языковой действительности, грамматической и фонетической правильности.

ФГОС ДО о формах организации образовательной деятельности: Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

Система речевого воспитания

Основные условия формирования диалога со сверстниками: обеспечение органической взаимосвязи речевых игр, организуемых взрослым, и самодеятельных игр, возникающих по инициативе детей; система средств мотивации взрослым непроизвольной инициативной речи и невербального, эмоционально-смыслового и ситуативно-делового общения детей; их взаимодействие в играх-драматизациях, коллективных речевых играх; принятие взрослым позиции равноправного партнера в общении, возникающем по инициативе детей.

Косвенные формы руководства деятельностью: создание материальной среды; дидактические материалы; не дисциплинарные средства привлечения и удержания внимания; организация пространства общения. Песня как компонент культурно- образовательной среды

Речевые дидактические игры с парным взаимодействием: В играх парами используются хорошо известные в методике сюжеты: –прятание и отыскивание предметов; –угадывание предмета по звуку, вкусу, на ощупь; –распутывание небылиц и пр. Примеры игр: « Да или нет», «Что попало в роток, что попало на зубок?» (словарная работа), «Волшебный сундучок», «Маленькие и большие» (пчела, комар, колокольчики и т.п.), «Телефон» (фонетика), «Что изменилось?», «Отвечай, не зевай», «Чего не стало?» (грамматика), «Ателье» (описание), «Угадай-ка» (взаимодействие; вопросы). Игры трансформируются таким образом, чтобы «замкнуть» детей друг на друга. Этому служат игровые правила: –уже сказанное не повторять; –соблюдать очередность игровых и речевых действий; –не мешать друг другу при пользовании общими материалами; –благодарить партнера и пр. Между дидактическими и самодеятельными играми образуется взаимосвязь.

Типичные приемы организации дидактических речевых игр: Передача детьми друг другу предметов, игрушек, элементов костюмов, картинок. Игры с мячом в кругу. Чтение скороговорки, взявшись за руки и двигаясь по кругу. Соревнование команд. Обеспечение эмоциональных и визуальных контактов через организацию пространства общения.

Игры в читающего человека – подвид речевых игр: Стихийное возникновение. Имитация чтения напечатанных карточек. Словесные игры с напечатанными карточками (организованные и самодеятельные).

Игры-драматизации и режиссерские игры на литературной основе (инсценировки): Широкий развивающий эффект. Определенный вид сюжетно-ролевой игры (импровизация). Сфера интеграции содержания разных образовательных областей.

Игры-драматизации и режиссерские игры на литературной основе (инсценировки) Примеры сюжетов: стихотворение Б.Заходера «Ёжик», стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка», сказки Л.Пантелеева «Как поросенок говорить научился» и К.Д.Ушинского «Еж и заяц», народные сказки «Как белка и заяц друг друга не узнали», «Как коза избушку построила». Использование в игре-драматизации стихотворного или прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты с музыкальным сопровождением, а также подготовительная работа к игре (создание элементов декорации, костюмов и т.п.) являются сферой интеграции содержания образовательных областей «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация».

Дружеские (светские) беседы: Беседа - разговор, преимущественно продолжительный и дружеский или деловой. Светская (дружеская) беседа - особый речевой жанр. Мотивация – это не вопросы и ответы на них «полным ответом», а инициативное высказывание, сообщение партнеру своей точки зрения, своих аргументов. Сообщение и отношение к сообщению. Удовлетворение потребности в общении, во внимании партнера. Содержание дружеских (светских) бесед: разговоры, связанные личным опытом: с сезонными изменениями в природе, с жизнью животных и их детенышей (в младшем возрасте); общение за рамками личного опыта детей: об Антарктиде, об индейцах Северной Америки, о пустыне и пр. (в старшем возрасте).

Совместное рассказывание: Развитие текстовой активности детей в процессе диалога с взрослым. Пересказы текстов и сочинение своих историй командами по 3 – 4 человека. Виды коллективных рассказов: сочинение по потешке; сочинение небылиц; сочинение по схеме.

Самодеятельные игры детей: Широкий круг самодеятельных игр. Интеграция содержания разных образовательных областей программы, самостоятельное его освоение, творческая переработка. Игровая деятельность - сфера саморазвития языковой способности, сфера саморазвития личности ребенка в целом. Обогащение коммуникативно-деятельностного опыта детей.

Речевая активность детей в самодеятельных играх со сверстниками: звукопроизношение, развитие артикуляционного аппарата; речевое дыхание; словарь; структура предложения, текстовая деятельность; диалогическое взаимодействие; Игровое творчество: «Транспорт – не транспорт», «Ес- Ноу», «Угадай-ка» - свой вариант, игра с мячом «Путешествие по Москве»; Личностно значимое общение.

Неигровые виды деятельности: конструирование; рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток, календариков. рисование;

Самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей: Обогащение предметно- игровой среды.

Сюжетно-дидактические игры детей: Организация игры с небольшой подгруппой детей.

Самодеятельные сюжетно- ролевые игры детей Обозначение словом предметов и игрушечек, игровых действий, своей роли. Ролевой диалог. Общение по поводу игры. Игры-фантазии.

Обобщенные показатели коммуникативного развития детей, характеризующие языковую личность старшего дошкольника (ФГОС ДО): Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.

Обобщенные показатели коммуникативного развития детей, характеризующие языковую личность старшего дошкольника: 1.контактность, инициативность, содержательность диалогического общения ребенка со взрослым; 2. положительное эмоциональное и деловое общение со сверстниками; 3. развитие речевого интерактивного диалога со сверстниками в играх по инициативе детей; 4. проявление творчества в самодеятельных играх; 5. языковая компетенция по возрасту (нормальное или близкое к норме развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи); 6. проявление текстовой деятельности в самодеятельных играх и общении; 7. самодеятельные игры в читающего человека.

ЛИТЕРАТУРА Арушанова А.Г.Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004; Арушанова А.Г.Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. – М.: Мозаика-Синтез, 2004; Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги: Книга для занятий с детьми. – М.: Карапуз-Дидактика, Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера, Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-заниятия со звучащим словом. – М.: Сфера, А.Г. Арушанова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 2 – 7 лет / Под ред. Л.А.Парамоновой.– М.: Сфера, 2013, Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. – М.: ИД «Ключ – С», Арушанова А. Г., Коренблит С. С., Рычагова Е. С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводидактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»» (Ве ДеДо») / Науч. ред. К. Я. Сигал. – М.: Флинта, 2015.

Благодарю за внимание