П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ : «В ЕЛИКАЯ СИЛА НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » Автор – Сидорова Алена Владимировна, Учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Ильясовой А. В. Нравственное воспитание учащихся через систему работы по развитию речи на.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку Сафронова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 сельского поселения «Село.
Тема: « Детский сад как фундамент формирования духовно-нравственных ориентиров детей младшего возраста»
Влияние семейного воспитания на современное общество Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро В. Сухомлинский Автор: Марьясова.
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника. Подготовила учитель МОУ СОШ с. Троекурово Хожаинова Л.В.
Верность простым истинам: духовно-нравственные ценности на уроках литературы МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ.
Духовно – нравственное воспитание в школе ( рождественские педчтения 2012год) Денисова О.А., Шевцова Т.В., Денисова О.А., Шевцова Т.В., МАОУ «Лицей 5»,
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
ТЕСТ (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») 1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера) Цели: подготовить учеников к написанию сочинения-рассуждения дискуссионного.
Сиротина Анастасия, ученица 9 класса А МОУ «СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
А.С. Пушкин ( ). Тема урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Смысл названия. Маша Миронова – нравственный идеал писателя.
«Как вырастить ребёнка нравственным?» Родительское собрание Учитель начальных классов МОУ СОШ 13 Николаева Г.Г.
«Маша Миронова. Нравственная красота героини А.С.Пушкина»
Глава 4. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».. 4 глава называется в пушкинском плане " Деревня ". В ней на первом плане - Онегин, его жизнь в деревне.
«Маша Миронова. Нравственная красота героини А.С.Пушкина» Подготовила учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней 1 отдела.
Выполнила: Жумагалиева Айдана. «Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение. Ребёнок должен понять что есть три вещи: можно, нельзя и надо.
Транксрипт:

П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ : «В ЕЛИКАЯ СИЛА НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » Автор – Сидорова Алена Владимировна, Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Питерка»

Цель исследования: Создание системы нравственного воспитания учеников для формирования личности на уроках литературы. Создание условий для формирования нравственной позиции учащихся.

З АДАЧИ ПРОЕКТА : -работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни; -воспитывать потребность в заботе о других людях совместную деятельность, через беседы. -нацелить учащихся на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.

П РЕДМЕТОМ ДАННОГО ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ. А КТУАЛЬНОСТЬ : НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ВНЕДРЯЕТСЯ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, В ГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, И ВЕДЕТСЯ МНОГО ИССЛЕДОВАНИЙ.

Нравственное воспитание является очень важной стороной в формировании развитии личности. Сегодня серьезную тревогу вызывают вопросы воспитания нравственности у современной молодежи. К сожалению, мы должны признаться, что нравственность наших учеников, как и нравственность всего общества, сомнительна. Улучшить качество нравственности, на мой взгляд, можно через уроки литературы.

Русская литература – это источник духовности и нравственности. Духовно- нравственные идеалы мы начинаем воспитывать с изучения фольклора и древнерусской литературы. Изучая пословицы и поговорки на уроке через ряд заданий, мы воспитываем уважение, доброту, честность, любовь.

Вот пример одного из заданий: На доске пословица: Ложь в правду рядилась, да о правду разбилась. Вопросы и задания: Как вы понимаете смысл пословицы? Чему учит пословица? Что осуждает пословица? Запишите слова в два столбика и сравните их по смыслу. Честность нечестность Правдивость лживость Искренность неискренность Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие. Сравните слова второго столбика. Найдите в них сходство и различие.

Воплощением нравственности является «Повесть о Петре и Февронии». Семейная жизнь, описанная в данной истории – отношение мужчины и женщины, сумевших преодолеть все трудности земного пути. На уроке мы подводим учащихся к мысли об основном значении повести. Какими ценностями она обладает? Повесть эта, своего рода гимн вере, любви и верности. Любовь к людям, смирение, семейные ценности, верность – основная идея повести. Эта тема урока помогает задуматься о вечных ценностях человеческой жизни.

Сказки Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная – являются эталоном русской женщины. У них можно научиться любви, верности, трудолюбию. Идеалом мужчин считаются богатыри, которые наделены силой, умом, отвагой.

Поучения Владимира Мономаха - актуальность сегодняшних дней

Изучение творчества А.С. Пушкина – это особое место в литературе нравственного развития учащихся. Еще со сказок дети учатся различать добро от зла. Учатся тому, что зло всегда наказывается. Так в «Сказке о рыбаке и рыбке»дети понимают, что старуха была злая, грубая, жадная, за что и получила по заслугам. Мораль сказок очень понятна, они воспитывают у детей доброту, справедливость.

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве, в раннем отрочестве, когда добро и зло, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка, лишь при условии яркой наглядности, морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» В. А. Сухомлинский

В старших классах А.С. Пушкин раскрывается как личность. Изучая «Капитанскую дочку» стоит обратить внимание на семейное воспитание. В ходе урока мы можем предложить определить роль семьи в формировании личности Петра Гринева. Здесь это уроки отца, влияние матери – добрая, любящая, заботливая, нежная. Черты характера Гринева: честность, верность слову, наблюдательность, прямота, мужество, верность в любви, благородство. Он полагается только на нравственное чувство. Обязательно дать поразмыслить, почему для Пушкина Маша Миронова- идеал нравственности? Еще один вид творческой работы: определить, что стало определяющим в новой семье (Петра Андреевича и Марии Ивановны)? Что изменилось в современной семье? О семейном воспитании мы можем проследить и в романе «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных.

Произведение «Муму», изучаемое в 5 классе, вызвало массу чувств у учеников: от жалости до негодования. Во время урока учащиеся бурно обсуждают проблему, ни один не остается равнодушным.

Для воспитания нравственности у детей, я использую еще ряд различных методов и приемов. Один из них внедрение на уроках видеоматериалов, так или иначе, воспитывающих положительные качества учеников. Это такие видеозаписи как.(приложение 1)Еще одним способом воспитать в учениках нравственных устоев является анализ высказываний великих людей имеющих большой жизненный опыт. Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, ничего, чем человек есть человек. В.Г. Белинский Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С. Пушкин

Процесс формирования нравственных устоев – длительный, мы не можем достичь быстрого результата, но эта работа должна проводиться учителем на уроках литературы, она поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников. В заключении я хочу привести ответы учеников на поставленный мною вопрос: кто из героев литературных произведений является для вас нравственным эталоном?(приложение 3)

Список используемой литературы Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно- нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. – М.: ЦГЛ, krylova.html#