Об итогах аудита лабораторных работ Ректорат, 23 января 2014 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
Advertisements

LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Информация по внесению изменений в ФГОС г.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
1. Сущность понятия «лабораторное занятие». Задачи лабораторного занятия в высшей школе. 2. Особенности подготовки студентов к лабораторному занятию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Лабораторные занятия. Методика подготовки и проведения Подготовили Студенты группы Ф-241 о Закерьяева Алие Чернякова Юлия.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
Подготовила учитель химии ОШ1 пгт Багерово Бекирова С.Д.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Транксрипт:

Об итогах аудита лабораторных работ Ректорат, 23 января 2014 год

Значимость лабораторных работ Лабораторная работа – вид учебного занятия, направленный на углубление и закрепление знаний, практических навыков, овладение современной методикой и техникой эксперимента в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста или бакалавра, состоит из экспериментально-практической, расчетно-аналитической частей и контрольных мероприятий. Лабораторная работа – практическое учебное занятие, организуемое и проводимое по правилам научно-экспериментального исследования (опыта, наблюдения, моделирования) с применением специального оборудования (лабораторных, технологических, измерительных установок), проводимое для изучения и исследования характеристик заданного объекта.

Лабораторные работы в учебной нагрузке кафедр Лабораторные работы составляют 15% общей учебной нагрузки – более часов

Лабораторные работы в учебной нагрузке кафедр

Задачи проведения аудита Подготовка к аккредитации Университета; Соответствие лабораторных работ требованиям современного учебного процесса, требованиям УМКД по ООП дисциплин; Проверка состояния лабораторий: внешний облик помещений, соответствие технике безопасности, обеспеченность технологическим, экспериментальным, измерительным оборудованием; Организационно-методическое обеспечение лабораторных работ: наличие расписания, журнала лабораторных работ, методических указаний; Выявление проблемных мест: необходимости модернизации оборудования, ремонта помещения и т.д.

Методика проведения аудита Были разработаны анкеты самообследования кафедр, которые включали: Форма 1. Состояние лабораторий: анализ помещения, в которых проходят лабораторные работы; соответствие лабораторных работ учебным дисциплинам: количество л.р., регламент проведения, количество подгрупп (человек в подгруппе); наличие расписания и журнала лабораторных работ; наличие журнала техники безопасности. Форма 2. Обеспечение оборудованием: его состояние (год выпуска, год модернизации), расходные материалы, справочные и нормативные документы. Форма 3. Методическое обеспечение лабораторных работ: название лабораторной работы; содержание и вид лабораторных работ; наличие методических указаний по каждой лабораторной работе; структура затрат времени на лабораторную работу: теоретическая проработка, допуск к л.р., проведение эксперимента, обсуждение, обработка результатов, оформление отчетов, защита лабораторной работы; методика защиты лабораторных работ: рабочая тетрадь, контрольные вопросы, компьютерное тестирование, беседа.

Методика проведения аудита В соответствии с приказом ректора в аудите участвовали 78 кафедр, по собственному желанию к нему присоединился Калужский филиал, ГУИМЦ и кафедра Юриспруденции; Деканами факультетов были назначены аудиторы – 34 человека, из которых было составлено 12 комиссий (по перекрестному принципу), каждая из которых оценивала 6-7 кафедр; Разработан акт проведения аудита, который включал: Организационно-методическое обеспечение лабораторий (внешний облик, методические материалы, расписание, соответствие УМКД, техника безопасности); Состояние оборудования (тип оборудования, расходные материалы, состояние оборудования); Методическое обеспечение лабораторных работ (описание л.р., методика проведения, степень охвата, оценка взаимодействия «студент – преподаватель», содержание л.р., методика защиты, структура затрат времени); Замечания, предложения и пожелания кафедры, заключение аудиторов.

Основные результаты аудита По виду лабораторных работ: с использованием оборудования – 74%, с использованием компьютерного моделирования – 80%. ИБМ-1 – нет собственных лабораторных работ. Оценка качества л.р. по критериям: В материально-техническом плане – состояние помещений, улучшение условий труда (вентиляция, вытяжка и др.); В методическом – наличие и качество методических указаний; В оборудовании – состояние оборудования (устаревшее, требующее модернизации, современное); В проведении лабораторных работ – структура затрат времени, расписание, журнал. 78 кафедр – более 7000 лабораторных работ.

Структура затрат времени МТ

Структура затрат времени СМ

Структура затрат времени Э

Структура затрат времени ИУ

Структура затрат времени РК

Структура затрат времени РЛ

Структура затрат времени БМТ

Структура затрат времени ИБМ

Структура затрат времени ФН

Структура затрат времени Есть случаи неэффективного использования времени студента

Формы проведения лабораторных работ фронтальная – одновременное выполнение работы всеми студентами, график работ - в соответствии с лекциями и упражнениями; по циклам – соответствующие определенным разделам лекционного курса; индивидуальная – каждый студент выполняет намеченные программой работы в определенной последовательности, устанавливаемой индивидуальным графиком; студенты одновременно могут работать над различными темами, при этом учитываются определившиеся научные интересы и склонности отдельных студентов; смешанная (комбинированная) – используются преимущества каждой из рассмотренных выше форм. В курсах, читаемых в начале обучения или для общих курсов, применяют фронтальную форму, затем переходят к цикловой, индивидуальной или смешанной.

Методика защиты лабораторных работ

Методическое обеспечение Кафедра Качество ФН-1Только 10 издано ( ), есть 1992 года, остальные – в электронном виде ФН-3В методических указаниях нет контрольных вопросов ФН-11Не все лабораторные работы обеспечены методическими указаниями в печатном виде ИУ-8Не все лабораторные работы обеспечены методическими указаниями в печатном виде ИУ-9Не в полной мере соответствует структуре методических указаний БМТ-1Ряд методических указаний требует обновления и переиздания БМТ-2Не все методические указания представлены в печатном виде (18 л.р.), необходимо переиздание по некоторым дисциплинам БМТ-4Дополнить методические указания теоретической частью, 30 л.р. представлены в электронном виде РЛ-1Методические указания в электронном виде Э-6Все методические указания в печатном виде, в электронном виде – нет Э-820% методических указаний не изданы МТ-10В методических указаниях нет контрольных вопросов и списка литературы МТ-11В методических указаниях отсутствует список литературы МТ-12Не во всех методических указаниях есть список литературы МТ-13Потерян внешний вид методических указаний (истрепаны) СМ-6Не во всех методических указаниях есть теоретическая часть. По ряду образцов отсутствует методическое руководство СМ-7Методические указания по ТАУ в процессе написания СМ-8Есть описания только к 80% лабораторных работ СМ-10Не все методические указания изданы в печатном виде СМ-13Не в полной мере обеспечены методическими указаниями ИБМ-4Рекомендуется выделить в методических указаниях лабораторные работы в порядке их выполнения ИБМ-6Требуется переиздание некоторых методических указаний РК-5Не все методические указания обеспечены в печатном виде, часть 90-х-2000 годов требуют переработки и переиздания Методические указания требуют доработки у 30% кафедр Нет современных методичек в библиотеке Нет единого подхода Должны соответствовать названию дисциплины Должны соответствовать собственным образовательным стандартам для аккредитации

Состояние оборудования Кафедра Устаревшее Требует модернизации Современное Проблемы Кафедра Устаревшее Требует модернизации Современное Проблемы СМ-12575З, КЭ Н, М, К, Р СМ-24060НЭ Н СМ-34060Н, КЭ М СМ-44060Н, Р, УВПЭ Н, М СМ-51090НЭ Н, З, К, Р СМ К, МЭ Н, К СМ-74060М, КЭ-750 М СМ ЗЭ З, М СМ Н, З, МЭ-91090Н СМ Н, УВПЭ М, Р СМ М, К ФН-3100М СМ-1250 К, УВП, З ФН-5100Р СМ ЗФН-7100УВП 63 кафедрам (80%) требуется модернизация оборудования К 32% - замена компьютеров (25)М 36% - модернизация оборудования (28) З 25% - замена оборудования (20)Н 29% - новое (дополнительное) оборудование (23) УВП 9% - необходимость в УВП (7)Р14% - расходные материалы (11) ПО 5% - программное обеспечение (4)

Состояние оборудования Кафедра Устаревшее Требует модернизации Современное Проблемы Кафедра Устаревшее Требует модернизации Современное Проблемы БМТ-1100К, МИУ З, М БМТ-250 КИУ-29010З, К БМТ-4100КИУ-33070К, Н РЛ-18020ЗИУ-43070З РЛ З, МИУ-53070З, ПО РЛ-570З, МИУ-6100УВП РЛ-61040З, Н, КИУ-82080Н МТ-13070М, РИУ-99010К МТ-27030Н, Р, УВПИУ К МТ-37525З, РРК-1100Н МТ М, РРК-23070К, М МТ З, Н. РРК-3100К МТ-69010Н, М, КРК-47030М, З МТ-71090М, УВПРК-52080З, М, К МТ-82080МРК-62080К МТ К, М, Н, РРК-91090М, К МТ МРК-10982З, Н, К МТ Н, М ИБМ-2100ПО МТ Н, М

В материально-техническом плане Кафедра ТребуетсяКафедра Требуется РЛ-1ТСМ-2Р РЛ-6ТСМ-3Р Э-2Р, П, ТСМ-5П Э-4РСМ-8Р, Т, П Э-5РСМ-9Т Э-6РСМ-10Р Э-7РСМ-11Т Э-8Р, ПСМ-13Т Э-9РРК-2Т Э-10РРК-3Т МТ-1Р, ПРК-5Р МТ-2РРК-6Т, П МТ-3РРК-10Р МТ-4Р, ПФН-5П, Р МТ-5Р, ТИУ-2П МТ-6РИУ-4П, Т МТ-9ТИУ-6П МТ-10Т, РБМТ-1П, Р МТ-11Р, ТБМТ-2Т, П МТ-12РБМТ-4Р МТ-13Р Всего в организационном плане требуется помощь 41 кафедре: Р 34 % - требуется ремонт (27) Т 20 % - улучшение условий труда (16) П 16 % - расширение площадей (13)

Общие результаты Лучшими можно считать кафедры: ФН-4, ФН-7, Э-3, Э-10, ИУ-1, ИУ-4, ИУ-6, МТ-7, МТ-8, МТ-11, СМ-1, СМ-5, ИБМ-2, ИБМ-3, РК-2, РК-9 (20% кафедр). Худшими на данный момент являются: Э-2, СМ-8, МТ-6, БМТ-1 (5%). Нет ни одной лабораторной работы, проводимой на базе НОЦа.

Выводы Лабораторные работы в большинстве своем соответствуют образовательным стандартам, ООП, УМКД. Расписание лабораторных работ, журнал учета, журнал техники безопасности есть на всех кафедрах. Методические указания в том или ином виде есть практически на все лабораторные работы (80%), но часть надо обновить, переиздать, привести в соответствие с собственными образовательными стандартами, обеспечить наличие в электронном и печатном виде. Нужна оптимизация методики проведения лабораторных работ: есть вопросы по времени проведения одной лабораторной работы, по распределению времени на подготовительную, экспериментальную части, подготовку отчета и защиты (довольно большой разброс по временным затратам не только по каждой кафедре, но и по конкретным лабораторным работам). 80% кафедр требуется модернизация оборудования (особенно МТ, СМ, Э). Необходимо постоянное обновление компьютерного парка, приобретение лицензионного ПО (для всех кафедр). Есть проблемы с приобретением расходного материала, а также его хранением (например, растворители). На ряде кафедр требуется ремонт помещений (в большей степени – косметический), обеспечение соответствия технике безопасности. Есть потребность в кадровой оптимизации УВП, занятого в лабораторном практикуме.

Предложения Включить уровень проведения лабораторного практикума в число важнейших показателей эффективности работы кафедры. Учитывать этот показатель при оценке работы заведующих кафедрами, в частности – при их переизбрании. Рассчитать эффективность использования аудиторного времени – баланс и соотношение непосредственной практической работы и изучения методички, расчетов, оформления, защиты. Пересмотреть методику проведения лабораторных работ, повысив эффективность практической работы каждого студента. Предусмотреть время на подготовку к работе, оформление результатов и защиту в контролируемой самостоятельной работе студентов. Привести методические указания к единой структуре и создать электронный банк данных методических указаний. Развивать и совершенствовать технологию создания методических указаний (например, интерактивные). Разработать стандарт Университета по системе менеджмента качества «Лабораторные работы: общие требования». Использовать современные образовательные технологии при проведении лабораторных работ, возможность объединения работы на реальном оборудовании и виртуальном (компьютерное моделирование, тренажеры, средства имитационного моделирования, стенды полунатурного моделирования), электронные и технологические конструкторы, технологии удаленного доступа. Использовать в планировании и проведении лабораторных работ междисциплинарные связи, технические базы НОЦ. Использовать разные пути распределения ресурсов для обеспечения лабораторных работ оборудованием, расходными материалами (источники финансирования – НИУ, НИОКР (организации-партнеры), пожертвования, проценты от централизации и др.). Рассмотреть возможности кадровой оптимизации учебно-вспомогательного персонала, занятого в лабораторном практикуме; в рамках педагогического практикума привлекать к проведению лабораторных работ магистрантов и аспирантов кафедр. Провести проверку использования и необходимости ставок УВП на кафедрах.

Спасибо за внимание!