«Основы социального государства и гражданского общества» Общая трудоемкость дисциплины составляет две (2) зачетные единицы (72 часа). (34 часа – аудиторные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иерархическая социальная структура КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ.
Advertisements

Социальная сфера жизни общества 8 класс. Цель : Сформировать представления учащихся о социальной структуре общества.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ БЕДНОСТИ
Социальная структура и стратификация общества. Социальная мобильность Лекция 4.
Повторение Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение, называют Дифференциациялюбому обществу.
Социальная структура общества Презентацию подготовил ученик 8- А класса Горин Пётр.
Всероссийский День правовой помощи детям. Всероссийский.
Социальная стратификация современного российского общества МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ГПБОУ «Пермский нефтяной колледж» Работу выполнил.
Функциональное и личное распределение доходов
Повторение Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение, называют Дифференциациялюбому обществу.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Социальная структура общества. План: 1.Социальная структура общества 2.Социальная стратификация 3.Социальная мобильность.
Роль государства в распределении и перераспределении доходов.
Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
ДОХОД, ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ.. В жизни мы повседневно сталкиваемся с фактом, что больший доход, который получает члены нашей семьи, позволяет приобретать.
Презентация по теме: «Социальная структура общества».
Экономика труда и социально трудовые отношения Литература: Литература: 1. Есинова -«Экономика труда и СТО» 1. Есинова -«Экономика труда и СТО» 2. Богиня.
Транксрипт:

«Основы социального государства и гражданского общества» Общая трудоемкость дисциплины составляет две (2) зачетные единицы (72 часа). (34 часа – аудиторные занятия) Форма промежуточной аттестации: зачет ________________________________________ Родачин Владимир Михайлович, профессор кафедры философии, д.фс.н., профессор РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

31 мая – Всемирный день борьбы с неравенством.

Актуальность содержания дисциплины Среди 7,3 млрд. человек, живущих на планете более 2,2 млрд. живут в нищете, говорится в опубликованном в июле 2014 г. докладе Программы развития ООН (ПРООН). Состояние беднейшей половины человечества (3.6 млрд. человек!) за пять лет уменьшилось на $1 трлн, отмечается в докладе организации по борьбе с бедностью Oxfam International, опубликованном 18 января 2016 г. Официально трудоустроены 3,2 млрд. человек. Около 1,2 млрд. человек живут, имея доход ниже $1,25 в день. Среди тех, кто страдает от бедности, 842 млн. человек постоянно голодают, что составляет 12% мирового населения. 80% людей в мире не получают социальные пособия, страховки по безработице и пенсии. Около 1,5 млрд. человек в 91 стране вынуждены бороться с лишениями в области здравоохранения, образования и «жизненных стандартов».

Актуальность содержания дисциплины Один процент самых богатых людей на планете имеют благосостояние, равное тому, каким располагает все остальное человечество. То есть 73 млн. против 7 млрд! Такие данные приводят эксперты международной организации по борьбе с бедностью Oxfam International. 62 человека владеют таким же объемом материальных ценностей, что и беднейшая половина населения Земли (3.6 млрд. человек!). Около половины самых богатых людей мира живут в США, 17 - в Европе, а также в Китае, Бразилии, Мексике, Японии, России. Концентрация богатства с каждым годом увеличивается. «Два года назад мы заявили, что 85 человек в мире владеют таким же объемом материальных ценностей, как и беднейшая половина населения», - говорит Дмитрий Медлев, глава представительства Oxfam в России. Источник: Российская газета. – – 19 января.

Актуальность содержания дисциплины Попыткой решить проблему бедности и снизить уровень социального неравенства в развитых стран мира, является социальное государство За последние 25 лет 2 миллиарда человек улучшили условия жизни. В пятерку наиболее благополучных в социальном отношении стран в мире, по оценке ООН, вошли Норвегия, Австралия, Швейцария, Нидерланды и США. Россия занимает 57-е место в списке из 187 стран.

Актуальность содержания дисциплины « Социальное государство» – конституционный термин, характеризующий стратегический ориентир развития страны. В Конституции РФ зафиксировано: Статья 7 1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Актуальность содержания дисциплины Премьер-министр РФ Д.А. Медведев в выступлении на пленарном заседании Гайдаровского форума – международной научно-практической конференции «Россия и мир: взгляд в будущее»13 января 2016 года отметил: «… самым главным и самым негативным итогом 2015 года стало падение доходов граждан. Во многом вину на себя должно взять государство, которое в последние 15 лет вело осознанную политику борьбы с бедностью. Но работа на социальную сферу иногда велась в ущерб структурным преобразованиям. Благосостояние увеличивалось быстрее, чем росла экономика. Это не означает, что теперь государство откажется от поддержки населения, особенно его социально уязвимых слоев. В области социальной поддержки будем принимать самые энергичные меры, адекватные нынешней ситуации. Надеемся, что они помогут добиться основной цели - переломить тенденцию падения уровня жизни людей».

Актуальность содержания дисциплины В развитых странах Запада, прежде всего, Западной Европы происходит демонтаж модели «социального государства». Король Виллем-Александр 21 сентября 2013 года в обращении по национальному телевидению с посланием к народу Нидерландов констатировал: «Социального государства 20 века больше не существует. На его место приходит «общество активного участия» (participation society), в котором люди должны взять ответственность за свое собственное будущее, заботиться о себе и создавать свою собственную социальную и финансовую безопасность, с меньшей долей участия национального правительства».

Тема 1. Социальное неравенство и идеал справедливости в эволюции социальной мысли Вопросы: 1. Понятие и процесс социального расслоения. 2. Теоретические подходы к объяснению социального неравенства в обществе 3. Бедность и методы ее измерения. 4. Идеал социальной справедливости и его теоретические обоснования

Литература: а) основная литература по дисциплине: 1. Шарков Ф.И. Основы социального государства [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Шарков Ф.И. Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, c. Режим доступа: ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Кричинский П.Е. Морозова О.С. Основы социального государства: Учебное пособие. Серия: Высшее образование: Бакалавриат. – М.: Издательство: Инфра-М. – – Гузаиров В.Ш. Социальная политика современной России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гузаиров В.Ш., Моисеев В.В. Электрон. текстовые данные. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, c. Режим доступа: ЭБС «IPRbooks», по паролю

б) Дополнительная литература: - Кочеткова Л. Н. Социальное государство. Опыт философского исследования. – М.: Издательство: Либроком, – 160 с. - Костылева, Л.В. Неравенство населения России: тенденции, факторы, регулирование: монография / под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда: Институт социально- экономического развития территорий РАН, Лукашева Е.А. Права человека и правовое социальное государство в России.- М.: Издательство:Инфра-М, – 400 с.

Издательство: Либроком 2009 – 160 с.Либроком Инфра-М. – – 332 с. Издательство: Academia с.Academia

Редакторы: Евдокия Холостова Евдокия Холостова, Галина Климантова Издательство: Юрайт, Шкаратан О.И. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. – М.: ВШЭ, 2012 Лукашева Лукашева Е.А., Е.А., 2016

Вопрос 1: Понятие и процесс социального расслоения.

Неравенство – неотъемлемое свойство природной и социальной реальности Люди уникальны. Они различаются по уму, физической силе, талантам, внешним данным, полу, возрасту, темпераменту, и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого - силой, третьего - красотой, кому-то уготовила судьбу немощного инвалида, и т.п.

Неравенство и его формы Из естественных различий между людьми вытекает естественное (природное) неравенство - исторически первая форма неравенства.

Первобытное стадо в истории человечества Значительное время (по разным оценкам от 1 млн. до 2 млн. лет) человек жил в форме первобытного стада (стадия дикости, по Льюису Генри Моргану «Древнее общество»). На стадии дикости – в период присваивающей экономики) человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы – камни и палки. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т. е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.

Неолитическая революция Переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике получил название «неолитическая революция» (неолит - новый каменный век) начался около тыс. лет назад. Связан с началом изготовления орудий труда.

Неолитическая революция Соответствует стадии варварства, по Моргану, на которой появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия).социальная

Социальное неравенство Производящая экономика объективно привела к разделению труда и, соответственно, к социальному расслоению, сложному социально неоднородному обществу и к 4–3 тысячелетиям до н. э. подготовила условия для перехода к стадии цивилизации, которая по Моргану - связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности. Сформировалось неравенство социальное, связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальное неравенство Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: -укладом жизни (городское и сельское население), - разделением труда (работники умственного и физического труда), - уровнем образования (начальное, среднее, высшее); - социальными статусами и ролями (банкир, министр, генерал, рабочий), что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, престижа. Социальное неравенство - это неравенство статусов

Степень социального неравенства Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. Согласно гипотезе американского социолога Джерард Лёнски (р.1924), степень неравенства в разные исторические эпохи различна. Глубоким неравенством характеризовались эпохи рабовладения и феодализма. Меньшая степень неравенства характерна для промышленного общества. Г. Лёнски объясняет это меньшей концентрацией власти у управляющих, наличием демократических правительств, борьбой за влияние между профсоюзами и предпринимателями, высоким уровнем социальной мобильности и развитой системой социального обеспечения // Lenski, Gerhard E. Power and Privilege: A Theory of Social Stratification. University of N. Carolina Press, 1984

Глубина социального неравенства П. Сорокин сравнивая глубину неравенства в различных странах и в различные исторические эпохи показал, что, например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло П. Сорокин :1, а в средневековой Англии– 600:1. В современной России уровень неравенства показывает 12–13- кратный разрыв между богатыми и бедными (в СССР он не превышал 5). В современных странах Запада разрыв между богатыми и бедными не столь значительный, прежде всего за счет значительной величины среднего класса Известный философ и историк Арнольд Тойнби ( ) назвал современную западную цивилизацию цивилизацией среднего класса

Социальная стратификация развитых стран В своей книге «Общество в фокусе»социологи Уильям Томпсон и Джозеф Хики представили модель современного американского общества, включающую 5 классов, в которой средний класс разделен на два подкласса. //См.: William Thompson, Joseph Hickey. Society in Focus.- Boston, MA: Pearson, 2005.

Социальная стратификация развитых стран Высший класс (около 5 %) - люди, имеющие значительное влияние на национальную экономику и политические институты; владеющие непропорционально большой долей национальных ресурсов. = Верхушка (1 %) имеет годовой доход, превышающий долларов,долларов = остальные 4 % - от долларов. Группа отличается высокой степенью солидарности. Известные государственные деятели, генеральные директора корпораций, успешные бизнесмены составляют высший класс.

200 богатейших бизнесменов России 2015

Социальная стратификация развитых стран Высший средний класс (15 %) - профессиональные работники («белые воротнички») с последипломным образованием (англ. graduate degree), такие как топ менеджеры, врачи, профессора, юристы.белые воротничкиангл. = Обычно домохозяйство этих людей зарабатывает сумму, превышающую долларов в год, иногда меньше. Высокий уровень образования - отличительный признак подкласса, хотя многие предприниматели и собственники бизнеса не имеют высшего образования.

Социальная стратификация развитых стран Нижний средний класс (около 33 %) - выпускники колледжей, обычно имеющие степень бакалавра или какое-нибудь специальное образование. Школьные учителя, работники торговли, менеджеры низшего и среднего звена составляют большинство подкласса. Годовой доход домохозяйства этого уровня - от до долларов. В основном, низший средний класс представляют «белые воротнички», которые имеют меньшую степень автономности чем представители высшего среднего класса. Представители этого подкласса зачастую пытаются подражать стилю жизни двух высших классов, что приводит к большим долгам.

Социальная стратификация развитых стран Рабочий класс (около 34 %) - люди на должностях «синих воротничков» (работники, занятые преимущественно физическим трудом) «серых воротничков» (люди из сферы обслуживания - от продавцов в магазинах до официантов и работников кинотеатров).синих воротничков «серых воротничков» К этой группе относятся также «розовые воротнички» (низший офисный персонал) - это, в основном, женские офисные позиции.«розовые воротнички» = Социальная защищенность работников этой группы низка. Безработица при отсутствии страхования здоровья становится потенциальной угрозой для национальной экономики. = Домохозяйства зарабатывают от до долларов в год.

Социальная стратификация развитых стран Низший класс (около 7-13 %) включает людей, часто оказывающихся безработными, либо занятых на должностях неполного рабочего дня. = Многие семьи время от времени находятся за чертой бедности.

Социальная стратификация общества У.Л. Уорнера Американский социолог У.Л. Уорнер ( ) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов: высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа); низший-высший класс («новые богатые» банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения); высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства); низший-средний класс (наемные работники инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»); высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом); низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Тенденции социальной стратификации Для США в целом характерно падение уровня среднего класса с 2000 по 2013 год (последние доступные данные) на 4- 6% то есть, в даже двухтысячные годы можно было говорить об уровне 55% от населения страны, а в последние годы расслоение общества по доходам в Америке усиливается. К 2015 году чуть менее половины семей в США могут отнести себя к среднему классу. По расчётам Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса в глобальном измерении начинается с 3500 долларов, и к данному классу можно отнести всего не более 8 % от всего населения мира.Всемирного банка

Фигуры неравенства Пирамида – характерна для неразвитых стран. В пирамидальной структуре существует громадное большинство бедного населения и небольшой слой богатых. Ромб – характерна для развитых стран. В ромбовидной структуре незначительны доли сверхбогатых и бедных, велика доля среднего класса. 80% 14-15% 5-6% 80% 5% 15%

Вопрос 2. Теоретические подходы к объяснению социального неравенства в обществе

Аристотель ( до н. э.) в «Политике» рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. Лучшее общество формируется из среднего класса, ибо обеспечено общественное равновесие. Платон о социальном неравенстве Там же, где у одних много, у других - ничего, можно прийти к двум крайностям - плутократическому режиму («олигархии») в интересах только богатых или к пролетарскому режиму («демократии») - в интересах городской бедноты. Любая крайность может увенчаться тиранией.

Ж.Ж.Руссо о причинах неравенства «Я замечаю всякое неравенство в человеческом роде: одно, которое я назову естественным или физическим, так как оно установлено природой, состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств. Другое состоит в различных привилегиях, которыми одни пользуются к ущербу других, в том, например, что одни более богаты, уважаемы и могущественны, чем другие, или даже заставляют их повиноваться себе...» «Первый кто огородив участок земли, сказал: «Это мое» и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества». «Если мы проследим за прогрессом неравенства.., то увидим, что возникновение законов и права собственности было начальным пунктом этого прогресса».

Теории социальной стратификации Существует множество теорий социальной стратификации. К наиболее влиятельным из них следует отнести четыре: функционализм, классовую теорию К. Маркса, системы стратификации М. Вебера и П. А. Сорокина. Теория функционализма. Представители данного направления (американские социологи К. Дэвис, У. Мур, Т. Парсонс, Б. Барбер) развивают идеи Эмиля Дюркгейма о социальном неравенстве. Их смысл сводится к следующему: 1. Сложное общество предполагает функциональное многообразие структур и видов деятельности. 2. Одни функции и виды деятельности наиболее важны для развития общества и требуют больших способностей и талантов (религия, управление, технология), другие – необходимы для функционирования общества, но не требуют особых знаний, способностей и талантов (труд шахтеров и т.д.). Противоречивость функционализма: с одной стороны, общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия (все функции одинаково важны для социального организма), с другой стороны, некоторые из них выделяются в качестве важнейших.

Конфликтологическая теория социальной стратификации Представители теории конфликта (наиболее подробно изложена в трудах К. Маркса) фокусируют внимание на различии (противоположности) интересов больших социальных групп (классов). В марксизме под социальной стратификацией понимается классовое разделение общества. Общество рассматривается как арена классовой борьбы за собственность, власть, социальные блага, привилегии. Классовые различия заключаются в том, что одни классы обладают средствами производства, а другие лишены их и в силу этого подвергаются эксплуатации. Для каждого исторического периода характерен свой тип экономических отношений, а значит, и классовой стратификации (структуры) и политического господства одних классов над другими. Если функционалисты видят в первую очередь общие интересы членов общества, то марксизм фокусирует свое внимание на их различии. Отсюда достоинства и недостатки данного подхода.

Теория социального неравенства Герберта Спенсера ( ). Герберт Спенсер - автор естественно- органического учения о классах. Он считал источником классовых различий завоевание. Победители образуют господствующий класс, побежденные становятся рабами или крепостными. Г.Спенсер находил в обществе три крупных класса. = Низший класс выполняет функции поддержания жизни общества путем добывания материалов для пищи и изготовления ее; = Средний класс занят доставкой этих продуктов, их покупкой и продажей (они выполняют функции сосудистой системы у животных); = Высший класс - руководящий, направляющий, господствующий.

Теория социального неравенства Людвига Гумпловича ( ) Гумплович Людвиг - австрийский социолог. Для него классы - естественное порождение господства более сильной и одаренной расы над более слабой. Но постепенно дифференциация классов, первоначально основанная на этнических различиях, начинает строиться на разделении труда. В современном ему европейском обществе Гумплович находил три основных класса: дворян, буржуазию и крестьян. Противоположность классов усиливается их этнической гетерогенностью, которую можно наблюдать, например, в Восточной Европе. Так, средний класс (торгово-промышленное сословие) в Венгрии, Польше, Чехии и России это по преимуществу немцы.

Теория социальной стратификации М. Вебера ( ) Вебер Макс – описывает иерархически расположенные страты - статусные группы. Статусная группа - вид социальной общности. Она выступает агентом коллективного действия. Если социальный класс - гетерогенное, внутренне раздробленное статистическое образование, то статусная группа - внутренне однородная и морально сплоченная общность. Именно с ней, а не с классом, чаще всего идентифицирует себя индивид. К статусным могут относиться профессиональные, расовые, этнические и религиозные группы. Социальная структура традиционного общества основывалась преимущественно на приписываемых (аскриптивных) статусах – по рождению: феодальная аристократия – яркий пример статусной группы, основанной на предписанных критериях. В структуре современного общества преобладают достигаемые статусы. Они формируются преимущественно на основе профессиональных занятий.

Источники социального неравенства М. Вебера Экономический: неравенство в распределении экономических благ и реализации экономических интересов, которое обусловливает деление общества на классы. Под классами М. Вебер, в отличие от К. Маркса, понимает множества людей, объединенных общностью "шансов" получения прибавочного продукта на рынке товаров и услуг. Важнейший фактор появления "шансов" в условиях рыночного хозяйства - собственность. Социальный: неравенство престижа, или «статусной почести», предоставляемой обществом той или иной группе, в процессе «социального оценивания». Если классы различаются в современном обществе по объективным, независящим от мнения и взглядов людей критериям - доходам, то статусные группы свой высокий или низкий престиж получают через общественное мнение. "Социальным статусом" М. Вебер называет "реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа. Соответственно, статусные группы делятся на "престижные" и "непрестижные". Политический: Неравное распределение власти, обусловливающее деление на «политические партии». В партии объединяются люди сходных убеждений, которые не обязательно детерминированы классовой и статусной принадлежностью, и они не обязательно ориентированы на реализацию интересов определенных классов или страт.

Формы социальной стратификации П. Сорокина ( ) По его выводам, основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти. Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. 1) экономическая стратификация (различия доходов и уровня жизни, существование богатых и бедных слоев); 2) политическая стратификация (различия рангов и престижа, званий и почестей, существование управляющих и управляемых); 3) профессиональная стратификация (различия по роду деятельности, занятиям, престижности профессии, деление на руководителей и подчиненных).

Формы социальной стратификации П. Сорокина ( ) Оперируя огромным статистическим материалом, П. Сорокин доказал, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года не становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Колебания (флуктуации) совершаются циклически, за обогащением следует обнищание. Мелкие циклы , 7-8, лет, крупные лет. Сорокин считает, что его теория флуктуаций опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения.

Вопрос 3. Бедность и методы ее измерения.

Понятие бедности Бедность, в самом общем смысле означает состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность можно определить как недостаточность доходов в абсолютном измерении. Она может также определяться с использованием денежных и неденежных (в том числе субъективных) критериев. Выделяют два вида бедности. 1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание. Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей – в пище, жилье, одежде. Конкретный набор продуктов, потребляемых человеком существенно различался в разные эпохи, в разных странах, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или нет. В количественном выражении абсолютная бедность: до 2015 года уровень бедности был 1,25 доллара США на человека в день. 2. Относительная бедность определяется путем сравнения с «нормальным» (оптимальным) в данном обществе уровнем жизни (При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране на одну семью).

Относительная бедность (депривация). Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. П. Таунсенд дал обобщающее определение относительной бедности: "Индивидов, семьи, социальные группы населения можно считать бедными, если они не имеют ресурсов для участия в общественной жизни, поддержания типов диеты, условий жизни, труда и отдыха, которые являются обычными или, по крайней мере, широко принятыми в обществе, в котором они живут. Их ресурсы значительно ниже того, что имеет средний индивид или средняя семья, вследствие чего они исключены из обычного стиля жизни, общепринятых моделей поведения, привычек и типов деятельности". Относительная бедность – « когда доходы человека или семьи ниже среднего для данной страны дохода или расходов. Т.е. люди не голодают, но живут ниже среднего, чувствуют себя обделёнными»// Н.П. Попов, доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН, ВЦИОМ

Показатели бедности Степень бедности - это отношение численности людей, имеющих душевой доход ниже прожиточного уровня, ко всему населению. Глубина бедности - это степень отклонения доходов бедных семей от величины прожиточного минимума. Порог нищеты - душевой доход, не превышающий 50% порога бедности, т.е. прожиточного минимума.

Масштабы бедности Таблица. ДОЛЯ БЕДНЫХ В НАСЕЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ СТРАН МИРА в 2003–2004 (постсоциалистические страны выделены жирным шрифтом) Страны Доля населения ниже черты бедности (%) Год Гватемала 75%2004 Ангола 70%2003 Боливия 64%2004 Таджикистан 60%2004 Туркменистан 58%2003 Перу 54%2003 Афганистан 53%2003 Эфиопия 50%2004 Бангладеш 45%2004 Аргентина 44%2004 Киргизстан 40%2004 Мексика 40%2003 Монголия 36%2004 Украина 29%2003 Узбекистан 28%2004 Белорусь 27%2003 Россия 25%2003

Измерение бедности Есть несколько методов измерения бедности. 1. Концепция прожиточного минимума. Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие «порог (или черта) бедности». Порог бедности – это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг может расширяться. Сегодня черта бедности в США это доллара в год на семью из четырёх человек (6% всего населения – 50 млн. чел) опять не подскочит //Московский комсомолец октября.

Измерение бедности 1. В некоторых странах для определения черты бедности используют уровень официально установленной минимальной заработной платы, однако это скорее инструмент политики, чем методологически верное определение. В РФ с 1 января 2016 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) составляет 6920 рублей в месяц (увеличение на 4% - с 5965 рублей в 2015). В 2013-м году российский МРОТ был эквивалентен 170 долларам США. Даже после повышения МРОТ эквивалентен в феврале 2016 года примерно долл. США (курс доллара руб )170 долларам США80-90 долл. США

Измерение бедности 2. В мировой практике бедность измеряется с помощью прожиточного минимума. Прожиточный минимум представляет собой денежное выражение состава потребительской корзины, включающей в себя минимально необходимый для нормальной жизнедеятельности набор продуктов, непродовольственных товаров, а также возможности погашения обязательных платежей ( ФЗ 134 от года «О прожиточном минимуме»). в США потребительская корзина включает 300 продуктов и услуг, во Франции - 250, в Великобритании - 250, в Германии В РФ с 1992 г. в «корзину» вошло 407 наименований товаров и услуг. В декабре 1992 г. для россиян прожиточный минимум на индивида составлял 4300 руб. в месяц.

Прожиточный минимум в России в 2016 в руб. Субъект федерации Для трудоспособног о населения Для пенсионеров Для детей Москва Севастополь Калмыкия Саха (Якутия) Камчатский край Омская область Тамбовская область

Концепция бедности как самооценки. Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом. В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов считают ли они себя бедными или нет. «Сегодня в стране 55% населения относит себя к группе, которой не хватает средств на большее, чем предметы первой необходимости, то среди молодежи до 30 лет таких меньше - 41%. С 37% до 33% уменьшилось количество россиян, способных купить бытовую технику. С 15% до 10% - тех, кто может купить новый автомобиль. Доля россиян, способных приобрести квартиру или новый дом, осталась неизменной - 3%» // По данным соц.исследования Финансового университета при правительстве РФ 2014 г.

Метод децильного коэффициента для определения глубины неравенства. Для характеристики степени расслоения часто пользуются показателем превышения доходов 10 % населения, имеющего самые высокие доходы, и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент показывает существующий кратный разрыв в уровне доходов самых бедных и самых богатых. Считается, что значение коэффициента больше 10 означает гипотетическую возможность возникновения гражданских беспорядков. Самое низкое значение данного коэффициента имеют Швеция, Дания и Финляндия. В этих странах показатель колеблется в пределах 3-4. Во Франции и Германии он находится на уровне 5-7, в США – 15, в Китае – 22. В России значения децильного коэффициента в постсоветский период характеризуются следующими данными Год Отношение 1 8,0 1 13,8 1 13,9 1 15,2 1 16,8 1 16, ,3 1 16,8

Коэффициент Джини Индекс Джини статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества. Эта статистическая модель была предложена и разработана итальянским статистиком и демографом Коррадо Джини ( ) и опубликована в 1912 году в его знаменитом труде «Вариативность и изменчивость признака». Обычно выражается в процентах. Например, коэффициент 20 характеризуется как 20%, помогая определить разрыв доходов между богатыми и бедными. В среднем по Евросоюзу коэффициент Джини составлял 31%. Самый высокий в ЕС показатель неравномерности в распределении доходов, по данным статистического бюро Eurostat, в Латвии - 37,7%. Равномернее всего доходы распределялись в Словении, где этот показатель составлял 23%.

Коэффициент Джини

Масштабное исследование российского общества было проведено в 2012 г. Институтом социологии РАН. Его основные выводы приведены в книге «Российское общество как оно есть». Социологи разделили российское общество на 10 страт. -Первые 2 страты – это люди, находящиеся за чертой бедности и у черты бедности. Таковых в России – 16%. -Третья и четвертые страты – россияне, балансирующие на грани бедности, и малообеспеченные. Их 43% населения. Исследователи подчеркивают, что для четвертой страты (малообеспеченные) характерен так называемый «модальный», или наиболее типичный уровень жизни россиянина. В общей сложности эти четыре страты, представителей которых можно объединить одним словом «бедняки», составляют 59% населения страны. -Еще четыре страты – с пятую по восьмую – составляют 33%: это так называемые «средние слои российского общества». -Наконец, 9-я и 10-я страты – это так называемые «благополучные россияне» (термин исследователей), их 6-8%. По меркам западных стран, они, скорее, относятся к среднему и высшему среднему классу. -Если исходить из «метода от противного», то, согласно терминологии этих социологов, к «неблагополучным» слоям можно отнести 92-94% россиян. -Критериями для определения страт, в том числе, был взят среднемесячный доход на одного члена семьи. Чтобы попасть в категорию бедных, нужно было иметь менее 5801 рубля на человека, малообеспеченного – 7562 рубля, относительно благополучного – от рублей в месяц.

Стратификация современного российского общества Картина социальной стратификации в современной России: экономическая и политическая элита (не более 0,5%); верхний слой (6,5%); средний слой (21%); остальные слои (72%). 72% Средний слой 21% Верхний слой 6,5% Элита 0,5% Массовые слои

Вопрос 4. Идеал социальной справедливости и его теоретические обоснования

Социальная справедливость Понятие справедливости относится к разряду вечных спутников человеческого общежития наряду с ценностями самой человеческой жизни, свободы и достоинства. Человеку всегда хотелось не просто жить, а жить свободно, достойно, по справедливости. Как писал великий русский философ И.А. Ильин, «справедливость есть искусство неравенства. В основе его лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям»[Ильин И.А. О справедливости // Народное образование. – 1993.– 1. с.91] Стремление людей к справедливости, поиск ее смысла, критериев нашло отражение во множестве мифов, социальных учений и теорий. Широко известен миф о дочери царя богов Зевса и богини правосудия Фемиды - юной Дике, которая ходила по свету с завязанными глазами и беспристрастно взвешивала на весах поступки людей, за что эти весы были помещены на небо. Сам повелитель неба Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды.

Платон и Аристотель о социальной справедливости В произведениях Платона, Аристотеля и Эпикура широко используется термин «справедливость». Проанализировав развитие многочисленных греческих полисов и особенно Спарты, Платон классифицировал их по принципу «справедливые - несправедливые» и создал свою концепцию наилучшего государственного устройства. Идеальным же государством, по Платону, может стать только такое, где будут властвовать мудрость, и справедливость, обеспечивающие общее благо. По Платону, все, что полезно полису, его целостности и процветанию, является справедливым. Развернутую концепцию социальной справедливости как важнейшего условия нормального функционирования государства, обеспечивающего достойную жизнь своих граждан, разработал Аристотель. Справедливость он считал величайшей из добродетелей, которой «дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды». Аристотель ввел понятие двух видов социальной справедливости - уравнительной и распределительной.

Учение Аристотеля о социальной справедливости Уравнительная справедливость: правила, одинаковые для всех, должны всеми обязательно выполняться: «Ведь безразлично, кто у кого украл - добрый у дурного или дурной у доброго - и кто сотворил блуд - добрый или дурной; но если один поступает неправосудно, а другой терпит неправосудие и один причинил вред, а другому он причинен, то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными». Распределительная справедливость: распределение имущества, почестей и других принадлежащих всем гражданам благ по достоинству, то есть с учетом заслуг. - Следует учитывать, что Аристотель черпал свои представления о социальной справедливости из реальной жизни рабовладельческой демократии. По его мнению, предоставление равного неравным людям было бы несправедливостью, и поэтому он оправдывал социальное неравенство, присущее афинской демократии: «одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо»

Учение Аристотеля о социальной справедливости Государство должно «...либо сблизить неимущих с состоятельными, либо усилить средних граждан - последнее средство ведет к прекращению внутренних распрей, возникающих на почве неравенства». Справедливое равенство, по его убеждению, - «это середина между «больше» и «меньше».

Понятие социальной справедливости в Средние века В средние века социальная справедливость трактовалась как выражение воли Бога, который «воздает каждому по делам его» // Августин Аврелий. О граде божьем. Книга 1. М., С. 14. Авторы раннехристианского вероучения исходили из того, что созданный богом мир не является справедливым потому, что таковым его делают люди, которые, обладая свободой воли, отклонились от планов, начертанных Творцом. В этической системе Фомы Аквинского справедливость рассматривается в качестве важнейшей добродетели, понимаемой как отношение каждого человека не к самому себе, а к другим людям и состоящей в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего (аристотелевский принцип соразмерности). В целом же в средние века представления о социальной справедливости отражали и освящали сложившийся сословный порядок, объясняемый как справедливый и «богоданный» уклад жизни.

Социальная Утопия Томаса Мора Одной из значимых попыток усилиями людей, а не Бога воплотить на Земле справедливый общественный порядок стало творчество философа, писателя-гуманиста, лорд-канцлера Англии Томаса Мора ( ). В 1516 году он написал книгу «Утопия», в которой дал представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства - своеобразной федерации из 54 городов. Главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Во главе государства там правит «мудрый» монарх (идеал Платона). В «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Труд является обязательным для всех. Обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо ограничений (коммунистический принцип: «от каждого по способностям, каждому – по потребностям»).

Учение об общественном договоре и социальная мобильность Важным этапом в развитии идей социальной справедливости стала разработка теорий естественного права и «общественного договора» (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо и др.). Социальная справедливость в них рассматривалась с утилитарно- правовых позиций как предмет соглашения между свободными и равными индивидами по поводу взаимного признания прав и свобод, что было адекватно индивидуалистическому мировоззрению человека западной традиции. Главной целью справедливости, по Бэкону ( ), является забота об общем благе. Объединяя людей, она создает основания для права. «Только благодаря наличию справедливости, человек человеку - бог, а не волк», - писал мыслитель и далее указывал, что «...справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе».

Учение об общественном договоре и социальная мобильность Т. Гоббс ( ) определял справедливость как «соблюдение соглашений,... правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни». Она возможна только там, где есть принудительная власть государства. Именно государство, издавая законы, создает причину справедливости и принуждает следовать ей. //Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т M., С Дж. Локк ( ), также как и Т. Гоббс, считал справедливость естественным законом, причем основным, обеспечивающим «сохранение общества и (в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом) каждого члена общества». Поэтому законы, по Локку, - это средства осуществления справедливости, и они должны приниматься только с согласия общества. //Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. 3.- М.,1991. С Г. Гроций ( ) свой знаменитый трактат «О праве войны и мира» он написал специально «в защиту справедливости». Исходя из доктрины естественного права Гроций считал справедливость объективной категорией, что делало возможным научный подход к ней - «...то, что вытекает из природы вещей». Из справедливости Гроций выводил и право, которое он определял как то, «что не противоречит справедливости». //Гуго Гроций. О праве войны и мира. M., С. 41.

Социальная справедливость Социальная справедливость как один из принципов Глобальной хартии Зелёных, принятой в Канберре (Австралия) в апреле 2001 года, была сформулирована в этом документе следующим образом:Глобальной хартии Зелёных КанберреАвстралия 2001 «Мы утверждаем, что ключ к социальной справедливости равное распределение общественных и природных ресурсов (как на местном уровне, так и глобальном) для безусловного обеспечения основных человеческих нужд и ради обеспечения всех граждан всеми возможностями для личного и общественного развития. Мы заявляем, что без справедливости в отношении окружающей среды нет социальной справедливости. Это требует: - справедливой организации мира и стабильной мировой экономики, которая преодолела бы расширяющийся разрыв между богатыми и бедными, как внутри, так и между странами; - баланса потока ресурсов из Юга на Север; и снятия долгового бремени с бедных стран, которое препятствует их развитию; - искоренения бедности как этический, социальных, экономический и экологический императив; - устранение неграмотности; -Нового видения гражданства, построенного на равных правах для всех индивидов вне зависимости от пола, расы, возраста, религии, класса, этнического или национального происхождения, сексуальнойгражданства ориентации, ограниченности возможностей, богатства или здоровья.

Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Понятие и причины социального неравенства 2. Теоретические подходы к объяснению социального неравенства в обществе: структурно-функциональный (Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур и др.), конфликтологический (К. Маркс). 3. Теория социальной стратификации Макса Вебера (Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс С ). 4. Исторические факторы, формы (естественное и социальное), типы социального неравенства (рабство, касты, сословия, классы, страты). 5. Понятие и масштабы современной бедности, абсолютная бедность, Концепция прожиточного минимума, Концепция относительной бедности (депривации), Концепция бедности как самооценки. 6. Методы измерения бедности: метод децильного коэффициента, кривая Лоренца, коэффициент Джини. 7. Бедность в России: современное состояние, динамика (с 90-х гг. ХХ века по гг.). 8. Платон и Аристотель о причинах неравенства и социальной справедливости. 9. Томас Мор и Томмазо Кампанелла о социально справедливом обществе. 10. Французские утопические социалисты о справедливом общественном устройстве (А.Сен-Симон, Ш. Фурье). 11. Марксистское учение о справедливом коммунистическом обществе. 12. Современные трактовки категории социальной справедливости: Концепция справедливости («справедливости как честности») Дж. Роулса, либертаристская концепция справедливости Роберта Нозика, др.