Авторы презентации: Е.И.Матвеева, Г.В.Макаревич Анализ и интерпретация русской народной сказки во 2 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
Advertisements

Модель урока литературы, посвященный изучению темы «Особенности русской народной сказки» Подготовила: Хрусталева Татьяна, 1к. магистратура.
Презентация к теме русские народные сказки. сказка.
Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом- солью, сели на добрых коней и поехали Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем.
Сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. и «Сивка-бурка». Исполнитель: Безрукова Елена ученица 4 «а» класса ученица 4 «а» класса Руководитель: Вторушина Т.Б.
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ…. Познакомить с видами фольклорной сказки, ее художественными особенностями. 1.Познакомить с волшебными, бытовыми и сказками.
Пётр Ершов 175 лет Книга - юбиляр О сказке и её авторе… o Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. o Вo В детстве.
Пётр Ершов 110 лет со дня рождения Александра Роу Александр Роу – советский кинорежиссёр, автор 16 фильмов-сказок. В 1941 году экранизировал сказку «Конек-
«Царевна-лягушка ». Виды сказок волшебные героические бытовые.
1.Работать над составлением плана сказки. 2.Рассмотреть особенности волшебной сказки. 3.Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана - крестьянско-
Родственники его кликают, а он стоит и внимания не обращает, под ноги смотрит. Отец его спрашивает: Ты чего это встал и стоишь?. А Иванушка отвечает :Я.
Как сочинить волшебную сказку Выполнила: Шуркалина Наталья учащаяся 4 класса СОШ 21 Руководитель: учитель начальных классов Котова С.К.
Волшебная сказка. Анализ содержания русской народной сказки Что произошло? Почему это произошло? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем ему это было нужно?
Игра «Чем богаты, тем и рады» Русские народные сказки Автор игры Кирякова В.Н.
Абакан, 2010 г.. В далёкие времена, у подножья тасхыла, жил старик со старухой. Старик на охоту ходил, старуха дома хлопотала.
Всем хорошо известны сказки о животных, волшебные и социально – ботовые сказки, но есть ещё один вид народных сказок – докучные. - Это шуточные, весёлые.
Урок 4 Маханова Е.А. СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА »
Авторы: учащиеся 4 класса Руководитель: Ханифова Г. Х. Авторы: учащиеся 4 класса Руководитель: Ханифова Г. Х. Как «построить» сказку? Исследовательская.
Литературная сказка и её особенности. Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. А.С.Пушкин.
Литературное чтение Тема урока: «Что такое сказка?» Введение в раздел. Цели: -продолжить знакомство со сказками, с героями сказок; -вызвать интерес к содержанию.
Транксрипт:

Авторы презентации: Е.И.Матвеева, Г.В.Макаревич Анализ и интерпретация русской народной сказки во 2 классе

Кто и как рассказывает нам сказки ? Сказитель Сказочник Собиратель

Сказитель – это исполнитель сказок, былин и других произведений фольклора

Гусляр Валерий Новицкий ( радарь Ярослав ) Радарь – дарующий солнце, в древности так называли гусляров, волхвов.

Сказитель Шаня Васильевич Боктаев является знатоком традиционной культуры калмыцкого народа

Сказочник – сочинитель сказок

Собиратель сказок Перов В.Г. Портрет писателя Владимира Ивановича Даля Александр Николаевич Афанасьев

Анализ сказки 1. Содержание (сюжет) 2. Композиция (построение) 3. Особенности языка

Уроки 5-6. «Кулик» (рус. нар. сказка)

Урок 5. Особенности волшебной сказки Какое приключение происходит с главным героем сказки? Какими качествами характера он обладает? Назови волшебные предметы, которые появляются в сказке. Кто помогает главному герою сказки? Кто ему мешает, вредит? Укажи цифрами порядок событий в сказке: Встреча Ивана с пастухами. Встреча Ивана с Бабой-ягой. Просьба кулика о пощаде. Обман Бабы-яги. Иван обвиняет кулика в обмане. Пользуясь установленным порядком событий в сказке, расскажи о них самостоятельно.

Советский ученый-фольклорист, один из основоположников современной теории текста. Основные труды посвящены структуре и происхождению волшебной сказки. Владимир Яковлевич Пропп ( )

Жил старик со старухой. У них было три сына. Два умных, а третий дурачок. Умные поехали землю пахать; посеяли на этой земле горох. Когда горох поспел, послали дурачка караулить. Вот он сделал шалаш из соломы и сидит, караулит. Прилетает кулик горох клевать. Дурачок подкрался и поймал этого кулика, хотел ему голову свернуть. Он и говорит: «Иванушка! Не верти мне голову, я тебе пригожусь». «Чем же ты, говорит, мне пригодишься?» «Приходи ко мне: я тебе дам скатерть». «На кой что мне ее? У меня своя есть». «Есть, да не такая. Ты скажи моей скатерти: Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напой, накорми меня, доброго молодца! Она тебя и накормит». «Хорошо, говорит». Пустил он кулика. Вот идет он к кулику и видит: пастухи лошадей стерегут. «Пастухи, пастухи, лошадиные духи! Где тут кулик живет?» Они говорят: «Ступай дальше: там коров стерегут, там тебе и скажут». Пошел он дальше, глядит пастухи коров стерегут. Он спрашивает: «Пастухи, пастухи, коровьи духи! Где тут кулик живет?» «Ступай дальше: там свиней стерегут, там тебе и скажут». Пошел он дальше, глядит свиней стерегут: «Пастухи, пастухи, свиньи духи! Где тут кулик живет?» «Ступай дальше: там овец стерегут, там тебе и скажут!» Пошел дальше, глядит овец стерегут: «Пастухи, пастухи, овечьи духи! Где тут кулик живет?» «Ступай дальше: там гусей стерегут, там тебе и скажут!» Подходит он: «Пастухи, пастухи, гусиные духи, где тут кулик живет?» «Ступай дальше: там уток стерегут, там тебе и скажут!» Подходит: «Пастухи, пастухи, утичьи духи! Где тут кулик живет?» «Вон, говорят, белые хоромы, красные подпоры там кулик живет!» Кулик

Поход в Иной мир Вот идет он к кулику и видит: пастухи лошадей стерегут. «Пастухи, пастухи, лошадиные духи! Где тут кулик живет?» Они говорят: «Ступай дальше: там коров стерегут, там тебе и скажут». Пошел он дальше, глядит пастухи коров стерегут. Он спраши­вает: «Пастухи, пастухи, коровьи духи! Где тут кулик живет?» «Ступай дальше: там свиней стерегут, там тебе и скажут». Пошел он дальше, глядит свиней стерегут: «Пастухи, пастухи, свиньи духи! Где тут кулик живет?» «Ступай дальше: там овец стерегут, там тебе и скажут!» Пошел дальше, глядит овец стерегут: «Пастухи, пастухи, овечьи духи! Где тут кулик живет?» «Ступай дальше: там гусей стерегут, там тебе и скажут!» Подходит он: «Пастухи, пастухи, гусиные духи, где тут кулик живет?» «Ступай дальше: там уток стерегут, там тебе и скажут!» Подходит: «Пастухи, пастухи, утичьи духи! Где тут кулик живет?» «Вон, говорят, белые хоромы, красные подпоры там кулик живет!»

Какими качествами характера обладает главный герой?

Пришел он к кулику, поздоровался и говорит ему: «Кулик, ты мне обещал скатерть. Давай ее!» Кулик дал ему скатерть, а он: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись! Напои, накорми меня, доброго молодца!» Только сказал и все явилось. Идет он домой, встречает его Баба Яга: «Батюшка Иванушка! Зайди ко мне я тебя в баньке попарю, накормлю, напою и спать положу!» Он согласился, заходит к ней, она его в баньке попарила, спать положила. Ложится он спать и говорит: «Ты смотри, Баба Яга, не говори: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напои, накорми меня, доброго молодца!» Лег он спать. Она подошла к скатерти и говорит: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напои, накорми меня, доброго молодца!» Скатерть развернулась. Она увидела все и взяла скатерть себе. Встал он утром, а она подает ему совсем другую скатерть. Он взял ее и пошел домой. Характеристика героя

Приходит и говорит своему отцу: «Батюшка! Я хочу сделать пир: созовите невесток, братьев, всех родных!» Все собрались, он положил скатерть на стол и говорит: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напои, накорми меня, доброго молодца!» Она не развертывается. Братья и сестры подумали, что он над ними смеется, и прогнали со двора. ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………… ……………………………………………………………………

Характеристика героя Пошел Иванушка домой. Баба Яга опять встречает его. Баню для него истопила, стала класть спать. Он ей: «Ты, смотри, бабушка, не говори: «Щипцы, из коробки!» Он заснул, она к коробке и говорит: «Щипцы, из коробки!» Они выскочили и давай ее щипать. Она закричала: «Батюшка Иванушка! Отними, возьми твою скатерть и коня!» «А, говорит он, так это у меня ты воровала!» Отнял щипцы, взял скатерть и коня и пошел домой.

Характеристика героя Бесстрашие Вежливость Честность Простодушие Оптимизм Находчивость Чувство справедливости

Волшебные предметы Огниво – энергетически заряженный предмет. С его помощью можно вызывать помощников. Клубок – универсальный навигатор. Помогает герою ориентироваться в Ином мире. См. Картотеку волшебных предметов НА gion.tver.ru/pu/slovesn/skazka/wf-7.htm

Волшебные предметы Источник съестного изобилия Источник денежного изобилия Орудие восстановления справедливости

Герои волшебной сказки 1. Герой 2. Помощник героя 3.Злодей

Помощник героя Герой обретает помощника во время инициации. И свидетельствует об этом – знание «заветного слова». Помощники по-разному контактируют с героем: 1) Дарителям ничего от героя не нужно. Они помогают безвозмездно. 2) Партнеры строят отношения с героем на основе сотрудничества. 3) Учителя просят выполнить задания, смысла которых герой сначала не понимает. Лишь в конце испытания он осознает, что получает на самом деле.

ЗЛОДЕЙ Действия: 1.) причиняет вред герою или его семье 2.) открыто борется с героем или тайно ему противостоит 3.) преследует героя после его заслуженной победы

Урок 6. Особенности волшебной сказки Сколько раз Баба-яга зазывает героя к себе? Какими словами она при этом пользуется? Зачем в сказочном действии используются повторы? Трудно ли было читать сказку? Почему? Какие особенности языка тебе удалось заметить? Эта волшебная сказка называется «Кулик». Почему? Какие приметы волшебной сказки вам удалось обнаружить?

Троекратный повтор Повтор действия позволяет обострить конфликт между героем и злодеем. Сюжетная схема такова: первые два поединка заканчиваются победой злодея, а в третьем сражении торжествует герой. Проходя через поражения, герой набирается опыта, получает новую важную информацию и учится использовать ее для того, чтобы стать ДРУГИМ и одержать победу над злодеем.

Тема становления героя (поход в Иной мир, преодоление препятствий, обретение магических предметов и т.п.) События – фантастические. Суть конфликта: первоначально слабый герой находит в себе силы, изыскивает необычные возможности для борьбы со злом. Несколько эпизодов, отражающих этапы становления героя. Действие развивается ступенчато. Архаичный язык, воссоздающий атмосферу стародавности. В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый. М. М. Пришвин С Ю Ж Е Т К О М П О З И Ц И Я Я З Ы К Особенности волшебных сказок

Вид сказки Волшебная Главный герой Человек + несуществующие герои События Фантастические Задача жанра Показать, что добро побеждает зло

Взрослое чтение * Кулик

Следующий вебинар по литературному чтению «Диагностика читательской грамотности. Проверочная работа: содержание, форма, кодификатор умений» состоится 3 марта. Ведущий : Е.И. Матвеева, кандидат пед. наук, автор учебников по литературному чтению