– это одна из форм занятий физическими упражнениями направленная на исправление нарушений осанки. Цель корригирующих упражнений – избирательное укрепление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ «СОШ 56» г. Новокузнецк Учитель первой квалификационной категории физической культуры Курская Татьяна Николаевна.
Advertisements

Корригирующие упражнения на физкультурных занятиях Корригирующие упражнения на физкультурных занятиях.
КОРРИГИРУЮЩЕЙ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Гатауллина Луиза Хамзаевна Учитель физической культуры МОУ «СОШ 11 с УИИЯ» г.Ноябрьск Гатауллина.
Правильная и неправильная осанка. Осанка – это привычная поза непринуждённо стоящего человека. Правильная осанка - это слегка опущенные плечи, отведённые.
Осанка Осанка. Что такое осанка? Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть правильной и неправильной.
Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека.
Презентация 3 «В» класса Учитель Маркова Алла Сергеевна.
Осанка (Комплекс корригирующей гимнастики) Плоскостопие (Упражнения для профилактики плоскостопия) Осанка (Комплекс корригирующей гимнастики) Плоскостопие.
Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.
Лечебно-оздоровительная физкультура Бессмертных Елена Борисовна Учитель физической культуры МОУ Октябрьская СОШ.
Осанка, её профилактика, методические рекомендации.
Понятие «Осанка» ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами.
При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки не выпирают,
Цыруль Наталья Геннадьевна, руководитель физвоспитания 2 квалификационной категории ГУО «Ясли-сад 9 г. Лида»
Растягивание передних мышц шеи. Исходное положение - сидя, руками упереться в подбородок. Усилием рук выполнить наклон головы назад и удерживать достигнутое.
Печенкина Ольга Сергеевна, Учитель физической культуры, ЧОУ « Православная гимназия 38» г. Старый Оскол.
Профилактика нарушений осанки Воспитатель логопедической группы ГБДОУ 18 поселка Молодежное Ольшанская Л.Я.
ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава России КОЛЛЕДЖ Упражнения на фитболе.
Исследование осанки и выявление плоскостопия у учащихся 8-ых классов. Работу выполнила ученица 8б Тимофеева Кристина.
Городищенский район, МОУ Ерзовская СОШ Составила: учитель физической культуры Мухина Екатерина Геннадьевна 19 сентября 2011 годаМухина Е.Г.
Транксрипт:

– это одна из форм занятий физическими упражнениями направленная на исправление нарушений осанки. Цель корригирующих упражнений – избирательное укрепление мышечной системы и закрепление навыка правильной осанки. Корригирующие упражнения являются наиболее действенным и доступным средством поддержания здоровья и работоспособности студентов, имеющих нарушения осанки и отнесенных по состоянию здоровья к специальному учебному отделению или освобожденных от занятий физической культурой. Следует помнить, что восстановить нарушенную осанку только на учебных занятиях невозможно. Нужны систематические дополнительные занятия

Корригирующей гимнастикой желательно заниматься ежедневно 2 раза в день: утром и вечером. Это может быть обычная гимнастика, в которую следует включить 3- 5 корригирующих упражнений. Упражнения, как правило, выполняются в виде комплексов, т. е. чередуются в определенном порядке и выполняются установленное количество раз. Продолжительность занятия может быть от 15 до 30 минут. В комплекс упражнений следует включать не только специальные корригирующие упражнения, но и общеразвивающие упражнения для укрепления крупных групп мышц спины и брюшного пресса.

Встать вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкнуть стопы, смотреть прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки вдоль туловища. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз). При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, рельеф шеи (от козелка уха до края плеч) с обеих сторон симметричен, лопатки не выпирают, физиологическая кривизна позвоночника нормально выражена, грудь приподнята (слегка выпячена), живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций с хорошо видимой выемкой со стороны внутреннего свода.

Отклонения от нормальной осанки называются нарушениями или дефектами осанки. Кифоз (выгнутость) и лордоз (вогнутость) ведут к сутулости, а сколиоз (изгиб) ведет к боковым искривлениям позвоночника. В основе таких дефектов чаще всего лежат нарушения правильной выраженности физиологических изгибов позвоночника и функциональные изменения опорно-двигательного аппарата. Так образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела. Нарушение осанки может происходить в двух плоскостях – в сагиттальной (вид сбоку) и фронтальной(вид прямо).

а) нормальная спина Первая группа нарушений связана с отклонением от нормы физиологической кривизны позвоночника (увеличение или уменьшение кривизны). К нарушениям осанки, отражающим увеличение изгибов позвоночника, относятся: б) сутуловатость – увеличение грудного кифоза (выгнутости) и уменьшение поясничного лордоза (вогнутости). При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены. в) лордотическая круглая спина (тотальный, или сплошной, кифоз) – увеличение грудного кифоза (выгнутости) при полном отсутствии поясничного лордоза (вогнутости). Для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии человек с такой осанкой стоит, как правило, с чуть согнутыми в коленях ногами. При кругло вогнутой спине голова, шея, лечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедер растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности бедер. г) кифотическая кругло вогнутая спина – увеличение всех изгибов позвоночника, а также угла наклона таза. д) выпрямленная плоская спина – уплощение поясничного лордоза (вогнутости), при котором наклон таза уменьшен, а грудной кифоз выражен плохо. Грудная клетка при этом смещена вперед, нижняя часть живота выпячена, лопатки крыловидные – углы и внутренние их края отстают от спины. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночника – сколиозами.

Позвоночник при этом представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, а «треугольники талии» – пространство между локтевым суставом свисающей руки и талией – становятся разными в связи с тем, что одно плечо и лопатка опущены. Сколиоз типичное нарушение осанки во фронтальной плоскости – асимметричная осанка, когда отсутствует симметрия между правой и левой половинами туловища.

При определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов (1 ось нижней конечности в норме), при О-образной форме коленные суставы не касаются (2 деформация нижней конечности варусная), при Х-образной один коленный сустав заходит за другой (3 деформация нижней конечности вальгусная). Стопа орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре стопы опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. Внешний вид стоп а) Отпечатки подошв в норме. б) При плоскостопии.

Нарушение осанки приводит к целому ряду серьезных заболеваний, и в первую очередь к болезням позвоночника и корешков спинного мозга. А болезни корешков спинного мозга, вызывают ухудшение работы тех органов, которыми они управляют. Дефекты осанки и заболевание позвоночника (сколиоз, кифоз и кифосколиоз) возникают чаще всего в период полового созревания (у девочек в 13–15 лет, у мальчиков в 14–16 лет), а также во время скачкообразного роста (когда, например, за лето ребенок вырастает на 6–8 см). В эти периоды на осанку особенно сильно влияют сон на мягкой постели и различные дурные привычки (например, привычка стоять на одной ноге, согнув вторую в коленном суставе), и неправильное положение туловища во время сидения, и неравномерная нагрузка на позвоночник (скажем, ношение портфеля в одной руке). Нарушение осанки сопровождается расстройством деятельности всех внутренних органов. Люди с дефектами осанки имеют уменьшенную экскурсию грудной клетки и диафрагмы, небольшую жизненную емкость легких и колебания внутригрудного давления. Это, неблагоприятно отражается на функции и сердечно-сосудистой, и дыхательной систем, приводит к снижению физиологических резервов, затрудняет работу организма в случае увеличения физической нагрузки (например, подъем на 35-й этаж). Слабость мышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушения оттока желчи и перистальтики кишечника. Это, приводит к нарушению пищеварительных процессов и зашлаковыванию организма, снижению иммунитета, простудным заболеваниям, быстрой утомляемости и головным болям. У людей с плоской спиной снижается рессорная функция позвоночника, что ведет к постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений. Отсюда – быстрая утомляемость и частые головные боли. Сниженная устойчивость позвоночника к различным деформирующим воздействиям может способствовать и возникновению сколиоза. При нарушениях осанки мышцы, как правило, ослаблены, а их физическая работоспособность снижена.Это предрасполагает к появлению грыж в области живота и малого таза.

Устранение дефектов осанки должно выполняться не только в комплексе, но и с учетом ее индивидуальных нарушений. В комплекс мероприятий по устранению дефектов осанки входят: а) сон на жесткой постели; б) правильная и точная коррекция обуви, которая, во-первых, устраняет укорочение одной из ног (ноги разной длины – очень широко распространенное явление); во-вторых, приводит к выравниванию нарушений осанки в области таза; в-третьих, компенсирует дефекты стопы – плоскостопие и косолапость(если таковое имеется); в) постоянная двигательная активность, включающая ходьбу на работу, прогулки, занятия физическими упражнениями и т. д.; г) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой и рабочим столом, дома и в библиотеке); д) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок и портфелей.

1. Стать спиной к стене, так, чтобы стены касались затылок, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранять эту позу в течение секунд. 2. То же, что и в упр. 1, но, отойдя от стены, проделать несколько движений руками, туловищем, ногами: и снова принять положение правильной осанки. 3.Самостоятельно, по ощущению, принять позу правильной осанки, а затем встать к стене и проверить принятую позу. 4. Встать спиной к стене, как в упр.1 и проделать несколько движений: руки в стороны, вверх; поочередно согнуть ногу вперед и коснуться коленом лба; выполнить присед; подняться на носки и продержаться 5-10 сек., не нарушая позы правильной осанки. 5. Встать боком перед зеркалом, принять положение правильной осанки и, отойдя от зеркала, сохранять это положение. 6. Самостоятельно принять позу правильной осанки, а затем проверить её, подойдя к зеркалу. 7. Стоя принять положение правильной осанки и удерживать на голове мешочек с песком или другой предмет. То же, но в ходьбе или выполняя различные движения руками, полуприсед, присед. 8. Поставить гимнастическую палку вертикально за спину так, чтобы она касалась затылка и позвоночника. Прижимая палку к спине, выпрямиться и запомнить эту позу. Сохранять позу в течение 30 сек.

1.И. п. лежа на спине, ноги согнуты, руки вдоль туловища. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, держаться 5-7 сек, затем вернуться в и.п. 2.И.п. – то же что и в упр.1. Поднять туловище и держать 5-7 сек. 3.И.п. – лежа на животе, кисти соединены за спиной. Поднять голову и плечи, руки отвести назад, прогнуться, затем вернуться в и.п. 4.И.п. то же что и в упр.3, но дополнительно поднять обе ноги. 5.И.п. – лежа на животе, руки за головой. Поднять голову и плечи, отводя руки в стороны или поднимая вверх (можно держать гантели, гимнастическую палку или набивной мяч). Держаться 5-7 сек и вернуться в и.п. 6. И.п. – лежа на животе на скамейке, ноги закреплены, в руках гантели. Медленно прогнуться, поднять голову и отвести руки в стороны. Держать 5-7 сек. 7.И.п.– упор сидя сзади. Поднять таз, отвести голову назад, прогнуться. Упражнение можно усложнить, если опираться на одну ногу, а другую поднять.

Упражнение на восстановление хорошей осанки следует выполнять в течение 3–4 недель. Шесть первых упражнений вы можете выполнять сидя или лежа прямо в постели. 1. Исходное положение (И. п.) ноги скрестно, спина прямая, руки сзади (впереди). На каждый счет наклоны головы вправо и.влево. Выполнять медленно. 5–10 раз. 2. И. п. то же. На 1 повернуть голову вправо, удерживать позу 35 с, на 2 и. п., на 34 то же влево. 46 раз. 3. И. п. то же. На каждый счет подавать плечи вперед и назад раз (рисунок 3). 4. И. п. стойка на коленях с опорой на руки. На 1 прогнуться в спине, голову вверх, на 2 согнуть спину, голову вниз.1015 раз (рисунок 4). 5. И. п. упор лежа на согнутых руках, ноги вместе. На 1 выпрямить руки, прогнуться в пояснице, таз от пола не отрывать, на 34 и. п. 46 раз (рисунок 5). 6. И. п. то же, но ноги слегка разведены. На 12 медленно выпрямляя руки поднять с поворотом вправо сначала голову, затем грудь, таз от пола не отрывать, прогнуться в спине как можно больше, на 36 удерживать это положение, стараясь увидеть левую ногу, на 78 и. п., на 916 то же в другую сторону (рисунок 6).

7. И. п. стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 35 с, затем вернуться в и. п. 46 раз (рисунок 7). 8. И. п. стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний к тазу). На 1 присед, на 2 и. п., на 3 наклон вперед, на 4 и. п., на 5 наклон вправо, на 6 и. п., на 7 наклон влево, на 8 и. п. 46 раз (рисунок 8). 9. И. п. стоя, прижавшись к стене затылком, лопатками, поясницей, ягодицами и пятками. Удерживать позу 510 с. 46 раз (рисунок 9). 10. И. п. стоя ноги врозь. Положить на голову небольшой предмет (книга). Сделать 34 приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы предмет не упал. 46 раз. 11. И. п. то же. Пройтись несколько метров, удерживая предмет на голове.

Изложенные ниже рекомендации позволят эффективно решить проблему с плоскостопием. Дыхание во всех упражнениях естественное. 1. Исходное положение (И. п.) – сидя, ноги согнуты в коленях под прямым углом, под пятками брусок или стопка книг высотой 15–20 см. Поднять носки стоп и опустить. Повторить 10–20 раз, темп средний. Наличие бруска под пятками позволит с большей амплитудой выполнять движение, что полезно для суставов, мышц и связок стопы. 2. И. п. то же, но брусок под носками; поднять пятки и опустить. Повторить 10–20 раз. 3.И. п. то же, ноги соединены, брусок под пятками; развести носки ног в стороны и свести, не отрывая стоп ног от пола. Выполняя движение в стороны, опускаете носки вниз, а сводя, поднимаете вверх 10–15 раз. Затем, выполняя движение в стороны, поднимайте носки вверх, а сводя, опускайте вниз. Повторить 10–15 раз, темп средний. Это упражнение позволяет выполнять круговые движения сначала носками вниз, а потом вверх, что лучше воздействует на стопу. 4.И. п. то же, но брусок под носками; развести пятки и свести, не отрывая ног от пола, такими же круговыми движениями. Повторить 10–15 раз, сначала опуская пятки и разводя их в стороны, а при сведении поднимая вверх. Затем столько же раз выполнить по-другому – поднимая пятки при разведении и опуская при сведении. Такое выполнение позволит вам делать круговые движения сначала пятками вниз, а потом вверх, что лучше воздействует на стопу. 5.И. п.то же, но под стопами – гимнастическая или любая другая палка диаметром 5–8 см; следует прокатывать палку стопами – от носков до пяток и обратно в течение одной минуты, темп средний. Прокатывая, надо стараться, чтобы палка была плотно прижата подошвой стоп. 6.И. п.то же, стопы ног соединены, под сводом стоп – палка; развести стопы и свести, стараясь не отрывать свода стоп от палки. Повторить 10–20 раз, темп средний. 7.И. п.то же, под стопами резиновый мяч; прокатить мяч от носков до пяток и обратно. Прокатывая мяч, стараться, чтобы стопы плотно прижимались к мячу. Продолжать в течение одной минуты, темп средний. 8.И. п.то же, стопы на полу; подогнуть пальцы и за счет этого передвинуть стопу вперед, не отрывая от пола («гусеница»). На 6– 8 счетов двигаться вперед и, так же подгибая пальцы, на тот же счет возвратить стопы в исходное положение. Повторить 10–20 раз, темп средний. 9.И. п.то же, сидя и подогнув пальцы ног. Ходьба – 20–30 секунд, затем ходьба на наружном крае стоп – 20–30 секунд. Теперь, разогнув пальцы, ходьба на пятках (15 секунд),на носках (15 секунд) и на полной стопе (30 секунд). Темп медленный.

Гимнастика и физическая активность - это важные составляющие правильной осанки. Следите за правильной осанкой во время учебных занятий. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Запишитесь в бассейн и посещайте его 2-3 раза в неделю. Ровная спина – это дело привычки, которая закладывается еще в детстве.спина

Только человек, осознающий жизненную потребность в движении и спорте способен активно обороняться от влияния «сидячей цивилизации» и на долгие годы сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата. Подготовила : старший преподаватель Мискевич Т.В.