«Социология» (направление подготовки 080100 – «Экономика», квалификация – «бакалавр») Общая трудоемкость дисциплины составляет две (2) зачетные единицы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Advertisements

СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Огюст Конт (1798 – 1857) «Курс позитивной философии» гг.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Возникновение социологии В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Транксрипт:

«Социология» (направление подготовки – «Экономика», квалификация – «бакалавр») Общая трудоемкость дисциплины составляет две (2) зачетные единицы (72 часа). (52 часов – аудиторные занятия) Форма промежуточной аттестации: зачет ________________________________________ Родачин Владимир Михайлович, профессор кафедры философии, д.фс.н., профессор РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Место и цель дисциплины. Социология относится к дисциплинам базовой части гуманитарного социального и экономического цикла. Цель дисциплины: сформировать и систематизировать знания по вопросам предмета и методов социологии, понятия и проявлений социального, законов социальных взаимодействий и социального развития социума, социальных проблем функционирования и взаимодействия общества и личности, методологии и методики проведения конкретных социологических исследований

Тематика учебного курса Тема 1. Социология как наука. Тема 2. Общество как система социальных взаимодействий Тема 3. Культура Тема 4. Личность в системе социальных взаимодействий. Статусы и роли. Социализация. Тема 5. Девиации и социальный контроль в обществе. Тема 6. Социальные группы и общности. Тема 7. Социальные институты и организации. Тема 8. Социальная стратификация и мобильность. Тема 9. Социологическое исследование как метод эмпирического изучения социума.

Литература

Тема 1. Социология как наука Вопросы: Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки и этапы ее развития. Специфика объекта и предмета социологии. Уровни и структура социологического знания. Категории социологии Современные социологические теории. Функции социологии

Социология как наука Термин социология происходит от двух слов: (от лат. societas общество + др.-греч. λόγος наука) лат.др.-греч.наука В самом общем плане социологию можно определить как науку об обществе. С оциология как наука оформилась в XIX в., хотя социальные идеи и представления об обществе ведут начало с древности.

Социология как наука Социология относительно молодая наука об очень древнем предмете – обществе. История социологии – это история того, как складывались научные представления об обществе. В течение двух с половиной тысяч лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя полученные знания социологическими. И лишь 150 лет назад возникла потребность выделения накопленной информации в отдельную научную отрасль.

Этапы развития социология как науки В истории социологии выделяют следующие основные этапы ее развития: начальный, позитивистский, классический и современный. Начальный этап. Зачатки знаний о человеке и обществе появились в древности. Донаучный этап развития социологии является самым значительным по временному промежутку (III тыс. до н.э. – XVIII в.). -В это время появляются первые попытки осмыслить общественные устои и дать рекомендации по устойчивому управлению государством. - Используется термин «социум», означающий человеческие общности определенного типа, например, племя, народ, а также иногда как синоним общества. Термин социология не применяется.

Социальные идеи Платона ( до н.э.) и Аристотеля ( до н.э.) В период античности первое представление об обществе дали Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые показал роль разделения труда в развитии общества и разработал учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: высшее -правители- философы; среднее – воины-стражи, обеспечивающие безопасность; низшее - торговцы, ремесленники и крестьяне. Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Главным элементом в социальной структуре у него выступает средний класс, который является основой стабильного и нормально функционирующего государства. Аристотель дал одну из первых классификаций государственного устройства, подразделив государственные формы на три правильных и три неправильных формы правления.

Позитивистский этап развития социологии С первой половины XIX в. начинается позитивистский этап, знаменующий возникновение термина «социология» и оформление самостоятельной науки об обществе, ставшей ответом на новые тенденции и вызовы в общественном развитии 1. На первое место в жизни общества выдвигаются «социальные проблемы» (рабочий, национальный, женский и др. вопросы). Возникает острая потребность в осознании их места и роли в общественном развитии, появляется социальный заказ на дальнейшее развитие социального знания. 2. В контексте этой задачи обозначилась неудовлетворенность прежним, слишком абстрактным и оторванным от реальной жизни уровнем и характером социальных наук. Возникает так называемый позитивизм с требованием, чтобы социология стала похожей на естественные науки, т.е. превратилась в эмпирическую (опора на факты и опыт) и практическую дисциплину (должна приносить пользу, быть позитивной, положительной).

История термина «социология» Термин «социология» был введён в научный оборот О. Контом в 1838 году в «Курсе позитивной философии», где он обосновывал новую науку социологию.О. Контом 1838 году Конт считал, что социология это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, отражает потребности нового социального порядка - индустриального общества. По мнению ряда исследователей, до О. Конт и термин и идею новой позитивной науки высказывали граф А. Сен- Симон и известный французский политический деятель, основатель якобинского клуба, в 1790 г. президент Национального собрания, аббат Э.-Ж. Сийес. На полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» несколько иной смысл ( изучение основ процесса формирования нации как свободного объединения производителей, особой большой социально-экономической и политической группы, появление которой оказалось возможным благодаря индустриальной революции в Европе).А. Сен- СимонЭ.-Ж. Сийес

Основоположник социологии Огюст Конт Огюст Конт ( ) - секретарь Сен-Симона, а затем экзаменатор и репетитор Политехнической школы в Париже. С точки зрения О. Конта, ни одна частная наука не может дать точного знания об обществе в целом, так как отдельные науки рассматривают социальные явления в их изолированности. - Социология представляет собой «позитивный синтез» данных различных наук, способна рассмотреть социальные явления в их взаимосвязи. Главное для него – это позитивный метод, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте и историческом методе, в совокупности приводящий к выявлению законов развития общества.

Основоположник социологии Огюст Конт В борьбе против теологии и метафизики О. Конт утверждает, что наука познает не сущности, а феномены (отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?»). Разные науки достигают такого «позитивного состояния» в разные периоды истории. Теперь пришло время социологии. Произошло это поздно, потому что социология – «сложная» наука, она требует развития и усвоения более «простых» наук (физики, химии, биологии и т.д.). О. Конт подразделил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика и социальная динамика – это анатомия и физиология общественного организма: первая изучает явления общественного строения, вторая – процессы общественной жизни, ее развитие.

Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике Социальная статика – это теория общественного порядка и наилучшей организации общества, учение о достижении социальной гармонии. - Задачей статической социологии О. Конт считал изучение взаимодействий, которые происходят постоянно между различными частями общественной системы. -Анатомируя общество, О. Конт особо выделял такие его элементы, как семья, государство и религия. - Основным элементом структуры общества О. Конт считал семью. Семья представляет естественное состояние социальности человека, семейные отношения – естественная основа всех отношений в обществе.

Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике Социальная динамика – учение о социальных изменениях и развитии общества, исторической эволюции человечества. - При этом социальные перемены происходят в соответствии с постоянным и неизменным естественным законом. - Социальные изменения обусловлены многими факторами, однако главным из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. Именно поэтому изучение истории человеческого знания является основой исследования развития общества. - В рамках социальной динамики О. Конт обосновал два закона – закон «трех стадий» и закон «двойной эволюции».

Социальные законы Огюста Конта Первым социальным законом, выдвинутым Контом стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи философских абстракций. На третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей

Социальные законы Огюста Конта Второй закон – закон «двойной эволюции» – касается объяснения причин эволюции общества. - Все факторы общественного развития О. Конт подразделяет на две группы – первичные (духовные, интеллектуальные) и вторичные (климат, раса). - При этом, по его мнению, первая группа факторов обладает безусловным приоритетом по отношению ко второй, обеспечивает общественный прогресс - решающим фактором которого выступает духовное, умственное развитие человечества.

Социалистический идеал справедливости - второй «отец-основатель» социологии.

Социологическое учение Г.Спенсера Его основные работы: «Основания социологии» ( ), «Социология как предмет изучения» (1903) и др. Г. Спенсер впервые в истории социологии попытался дать систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии. Взгляды Г. Спенсера обычно характеризуются как «эволюционно-организмическая теория», так как он наиболее плодотворно развил и соединил две идеи: 1) общество как организм и 2) эволюция общества. Центральное понятие концепции Г. Спенсера – эволюционизм. Г.Спенсер говорил о себе: если О. Конт изучает происхождение идей, то я стремлюсь изучить эволюционные изменения социальных институтов. Сам предмет социологии, по Г. Спенсеру, это и есть изучение роста, развития, строения и отправлений общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления.

Социологическое учение Г.Спенсера В «Основаниях социологии» Г. Спенсер предпринял попытку показать, что общие законы эволюции (увеличение объема, усиление дифференциации, возрастание интеграции, переход от несвязанной однородности к связанной неоднородности) применимы к "социальным организмам" в той же мере, как и к биологическим. Эволюция - «направленный и линейный процесс изменений в мире - переход от простых состояний к состояниям все более сложным». Социальный прогресс соответственно характеризуется как последовательное усложнение организации общества. Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях. Главный фактор общественного развития -разделение труда.

Социологическое учение Г.Спенсера Английский мыслитель первым среди социологов ввел в социологическую науку такие понятия, как: "социальная система", "социальный институт", "политическая интеграция", "политическая дифференциация", "структура" и "функция". Институты рассматривались им в самом широком смысле, а именно, как "установления", определяющие нормы и правила социальной регуляции. Соответственно, к социальным институтам он относил не только государственные и общественно-политические учреждения, семью, церковь и профсоюзы, но также и обычаи, обряды, этикет. Общество характеризуется как "социальный организм", в котором осуществляется процесс непрерывного взаимодействия составляющих их частей. Выявил закон о постоянном росте дифференциации «Данный закон управляет, как отметил М.М. Ковалевский, "всем поступательным ходом общественной жизни; он проявляется как в экономической сфере в форме разделения труда, так и в сфере развития языка и учреждений"

Социологическое учение Г.Спенсера Г. Спенсер подразделяет социальные структуры на две группы: в одних сотрудничество людей является принудительным, в других – добровольным. В связи с этим он делит общества на два типа – «военные» и «промышленные» (индустриальные). «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь подчинена дисциплине (даже церковь здесь похожа на военную организацию). Индивид в таком обществе принудительно подчинен социальному целому. В «промышленном» обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. В таком обществе власть выступает как выражение воли индивидов, а их соединение становится добровольным. Г. Спенсер выдвинул идею закономерной эволюции от военного общества, основанного на принудительной («механической») кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной («органической») кооперации.

Классический этап развития социологии На протяжении всего XIX в. социология быстро развивается. Уже на рубеже XIX-XX вв. она превращается в общепризнанную науку. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зиммель и другие мыслители оказали в этот период решающее воздействие на формирование социологии как науки. Социология обретает свой специфический предмет исследования и методы познания. Появляется большое количество теорий, методик, направлений и школ внутри социологии. С конца XIX в. социология становится университетской дисциплиной. Первые кафедры социологии были открыты Э. Дюркгеймом в Сорбонне, А. Смоллом в Чикагском университете в 1892 г. В 1984 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии. Начинают выходить социологические журналы, появляются Лондонское социологическое общество (1903), Американское социологическое общество (1905), Немецкое социологическое общество (1909) и т.д.

Классический этап развития социологии В классический период своего становления социология обогатилась многими теориями и учениями: -Теория социальных фактов Э. Дюркгейма; - Формальная социология Г. Зиммеля; - Понимающая социология М. Вебера; - Диалектико-материалистическая социология марксизма и др.

Эмиль Дюркгейм ( гг.) Эмиль Дюркгейм – французский философ и социолог, представитель социологического позитивизма конца XIX – начала XX вв. Им разработаны методология и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологические теории эмпирическую базу. С именем Э. Дюркгейма связывают введение в социологию термина «прикладная социология». Дюркгейма называют истинным основателем научной социологии. Э. Дюркгейм считал, что социология должна ориентироваться на методы естественных наук, главная ее цель - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По его мнению, предметом изучения социологии выступают "социальные факты", которые следует 'изучать как вещи". К социальным фактам он относил прежде всего "коллективные представления", т. е. традиции, обряды, социальные обычаи, правила поведения человека.

Социология «социальных фактов» «Социальные факты» существуют объективно и независимо от индивида. -Подобно природным фактам они принудительно воздействуют на него, заставляя его вести себя определенным образом. Объективное существование социальных фактов позволяет изучать их как "вещи" - через наблюдение, сравнение, опытную проверку гипотез и др. Выступая против популярного в те годы натурализма, сводившего общественные явления к природным, и психологизма, сводившего социальное к психологическому, Э. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая к природно- биологическим основам или психике индивида.

Социология Э.Дюркгейма Социальная действительность, с точки зрения Э. Дюркгейма, также «реальна», как и природная реальность и поэтому подчиняется определенным законам. При этом Э.Дюркгейм требовал объяснять «социальное социальным». Существуют два вида социальных фактов: 1) «морфологические» социальные факты (плотность населения, частота и интенсивность контактов, наличие путей сообщения и т.п.); 2) «духовные» социальные факты – «коллективные представления» (религия, мораль, право и т.д.). Основным способом существования социальных фактов являются социальные институты, поэтому Дюркгейм дает следующее определение социологии: «Социологию… можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

Эмиль Дюркгейм ( гг.) Разработал учение о солидарности как основополагающем принципе общественного устройства: Социальная солидарность в любом сообществе – это главное, что цементирует и сплачивает человеческий коллектив. Выделяет два типа солидарности, которым соответствуют две формы общественной организации (традиционная и современная) исторически сменяющих друг друга: 1)механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны; 2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Социология Э.Дюркгейма Решающую роль в деле социальной интеграции Э. Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»). «Коллективное сознание» выступает как источник и регулятор общественной жизни и общественного развития. Коллективные представления – это эмоционально окрашенные общие верования и идеи. С его точки зрения, не индивид, а общество является носителем социальных чувств и представлений. - Особенно сильным коллективное сознание является в примитивных обществах. Здесь его могущество связано с всеобщей распространенностью: оно охватывает большую часть любого индивидуального сознания. - При органической солидарности сфера бытия коллективного сознания сокращается, в результате чего расширяется зона индивидуальной интерпретации социальных закономерностей.

Эмиль Дюркгейм ( гг.) В работе «Самоубийство» (1897) Э. Дюркгейм исследовал данный феномен в обществе с социологической точки зрения. Социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объясняет с помощью других социальных фактов, не прибегая к психологическим или биологическим причинам. Собрав обширный фактический материал, Э. Дюркгейм показал и доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково (у католиков их меньше, чем у протестантов; у горожан больше, чем у сельчан и т.п.). Уровень самоубийств соотносится с уровнем интеграции (солидарности, сплоченности) общества: чем выше уровень интеграции, тем ниже уровень самоубийств, и наоборот, – чем выше уровень аномии, дезорганизации общества, тем выше уровень самоубийств.

Формально-аналитическая школа социологии (Ф. Теннис, Г. Зиммель) Ф. Тенниса ( ) принято относить к родоначальникам формально-аналитической школы социологии. Ее главную задачу они видели в конструировании абстрактно- аналитических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего. Основу теоретической социологии Тенниса образуют два ключевых понятия - "община" и "общество» - парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием. -Отношениям типа "общины" присущи такие черты, как интимность и доверительность, привязанность, взаимная симпатия и др. Поведения людей в "общине" осуществляется в рамках родственных групп, посредством обычаев, традиций, религии. - Отношения типа "общества" характеризуются противоположными свойствами - формально рациональными отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха. Это отношения между различными группами и организациями, которые осуществляются государственными учреждениями, законодательством и общественным мнением. Источником этих двух противоположных типов социальных связей выступает, согласно Теннису, воля человека. В "общине" господствует "естественная" воля, в "обществе" - рациональная.

Немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбурге (с 1914). - Один из наиболее значительных представителей «философии жизни» и «формально-аналитической социологии». -Социологическое знание он разделил на три категории - формальную, общую и философскую социологию (Г.Зиммель Социальная дифференциация М с.37). - Чистая (формальная) социология изучает устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий – формы социальной жизни - господство, подчинение, соперничество, разделение труда, обмен, подражание, мода и т. д. а также формальные организации - государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и др. Георг Зиммель ( )

Макс Вебер ( гг.) - немецкий социолог и политолог, широко известный своими работами в области социологии, политологии и религиоведения: «Хозяйственная этика мировых религий» ( ), «Политика как профессия» (1919), «Хозяйство и общество» (1921). Отправной пункт в социологии М. Вебера – действующий человек, который представляет собой «атом социальных наук». М. Вебер определяет социологию как науку, которая занимается изучением социального действия. Социология призвана «понять» социальное действие, т.е. познать те значения, которые люди придают своим действиям. П онимание означает познание действия через объяснение его субъективного смысла. Суть состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какими мотивами они руководствуются, какое значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. В силу этого взгляды М. Вебера называют «понимающей социологией».

Социология М.Вебера Инструментом социологического анализа социальных явлений у М.Вебера становится «идеальный тип». «Идеальный тип» – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон». Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Вебером разработаны идеальные типы таких основополагающих компонентов общества как «социальное действие», «господство», «бюрократия» и др.

Социология М.Вебера Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает понятие социального действия, выражающего элементарную единицу поведения индивида в обществе. Действие становится социальным действием, когда действующий связывает с ним субъективный смысл и соотносит его с действиями других людей, на них ориентируется. Таким образом, выделяется два главных признака социального действия: 1. Рациональность, осознанность. Действие социально, «если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл». 2. Ориентация на поведение других. Действие социально, если оно «отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании».

Типы социального действия по М. Веберу Идеальный тип социального действия представляет четыре его вида :

Рационализация социальных действий по М. Веберу Как отмечает М. Вебер, описанные четыре идеальных типа действия не исчерпывают собой всего многообразия человеческого поведения, однако их можно считать самыми характерными. Рационализация социального действия является тенденцией самого исторического процесса. Если в традиционных обществах люди подчинялись нравам и обычаям, то в современном обществе они следуют собственным потребностям и интересам. Возрастание роли целерационального действия проявляется прежде всего в экономике, политике, науке и культуре. Так, проникновение науки во все сферы общественной жизни есть свидетельство универсальной цивилизации современного общества.

Карл Маркс ( гг.) и Ф. Энгельс ( гг.) Родоначальники научного коммунизма выдвинули диалектико-материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему: понимание общества как социальной системы, имеющей экономический базис (способ производства) и надстройку (правовую, политическую, духовную); интерпретация социальной истории как естественноисторического процесса поступательной и закономерной смены общественно-экономических формаций первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства, и прежде всего системой производственно- экономических отношений. Этим, в конечном счете, определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

Карл Маркс ( гг.) и Ф. Энгельс ( гг.) объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии; в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами; важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования.

Ковалевский, Максим Максимович ( ) член I Государственной думы и Государственного совета, Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук Императорской Санкт-Петербургской академии наук Автор книг «Социология» (1910. Т. 1-2), «Современные социологи» (1905). Основным законом социологии Ковалевский считал закон прогресса. Его сущность - рост солидарности, расширение «очеловеченной» среды. Ковалевский определил социологию как «науку о социальной организации и социальных изменениях». Посредством абстрагирования направлений от массы конкретных фактов и указывая на общую тенденцию она может вскрывать причины социальной стабильности и социальных изменений. Он провозгласил задачей социологии изучение коллективного менталитета социальных групп в тесной связи с их организацией и их эволюцией.

Современный этап развития социологии К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления бурного развития эмпирических исследований в первую очередь в США, а затем и в других странах. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е -30-е годы XX в. Чикагской школы (Эрнст Бэрджес, Роберт Парк, Луис Вирт), заложившей основы социологического изучения урбанизации и городского образа жизни. Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.город 1925 годудевиантное поведение - Благодаря усилиям американских ученых совершенствуется методология и техника социологических исследований: социальный эксперимент (С. Чэпин, Э. Мэйо), социометрия - методика изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах(Дж. Морино) и др.

Современный этап развития социологии В 30-е - 50-е годы ХХ века проявилась другая особенность современного этапа развития социологии, связанная с формированием концепций академической социологии, т. е. таких социологических теорий, которые, опираясь на эмпирические данные, формируют универсальные теоретические модели анализа и объяснения различных социальных явлений. С 1950 года регулярно проводятся международные социологические конгрессы. Внутри самой социологии углубляется специализация в различных областях - изучение социальной стратификации, социологии организации, индустриальная социология, социология семьи и социология религии, изучение общественного мнения, социология науки, социология культуры и др.

Современный этап развития социологии С середины 1960-х гг. расширяется диапазон прикладных исследований, одновременно возрождается интерес к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 1970-х гг. «теоретический взрыв». Он обусловил процесс активной разработки множества социологических теорий: - Р. Мертон – «среднего значения теории», - Дж. Хоманс – теория социального обмена, - Г. Гарфинкель – этнометодология, - Г. Мид и Г. Блумер – теория символического интеракционизма, - Козер – теория конфликта и др.

Объект социологии Объектом любой науки выступает часть реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему, отличающуюся совокупностью свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком и узком. - в широком смысле «социальное» является синонимом понятия «общественное», - в узком – служит для обозначения особой сферы жизни общества и таких общественных отношений, которые, существуя наряду с экономическими и политическими, означают отношения между социальными группами ( Тугаринов В. П. Соотношение категорий исторического материализма. Л., 1958).

Объект и предмет социологии

Предмет социологии Предмет науки характеризует специфику свойственного той или иной науке исследования объекта: круг вопросов, изучаемый ею. Социологии как науке присущ свой предмет. На протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки менялись и уточнялись. 1) Предмет социологии – законы функционирования общества как социальной структуры и его развития; Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов. (О. Конт); 2) Социология – наука о порядке и прогрессе человеческих обществ (Ковалевский М.М. Социология. СПб., С. 30.) 3) Социология изучает социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях действия (Э.Дюркгейм); 4)Социология изучает взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой(Сорокин П.А. (Система социологии. М., Т. 1. С. 57.) 5) «Социология – наука о коллективном поведении» ( Роберт Парк, «Введение в науку социологии» (1921).

Предмет социологии В современной отечественной научной литературе существуют различные взгляды на предмет социологии. Социология,– пишет В.А. Ядов,– это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества.

Предмет социологии «Во всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, как предметы социологического исследования. Социология - наука, которая изучает социальное поведение или действие, и социальные структуры // Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.

УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, большие социальные группы, социальные институты. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

Интегральная модель Д. Ритцера

Функции социологии 1)когнитивная (познавательная) социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни; 2)критическая данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия; 3)прикладная социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества; 4)регулятивная теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля; 5)прогностическая на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий; 6) гуманитарная социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

План семинара Вопросы: Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки Э тапы развития социологии: начальный, позитивистский, классический, современный. Развитие социологии в России. Современные социологические теории: а) макросоциологические: структурный функционализм, неоэволюционизм, теории социальных изменений, теории социального конфликта, теории социальных систем; б) микросоциологические: теория социального обмена, символический интеракционизм, этнометодология. Специфика объекта и предмета социологии. Уровни и структура социологического знания. Категории социологии Функции социологии