Изучаемые вопросы 1 Понятие государственного долга. 2 Понятие об управлении государственным долгом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правовое регулирование государственных заимствований
Advertisements

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Курсовая работа по дисциплине Финансы и кредит на тему «Государственный кредит».
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
1 Тема 4. Международное движение капитала. 2 2-е занятие Вопросы: 4.Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд, экономические.
Москва Лекция 2 «Государственный долг и долговые активы государства» Вавилов Ю.Я.
Формы международных кредитов Арипов Акмаль Бабаев Муслим 12 академ.группа.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
1. Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия 2. Источники финансирования бюджетного дефицита 3. Пути уменьшения бюджетного дефицита и методы.
«Расчет и отражение показателей и приложений по муниципальному долгу при составлении проекта бюджета муниципального образования» 22 июня 2011г.
Финансовый механизм и финансовая политика
Вопросы: 1) Государственный бюджет, как основной финансовый план государства 2) Бюджетная классификация 3) Основные показатели устанавливаемы законом.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Курс ФОДК Тема 6. Кредит и его роль в развитии экономики Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Деньги, кредит, банки Кафедра «Финансы и налоги» Бондаренко Татьяна Николаевна.
Функциональная схема работы Центробанка Студенты: Есин С.Е. Григорьев А.В. Группа: ВЕ
Дроздов Олег Игоревич Начальник управления финансово – бюджетных операций Федерального казначейства.
Международный кредит 1. Понятие международного кредита 2. Функции международного кредита 3. Формы международного кредита 4. Валютно-финансовые условия.
Транксрипт:

Изучаемые вопросы 1 Понятие государственного долга. 2 Понятие об управлении государственным долгом.

Понятие государственного долга Определяет государственный долг как общую сумму всех положительных бюджетов Правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране Под государственным долгом понимает все непогашенные долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права Существуют 2 основные трактовки государственного долга

Понятие государственного долга Национальный долг государства может быть внутренним и внешним, и здесь можно выделить государственный долг и долг субъектов хозяйствования. национальный долг внутренний долг государства долг субъектов хозяйствования внешний долг государства долг субъектов хозяйствования

Понятие государственного долга Дефицит бюджета Макроэкономические диспропорции Неэффективная экономическая политика государства Завышенные государственные расходы Отсутствие полноценных и доступных источников финансирования Неэффективная налоговая политика

Понятие государственного долга Фискальная, т.е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств Стабилизирующая – означает формирование условий для эффективного развития экономики путём воздействия на основные макроэкономические величины Аллокативная – формирование финансовой базы для последующего экономического роста путём перераспределения ресурсов во времени и между отраслями производства хозяйствующими субъектами, частными институтами и государством Стимулирующая – означает ускорение экономического роста с помощью государственных инвестиций, осуществляемых за счёт заимствованных средств Контрольная – означает влияние долга на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособности спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы

Понятие государственного долга + Это не инфляционный источник финансирования бюджетного дефицита Ускорении социально – экономического последствия Перераспределение налогового бремени Нормализация денежного обращения Расширение внешнеэкономической экспансии субъектов национальной экономики Защита от неблагоприятных воздействий внешних валютно-финансовых факторов Укрепление международного сотрудничества и взаимопонимания - Ограничение инвестиционных возможностей Рост процентной ставки и, как следствие, снижение доходов в случае государственного кредитования Отвлечение бюджетных средств от нужд экономического и социального развития Расходы по обслуживанию долга Зависимость отечественных финансов от международных и потеря политической независимости Расслоение в обществе и, неравномерность распределения доходов Увеличение нагрузки на будущее поколение

Понятие государственного долга 1. Способ обслуживания: - капитальный долг - основной долг - текущий долг 2. Тип заёмщика: - долг Центрального Правительств - муниципальный - долг субъектов хозяйствования 3. Форма долговых обязательств: - кредитные соглашения и договоры - государственные и муниципальные займы - договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы - договоры о предоставлении государственных и муниципальных гарантий - соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств 4. срочность: - краткосрочные - среднесрочные - долгосрочные 5. Рынок заимствования: - внутренний - внешний 6. Способ погашения: - долг, уменьшаемый, а в перспективе и погашаемый за счёт конверсии - долг, погашаемый за счёт дополнительных фондов - долг, погашаемый за счёт бюджетного профицита - долг, ликвидируемый в результате государственного банкротства 7. Структурные элементы: - финансовый - условный - административный 8. Валюта обязательства: - в национальной валюте - в иностранной валюте

Понятие государственного долга Внешний государственный долг – сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие к исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определённый момент времени. Внешние займы – займы, привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь. Внутренний государственный долг – это сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам и подлежащие к исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам на определённый момент времени. Внутренние государственные займы – государственные займы, привлекаемые от резидентов Республики Беларусь.

Понятие об управлении государственным долгом Система управления национальным долгом страны – взаимосвязь экономических, учётных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование долга государства и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

Понятие об управлении государственным долгом Стратегическое управление долгом – это одно из направлений макроэкономической политики государства, направленной на достижение макроэкономического равновесия и связанной с определением на долгосрочную перспективу объёма долга на экономически безопасном уровне. Формирование государственной долговой политики, критерием для которой служит увязка затрат на обслуживание долга с возможным риском Выработку ключевых показателей и предельных значений задолженности государства Определение основных направлений воздействия национального долга на микро- и макроэкономические показатели Определение приоритетов использования привлечённых ресурсов Стратегическое управление долгом означает:

Понятие об управлении государственным долгом Оперативное управление долгом заключается в проведении мероприятий соответствующими органами, имеющими на то полномочия. Привлечение – основывается на расчете потребности в займах, обосновании предельных объёмов заимствования, выделении приоритетных отраслей экономики для финансирования Размещение – осуществляется на основе принципов, определяющих производительный характер использования займов, рентабельность проектов инвестиционного характера, пригодных для финансирования Обслуживание – предполагает проведение мероприятий по своевременной выплате комплекса платежей с целью выполнения долгового обязательства, включая выплату основной суммы долга, а также процентов и сборов за несвоевременные платежи Погашение долга – предусматривает полный возврат долга и процентов по нему, а также платежей, связанных с несвоевременной уплатой долга. В процессе оперативного управления национальным долгом выделяют следующие этапы:

Понятие об управлении государственным долгом Основными экономическими целями управления долгом являются обеспечение экономической стабилизации и роста производства и поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке. Социальная цель управления долгом – полное и своевременное финансирование социальных расходов для обеспечения социальной стабильности в обществе. Политические цели определяются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Целью управления долгом в правовой сфере выступает разработка и принятие нормативно- правовой базы, обеспечивающей регламентацию рынка внутренних и внешних долговых обязательств, а также ратификация международных правовых актов, закрепляющих права и обязанности участников рынка. Эти цели можно реализовать благодаря решению конкретных задач, к которым относятся: 1. Минимизация задолженности и удержание её на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны 2. Поддержание высокой кредитной репутации государства 3. Своевременный возврат долга и уплата процентов по нему 4. Обеспечение эффективного и целевого использования полученных кредитов 5. Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствования, доходности, формам выплаты доходов 6. Привлечение займов на наиболее выгодных условиях

Понятие об управлении государственным долгом Управление долгом, как внутренним, так и внешним, осуществляется с помощью целого ряда методов, которые условно можно разделить на 2 вида. Методы управления долгом административные Характерно одностороннее принятие должником управленческого решения без получения предварительного согласия кредиторов. рыночные Характеризуют переговорный процесс, предшествующий принятию такого решения, которое удовлетворяет как должника, так и кредитора.

Понятие об управлении государственным долгом Административные методы Конверсия – означает изменение первоначальных условий займа, чаще всего доходности. Консолидация - это изменение сроков погашения долга; кредиторам продолжается выплата дохода Унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Рефинансирование – выпуск новых займов для покрытия старых. Аннулирование – отказ государства от обязательств по выпущенным займам: внутренним, внешним или по всему долгу государства.

Понятие об управлении государственным долгом Рыночные методы Отсрочка платежа – перенос сроков погашения задолженности, однако при этом выплата дохода за период переноса сроков не производится. Списание долга – сокращение суммы основного долга. Реструктуризация – пересмотр первоначального графика обслуживания и погашения долга; должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Новация – частный случай реструктуризации, смысл которого заключается в замене по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и срока погашения. Секьюритизация – это выпуск новых ценных бумаг или долговых обязательств, подтверждающих право на собственность или обязательство должника. Выкуп долга – обратная покупка долга должником по меньшей стоимости с согласия кредитора.

Статистическая отчётность 2015 год Утверждены на 2015 год: лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 60 трлн. рублей; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 45 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 16,5 млрд. долларов США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3 млрд. долларов США; ПЕРЕЧЕНЬ внешних государственных займов: Кредиты Международного банка реконструкции и развития Кредиты Соединенных Штатов Америки (Товарно- кредитная корпорация) Кредиты Российской Федерации Кредит Внешэкономбанка (Российская Федерация) Кредиты Китайской Народной Республики Кредит Международного валютного фонда Кредит Боливарианской Республики Венесуэла Кредит Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества Кредит Европейского банка реконструкции и развития Кредит Северного инвестиционного банка Размещение государственных облигаций Республики Беларусь на внешних финансовых рынках

Статистическая отчётность 2015 год Государственный долг Республики Беларусь на 1 декабря 2015 года составил 318,5 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2015 года на 121,1 трлн. рублей, или на 61,3%. Внешний государственный долг по состоянию на 1 декабря 2015 года составил 12,5 млрд. долларов США, уменьшившись с начала года на 42,6 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 0,3%. В январе-ноябре 2015 года привлечены внешние государственные займы на сумму 2 013,4 млн. долларов США: 1 461,2 млн. долларов США – Правительства и банков Российской Федерации; 488,9 млн. долларов США – банков КНР; 63,3 млн. долларов США – МБРР. Погашение внешнего государственного долга с начала 2015 года составило 1 843,5 млн. долларов США: 1 000,0 млн. долларов США – еврооблигации; 275,0 млн. долларов США – Правительство Российской Федерации; 264,8 млн. долларов США – Евразийский фонд стабилизации и развития; 147,6 млн. долларов США – банки КНР; 75,9 млн. долларов США – МВФ; 56,6 млн. долларов США – банки Венесуэлы; 20,9 млн. долларов США – МБРР; 2,7 млн. долларов США – США. Внутренний государственный долг по состоянию на 1 декабря 2015 года составил 90,9 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 42,5 трлн. рублей (с учетом курсовых разниц – на 17,7 трлн. рублей, в том числе за счет изменения курса белорусского рубля), или на 87,9%. За январь-ноябрь 2015 года размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических лиц и физических лиц (без учета операций по обмену) на сумму, эквивалентную 1 924,7 млн. долларов США, и 2 152,9 млрд. рублей. С начала 2015 года погашено валютных и рублевых государственных облигаций для физических и юридических лиц (без учета операций по обмену) на сумму 399,4 млн. долларов США и 2 465,8 млрд. рублей.

Статистическая отчётность 2015 год Показатели экономической безопасности по государственному долгу Показатели Пороговое значение Внешний государственный долг, млрд. долл. США 12,612,7 12,4 Внешний государственный долг, % к ВВП 2516,617,918,520,1 Внутренний государственный долг, трлн. рублей 48,453,055,283,4 Внутренний государственный долг, % к ВВП 205,75,6 8,1 Платежи по обслуживанию государственного долга (внешнего и внутреннего), % к доходам республиканского бюджета 105,58,37,49,1 Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, % к валютной выручке 107,1 5,14,99,3

Согласно Закона «О республиканском бюджете на 2016 год» принято утвердить на 2016 год: лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 115 трлн. рублей; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 66 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 17 млрд. долларов США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3,5 млрд. долларов США;