Тема 1. Введение в институциональный анализ. Механизмы координации деятельности людей C D A С D ждатьпроехать ждать-3;-3-2;7 проехать 5;0-4;-4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Щербакова Е. С. 301 ЭВ. Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное.
Advertisements

Институты, нормы, происхождение норм В. Тамбовцев 6 марта 2013.
Взаимодействие людей в обществе Необходимость придания этому взаимодействию упорядоченного характера Выработка обществом социальных норм.
1 ПРАВИЛА и ИНСТИТУТЫ Тема 2. 2 Правила и права В НИЭТ правила – это общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные.
«Социальный контроль» Презентацию подготовил: Студент 1 курса, Ефимов Максим ФИСЭУ. Группа 3601.
С ОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Понятие социального контроля Структура социального контроля Санкции социального контроля Самоконтроль Девиантное и делинквентное поведение Социальный контроль.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕЛЬ: - пояснить особенность социального контроля; - показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
Выполнили: Курсант 3 курса ФПС и СЭ Пихота А. С. Будажапова Ц. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Социальный институт.. Содержание. Определение социального института. Типология социальных институтов. Функции социальных институтов. Институционализация.
Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
В.Л.Тамбовцев Политическая экономия судебной реформы Санкт-Петербург 11 февраля 2005.
Общественный выбор: методологические и теоретические предпосылки анализа.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
Транксрипт:

Тема 1. Введение в институциональный анализ

Механизмы координации деятельности людей C D A С D ждать проехать ждать-3;-3-2;7 проехать 5;0-4;-4

Определение института «Институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (политические, экономические и социальные). Они включают неформальные ограничения (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные правила (конституции, законы, права собственности), а также механизмы, обеспечивающие их выполнение.» [Д. Норт]

Институты и организации «Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками» [ К.Менар] Для организации характерны: - совокупность участников - согласие или несогласие с целями организации - формальная координация

Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института (Ullman- Margalit) Ситуация «Дилемма заключенных» Ситуация координации Ситуация неравенства

План А: «Невидимая рука» Б Сознаться Молчать А Сознаться- 5; -5-10; 0 Молчать 0; -10-1; -1

План В: «Дилемма заключенных» Б Сознаться Молчать А Сознаться- 5; -50; -10 Молчать -10; 0-1; -1

Проблема надежности обязательств Обязательство будет надежным, если одна из сторон видит, что другая сторона лишена возможности нарушить это обязательство Надежность обязательств в императивном смысле (Улисс) Надежность обязательств в мотивационном смысле (Шеллинг: похититель и жертва)

Сравнение плана А и плана В План А – рынок => Индивид, стремящийся исключительно к собственной выгоде, направляется невидимой рукой к результату, который не входил в его намерения. Этим результатом является удовлетворение интересов общества [А.Смит] План В – социальная ловушка => индивидуальный интерес и коллективный интерес здесь находятся в конфликте

Функции института в ситуации «Дилемма заключенных» Институт принуждает игроков выбирать непривлекательную для них стратегию, чтобы они смогли достичь эффективного для группы результата

«Два пулеметчика» Б сражаться дезертировать А сражаться 1; 1-2; 2 дезертировать 2; -2 -1; -1

Возможные решения Заминировать подходы к постам Ввести строжайшую дисциплину в подразделении, где служат пулеметчики Внутренний механизм принуждения – представление о чести

Внешний механизм принуждения: минирование Б сражаться дезертировать А сражаться 1; 1-2; -2 дезертировать -2; -2

Внутренний механизм принуждения: честь Б сражаться дезертировать А сражаться 1; 1-1; -2 дезертировать -2; -1 -2; -2

Ситуация координации Водитель Б Правая Левая Водитель А Правая 1;10;0 Левая 0;01;1

Focal point Фокальная точка – это равновесие в координационной игре, выбираемое всеми участниками взаимодействия на основе общего знания, помогающего игрокам скоординировать свой выбор [Т. Шеллинг] Откуда возьмется это общее знание, позволяющее игрокам координировать свое поведение? Социальная норма правостороннего (или левостороннего) движения - простейшая форма института - подает сигнал, знак

Функции института в ситуации координации В ситуации координации институт необходим вследствие множественности возможных равновесий Не нуждается в специальном механизме принуждения, людям нужен лишь знак, сигнал о том, какое из равновесий им выбрать, ведь в ситуации координации они заинтересованы в нахождении единого решения

Ситуация неравенства Пастух Б Пастбище 1Пастбище 2 Пастух А Пастбище 12; 28; 4 Пастбище 24; 81; 1

Функции института в ситуации неравенства Координация действий людей; Сохранение существующего неравенства

Выводы Необходимость в социальных институтах возникает в тех ситуациях, когда имеется несколько равновесий (проблема координации), неэффективность равновесия (дилемма заключенных) или несправедливость равновесия (ситуация неравенства)

Институциональная структура общества: правила формальные и неформальные Старый институционализм: критерий жесткости наказания (жесткие и мягкие институты Новые институционалисты: Хайек => порядок, основанный на законе (legal order) и самопроизвольный порядок (spontaneous order) Формальные правила устанавливаются государством, записаны в официальном источнике и за их соблюдением следит специально выделенная группа людей Неформальные правила нигде не записаны и за их соблюдением следят все члены общества

Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил Автоматическая санкция Вина Стыд Информационная санкция Двусторонние не бесплатные санкции Многосторонние не бесплатные санкции

Информационная санкция Игра «Доверие» (Крепс) Доверять В Не доверять В А В Злоупотребить доверием Оправдать доверие 10;10 -5;15 0;0

Условия эффективности неформальных правил Размер социальной группы, в которой действуют эти нормы Величина издержек, которые несет нарушитель, подвергающийся наказанию Статичный характер общества, в котором действуют неформальные правила

Формальные правила Политические правила Экономические правила Контракты

Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами Гармония – формальные и неформальные правила взаимно усиливают друг друга. Пример: нормы, осуждающие воровство усиливаются уголовным наказанием Несогласованность – формальные и неформальные правила существуют параллельно, действуют независимо друг от друга. Пример: разрешение споров между соседями в округе Шаста (Калифорния) Противоречие – формальные и неформальные правила находятся в конфликте. Пример: запрет чаевых

Может ли государство воздействовать на неформальные правила? Лоуренс Лессиг: государство может повлиять на социальный смысл неформального правила. Пример: практика дуэлей Государство может подать сигнал о том, какое поведение оно считает допустимым. Пример: судебное дело Regina v. Dudley&Stephens

Государство может ненамеренно разрушать социальные нормы Развитие системы социального обеспечения => эрозия норм, осуждающих рождение детей вне брака 1960 г.: 42% небелых незамужних женщин в возрасте лет родили детей вне брака, 1980 г. - 80%.

Механизмы принуждения к соблюдению правил Первая сторона – сам человек, который следит за соблюдением тех норм поведения, которые стали его внутренним убеждением, он сам наказывает себя, если нарушает их Вторая сторона - это лицо, которому при заключении контракта дается обещание. Оно следит за исполнением данных ему обещаний и применяет награды и санкции в зависимости от того, исполняет ли другая сторона свои обязательства перед ним Контроль третьей стороной, отличается от контроля, который осуществляет вторая сторона, тем, что в этом случае действуют правила, на которые контролируемое лицо не давало явного согласия, а санкции осуществляют люди, не принимавшие участия в исходном взаимодействии