Тема 5.4 Техническое расследование причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Действия сторон при наступлении страхового случая 19 ноября 2012 г. г. Санкт-Петербург.
Advertisements

Система государственного регулирования промышленной безопасности.
Система Государственного надзора в РФ. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной.
ИНЖЕНЕР-СТРОИТЕЛЬ Должностная инструкция Орындаған: ТПГС-27:Махан Н. Тукенов Ш.
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, организация контроля за состоянием условий.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Класс ЧС, название Показатели масштабов ЧС 1. Локальная (на территории объекта) Погибших : < 4; Пострадавших :
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: 1. Федеральный закон от г. 28 -ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции ФЗ от
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, организация контроля за состоянием условий.
Министерство национальной экономики Республики Казахстан Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами.
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН О современных требованиях к аттестации профессиональных и нештатных аварийно- спасательных формирований опасных производственных объектов.
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, организация контроля за состоянием условий.
МОУ СОШ 12 г. Новочебоксарска Права и обязанности потребителей Выполнили : Петров Сергей и Андреев Максим 10 Б класса 24 Апреля 2008 года.
Презентация по охране труда на тему: «Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве» Подготовил: Мишин П.Е. Проверил:
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Современное производство постоянно усложняется. В нем все чаще применяют ядовитые и агрессивные компоненты. На различных видах транспорта перевозят большое.
1 1 Управление и обеспечение пожарной безопасности в России ВОЛГОГРАД 2016 г. Выполнил: ст.гр.ТБ-2-13 Хадиев А.А. Проверил: доцент Рогова Ю.А.
Учебная дисциплина: «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Государственный надзор в области защиты.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий охраны труда.
АТТЕСТАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Транксрипт:

Тема 5.4 Техническое расследование причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах

Учебные вопросы: 1. Классификация и характеристика аварий и инцидентов на опасных производственных объектах 2. Порядок оповещения о происшествиях 3. Состав комиссии по расследованию причин аварий и инцидентов 4. Порядок и сроки проведения расследований 5. Материалы, подготавливаемые по результатам расследования 6. Мероприятия по результатам расследования и контроль их выполнения 7. Учет аварий и инцидентов

1. Классификация и характеристика аварий и инцидентов на ОПО Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на ОПО, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Закона о ПБ и иных актов законодательства Республики Беларусь, в том числе ТНПА, устанавливающих правила ведения работ на ОПО.

Постановление МЧС Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. 9 Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. ТЕХНИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АВАРИИ, УЧЕТ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ ОСНОВНОЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

Классификация инцидентов: 1. Отказ I степени - это внезапная остановка работы технического устройства или технологической системы, применяемых на ОПО, без взрыва, разрушения этого устройства, системы, зданий или сооружений с прекращением или уменьшением выпуска продукции ОПО, где установлено это устройство, или с прекращением выполнения других производственных функций на 1 сутки и более, выброс опасных веществ с загрязнением окружающей среды или созданием опасной для жизни людей концентрации этих веществ в пределах территории предприятия; 2. Отказ II степени - это внезапная остановка работы технического устройства или технологической системы, применяемых на ОПО, без взрыва, разрушения этого устройства, системы, зданий или сооружений с прекращением выпуска этим устройством продукции или выполнения производственных функций менее чем на 1 сутки;

3. Повреждение I степени - это внезапное проявление неисправности технического устройства, технологической системы, применяемых на ОПО, требующее непланового вывода их в ремонт более чем на 1 сутки без уменьшения выпуска продукции объектом, на котором установлено это устройство, и требующее затрат на восстановление более 6 месячной нормы амортизационных отчислений на устройство; 4. Повреждение II степени - это внезапное проявление неисправности технического устройства, технологической системы, применяемых на ОПО, требующее на устранение более 1 смены, при затратах менее 6 месячной нормы амортизационных отчислений на устройство без уменьшения суточного выпуска продукции объектом, на котором установлено это устройство;

5. Нарушение - это факт невыполнения требований закона «О промышленной безопасности ОПО», иных НПА, устанавливающих правила ведения работ на опасных производственных объектах, конструкторской документации, технологических регламентов. Инциденты в виде нарушений на степени не делятся.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ АВАРИЙ 1. По горнодобывающей промышленности (разработка рудных и нерудных месторождений подземным и открытым способом), строительству метрополитенов и подземных сооружений: газодинамические явления в рудниках: пожары, взрывы, вспышки, горение газа в подземных выработках; взрывы и пожары взрывчатых материалов в местах хранения, а также при перевозке взрывчатых материалов; обвалы в вертикальных и наклонных стволах рудников, завалы очистных и подготовительных выработок; завалы главных откаточных и вентиляционных выработок;

взрывы в надшахтных зданиях и сооружениях; выгорание взрывчатых веществ, не вызвавших взрыва или пожара; загорание кабелей, крепи, конвейерных лент и других материалов в подземных выработках; разрушение узлов и деталей вентиляторных установок главного проветривания, участковых вентиляторных установок, центральных водоотливов, компрессорных установок, приведшее к их остановке; внезапные разрушения технологических зданий и сооружений, а также подрабатываемых подземными горными работами объектов; прорывы воды, заголовки или обводненной горной массы; незапланированные прекращения подачи энергоносителей на время более срока действия индивидуальных средств защиты (самоспасателей);

прорывы дамб (плотин), хвостохранилищ, затопление рудников, карьеров; разрушение технических устройств, приведшее к остановке работы грузовых, грузопассажирских подъемных установок; разрушение выработок и повреждение отдельных производственных сооружений, затопление горных выработок при строительстве метрополитена; разрушение узлов и деталей экскаваторов (с емкостью ковша пять и более куб. метров, в том числе роторных) в пределах горного отвода, повлекшее к остановке более одной смены; потопление земснарядов; оползни и обрушения бортов карьеров; столкновения подвижных составов на карьерах; падения с бортов карьеров и отвалов технологического транспорта;

разрушение узлов и деталей основного технологического оборудования на обогатительных, дробильно-сортировочных фабриках и установках, повлекшее остановку в работе всего комплекса более одной смены; разрушение предохранительных целиков; нарушение подачи электроэнергии, вызвавшее остановку вентиляторных установок главного проветривания, участковых вентиляторных установок, центрального водоотлива, компрессорных установок, грузового и грузопассажирского подъемов на рудниках и шахтах.

2. По нефтедобывающей промышленности, объектам хранения углеводородов в глубинных горизонтах и закачки отходов в глубинные горизонты, рассолопромыслам при геологоразведочных и буровых работах: неконтролируемые выбросы нефти и газа при строительстве, эксплуатации и ремонте скважин (открытые фонтаны); полное или частичное разрушение и (или) падение буровых вышек (мачт); падение талевой системы на буровых установках, агрегатах для ремонта скважин; взрывы на всех подконтрольных объектах;

полное или частичное разрушение объектов добычи, хранения углеводородов в глубинных горизонтах, закачки отходов в глубинные горизонты и подготовки нефти и газа, внутрипромысловых трубопроводов, сопровождающееся или приведшее к розливу (утечке) нефти в объеме 10 и более кубометров или утечкой природного (попутного) газа в объеме 10 тысяч и более кубометров; разрушение зданий и сооружений вследствие нарушения технологии производства взрывных работ; взрывы или пожары взрывчатых материалов в местах хранения взрывчатых материалов, а также при их перевозке; несанкционированные взрывы на скважинах при проведении прострелочно-взрывных и сейсморазведочных работ, а также в геологоразведочных горных выработках.

3. По химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, спиртозаводам, аммиачно-холодильным установкам, объектам хранения и использования хлора: взрывы с участием одного или нескольких опасных веществ, в результате которых произошло полное или значительное повреждение строительных конструкций зданий и сооружений, технологических систем, инженерных сооружений и коммуникаций; выбросы опасных веществ, в результате которых произошло загрязнение окружающей среды, как на территории производственного объекта, так и за его пределами; разрушения технических устройств или их основных элементов.

4. По металлургической промышленности: взрывы газа в воздухонагревателях, аппаратах газоочистки, газодувках, на генераторных станциях, газораспределительных и газоповысительных установках; обрушение трубопроводов с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими газами; уходы расплавленных и раскаленных материалов из металлургических агрегатов; обрушение шихтовых бункеров, транспортных галерей, производственных зданий и сооружений, шламохранилищ и другие аварии, требующие остановки основных агрегатов для проведения ремонтов; выход из строя труба шины; сбой в работе гидросистемы; потеря уровня воды из аварийной емкости при аварии, для устранения которой необходимо более 8 часов.

5. По подъемным сооружениям: разрушение или излом металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы, опоры, гуська), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций, а также падение грузоподъемной машины, вызвавшее указанные разрушения; падение кабины лифта, его противовеса; разрушение ответственных металлоконструкций, обрыв цепей эскалатора, разрушение ответственных металлоконструкций кабины (вагонетки) вагона, обрыв канатов канатной дороги, фуникулера; разрушение или падение крана, манипуляторной установки крана; повреждение металлоконструкции (изгиб, деформация) подъемных сооружений (или их элементов), приведшее к травмированию людей.

Аварии и инциденты на подъемных сооружениях, происшедшие при проведении их освидетельствования (испытании их давлением, нагрузкой), монтаже, демонтаже, ремонте и транспортировании, а также в период производства специализированными организациями пусконаладочных работ, расследованию и учету не подлежат. Администрация организации обязана установить причины таких аварий и инцидентов, разработать и осуществить меры по их предупреждению (устранению).

6. По объектам котлонадзора: взрывы котлов, сосудов, работающих под давлением, разрывы крышек и затворов у лазов или люков паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды всех категорий, сосудов, работающих под давлением; образование выпучен, трещин на стенках барабанов, топочных камер и жаровых труб котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, вызвавших остановку их на ремонт; отрыв донышек коллекторов, разрывы кипятильных, экранных и необогреваемых труб котлов; взрывы в топках котлов (за исключением котлов, работающих на газе); по энергетическим котлам: разрушения основных элементов котлов, повлекшие их вынужденный простой в аварийном ремонте 25 и более суток.

Аварии и инциденты на объектах котлонадзора, происшедшие при проведении их освидетельствования (испытании их давлением, нагрузкой), монтаже, демонтаже, ремонте и транспортировании, а также в период производства специализированными организациями пусконаладочных работ, расследованию и учету не подлежат. Администрация организации обязана установить причины таких аварий и инцидентов, разработать и осуществить меры по их предупреждению (устранению).

7. По объектам газоснабжения: разрушения газопроводов, выход из строя газового оборудования газораспределительной станции, газораспределительного пункта, газораспределительного узла, повлекшие за собой взрывы газа в жилых домах, общественных зданиях, инженерных сооружениях, а также остановку (перерыв) газоснабжения города, населенного пункта, микрорайона, предприятия (промышленного, коммунального, сельскохозяйственного); взрывы, связанные с эксплуатацией газового хозяйства, газонаполнительных и автозаправочных станций сжиженных газов, государственных районных электрических станций, теплоэлектроцентралей и районных отопительных котельных; взрывы газа в газифицированных печах, топках и газоходах котлов, агрегатах, вызвавшие их местные разрушения или отключения; повреждения подземных газопроводов (механические, коррозионные и другие повреждения).

8. По надзору на производствах и объектах по хранению и переработке зерна: полное или частичное разрушение (повреждение) технологического, транспортного и аспирационного оборудования, зданий и сооружений, происходящее в результате пыле- и газовоздушных взрывов, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск продукции, прием, переработка и транспортировка зерна и сырья, отпуск готовой продукции; отклонение от режима технологического процесса хранения растительного сырья, комбикормового сырья и маслосемян, вызвавшее взрыв в результате самовозгорания в силосах (бункерах); отклонение от режима технологического процесса сушки зерна и маслосемян, вызвавшее взрыв в зерносушилке.

9. По объектам магистрального трубопроводного транспорта: 9.1. авария на объекте магистрального трубопроводного транспорта газов - неконтролируемый выброс транспортируемого газа в атмосферу или в помещение компрессорной станции, газораспределительной станции или автомобильной газонаполнительной станции в результате полного разрушения или частичного повреждения: трубопровода, его элементов и устройств, сопровождаемого одним из следующих событий или их сочетанием: взрывом или воспламенением газа; повреждением или разрушением других объектов; потерей 10 тысяч и более кубометров газа;

9.2. авария на объекте магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей - внезапный выход или истечение опасной жидкости в результате полного или частичного разрушения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими из следующих событий: воспламенением жидкости или взрывом ее паров; загрязнением любого водостока, реки, озера, водохранилища или любого водоема сверх пределов, установленных стандартом на качество воды, вызвавшим изменение окраски поверхности воды или берегов или приведшим к образованию эмульсии, находящейся ниже уровня воды, или к выпадению отложений на дно или берега; объем утечки составил 10 кубометров и более, а для легкоиспаряющихся жидкостей объем утечки превысил 1 кубометр в сутки.

Другие виды аварий на опасных производственных объектах, вызвавшие разрушение сооружений и (или) применяемых на этих объектах технических устройств, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ и не перечисленные в настоящем приложении, учитываются по отраслям (направлениям) государственного надзора, определяемым по основным видам деятельности организаций (предприятий), эксплуатирующих опасные производственные объекты.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ИНЦИДЕНТОВ 1. По системам газоснабжения и магистральным трубопроводам: 1.1. отказы I степени: повреждения (механические, коррозионные и др.) сосудов для хранения сжиженных углеводородных газов, вызвавшие их утечку в окружающую среду и не повлекшие за собой взрыва; 1.2. отказы II степени: неисправность в работе автоматики защиты и регулирования, устраняемая вмешательством оператора при отключенной газоиспользующей установке;

1.3. повреждения I степени: отключение газораспределительного пункта, шкафного регуляторного пункта, газораспределительного узла в результате срабатывания предохранительных защитных устройств без прекращения газоснабжения потребителей (жилых домов, общественных зданий); электрокоррозионные повреждения подземных газопроводов без выхода газа; обрыв наполнительного шланга на карусели или наполнительных установках, на сливных станках, при сливе газа из железнодорожных цистерн на газонаполнительных станциях, автомобильных газозаправочных станциях, автомобильных газонаполнительных пунктах, не вызвавший воспламенения газа или взрыва;.

1.4. повреждения II степени: нарушение устойчивой работы газораспределительного пункта, шкафного регуляторного пункта, газораспределительного узла, установок электрохимической защиты; отключение газоиспользующих установок в результате срабатывания автоматики безопасности; механические повреждения подземных газопроводов без выхода газа; повреждения магистрального трубопроводного транспорта газов (механические, коррозионные и др.), его элементов и устройств без выхода газа; повреждения магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей (механические, коррозионные и др.), его элементов, резервуаров без истечения жидкости; нарушение режима одоризации газа на газораспределительных станциях.

2. Разработка рудных месторождений подземным способом: 2.1. отказы I степени: внезапные остановки главных вентиляционных и подъемных установок рудников; внезапные остановки горизонтов рудников, магистральных конвейеров для транспортирования руды, готовой продукции; внезапные остановки обогатительных фабрик и их отделений погрузки; 2.2. отказы II степени: остановка технологических секций (линий), сушильных агрегатов, сгустителей, магистральных конвейеров для транспортировки готовой продукции и отходов производства; внезапная остановка отвалообразователей; 2.3. повреждения I степени: неисправность предохранительной и защитной аппаратуры подъемной машины; неисправность резервных вентиляторных установок, вторых линий электропередачи и реверсивных устройств, отсутствие контрольно-измерительной аппаратуры; отсутствие или неправильная эксплуатация аппаратуры контроля за содержанием метана на исходящих струях лавы; 2.4. повреждения II степени: неисправность контрольно- измерительной аппаратуры на главных вентиляторных и подъемных установках.

3. Открытые горные работы (не связанные с добычей торфа и сапропелей): 3.1. отказы II степени: выход из строя (поломка) поворотного круга экскаватора, стрелы экскаватора, рукояти экскаватора, ковша экскаватора, привода электрического или гидравлического экскаватора; 3.2. повреждения I степени: поломка зубьев шестерен редуктора привода подъемной (тяговой) лебедки экскаватора с емкостью ковша более 5 куб. метров; 3.3. повреждения II степени: поломка направляющих блочков открывания днища ковша экскаватора с емкостью ковша более 5 куб. метров.

4. Строительство метрополитенов и подземных сооружений: 4.1. отказы I степени: разрушение узлов и деталей участковых вентиляторных установок, водоотливов, компрессорных установок; 4.2. отказы II степени: прорывы воды, заголовки или обводненной горной массы (плывуны) в горные выработки и сооружения; 4.3. повреждения I степени: повреждение узлов и деталей проходческих щитов, электровозов, подземных установок; 4.4. повреждения II степени: падение блоков (тюбингов) тоннельной обделки при ее монтаже; произвольный уход подвижных единиц на уклонах рельсового пути в тоннелях; провалы дневной поверхности при проходке тоннелей, не приведшие к травмированию людей и разрушению поверхностных объектов.

5. Металлургическое производство: 5.1. отказы I степени: прогар кожуха плавильного агрегата; прогар миксера (копильника) плавильного агрегата; 5.2. отказы II степени: выход из строя механизма наклона печи; несрабатывание блокировок безопасности, не приведшее к несчастному случаю, аварии; отключение системы водоохлаждения плавильного агрегата в процессе плавильных работ; 5.3. повреждения I степени: наличие воды под плавильным агрегатом во время плавильных работ повреждения II степени: неисправность бадьевого подъемника плавильного агрегата.

6. Утилизация боеприпасов, взрывные работы: 6.1. отказы II степени: нарушения технологического регламента при производстве взрывных работ, приведшие к отказу взрыва; 6.2. повреждения I степени: повреждение технологической магистрали жидкого теплоносителя, применяемого при выплавлении тротилсодержащих взрывчатых веществ; 6.3. повреждения II степени: внезапное отключение электролинии при производстве работ по утилизации боеприпасов.

7. Геологоразведка и добыча нефти: 7.1. отказы I степени: неуправляемые нефтегазопроявления, приведшие к разливу нефти в объеме от 5 до 10 куб. метров или утечке природного газа в объеме от 5 до 10 тыс. куб. метров; 7.2. отказы II степени: неуправляемые нефтегазопроявления, приведшие к разливу нефти в объеме от 3 до 5 куб. метров или утечке природного газа в объеме от 1 до 5 тыс. куб. метров; 7.3. повреждения I степени: неисправность бурового оборудования, приведшая к простою объекта (скважины) более 1 суток; 7.4. повреждения II степени: неисправность бурового оборудования, приведшая к простою объекта (скважины) менее 1 суток.

8. Предприятия химической промышленности и хлебопродуктов: 8.1. отказы I степени: повреждение технологических линий, комплексных установок, трубопроводов, средств автоматизации технологических процессов, систем автоматической противоаварийной защиты, инженерных сооружений и коммуникаций; полное или частичное разрушение или повреждение составляющих их узлов, деталей, механизмов, блоков, агрегатов, машин, установок, на восстановление которых (ремонт или замену) и соответственно запуск в эксплуатацию после остановки цеха, участка, отделения, комплекса, технологической линии, открытой (наружной) либо комплексной технологической установки потребовалось более 1 суток. Локальное загрязнение окружающей среды при отказе I степени не выходит за пределы территории предприятия и ликвидируется силами его специализированных подразделений (без привлечения сил и средств МЧС, других республиканских органов государственного управления и организаций);

8.2. отказы II степени: повреждение технологических линий, комплексных установок, трубопроводов, средств автоматизации технологических процессов, систем автоматической противоаварийной защиты, инженерных сооружений и коммуникаций; полное или частичное разрушение или повреждение составляющих их узлов, деталей, механизмов, блоков, агрегатов, машин, установок, на восстановление которых (ремонт или замену) и соответственно запуск в эксплуатацию после остановки цеха, участка, отделения, комплекса, технологической линии, открытой (наружной) либо комплексной технологической установки потребовалось менее 1 суток. Локальное загрязнение окружающей среды при отказе II степени не выходит за пределы территории объекта (технического устройства) и ликвидируется силами специализированных подразделений предприятия (без привлечения сил и средств МЧС, других республиканских органов государственного управления и организаций);

8.3. повреждения I степени: снижение функциональных характеристик отдельных узлов, деталей, механизмов, блоков, агрегатов, входящих в состав объекта (технического устройства), при сохранении его работоспособности в целом. Работоспособность объекта (технического устройства) сохраняется при этом ограниченное время либо уменьшается. Принятие оперативных мер по устранению повреждения I степени обеспечивает полное восстановление исходной (регламентируемой) работоспособности и предотвращает перерастание повреждения объекта (технического устройства) в отказ и далее к возникновению аварии; 8.4. повреждения II степени: ухудшение функциональных характеристик отдельных узлов, деталей, механизмов, блоков, агрегатов, входящих в состав объекта (технического устройства), при сохранении его работоспособности в целом. Работоспособность объекта (технического устройства) сохраняется при этом ограниченное время либо уменьшается. Принятие оперативных мер по устранению повреждения II степени обеспечивает полное восстановление исходной (регламентируемой) работоспособности и предотвращает перерастание повреждения объекта (технического устройства) в его отказ и далее к возникновению аварии.

9. Котлонадзор: 9.1. отказы I степени: внезапные проявления неисправности основных элементов энергетических котлов высокого давления, приведшие к вынужденному простою в отключенном состоянии от 1 до 25 суток, вынужденный (аварийный) простой отопительного котла или магистральной тепловой сети, вызвавший перерыв теплоснабжения объекта жилсоцкультбыта в отопительный сезон более 24 часов; 9.2. отказы II степени: вынужденный простой отопительного котла, участка магистральной тепловой сети, вызвавший перерыв теплоснабжения объектов жилсоцкультбыта в отопительный сезон до 24 часов, повреждение труб пароперегревателей, экономайзеров котлов, явившееся причиной вынужденного простоя котлов; 9.3. повреждения I степени: нарушение уплотнительных поверхностей запорной, регулирующей арматуры котлов, сосудов, трубопроводов, свищи (парения), образовавшиеся на сварных соединениях и основном металле трубных систем котлов и трубопроводов, нарушение герметичности предохранительных устройств котлов, сосудов, трубопроводов, нарушение тепловой изоляции котлов, сосудов, трубопроводов, нарушение проектных величин при регулировке опорно-подвесных систем и тепловых перемещений трубопроводов, не требующие аварийной остановки котла.

10. Подъемные сооружения (грузоподъемные краны, лифты, эскалаторы, канатные дороги): отказы I степени: повреждения (изгиб, деформация) расчетных металлоконструкций подъемных сооружений (их элементов), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций; отказы II степени: повреждения (изгиб, деформация) нерасчетных металлоконструкций подъемных сооружений (их элементов), вызвавшие необходимость в их ремонте.

11. Ядерная и радиационная безопасность: инциденты радиационные: любые события, влияние которых на источник ионизирующего излучения не могут игнорироваться с точки зрения радиационной безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ связанных с эксплуатацией лифтов 1. Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность. 2. Нарушение требований безопасности при эксплуатации. 3. Техническая неисправность механизмов. 4. Эксплуатация технически неисправных механизмов. 5. Работа с неисправными (отключенными) защитными, блокировочными, предохранительными устройствами, приборами и устройствами безопасности.

6. Нарушение требований проектной документации. 7. Отсутствие, некачественная разработка проектной документации. 8. Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений. 9. Неудовлетворительные организация и содержание лифтов. 10. Невыполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по организации и обеспечению безопасности. 11. Алкогольное опьянение, наркотическое или токсическое отравление. 12. Противоправные действия других лиц.

2. Порядок оповещения о происшествиях В случае аварии организация, эксплуатирующая ОПО: 1. незамедлительно сообщает об этом по форме 1 согласно приложению 2 (Оперативное сообщение об аварии): приложению 2 - Госпромнадзор; - вышестоящим организациям; - объединениям, подчиненным Сов Министров РБ; - министерствам и другим РОГУ; - местным исполнительным и распорядительным органам, а при авариях, сопровождающихся выбросами, розливами опасных веществ, взрывами, дополнительно сообщает: - в территориальные органы МЧС Республики Беларусь; - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; - КЧС при Совете Министров Республики Беларусь;

2. при групповых несчастных случаях и (или) несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в результате аварии, незамедлительно сообщает об этом: - в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай; - в территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда; - в профсоюз (иной представительный орган работников), а при их отсутствии - в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси; - в вышестоящую организацию, а при ее отсутствии - в местный исполнительный и распорядительный орган, где зарегистрирован наниматель, страхователь, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя); - в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте; - страховщику.

3. сохраняет неизменным место аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии, сохранению жизни и здоровья людей; 4. осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; 5. принимает меры по защите окружающей природной среды, жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО; 6. представляет в комиссию по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

ПОРЯДОК ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ Техническое расследование причин аварии проводится по каждому факту ее возникновения специальной Комиссией, возглавляемой представителем Госпромнадзора. В состав указанной комиссии включаются: Представители местных органов власти, на территории которых располагается опасный производственный объект Представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Другие представители в соответствии с законодательством. Президент Республики Беларусь может принимать решение о создании Государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии

Комиссия должна начать работу не позднее 10 дней с момента издания приказа, составить акт расследования и оформить другие документы и материалы. Время работы комиссии может быть увеличено Госпромнадзором в случаях сложного характера аварии, необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз. Комиссия может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.

Решением Госпромнадзора по предложению комиссии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по техническому расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования. Определение размера причиненного вреда от аварии осуществляется по методикам, утвержденным в установленном порядке, организацией, на объекте которой произошла авария. Документ о причиненном аварией вреде подписывается руководителем организации. При техническом расследовании причин аварии, повлекшей за собой несчастные случаи, кроме акта технического расследования причин аварии, составляется заключение в соответствии с действующим законодательством

В ходе расследования комиссия: 1. проводит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии; 2. взаимодействует со спасательными подразделениями; 3. опрашивает и получает письменные объяснения от очевидцев, должностных лиц и других работников; 4. выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины ее возникновения; 5. выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования; 6. выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, других НПА по охране труда; 7. проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям; 8. проверяет качество принятых проектных решений; 9. проверяет соответствие области применения оборудования;

10. проверяет наличие и определяет исправность средств защиты до аварии; 11. проверяет квалификацию обслуживающего персонала; 12. устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки; 13. определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения; 14. предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий; 15. требует определения размера причиненного вреда, включающего прямые, социально-экономические потери и косвенные потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.

Определение размера причиненного вреда от аварии осуществляется по методикам, утвержденным в установленном порядке, организацией, на объекте которой произошла авария. Документ о причиненном аварией вреде подписывается руководителем организации. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей ОПО, на котором произошла авария.

При техническом расследовании причин аварии, повлекшей за собой несчастные случаи, кроме акта технического расследования причин аварии, составляется заключение согласно инструкции "О специальном расследовании несчастных случаев на объектах и производствах, подконтрольных Комитету по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"инструкции

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ Материалы расследования должны включать: 1. приказ о назначении комиссии для технического расследования причин аварии; 2. акт технического расследования причин аварии по форме, к которому прилагаются: 2.1. протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами; 2.2. распоряжение о назначении экспертной комиссии и другие распоряжения, издаваемые комиссией по техническому расследованию причин аварии; 2.3. заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

2.4. докладная записка военизированных горноспасательных частей, газоспасательных и других аварийно-спасательных подразделений, участвовавших в ликвидации аварии; 2.5. протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности; 2.6. копии документов, подтверждающих обучение, проведение инструктажа по охране труда (технике безопасности) и проверку знаний производственного персонала; справки о размере причиненного вреда; 2.7. сведения о лицах, пострадавших от аварии; 2.8. другие материалы, характеризующие аварию.

Организация не позднее 3 дней после окончания расследования рассылает материалы технического расследования причин аварии: 1. Госпромнадзору и его органу по месту аварии; 2. органам и организациям, представители которых принимали участие в техническом расследовании причин аварии; 3. в необходимых случаях - органам прокуратуры по месту нахождения организации. По результатам технического расследования причин аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной эксплуатации опасного объекта, а также по привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.

Учет и анализ аварий, происшедших на ОПО Организации обязаны учитывать все аварии на ОПО и инциденты, которые могут привести к аварии, и направлять 1 раз в полугодие соответствующие сведения в Госпромнадзор и другие РОГУ. Госпромнадзор и другие РОГУ на основании актов технического расследования и представляемой информации, осуществляют учет (сбор, накопление) и анализ данных по авариям на объектах и инцидентам, разрабатывают рекомендации, меры и программы по предупреждению указанных аварий. На основании анализа причин аварий Госпромнадзор и другие РОГУ, при необходимости вносят соответствующие дополнения, изменения в нормативные акты, содержащие требования безопасного ведения работ на ОПО, в пределах их компетенции.

1. Постановление МЧС Республики Беларусь от «Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах» Домашнее задание