МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ «Методологические проблемы наук об информации» Совместный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Advertisements

Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Воспитание как педагогический процесс.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Подготовила асс. кафедры СМК Воробьева Т.А.. Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Комплексное медиаобразование – путь в ХХI век Медиаобразование в развитии личности Бондаренко Е.А. Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО Международный.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Введение в медиаобразование. Ключевые понятия Медиа Медиатекст Медиаобразование.
Понятие и представление информации. Языки и кодирование. yagod-sch.ucoz.ru (все уроки) Составил учитель ИКТ Фоломкин А.И.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Общественное сознание выступает как важнейший элемент духовного бытия.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Использование мультимедиа для повышения эффективности внеклассной и внеучебной деятельности школьников. Свобода творчества.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Транксрипт:

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ «Методологические проблемы наук об информации» Совместный научный семинар Российской академии наук – Института проблем информатики (ИПИ) РАН и Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН 24-е заседание. Москва, ИНИОН РАН, 28 января 2016 г. И.В. Жилавская, канд. филол. наук, зав. кафедрой ЮНЕСКО по медиа- информационной грамотности и медиаобразованию МПГУ

Структура доклада 1. Концептуальная триада «Информация, медиа, коммуникация»; 2. Медиаобразование и самоактуализация личности в информационном обществе.

Актуальность репрезентации понятий «информация», «медиа», «коммуникация» Во второй половине XX века человечество столкнулось с целым рядом проблем, от решения которых зависит будущее цивилизации. Эти проблемы были названы глобальными. Составной частью экологии, связанной с обеспечением выживания вида Homo sapiens, является экология медиапространства. Данная область научных исследований приобретает всё большую актуальность в связи с необходимостью понимания и переосмысления роли и места человека в глобальной медиа-информационной системе. Этот процесс неизбежно приводит нас к репрезентации понятий «информация», «медиа», «коммуникация» как некой целостной концептуальной триаде, без которой в принципе невозможно понимание происходящих в современном мире процессов. В связи с этим также неизбежно выходит на повестку дня научных исследований и проблематика медиаобразования как технологии, которая способствует самоактуализации личности в информационном обществе.

Часть 1. Концептуальная триада «Информация, медиа, коммуникация»

ИНФОРМАЦИЯ Рассмотрим понятие «информация» с точки зрения социальных систем. В этом контексте нас в большей степени будет интересовать не количественная, а качественная сторона информации, т.е. её содержание, смысловая наполненность.

Три основные концепции информации: атрибутивная, функциональная и семиотическая Сторонники атрибутивной концепции трактуют информацию в качестве атрибута материи, неотъемлемого внутреннего свойства всех материальных объектов. Функциональный подход характеризует информацию как свойство, условие и результат целесообразной активности и связывает её лишь с функционированием самоорганизующихся, самоуправляемых систем. Сторонники семиотического подхода концентрируют своё внимание на процессе обмена знаками, считая, что только в этом процессе возникает и существует информация.

Латентное состояние информации С нашей точки зрения информация присуща всем материальным объектам, однако она находится в них в латентном состоянии, и приобретает свойства «информационности» лишь в том случае, когда начинает своё движение к субъекту. Скрытые до поры в объекте сведения преобразуются в информацию исключительно в случае её «распаковывания», расшифровки, потребления субъектом в результате возникающей коммуникации. Информация закрытых архивов, неразгаданных рукописей, умерших языков для получателя, не владеющего ключами, не актуализируется или попросту отсутствует.

Объект хранения, преобразования, передачи и использования Несмотря на все различия в предлагаемых концепциях информации, их объединяет положение о том, что информация – это сведения об окружающем мире и внутреннем состоянии системы, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. И здесь мы не можем не обратиться к понятию «медиа» как средства или канала передачи информации.

МЕДИА Медиа (от лат. «media» – средство, посредник) – это сокращённый вариант «media communication» (англ.) – «средство коммуникации». Родовое понятие – «medium» (лат.). В средневековье с ним были связаны такие понятия как жрец, колдун, шаман.

В разных языках общее значение В русском языке у слова «медиа» есть однокоренные слова, например, медиатор, медиана и т.д. В различных европейских языках «medium» означает: средство, посредник, человек, легко поддающийся внушению, и в широком смысле – среда. В частности, в английском языке значение слова «medium» раскрывается вариативно как деньги, средство общения, поддержка, примиритель, представитель среднего класса, окружающая реальность, а также общественная жизнь, гласность, нечто, находящееся в общественном пользовании.

«Философское познавание не есть орудие нашей̆ деятельности, а как бы пассивная среда (medium), сквозь которую проникает к нам свет истины». Гегель

Ретроспектива понятия «медиа» Слово «медиа» возникло в английском языке в XVI веке для обозначения медиумов. В XVII веке оно перекочевало в язык философии. С XVIII столетия начинает применяться к газетам. С середины XIX века обозначает распространение сообщений с помощью технических средств связи (почта, телеграф). В эпоху технологической революции – это телефон, радио и другие электрические средства коммуникации. В условиях цифровой революции – это интернет и другие цифровые технологии. Сегодня мы употребляем понятие «медиа» в урбанистике, описывая городскую медиа среду, в психологии, философии, культуре, образовании. В XXI веке мы возвращаемся к концепции всеобщих медиа, охватывающих все процессы и отношения в мире и обществе.

Медиа включают в себя широчайший спектр средств и каналов коммуникации, которые служат передаче разного рода информации. Это – интегральная, самоорганизующаяся субстанция, которая подобно кровеносным сосудам пронизывает весь общественный организм, все сферы нашей жизни. Это не нечто отстоящее от индивида или сообщества как производителя информации, а неотъемлемая часть целого.

В определённый момент сам человек становится медиа, пропуская через себя потоки информации, преобразуя их и выступая источником новой информации.

Проблема: узкое понимание медиа как средства массовой информации (СМИ) Немассовые виды медиа: локальные и индивидуальные директ-медиа, информальные медиа, смешанные и т.д.

Важное условие Информация и медиа – одно без другого не существуют. Медиа как канал транспортировки информации актуализируется только при её наличии, так же как информация приобретает свойства информационности исключительно в случае её канализации от источника к потребителю. Информация сама по себе не может быть доставлена адресату.

Медиа как каналы или средства, с помощью которых транслируются сообщения, и информация, поступающая по этим каналам и с помощью этих средств, – это две стороны единого процесса коммуникации. Понимание нерасторжимости медиа и информации открывает простор для более глубокого изучения процессов восприятия информации, медиаактивности, медиа поведения и т.д. Ключевым фактором запуска данного процесса является коммуникация как условие конвергенции медиа и информации.

КОММУНИКАЦИЯ Эффективное медиа-информационное взаимодействие социальных субъектов. Оратор – речь – слушатель Аристотель, «Риторика» Данная модель настолько же элементарна, насколько и универсальна. Её элементы до сих пор воспроизводятся в современных моделях коммуникации.

Эволюция понимания коммуникации Со временем модель коммуникации усложнялась, дополнялась новыми элементами, в частности, пониманием наличия помех и шумов при передаче информации, представлением о скорости и количестве передаваемой информации, учётом обратной связи, идеями о роли технических средств передачи информации.

Дихотомия в подходах к коммуникации Технократический Интеракционный Такое разделение обусловлено существованием двух отличающихся парадигм самой коммуникации: механистической и деятельностной. В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования, передачи и приёма информации от источника к получателю. В деятельностной – коммуникация понимается как совместная деятельность коммуникантов, в ходе которой возникает взаимодействие.

МИК вместо ИКТ Термин «информационно-коммуникационные технологии» или «ИКТ» нарушает целостное восприятие медиа-информационно- коммуникационной (МИК) структуры живой природы. Ни один из трёх элементов этой системы не может быть проигнорирован. Концептуальная триада – «Информация + Медиа = Коммуникация» имеет фундаментальное значение для понимания процессов информационного обмена во взаимоотношениях между людьми и машинами.

Формула МИК взаимодействия IMC

Выдёргивая из синергетической триады «информация, медиа, коммуникация» принципиально важный концепт «медиа», исследователи и специалисты упускают из виду существенные категории научно-практического знания, которые необходимо рассматривать комплексно. Мы имеем в виду «средства» коммуникации – простейшие и технически сложные способы кодирования сообщения и «каналы» трансляции содержания, под которыми следует понимать естественные и искусственные маршруты передачи сообщений. Понимание целостности всех этих процессов приходит в результате медиаобразования, повышения медиа-информационной грамотности.

Часть 2. Медиаобразование и самоактуализация личности в информационном обществе

Явление медиатизированного общества Медиаобразование как реакция на широкую медиатизацию общественных процессов возникло в начале XX века вместе с новыми средствами коммуникации – радио, кино, телевидение и т.д. К 60-м годам прошлого столетия оно приобрело черты самостоятельного научно- практического направления в комплексе мировых и отечественных медиаисследований.

Средство коммуникации есть сообщение В основе концепции медиаобразования лежит известный принцип Маршалла Маклюэна «Средство коммуникации есть сообщение» (англ. The Medium is the Message), означающее, что средства коммуникации сами по себе могут рассматриваться как фактор формирования личности, культуры, общества.

Два подхода к медиаобразованию Педагогический Гражданский

Педагогический подход Принят в рамках устоявшейся педагогической традиции и нашел своё выражение в научных трудах, диссертациях, школах, медиаобразовательных программах группы исследователей дидактической направленности. Они рассматривают медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники».

Гражданский подход Его сторонники полагают, что: медиаобразование – это часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии, это новый подход к либеральному образованию, развёрнутая долговременная общественно- просветительская деятельность.

Экологический подход Новое направление в медиаисследованиях – медиаэкология, экология медиапространства. Экологический подход к анализу медиапроцессов, пока что ориентируется на проблематику защиты человека от нежелательного воздействия так называемой вредной информации. Между тем, пришло время поставить вопрос о защите медиапространства от разрушительных действий людей. При таком подходе в системе медиаобразования акцент смещается на изучение медиапространства и его сбережение.

Медиаобразование - это Мы понимаем медиаобразование как комплекс специальных образовательных технологий, направленных на формирование гармоничных отношений с медиапространством, и как процесс образования и самообразования граждан в области средств коммуникации. Медиаобразование невозможно вписать в жесткие рамки дидактики. Это открытое интегрированное образование, основанное на партнёрстве ученика и учителя, стирании границ места и времени, конвергенции отраслей знаний, смещении акцентов с классно-урочной системы на самообразование.

Цель традиционного медиаобразования, как педагогической технологии, предполагает создание образовательных программ по формированию личности с заданными свойствами. Между тем в условиях всё расширяющегося сетевого принципа коммуникации, программирование, как социальных процессов, так и отдельной личности становится весьма проблематичным.

Профилактика рисков информационного общества Личность становится неотъемлемой частью медиа-информационно-коммуникационной среды, воспринимая её как среду для своей самореализации. В этих условиях кардинально меняется концепция массового медиаобразования. Оно в определённом смысле становится профилактикой рисков информационного общества, либо неким балансом между безграничной свободой личности и безграничным контролем со стороны субъектов, претендующих на управление человеком.

Информальное медиаобразование В настоящее время исследователями и практиками осмысливается идея того, что медиаобразование в значительной степени должно быть информальным (от лат. informalis – неформальный). В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года в проблематике социализации личности, её воспитания и образования рассматриваются три образовательные стратегии – формальная, неформальная и информальная.

Три вида образования Эти стратегии соответственно строятся на трёх видах образования: - формальное (начальное, среднее, средне- специальное, высшее, дополнительное); - неформальное (развитие системы курсов повышения квалификации); - информальное (разнообразное, экономическое и внеэкономическое стимулирование стремления каждого человека к саморазвитию и самообразованию).

Пока ещё малоизученное, информальное образование – это ненаправленное освоение социально-культурного опыта вне жёстких рамок организованного педагогического процесса. Реализуемое в семье, неформальном общении, различного рода группах и объединениях, в просветительских обществах, библиотеках, музеях, оно происходит в процессе любого коммуникативного действия.

Информальное медиаповедение Некоторое время назад нами была предпринята попытка описать информальный тип медиа поведения. Складывающаяся в современной медиасреде тенденция «самости», неформатности, безгранности и интеллектуального протеста свидетельствует о том, что информальное медиаповедение открывает нам путь к рассмотрению понятия «информальное» не просто как определённого типа медийного поведения индивида, а как характеристику одного из системно повторяющихся этапов развития общества.

Информальное Всякий раз в условиях переходного периода в общественном сознании складывается модель поведения, которая выражается в разрушении устоев, отказе от формализма, пересмотре ценностей, рождении новых идей. В эти исторические моменты на фоне слабеющих институтов власти растёт степень самоорганизации сообществ, проявляются новые лидеры. В такие периоды актуализируется роль личности в истории, обнаруживаются её скрытые возможности, индивидуальный потенциал. Личность проявляет себя информальным образом, нарушая стандарты, традиции, привычный ход событий. Она становится источником внутренней силы, интеллектуального бунта, информационного взрыва.

К подобным моментам нашей истории можно отнести период создания советского государства, переломные этапы Второй мировой войны, годы хрущёвской оттепели, короткий период перестроечных демократических ожиданий. Сегодня в условиях информатизации общественных процессов повышается уровень информальности социума как возможность ухода от регламентации, объектности, управляемости, как проявление самодеятельности и индивидуального начала. Подтверждением тому появление относительно свободной блогосферы, утрата СМИ монополии на истину, разрушение формальных ограничений в системе образования и т.д.

Медиаобразование и самоактуализация В условиях медиатизации общества и активизации информального медиа поведения появляется возможность рассматривать медиаобразование как особую технологию, которая способствует самоактуализации личности. И если под самоактуализацией (от лат. actualis – действительный, настоящий) понимать стремление человека к наиболее полному проявлению своих личностных возможностей, то в условиях информатизации социальных процессов эта потребность реализуется в полной мере. Человек получает разнообразные ресурсы для проявления себя в творчестве, научной сфере, гражданских коммуникациях.

Однако следует иметь в виду, что виртуальная личность, отделяясь от личности реальной, может жить своей самостоятельной жизнью. Она проявляется в случайных репликах и объектах подлинного творчества, видеоматериалах и фотографиях. Виртуальный образ личности может вступать в противоречие с физическим лицом и влиять на него негативно. Он имеет свою виртуальную жизненную историю и легенду.

Постоянно меняющаяся медиасреда позволяет индивиду по-разному представить свою многоликую сущность. В социальной сети ВКонтакте она одна, в Фейсбуке – другая, на официальной странице компании – третья. Через эти множественные воплощения, где человек вновь и вновь обретает индивидуальный образ и голос, и происходит его самоактуализация.

Но парадокс виртуальной самоактуализации заключается в том, что в виртуальной среде нет, во-первых, ничего целостного, а, во- вторых, действительного и настоящего. Индивидуальность рассыпается на фрагменты, граница между «я» реальным и аккаунтом в социальной сети оказывается весьма условной.

Поэтому так важно понимать, каким образом устроено медиапространство, какое место в нём занимает человек и до каких пределов простирается его автономия по отношению к создаваемым им самим механизмам и машинам. Видение этих процессов и возможность управлять ими дает медиаобразование как комплекс специальных образовательных технологий и как процесс образования граждан в области средств коммуникации.

Спасибо за внимание!